Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная экономическая социология 3 страница. Вкус – это элемент хозяйства, процесс антропоморфизации природного материала




Вкус – это элемент хозяйства, процесс антропоморфизации природного материала. С помощью вкуса и арсенала средств культуры человек с самого начала своей истории придает особые качества материальным предметам.

 

По Бурдье, все классы обладают вкусом, низшие строят свое понимание вкуса в оппозиции к высшим, «интеллектуалы» строят свою оппозицию вкуса богатым и бедным, причем не обладая настоящим, денежным капиталом, они свой вкус связывают с доступным им и недоступным другим классам интеллектуальным капиталом.

Низшие классы формируют свой вкус к необходимому в противоположность вкусу к роскоши. Питание низших классов должно содержать связь: народный вкус – это сытное (питательное, необходимое при затратах физического труда) и одновременно дешевое. Бурдье называет это «спонтанным материализмом рабочих классов», который формирует воспроизводство вкуса к жизненно важному, при постоянной оценке эффективности процесса потребления («и хорошо, и дешево»). Этика доброй жизни народа предполагает умение «выпить и закусить», посидеть как положено, по-простому – без лишних формальностей. Полюбить жизнь такой, какая она есть в атмосфере простых и добрых шуток, посмеяться над жизнью себе подобных. Этика и эстетика общения низших классов предполагают коллективное общение – есть и пить в компании, наслаждаясь непосредственно дружеской и непринужденной атмосферой понимания, где ничего не предполагает искусственного ограничения и навязываемой сдержанности и умеренности, цензуры условностей и приличий, или церемонности. «Вульгарный» (дикий) вкус к пище предполагает вкус к питательному – мясному, жирному, острому, соленому. Соответственно и фигура – теперь уже не буржуа стремится быть с брюшком, а рабочий человек. В теле рабочего ценится сила. Высшие классы в ранг идеала возводят не содержание тела – силу, а форму – стройность и спортивность.

 

В последнее время социологии еды и питания отводится все больше места в социологии потребления и в социологии в целом. Вкус к еде – очень социальная конструкция, проникнутая историческим духом времени, поэтому социологи и стали обращать на эту черту еды внимание. Дело не только в том, что еда – это институциональная или коллективная деятельность, и в этом обнаруживается ее социальность, а в том, что еда, казалось, будучи непосредственным (физиологическим) удовлетворением жизненно важной потребности, - социальная потребность по своей сущности, она отличает человека от животного. Но главное – еда наполнена «до краев» вкусом, она отражает сугубо человеческое отношение к питанию – не есть, что есть, а крайне избирательно и творчески относится к главной жизненной потребности.

То, что человек ест, и сделало его человеком. Использование огня привело к изменению питания – с помощью огня и приготовления пищи человек стал питаться не только растительной пищей, но и белковой. Желудок человека устроен не как у хищника и не предназначен природой к перевариванию сырого мяса, но с помощью приготовления мясо стало необходимой частью рациона – человек преобразовал свою природу и стал всеядным.

Вторая революция в питании произошла в эпоху неолита, при появлении земледелия и скотоводства. Если для охотников и собирателей основным питанием была растительная и мясная пища, то для земледельческих народов зерновые преобразовали коренным образом рацион и вкус, а для скотоводов – молочные и кисломолочные продукты наряду с мясом.

Итак, если взглянуть на тип питания современного человека, то мы увидим в нем разбившиеся осколки и охотников с собирателями, и земледельцев, и скотоводов, и горожан.Значительно следующее: рационализация вкуса привела к тому, что мы стали постепенно делить, разделять и отделять вкусы друг от друга - это революция в дифференциации вкуса. Если раньше вкусы смешивались – кислое со сладким, соленое с острым, сладкое с острым, - то теперь мы отчего-то требуем чистоты вкуса (например, мясо должно иметь вкус мяса, и ему положено быть острым в меру, сладкое – сфера только десерта и проч.).

Итак, наш вкус основан на дополнении чистых вкусов, а не на смешении и оппозиции вкусов; он несет на себе отпечаток рационализации отношения к продукту и его вкусу.

Рационализация вкуса была также связана с рационализацией подачи блюд и сервировкой стола – хоть и готовились они на одной кухне, но деление и подача были строго регламентированы, ничто не должно было смешиваться. Стул занимает место в каждой кухне, вилка, нож, ложка, стакан – индивидуальны, а не коллективны. Завершающий аккорд рационализации – хлеб стал закуской, едят не хлеб, едят с хлебом.

Новый капитализм придал новое звучание старым вкусам. Продукты и напитки воспринимались как излишества и удовольствия более раскованно. Вот несколько примеров этих новых продуктов, означавших иной режим удовольствия в питании: сахар, алкоголь, чай-кофе, табак.

Технологии хранения и транспортировки очень сильно влияют на вкусы и продукты. Именно этим технологиям мы обязаны вкусом к копченому и соленому мясу, пасте (арабская технология хранения и перевозки теста), сыр (способ хранения молока), пироги (так пилигримы в Средние века хранили и перевозили начинку, тесто они не ели), водка (хлеб не только ели, но и пили). Сегодня технологии хранения – заморозка и консервация – господствуют над всеми другими способами хранения, соответственно, вкус продукта максимально приближен к естественному – чистый вкус побеждает. Технологии позволили нам отказаться от сезонности вкуса – мы едим все и всегда. Кроме этого, продукты в супермаркет поставляются со всего света – мы утеряли вкус к местным продуктам, но приобрели вкус к экзотическим. Массовое производство продуктов питания представляет возможность развития массового делокализированного вкуса – все любят и едят одно и то же, все глобализируется и унифицируется.

 

25. Социология профессий как отрасль экономической социологии.

 

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи. Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры. Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности.

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде. Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда, непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

 

26. Социо-культурный подход в экономической социологии. Настя Постникова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.