Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная экономическая социология 2 страница




13. Превращение рациональности в базовую характеристику современной культуры. Н.Н.Зарубина, ссылаясь на М.Вебера, отмечает, что в западной культуре рационализация принимает сквозной и формальный характер, подчиняет все сферы жизни общества и отдельного человека единой логике, наиболее адекватным выражением которой и служат деньги, не обладающие собственной качественной определенностью. На все сферы жизнедеятельности человека благодаря тотальной рационализации распространяется методичность — привычка планировать и разбивать на логические этапы любое действие, отделять в нем субъективные эмоции, страсти, привязанности от объективных условий и последствий. Другим проявлением рациональности является точность в оценке выгоды всего и вся — от делового предприятия до брака. Пока денежные отношения не приобрели универсального характера, а были растворены в неотчужденных межличностных связях, даже в предпринимательстве и торговле царила приблизительность, а объективные и субъективные аспекты деятельности неразрывно переплетались. Рациональность, методичность, точность становятся важнейшими добродетелями современного человека; хороший, честный, надежный человек — это «человек, достойный кредита». (Зарубина Н.Н., 2005)

10. Социология рынков.

Рынок – некоторая система обменов, с одной стороны – спрос, с др. предложение. Система координации(экон. Рассм-е)

Определение рынка:

- территориальное опр-е: рынок, как торг

-институц. Поведение- рынок как рыночное поведение

- фцкнкцион. Опред-е: рынок как форма координации

- система: рынок как соц. система обменов в общ-ве

 

Прежде всего под рынком в социологии рынка понимается место – физическое пространство, так есть конкртеные люди. Социологию интересует рынок, как соц. пространство: там есть агенты, опр. Правила. В определении рынка как соц. пространство соединяются как соц, так и полит, и эконом.

 

В рынке существуют отношения власти. Ны рынке сущечтвуют люди, обладающие большим капиталом, и те, кто маленьким. Им приходится соглашаться к правилами игры (price takers).

Пример: долевое стр-во установлено крупными игроками рынка, этот механизм раскручивался и остальным строит. Компаниям пришлось подстраиваться.

Пример: IKEA, остальные меб. Компании не могут не считататься с ней. Приходится ей соответствовать или искать собств. Ниши- 1) индивид. Дизайнерская мебель, 2) мебель на заказ по необходимым покупателю размерам, 3) магазины в любом районе города для большей доступности и следовательно большей привлекательности покупателя

 

Соц. условия сущ-я рынка:

- необходимость свободы и конкуренции

- свобода как независимость. Соц. значение конкуренции

- значение рынка для общ-ва и его хар-р

 

Рынок всегда денежные отношения, отношения собств-ти – вы покупаете права собственности на вещь

Человек не собственник своего тела, при желании он не может продавать свои органы – это ограничено закон-вом, только в самых крайних случаях

 

Рынок – безличная система – для всех в магазине цена одинакова

 

Институциональная теория рынка

Привычки мышления переносятся на рыночные отношения (бренды; то, что выглядит одинаково- нужно дороже – кольцо с бриллиантом кольцо с фионитом)

Демонстративное потребление – человек говорит что-то себе и другим

Избыточное общ-во – стремление минимизировать поведение, экономика настроена на максимизацию. Стремление экономики удовлетворить избыточные потребности – в ход идут маркетинговые способы – реклама, акции и т.д. Реклама – стремление зацепить сознание людей, заставить их купить что-либо.

 

Новая институц. Экономика (R.Coase, O.Williamson, D.North)

Ассиметрия инф-и – некоторые осведомлены больше, некоторые меньше.

«Рынки лимонов». Рынок поддержанных автомобилей – продавец знает все о машине, покупатель видит только внешнюю сторону. На рынке всегда одни знают больше, другие меньше.

 

11. Социальная критика рыночной экономики

Социальная критика рыночной экономики.

МАРКС

В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором Маркс и Энгельс уже очень чётко заявляют:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского,уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Это противоречие порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией — и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя, создавая объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Вся критика капитализма у Маркса опиралась на тот аргумент, что капитализм сделал интересы капитала и материальные выгоды главным мотивом человека.

ЗИММЕЛЬ

Следует отметить, что интеллектуализм и денежное хозяйство руководящие понятия историко-социологической концепции Зиммеля одновременно выступают как наиболее абстрактные из форм социализации. Анализу этих форм он посвятил заключительную главу своей работы "Философия денег", представляющую по сути дела описание капиталистического образа жизни того времени.

Говоря об интеллектуализме как характерной черте современной эпохи, он отмечает, что интеллектуализм изгоняет свойственный предшествующим эпохам наивный субъективизм и прямое, непосредственное познание мира, заменяя их объективностью логического метода. Все это приводит к исчезновению глубины и полноты душевного переживания и к понижению общего уровня душевной (эмоциональной) жизни.

 

 

12. Социальные аспекты экономической глобализации.

Гидденс: глобализация охватывает не только эк, но и полит, технологическую и культурную сферы. Глобализация – это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов. Глобализацию изначально рассматривали как закономерный результат процесса социальной эволюции западного общества.

Долгое время глобализацию воспринимали как некую «новую» идеологию. Идеология глобализация основывается на ряде широко распространенных и укоренившихся в социальном сознании мифов:

-глобализация представляет собой некий принципиально новый этап многовекового развития цивилизации, в рамках которого человечество утверждается в качестве «единой целостности взаимозависимых обществ»

-глобализация как процесс распространения «массовой культуры»

-глобализация как процесс становления «глобального информационного общества».

Идеология глобализации как системы мифов окончательно оформилась к середине 1990-х годов

Имела сазу множество приверженцев поскольку стала очередным воплощением идеи «социального прогресса»

Теоретики глобализацию подтверждая в своих работах ее закономерный, объективный и неизбежный характер, подчеркивают позитивную роль глобализации в формировании «глобального демократического общества».

Экономическая глобализация включает противоречивые процессы, которые имеют неоднозначные последствия в системе современных обществ. Эти последствия определяются ролью страны в международном разделении труда, статусов в системе мирохозяйственных отношений. Эти роли и статусы зависят от глобальных политических, социокультурных, социально – стратификационных процессов. Анализ именно этих последствий разрушает миф о глобализации как объективном и взаимовыгодном процессе универсализации и интеграции обществ.

Под экономической глобализацией понимается ряд процессов стремительно и радикально меняющих структуру и опредялющих направление трансформации мирохозяйственных отношений во второй половине 20-начеле 21 века.

Эти процессы включают

1)интенсификацию глобальных финансовых потоков и инвестиционной активности (увеличение мобильности капитала приводит к ускоренному накоплению фиктивного капитала и приводит к формированию предпосылок для глобального финансово- экономических кризисов., усилило зависимость бедных стан от эк центров)

2)транснационализация(для развитых стран появление депрессивных регионов, рост безработицы, для развивающихся – усиление прикрепление к эк центрам и ТНК, рост объема прямых иностранных инвестиций, усиление долговых проблем, эрозия интеллектуального капитала, падает интерес к дальнейшему технологическому совершенствованию производства, «+»- процесс трансграничных слияний и поглощений может привести к повышению конкурентоспособности предприятия и эк росту;

3)глобальную информатизацию (меняет характер трудовой деятельности,способствует разделению экономики на реальную и виртуальную, усиление влияния демонстрационного эффекта, создает предпосылки глобальной дезинтеграции и появления новых коммуникационных барьеров)

4)расширение и либерализацию мировой торговли (основана на унифицировании организационно- правовых стандартов; усиливает разницу в реальном положении резидентов и нерезидентов на внутреннем рынке, усиливает баланс между эскпортно и национально ориентированными отраслями. Международные экономико – политические структуры закрепляют увеличение указанных диспропорций, существенно ограничивая глобальную конкуренцию).

5)глобальную стандартилизацию и унификацию мирохозяйственных отношений,

6)распространение массовой культуры (ее воздействие падет на национальную культуру

7)становление глобального общества потребления (базируется на постоянном воcпроизодстве и распространении АО всему миру универсальных символов и стандартов потребления, противоречие между непрерывно увеличивающимся производством и навязывание миллионам людей универсальных образцов потребления и возможностями большинства их достичь. Это противоречие усугубляется по мере распространения «интернациональных образцов» потребления благодаря демонстративному эффекту и проявляется в постоянном процессе расширенного воспроизводства имитационного потребления. Все это провоцирует инфляцию, рост социальной напряженностии дестабилизации внутриполитических отношений)

Основные «глобальные проблемы» социальных изменений: проблема эффективного международного распределения продовольствия, глобальная энергетическая проблема, проблема органических ресурсов, проблема глобальной безопасности и урегулирование геополитических конфликтов, демографическая проблема, проблема урегулирования внешней и внутренней миграции.

 

13. Современные проблемы социально-экономического развития России. Аня Грахова.

14. Неформальная экономика и ее структура.

Исследовательское направление появилось во второй половине 20 века. Одним из первых, кто высказал предположение о взаимосвязи между предпринимательством и криминалом, был Р.Мертон. На примере США он показывает, что в странах, где преобладает «установка на достижение», экономического успеха пытаются добиться любыми способами. Если у потенциального предпринимателя есть легальные ресурсы для начала бизнеса (деньги, образование, связи), он в контактах с криминальными структурами не нуждается, в отличие от тех, кто подобными ресурсами не обладает. «Установка на достижение» - не единственная при основании собственного бизнеса. Психолог Д.Макклелланд («Достигающее общество») выявляет еще один мотив предпринимательской деятельности – «избегание неудач». Но этом основании функционируют компании, которые относятся к категории «вынужденное предпринимательство».

Но наиболее интенсивные исследования в сфере неформальной и теневой экономики были связаны с процессами, происходившими в развивающихся и социалистических странах мира. В случае со странами третьего мира – это отсутствие официальной работы, прежде всего в промышленном секторе экономики. Сам термин «неформальная экономика» был введен английским экономистом-антропологом К.Хартом, когда он проводил исследования городских рынков труда в Гане в 1971 и в Кении в 1972. Их результаты показали, что значительная часть городских жителей этих стран, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, практически не связана с официальной государственной экономикой. Огромное влияние оказала книга перуанского экономиста Э. де Сото «Иной путь» 1989 и его же монография «Загадка капитала» 2000, посвященная ситуации не только в развивающихся, но и в социалистических странах. Этой же проблемой занимался и Портес – учебник «Неформальная экономика и ее парадоксы».

Что касается исследований теневого сектора экономики, то они проводились в основном в странах социалистического лагеря. Хотя теневой сектор существовал и существует до сих пор и в экономиках более развитых стран мира.

Для того, чтобы сопоставить понятия «неформальная экономика» и «теневая экономика», воспользуемся подходом А.Каценелинбойгеном в статье «Цветные рынки и советская экономика». Автор разделил всю неформальную экономическую деятельность СССР на разноцветные сегменты в зависимости от степени ее общественной опасности:

  • «белый» сегмент – деятельность, которая не нарушает законодательство и права других людей; данный вид экономической деятельности относится к разряду неформальной в силу тех занятий, которые сюда относятся; во-первых, это домашняя работа, результаты которой не учитываются в ВВП, поэтому она не регулируется законодательством; в домохозяйстве выполняются две важные народнохозяйственные функции – производство и воспроизводство рабочей силы, что позволило поставить вопрос о необходимости оплаты труда домохозяек, их пенсионного обеспечения и социальной защиты; но решить этот вопрос непросто, так как семьи обладают доходами разного уровня, а выбор данного вида деятельности обусловлен различными причинами (бывают домохозяйки вынужденные и добровольные); во-вторых, это труд на дачном участке, в том случае, если производящаяся там продукция не попадает на рынок, а потребляется самими членами домохозяйства либо обменивается на основе бартера; согласно последним исследованиям, трудовая деятельность на даче экономически невыгодна, дача выполняет рекреационную функцию;
  • «розовый» сегмент - экономическая деятельность, которая не нарушает законодательство, но нарушает права других людей; такое возможно, если соответствующая законодательная база еще не разработана по каким-то причинам (например, целый ряд российских компаний, которые нанесли урон окружающей среде в связи с долговременным отсутствием экологического законодательства);
  • «серый» сегмент – экономическая деятельность, которая нарушает законодательство (в первую очередь Административный кодекс) и права других людей; пример – незарегистрированные компании, которые не выплачивают налоги, или официальные компании, выплачивающие налоги в неполном объеме, выдача зарплаты «в конверте», что позволяет владельцам компаний экономить на фонде заработной платы; в этом сегменте можно выделить две группы занятых – владельцы компаний, получающие дополнительную прибыль от ухода в сферу неформальной экономики, и те, кто попал в эту сферу вынужденно (предлагают не облагаемые налогами услуги – частный извоз, репетиторство и проч.);
  • «черный» сегмент – экономическая деятельность, которая нарушает Уголовный кодекс РФ и права других людей; сюда относятся наиболее экономически выгодные преступления – наркобизнес, заказные убийства, человеческий трафик, проституция, игорный бизнес, «силовое предпринимательство» (насильственное предложение услуг по охране бизнеса организованными преступными группировками).

Понятие «неформальная экономика» шире, чем понятие «теневая экономика», поскольку к последнему относится деятельность только в сером и черном сегментах (там, где нарушается законодательство).

15. Доверие в экономике.

16. Национально-религиозные факторы экономического развития. Лиза Наумова.

 

17. Распределение доходов и социальная структура.

 

Проблема распределения малоизученна. Общество можно представить как многомерный процесс распределения и перераспределения (доходы, собственность, пространство, время, знание, власть, престиж, вкус). Социология добавила много чего, что неравно распределяется в обществе – права и обязанности, статусы и роли, здоровье и смерть, доверие и безопасность и т.д.

Бурдье: классы- это способ отношения одних индивидов к другим, и тогда в игру различения вступают такие факторы, как стиль жизни, вкус, вид спорта ит.д.

Кингсли Дэви с и Уилберт Мур: через стратификацию происходит формировании всеобщего порядка в обществе, а всякое упорядоченное общество в противовес хаосу более эффективное. Стратификация обеспечивает мотивацию действии. Распределение –это процесс, оно постоянно меняется, и социальная конкуренция ведет к перераспределению социальных позиций и социальной мобильности.

Вебер: общественное распределение- не только объективный общественный процесс, но одновременно и процесс осознания перспектив и оценивания результатов этого распределения. Справедливость в социальном действии предполагает «другого как каждого» и выступает мерой в оценке действия и его результатов.

Современное общество- это система распределения, неравным образом распределяются доходы и соответствующие им классы и слои. Распределение не только отражается общественном сознании, но и конструируется субъектами экономического действия. Справедливость необходима как социальная мера в оценке процесса и результатов распределения.

Экономические и социальные теории распределения.

Физиократы: распределение – фора присвоения доходов, способы извлечения доходов различными социальными классами. Кэне: 1) производительные расходы-производительный класс (обработка земли),2) бесплодные расходы – бесплодный класс (не заняты в с.х, но производят другие услуги и работы),3) расходы дохода –класс владельцев

Классическая школа политэкономии: Смит связь распределения с образование различных видов доходов, в частности с определением среднего абсолютного размера индивидуальных доходов. Труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Разделение доходов на отдельные вилы происходило в соответствии с тремя факторами производства – земля, труд, капитал. Три вида дохода полностью исчерпывают цены на товары. Вид дохода определяет социальный класс. Распределение определяет, какое количество произведенного продукта достается определенному социальному классу – землевладельцам, рабочим капиталистам.

 

Милль: представляет, что законы производства по своему характеру близки к физическим законам природы, а законы распределения – социальны (зависят от воли людей). Свое учение о распределение переводит в плоскость изучения института частной собственности, также прав владения и перехода собственности. Заключает, что общий закон распределения -это закон конкуренции, т.е. закон спроса и предложения.

 

Маркс: именно ему принадлежит приоритет в создании социальной теории распределения. Труд – единственный источник стоимости, объявляется центральным содержанием эк процесса производства.Производство стоимости содержит стоимость средств существования работника и прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость делится между всеми классами, но распределение это неравное. Теория распределения Маркса подчинена теории производства, доход выступает лишь следствием собственности: собственность на капитал дает прибыль, собственность на рабочую силу – з/п. Основные классы – собственники и несобственники, нетрудящиеся и трудящиеся, в условиях капитализма ими являются капиталисты и рабочие, все остальные классы и слои преходящие.

 

Социальные теории распределения.

Дюринг: исследует политико правовой фактор в системе социальных отношений распределения. Институты права – вот что дает основание для понимания отношений распределения в различные исторические эпохи Вводит проблему «присвоения», которое всегда основано на насилии.

Идеографическое направление (Струве): распределение- чисто социальное явление, лишенное стоимостной основы.Распределение – явление социальное, оно вытекает из социального неравенства индивидов, находящихся в хозяйственных отношениях.

 

Социально органическое направление (Штольцмен): распределение социальное явление, которое следует из общественной природы человека, законов человеческого общежития. Распределение- результат отношений силы и права. Проблема распределения- это проблема «наделения» -, т.е. разделения общественного дохода между социальными классами.

 

Социальная теория распределения Туган-Барановского: явление распределение как проблемы отношений в зависимости между доходами и социальных классов рассматривает в тесной связи с явлениями капиталистического производства и обмена. Социальная роль каждого участника процесса распределения определяется его принадлежностью к социальному классу т никак не зависит от индивидуальной воли. В рамках распределения, субъекты вступающие во взаимодействие, социально не равны. Так, в акте распределения определенным образом проявляется классовое неравенство. Делает попытку разграничения теории распределения и теории стоимости. Признает, что доли общего дохода различных социальных классов получают форму цены. Однако не цены делают индивидов неравными, а их принадлежность к разным социальным классам. Высота з/п зависит определяется производительностью общественного труда и социальной силой рабочего класса. Высота прибыли определяется производительностью общественного труда, соотношением социальных сил капиталистов и рабочих и скоростью оборотов общественного капитала. Высота ренты зависит от степени плодородия земли.

Джон Бейтс Кларк выделял четыре фактора производства: капитал как деньги, капитал как средство производства, предпринимательские способности и труд наемных рабочих. Распределение в обществе осуществляется в зависимости от вида фактора и его производительности. При этом оценка эк благ и их полезность осуществляется большими группами людей вследствие законов спроса и предложения, поэтому распределение- объективный процесс.

 

Вебер: распределение и доходы зависят от социальных условий. Подчеркивал, что в докапиталистическом мире з/п была связана не с рынком и спросом – предложение, а с традиционным представлением об образе жизни и потреблении.

Во второй половине 20 века исследования, посвященные неравенству в доходах, можно разделить на три группы: экономические, политические и миросистемные.

Саймон Кузнецов «Эк рост и неравенство в доходах»: социальное неравенство появляется на начальной стадии эк развития и уменьшается по ере завершения модернизационного перехода. «П-образная гипотеза».

Герхард Лески «Власть и привилегии. Теория социальной стратификации»: тип распределения в обществе политической власти является ключом к пониманию эк распределения. Распределение в обществе на основе двух принципов – потребности и власти. Система распределения варьируется в зависимости от степени социального, т.е. технического прогресса общества. В менее развитых обществах блага распределяются по потребностям, а в технологически развитых обществах на основе власти. Демократия является наиболее сильной и справедливой системой распределения политической власти, так как опирается на большинство в обществе.

Миро-системный подход (Валлерстайн): различия в распределении доходов между странами определяются главным образом местом национального государства в системе мировой экономики. социальная стратификация и неравенство в доходах зависят от организации производства и контроля над ним различных групп, т.к. национальные государства не являются социально, экономически, политически изолированными.

Распределение доходов в обществе между классами тесным образом связано с проблемой справедливости.

Джон Ролз «Справедливость как честность», «Теория справедливости» (антиутилитаристкая система справедливости): распределение доходов и богатств необязательно должно быть равным, но оно обязательно должно быть направлено на получение преимуществ всеми. Неравенство оправдано в том случае, если оно выгодно всем, но в большей степени тем социальным слоям, которые находятся в наихудшей ситуации.

 

Роберт Нозик «Анархия, государство и утопия»: отстаивает позицию минимального государства-, функции которого ограничены узкими рамками- защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т.п. Принцип распределительной справедливости утверждает, что распределение справедливо, если каждый обладает титулом собственности на имущество, которое он имеет в соответствии с этим распределением.

 

 

18. Символическое потребление как предмет экономической социологии.

Взаимодействие людей не может быть чистым пространством социальной интеракции (face to face). Оно опосредовано еще одним отношением – вещами и их организованным пространством.

Понятие потребления в социологии: символическое потребление, демонстративное потребление, потребление как коммуникация

Сейчас все больше индивид реализует себя прежде всего не в сфере производства, а в сфере потребления. Через вещи и предпочтения человек теперь формирует свое собственное «Я» и через вещи это «Я» отличается от других. Тенденция связана с переходом к постиндустриальной стадии развития общества. Раньше у всех различалась работа, а потребление было примерно одинаковым для одинаковых групп, то сейчас у все большего числа людей работа одинакова (офисный планктон), а выделиться можно только разными стилями и моделями потребления.

Человек как потребитель не свободен ни в своих предпочтениях, ни в своем выборе. Его вкус одновременно и социален, и индивидуален. Потребление предполагает выделение блага их круга других благ и придание ему некоторой субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность – в том, что вы придаете ему такие качества, которые делают его полезным лично для вас. Объективная ценность – в том, как в обществе задаются стандартизированные качества благ, и как типическим образом они оцениваются людьми. Более точная категория – не «полезность блага», а его «потребительная стоимость».

Потребление как социальная категория предполагает структуру и институты потребления и основывается на согласовании индивидуального выбора и предпочтений с социально заданным набором благ и предпочтений, правил и ограничений выбора.

Человек в процессе потребления выступает в качестве социально заданной роли, то есть потребление – это ролевое поведение, формирующее правило поведения роли, атрибуты роли и ролевое пространство. Потребление на публике – особенная ролевая игра, она предполагает еще и других – некое индивидуально-коллективное действие. По Гидденсу – public inattention - публичное невнимание. Отсюда, по Веберу, начинается социальность – появляется фигура «другого». Тогда ваше поведение по смыслу ориентировано на другого. Потребление почти всегда с этой точки зрения – социальная деятельность: вы потребляете в социальном пространстве.

Как потребление ориентируется на другого?

Т.Веблен «Теория праздного класса» - феномен демонстративного (показного) потребления. Это стиль потребления «праздного класса», не несущего полезной общественной нагрузки. За счет каких потребительских практик можно добиться такого эффекта?

1) за счет покупки очень дорогих товаров, товаров роскошного потребления;

2) покупка товаров, произведенных вручную;

3)внешний вид представителей данного класса.

На рубеже 20 и 21 веков человек способен получить искомый статус не в результате профессиональных успехов, а как обладатель определенных вещей, символизирующих искомый статус. Индивид способен конструировать свою идентичность, используя товары как символы. Ж.Бодрийяр – «Система вещей», «Общество потребления: его мифы и структура». Поскольку любая коммуникация – обмен информацией, то и потребление можно рассматривать с этих позиций. В современном обществе потребляются не вещи, а символы. Люди ориентируются не на конкретные потребительные стоимости и удовлетворение свих потребностей, а на торговые марки и удовлетворение другой потребности – в самовыражении и конструирование с помощью вещей своей идентичности, но самое главное – с помощью вещей реализуется маркировка социального расслоения. Через демонстративное потребление человек подчеркивает свою принадлежность (или желание принадлежать) к определенному классу или строю.

То, что потребление – это прежде всего потребление знаков, объясняет беспредельность всего процесса потребления. Если бы потребление было всего лишь поглощением благ, рано или поздно наступило бы пресыщение, так как все потребности были бы более чем удовлетворены, но этого не происходит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.