Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и культура, как самые важные компоненты духовной жизни




Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

 

Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п.

Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Духовная сфера - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой: искусством, наукой, религией, другими видами творчества и интеллектуальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).

Отделить духовную сферу от других - значит разделить материальную и духовную жизнь, материальную и духовную культуру. А это очень сложно, как и вообще строго ограничить одну сферу от другой. Главные особенности явлений духовной сферы состоят, во-первых, в том, что основная деятельность происходит именно за счёт ума и чувств, а все материальные процессы имеют как бы подсобный характер. Во-вторых, продукция духовной сферы главным образом предназначена также для удовлетворения потребностей чувств, души, красоты, ума, морали.

Понятие духовной культуры может употребляться в более или менее широком смысле. Иногда ей считают весь продукт человеческого интеллекта. Но чаще имеют в виду лишь искусство, науку, религию. «Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии». Задачи, которые стоят перед духовной культурой, многообразны. Это хорошо видно на примере искусства и литературы, о назначении которых велись жаркие споры. Так, в России в XIX-начале XX вв. одни считали их общественной трибуной, а другие полагали, что искусство существует для искусства, то есть для узкого круга посвящённых.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на сферы: материальную, социальную и духовную.

Фролов даёт описание содержания понятия «культура». «Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительный жизненный опыт людей даёт основания предположить, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей».[8]

В дальнейшем автор накладывает данное описание на отдельную личность, индивида. Поясняя, что «В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивид и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры».[8]

Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова «культура», обозначающих, как элементы поведения, так и стороны деятельности человека». Фактически, определённый пласт культуры закрепляется за человеком с рождения. В этот пласт входят составляющие, как индивидуальной культуры, так и культуры общества, в котором живёт человек. «Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками».[7] При этом, в обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода.

Далее автор говорит о взаимосвязи материальной и нематериальной культуры: «Всё социальное наследие можно рассматривать, как синтез материальной и нематериальной культуры». В свою очередь «материальная культура должна рассматриваться, как результат нематериальной».

Отсюда видно, что материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

В свою очередь материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах обще­ственной деятельности. Она включает этикет, профессиональ­ную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, эконо­мическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Второй сферой считается духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. [3]

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

В жизни каждого человека присутствует духовная культура в большей или меньшей степени.

Религия учит человека сочувствию, пониманию, взаимопомощи. В определенные периоды жизни человек общается к Небесам за помощью, но увы, это в большей степени от безысходности. Однажды в мою жизнь пришли замечательные люди, которые научили меня быть более лояльной и благосклонной к слабостям других. Это были люди из реабилитационного центра «Радуга», они получили свои физические увечья в детстве, а некоторые в подростковом возрасте. Больше всего меня впечатлял парень по имени Женя, он потерял зрение, когда узнал, что его мама умерла … Долгое время он не мог смериться со смертью единственного дорого человека и своей собственной беспомощностью. Его родная тетя не смогла от него отказаться, она решила ему помочь – отвела в церковь, устроила в церковную школу. Спустя месяц племянник начал приходить к жизни шутил и помогал своей новой семье, похозяйствуй. Вердикт врачей – он никогда не увидит мир таким каков он есть, не сломил в парне боевой дух: он начал изучать гуманитарные науки слушать большое количество книг и искать свое истинное положение в жизни. На данный момент он знает 4 иностранных языка, пишет музыку, сочиняет стихи, а в свободное от работы время вышивает. Но вся эта длинная история имеет отношение к данной теме, так вернемся к тому месту, что меня больше всего удивляло в этой личности: он всегда шутил, старался оказать другим помощь, а когда что-то не получалось настойчиво повторял «С Божьей помощью». В то время, когда у нас были перерывы между номерами, пел свои веселые, задорные песни. Искусство – это его жизнь, отказываясь от творчества и науки и религии, он терял самого себя. Религиозный мир дал ему гораздо больше, чем мы с вами отдаем друг другу. А ведь это не так сложно, научиться отдавать своим любимым и дорогим людям частичку своей души и тепла. Прилаживая усилия над обыденными и простыми вещами и немного терпения, приобретаем изделия не лишённые духовного оттенка, который мы часто не замечаем.

Существуют четыре основные фазы творчества:

— замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);

— созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),

— озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);

— проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э.Хобель[ ] предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных элементов.

По мнению антрополога Уорда Гуденау культура содержит 4 элемента:

1. понятия (концепты), благодаря им становится возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2. отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3. ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4. правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау определил связь между этими элементами. Культура содержит образцы, помогает решить, что существует, что может быть (ценности), что и как с этим делать (нормы).

Добавим, что элементами культуры могут быть еще и обряды, ритуалы, обычаи и традиции. Традиция считается центральным понятием в теории культуры, поскольку она обеспечивает устойчивость культуры и ее развитие, поскольку является формой преемственности не только культурных ценностей, но и потребности в культуре.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях...

Литература:

1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. - М.,1987. - С.110.2. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста) // Вопросы философии. - 1993. - № 9. - С.123. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981. - С.43.4. Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры.- Куйбышев,1988.- С.7.5. Лавренова Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-466. Лавренова, Т.И.Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-467. Манхейм К. Избранное: социология культуры. - М.-СПб., 2000.

8. Фролов С.С. Социология. - Москва: «Гардарики», 2000 год.

 

САВЧЕНКО Ю.В., БОГУСЛАВСКАЯ В.Г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.