Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная экономическая социология 3 страница




Самая важная часть исследования Бодрийяра – анализ социоидеологической системы вещей и потребления. В статусе современной вещи важнейшую роль играет оппозиция «модель – серия». Модель – определенная стильная вещь, ее символ, знак, а серия – тираж данной модели. Благодаря распространению моделей СМИ складывается «психологический оборот» - оборот символов, знаков, вещей. Тиражируется не просто модель, а ее символ. Суть потребительской идеологии современного общества: общество постоянно возводит серию к модели и постоянно тиражирует модель в серию. Серийность моделей и порождает иллюзию свободы выбора при изобилии предложения серийных товаров. НО вещь никогда не предлагается потребителю в качестве серийной, а всякий раз в качестве модели. Комбинаторика с несущественными элементами вещи – вторичная серийность, которая образует моду.

 

 

19. Роль предпринимательства в развитии экономики и общества.

По мнению основателя социологии предпринимательства, австрийского экономиста И. Шумпетера, в развитии любого предприятия можно выделить две фазы – стадию реализации инновации и стадию кругооборота. Предприниматель за внедрение новинки получает «предпринимательскую прибыль». Причем он крайне редко бывает изобретателем инновации. Изобретатель и предприниматель – носители двух различных функций. Цель изобретателя – разработать новинку и получить на нее авторские права. Цель предпринимателя – понять, как можно реализовать то или иное изобретение и получить от него прибыль.

Бизнес и предпринимательство – сопряженные виды социально-экономической деятельности. Предпринимательство – свойство бизнеса, обеспечивающее его развитие. Предпринимательство представляет собой бизнес в стадии зарождения и инновации, кардинального изменения. Любое изменение в бизнесе, которое влечет за собой его новое качество, делает его предпринимательством. В этом смысле инновация аномальна, поскольку ведет к смене, слому отлаженного механизма к новому качеству – состоянию неравновесия. Как только происходит привыкание к инновации, и она перестает быть таковой, снимается инновационный риск, предприятие стабилизируется, предпринимательство становится бизнесом.

Существенное отличие предпринимательства от бизнеса – инновация, которая обуславливает предпринимательскую прибыль, предпринимательский успех и социальный статус..

Классификация этапов становления и развития предпринимательства по Г.К.Гинсу («Предприниматель»):

  • античный
  • средневековый
  • этап великих географических открытий и колонизации
  • этап монополизации
  • этап появления государственных и общественных предприятий
  • этап глобализации

 

Античный этап характеризуется накоплением богатства для расширения возможностей потребления. Наиболее древний тип предпринимателя – собственник. Основной двигатель предпринимательства – война - поставка рабов и применение их труда для производства товаров (Древняя Греция). Производство товаров широкого потребления. Кроме производственного предпринимательства зарождается также финансовое (Древний Рим), сельскохозяйственное предпринимательство, разработка полезных ископаемых (Древняя Греция – добыча угля).

Средневековый этап характеризуется появлением нового типа предпринимателя, ориентированного на производство, а не на потребление – предпринимательство ради самого себя – феодалы (добыча природных ресурсов – древесина, пушнина и др.), епископы (монастыри как хозяйственные единицы, ткацкое и мельничное дело), купцы(итальянские торговые города Генуя, Флоренция, Венеция).

Этап ВГО и колонизации - временные рамки – конец 15-16 век. Основные типы предпринимателей – авантюристы и мещане (по Зомбарту, «Буржуа»). Авантюристы востребованы в первую очередь. Для данного этапа характерно использование возможностей появившихся еще раньше товариществ по распределению рисков. Риск и ответственность – неотъемлемые стороны предпринимательской деятельности. По Гинсу, этап монополизации – этап «грандиозного развития капитализма». Конец 19 –начало 20 века. От предпринимателей потребовалось умение привлечь чужие средства для создания крупных предприятий. Владеют и управляют предприятием, осуществляют финансовое руководство и контакты с партнерами и потребителями разные люди, обособление функций предпринимателя. Появившиеся на данном этапе монополии препятствуют созданию малых и средних предприятий.

Процессу монополизации способствовала модель взаимодействия американского государства и предпринимательства. «Пока государство спит – бизнес идет». Впоследствии принято антимонопольное законодательство, многие монополии прекратили свое существование.

Следующий этап – появление государственных и общественных предприятий. Гинс относится критически – руководители таких предприятий боятся риска, таким образом, постепенно изживается такое необходимое качество как предприимчивость. Страны с преобладанием государственного предпринимательства: СССР(в результате революции частное предпринимательство ликвидировано), Италия и Германия (фашизм ограничивал внешнюю торговлю, цены на основные предметы потребления подчинены государственному регулированию). Вторая половина 20 века, страны с тоталитарной моделью взаимодействия государства и предпринимательства – Испания времен Франко, Португалия времен Салазара, в настоящее время – Венесуэла (Чавес). К этой же категории можно отнести «государства всеобщего благосостояния» - Швеция, чтобы выровнять уровень жизни, требуется взимать высокие налоги, создатель ИКЕА И.Кампард перевел активы за рубеж, так как у него 3 сына, а налог на наследство компанию обанкротит. Наиболее оптимальная модель – «модель контролируемого хозяйства» или компромиссная модель - Япония, поддержка конкуренции и любые меры для вывода компаний на международный рынок. Гинс отмечал, что ни в одной стране мира не существует ни либеральной, ни модели «скованного капитализма», ни модели «контролируемого хозяйства» в чистом виде.

Этап глобализации характеризуется созданием транснациональных корпораций, снятием барьеров для движения товаров, услуг, технологий. Проблемы глобализации активно обсуждались с 90 годов 20 века, может сложиться впечатление, что явление новое, но некоторые исследователи считают, что начало процессу глобализации было положено в эпоху ВГО.

Развитие капитализма сопровождалось противоположными процессами: общественным разделением труда и углублением специализации, кооперацией и концентрацией производительных сил и производственных отношений. В социально-политической и культурной жизни одновременно происходили процессы стандартизации и омассовления. Рынок формировал своего потребителя – среднестатистического человека со стандартными потребностями и предсказуемыми ожиданиями. С развитием НТП и технологий ведущей производительной силой стала информация. Главную роль играет человек как носитель и пользователь информации. Меняется структура бизнеса и предпринимательства, появляется инновационный, наукоемкий бизнес.

 

Теоретические основы социологии предпринимательства:

Термин «предпринимательство» был введен в научный оборот парижским банкиром Р.Кантильоном в книге «Очерки общей природы коммерции». Основой социологии предпринимательства послужила книга Й.Шумпетера «Теория экономического развития». Шумпетер отмечал, что основная функция предпринимателя заключается в том, что он «осуществляет новые комбинации факторов производства». Предприниматель является посредником, который преобразует изобретения – результат производства новых знаний – в инновации. Отличие изобретений от инноваций заключается в том, что последние отвечают на существующие в обществе потребности. Превращая изобретение в инновацию, предприниматель тем самым делает полученные знания более ценными для общества.

 

К внутрифирменному предпринимательству относится формирование и реформирование корпоративной культуры компании. Специалисты в сфере менеджмента М.К. де Врие и Д.Миллер установили, что на особенности деятельности предприятия оказывает влияние личность владельца.

Предприниматель – особый тип личности, в каждой стране 25% наиболее успешных предпринимателей, 5% - прирожденные предприниматели, которые в любой социально-экономической ситуации будут заниматься бизнесом.

Мотивы, которыми руководствуются успешные предприниматели (Шумпетер):

  • мечта и воля основать свою частную империю, простор и чувство власти
  • воля к победе, желание борьбы, стремление к успеху ради успеха
  • радость творчества

Пользуясь современным языком: стремление к самореализации, к независимости, возможность что-либо изменить в своем бизнесе.

Еще одна проблема, изучение которой было инициировано Шумпетером – кредитование бизнеса. «Чтобы производить, осуществлять новые комбинации, предпринимателю нужна покупательная сила, если он не обладает ей заранее». Предприниматель становится должником общества, и он осознает свою ответственность. Впоследствии это приводит к формированию концепции корпоративной социальной ответственности.

 

Вебер («Протестантская этика и дух капитализма» 1904-1905) рассматривает:

  • определенные изменения во взглядах на предпринимательство, которые имели место в Западной Европе вскоре после Реформации
  • влияние различных направлений в протестантизме на кардинальные изменения общественного мнения по отношению к предпринимательству.

Традиционный капитализм – потребительский. То, что производилось, немедленно потреблялось, работали ровно столько, чтобы заработать на жизнь. Еще принцип - «Не обманешь – не продашь». Современный капитализм – производительный, так как протестантизм – первая религия, поощряющая обогащение. Это было связано с тем, что «отчитываться» после смерти необходимо было нажитыми состояниями в результате либо пользования своих профессиональных навыков, либо предпринимательства. Протестанты не должны были попусту тратить время, поскольку это могло привести к потере денег. Все заработанные деньги протестанты вкладывали в развитие предприятий, что позволило увеличить их размер и впоследствии привело к созданию монополий. Главный принцип «Честность – лучшее оружие».

Культурологический подход, предложенный Вебером, активно использовался и во второй половине 20 века. С.М.Липсет «Ценности и предпринимательство в Америках» - ценности культуры оказывают существенное влияние на предпринимательство и уровень экономического развития страны в целом.

Позднее, в 1910х, Вебер подтверждал выдвинутый ранее тезис о том, что предприниматели существуют только в рыночном обществе. Шумпетер не был согласен, так как основной функцией предпринимателя считал реализацию инновации, следовательно, обнаружить предпринимателя можно в любую эпоху (хоть вождь первобытных племен).

Вебер анализировал роль бюрократии в 20 веке. С его точки зрения, ввиду усиливающейся рационализации общества бюрократия приобретает все более важное значение как на уровне предприятия (менеджеры), так и на государственном уровне. В экономике существует лишь одна фигура, способная противостоять производственной бюрократии, - предприниматель. Он более информирован о делах фирмы, чем бюрократ, поскольку обычно принимает решения самостоятельно и берет на себя ответственность за организацию в целом. Бюрократ только повинуется приказам. Таким образом, предприниматель-одиночка постепенно уходит в прошлое. Тем самым Вебер положил начало дискуссии о месте предпринимателя и менеджера в функционировании фирмы. Мнение Вебера разделяет и Шумпетер. «Руководители» выполняют рутинную работу, назвать их «движущей силой» нельзя.

 

Капитализм требует от успешного предпринимателя соединения обоих начал. Авантюризм связан с возможностью взять на себя риск, предприимчивость. Мещанское начало проявляется в ответственности перед наемными работниками и потребителями.

 

20. Город-хозяйство нового типа. Ксюша Виноградова.

21. Человек и труд. Человек в структуре социально-трудовых отношений. Сережа Павлов.

 

22. Социальные функции рекламы и маркетинга.

Большинство исследователей рассматривали рекламу как манипулятивную практику.

Реклама всегда имела целью повысить значимость некоторых ценностей, разделяемых обществом, с тем чтобы сделать более привлекательным товар, ассоциирующийся с этой ценностью. С момента появления рекламы возникает и необходимость ее регулирования и вмешательства властей.

Выделяют три способа регулирования рекламной деятельности – государственное регулирование, саморегулирование и регулирование со стороны потребителей.

Телевидение дало больше возможностей для развития рекламной практики и повышения эффективности рекламных мероприятий: давая меньше времени на осмысление увиденного и услышанного, они позволяют представить объект всесторонне. Утаивание части информации при заключении сделки. Развитие телевидения привело к необходимости контроля над телевизионной рекламой. Ориентация рекламы на молодежь и детей поставила общество перед необходимостью защиты самой психологически уязвимой аудитории от обмана. Понимание этого приводит к мысли, что наиболее эффективным способом регулирования является предварительна экспертиза любой рекламы до того, как она будет увидена зрителями, причем эта экспертиза должна осуществляться совместными усилиями СМИ, промышленных и рекламных организаций.

 

В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как специфическая область коммуникации между рекламодателями и потенциальными потребителями. Рекламная кампания – сложный коммуникативный процесс, целью которого является обеспечение понимания и обмена с потребителем передаваемой информацией, т.е. сообщения.

Социальные функции рекламы: информационная, коммуникативная, ценностнообразующая, функция социализации. Первые две непосредственно связаны между собой. Социологи рассматривают рекламу как инструмент формирования общественного мнения. Причем отнюдь не всегда внушаемые рекламой ценности и формируемые ею потребности положительно влияют на процессы, происходящие в обществе. Сторонники теории мощного воздействия рекламы говорят о том, что она формирует ложные потребности, заставляет людей вести нездоровый образ жизни, отказываться от потребления одежды, бытовых приборов, автомобилей задолго до их износа, поощряет стремление к роскоши. Другая группа исследователей считает, что реклама - отклик на уже имеющиеся в обществе ценности.

Необходимо отметить, что без апелляции к преобладающим в обществе ценностям и наиболее распространенным индивидуальным потребностям рекламные сообщения будут неэффективны. Чаще всего в рекламных сообщениях используются ценности:

• уверенность в правильности своих действий

•ощущение собственной значимости

•реализация творческих наклонностей

•потребность в объектах любви и проявлении добрых чувств

•сила

•семейные традиции

•уверенность и надежность

•здоровье

•экологические ценности

Таким образом, реклама в стремлении достичь поставленных целей постоянно опирается на присущие ее потребителям мотивы, в которых отражается система ценностных ориентаций, превалирующих в обществе. Но зачастую она вскрывает не только еще не осознанные потребности, но и формирует новые, опережая тем самым общественное сознание. В этом двустороннем процессе (одновременном отражении общественных ценностей и воздействии на них) проявляется диалектика взаимоотношений рекламы и общества.

Функция формирования ценностных ориентаций непосредственно связана с функцией социализации. Когда проводят анализ роли рекламы в процессе социализации, речь прежде всего идет о ее влиянии на детскую и молодежную аудитории как наиболее восприимчивые к рекламному воздействию демографические группы. Засоренность информационного пространства поощряет рекламистов к поиску тех целевых групп, члены которых не имею иммунитета по отношению к рекламному прессингу. Дети – наиболее легкодоступная аудитория. Специально для них были созданы коммерческие передачи, в которых реклама превращается в развлекательное шоу. Черепашки Ниндзя, Покемоны и множество других героев придумывались специально, чтобы снятый о них мультфильм приносил доход не только телекомпаниям, но и фирмам, которые торгуют игрушками. Такие мультфильмы – гигантская реклама, по длительности превышающая все лимиты. В данном случае даже взрослый человек не сразу способен распознать в фильме грамотно и хитроумно замаскированную рекламу. Более того, авторы этой идеи предусмотрели возможность покупки лицензии на использование «образа героя» любой фирмой. Результат – рюкзаки с Русалочкой и т.д., при этом ценность товара определяется не качеством, а приклеенной картинкой.

Телевидение часто формирует негативные модели детского поведения, в то время как его воспитательный потенциал весьма велик (например, приучение к малополезной пище).

У подростков социализация посредством рекламы происходит либо по принципу ориентации на «значимого другого», либо на референтную группу. Еще один механизм, используемый рекламой – стремление подростка быстрее повзрослеть. Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление и стимулировать агрессивность.

Поэтому реклама, направленная в первую очередь на детей и подростков, должна подвергаться наиболее жесткой цензуре и отвечать ряду требований:

• формировать разумные ограничения в потребительских ориентациях

•всесторонне изучать возможные последствия рекламного воздействия на детскую и подростковую аудиторию

•должна нести в себе не только идею (знание) о самом товаре, но и идеалы, к которым нужно стремиться каждому человеку

По мнению Бергера и Лукмана, «социализация – создание индивидом своего образа, который существует на социальном уровне, равно как и товар, идея, страна и что-либо еще; индивид существует на социальном уровне, то есть принимает участие в динамике общества». Реклама же осуществляет встраивание образа в публичный дискурс, то есть придает ему определенный социальный статус.

 

 

23. Современные проблемы образования. Настя Носкова.

 

24. Социология вкуса и питания.

Посредством вкуса человек формирует свою собственную идентичность – свое «Я», отличное от других, воспроизводится через то, что это «Я» считает вкусным. Но теперь различия формируются в более сложном и многомерном социальном пространстве потребления. В современном мире, наполненном до краев всякими материальными вещами, наверное, как никогда раньше, очень значимы предпочтения в потреблении идеальных вещей – звуков музыки. Что слушает человек, то и отражает его идентичность. Музыка формирует особое активное эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего природного, физического и социального мира. Отношение к другому формируется через отношение к ее\его музыкальным пристрастиям. Музыка четко маркирует и социальные срезы общества. Знание музыки – культурный капитал, человек, им обладающий, будет четко отделять себя от других и признавать равными себе только тех, кто обладает таким же капиталом.

Вкус – это элемент хозяйства, процесс антропоморфизации природного материала. С помощью вкуса и арсенала средств культуры человек с самого начала своей истории придает особые качества материальным предметам.

 

По Бурдье, все классы обладают вкусом, низшие строят свое понимание вкуса в оппозиции к высшим, «интеллектуалы» строят свою оппозицию вкуса богатым и бедным, причем не обладая настоящим, денежным капиталом, они свой вкус связывают с доступным им и недоступным другим классам интеллектуальным капиталом.

Низшие классы формируют свой вкус к необходимому в противоположность вкусу к роскоши. Питание низших классов должно содержать связь: народный вкус – это сытное (питательное, необходимое при затратах физического труда) и одновременно дешевое. Бурдье называет это «спонтанным материализмом рабочих классов», который формирует воспроизводство вкуса к жизненно важному, при постоянной оценке эффективности процесса потребления («и хорошо, и дешево»). Этика доброй жизни народа предполагает умение «выпить и закусить», посидеть как положено, по-простому – без лишних формальностей. Полюбить жизнь такой, какая она есть в атмосфере простых и добрых шуток, посмеяться над жизнью себе подобных. Этика и эстетика общения низших классов предполагают коллективное общение – есть и пить в компании, наслаждаясь непосредственно дружеской и непринужденной атмосферой понимания, где ничего не предполагает искусственного ограничения и навязываемой сдержанности и умеренности, цензуры условностей и приличий, или церемонности. «Вульгарный» (дикий) вкус к пище предполагает вкус к питательному – мясному, жирному, острому, соленому. Соответственно и фигура – теперь уже не буржуа стремится быть с брюшком, а рабочий человек. В теле рабочего ценится сила. Высшие классы в ранг идеала возводят не содержание тела – силу, а форму – стройность и спортивность.

 

В последнее время социологии еды и питания отводится все больше места в социологии потребления и в социологии в целом. Вкус к еде – очень социальная конструкция, проникнутая историческим духом времени, поэтому социологи и стали обращать на эту черту еды внимание. Дело не только в том, что еда – это институциональная или коллективная деятельность, и в этом обнаруживается ее социальность, а в том, что еда, казалось, будучи непосредственным (физиологическим) удовлетворением жизненно важной потребности, - социальная потребность по своей сущности, она отличает человека от животного. Но главное – еда наполнена «до краев» вкусом, она отражает сугубо человеческое отношение к питанию – не есть, что есть, а крайне избирательно и творчески относится к главной жизненной потребности.

То, что человек ест, и сделало его человеком. Использование огня привело к изменению питания – с помощью огня и приготовления пищи человек стал питаться не только растительной пищей, но и белковой. Желудок человека устроен не как у хищника и не предназначен природой к перевариванию сырого мяса, но с помощью приготовления мясо стало необходимой частью рациона – человек преобразовал свою природу и стал всеядным.

Вторая революция в питании произошла в эпоху неолита, при появлении земледелия и скотоводства. Если для охотников и собирателей основным питанием была растительная и мясная пища, то для земледельческих народов зерновые преобразовали коренным образом рацион и вкус, а для скотоводов – молочные и кисломолочные продукты наряду с мясом.

Итак, если взглянуть на тип питания современного человека, то мы увидим в нем разбившиеся осколки и охотников с собирателями, и земледельцев, и скотоводов, и горожан.Значительно следующее: рационализация вкуса привела к тому, что мы стали постепенно делить, разделять и отделять вкусы друг от друга - это революция в дифференциации вкуса. Если раньше вкусы смешивались – кислое со сладким, соленое с острым, сладкое с острым, - то теперь мы отчего-то требуем чистоты вкуса (например, мясо должно иметь вкус мяса, и ему положено быть острым в меру, сладкое – сфера только десерта и проч.).

Итак, наш вкус основан на дополнении чистых вкусов, а не на смешении и оппозиции вкусов; он несет на себе отпечаток рационализации отношения к продукту и его вкусу.

Рационализация вкуса была также связана с рационализацией подачи блюд и сервировкой стола – хоть и готовились они на одной кухне, но деление и подача были строго регламентированы, ничто не должно было смешиваться. Стул занимает место в каждой кухне, вилка, нож, ложка, стакан – индивидуальны, а не коллективны. Завершающий аккорд рационализации – хлеб стал закуской, едят не хлеб, едят с хлебом.

Новый капитализм придал новое звучание старым вкусам. Продукты и напитки воспринимались как излишества и удовольствия более раскованно. Вот несколько примеров этих новых продуктов, означавших иной режим удовольствия в питании: сахар, алкоголь, чай-кофе, табак.

Технологии хранения и транспортировки очень сильно влияют на вкусы и продукты. Именно этим технологиям мы обязаны вкусом к копченому и соленому мясу, пасте (арабская технология хранения и перевозки теста), сыр (способ хранения молока), пироги (так пилигримы в Средние века хранили и перевозили начинку, тесто они не ели), водка (хлеб не только ели, но и пили). Сегодня технологии хранения – заморозка и консервация – господствуют над всеми другими способами хранения, соответственно, вкус продукта максимально приближен к естественному – чистый вкус побеждает. Технологии позволили нам отказаться от сезонности вкуса – мы едим все и всегда. Кроме этого, продукты в супермаркет поставляются со всего света – мы утеряли вкус к местным продуктам, но приобрели вкус к экзотическим. Массовое производство продуктов питания представляет возможность развития массового делокализированного вкуса – все любят и едят одно и то же, все глобализируется и унифицируется.

 

25. Социология профессий как отрасль экономической социологии.

 

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи. Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры. Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности.

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде. Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда, непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

 

26. Социо-культурный подход в экономической социологии. Настя Постникова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.