Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 53 страница




После этого и многих других прославлений я услышал ещё одно, общее прославление от востока небес до запада и от юга до севера. Я спросил ангела, в чём оно состояло. Он сказал, что это были следующие слова из пророков:

Пусть всякая плоть узнает, что Я Иегова и Спаситель твой.

Исаия 49:26

 

Так говорит Иегова, Царь Израиля, и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога.

Исаия 44:6

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш, Которого мы ждали, чтобы освободил нас! Он — Иегова, Которого мы ждали.

Исаия 25:9

Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове. Вот, Господь Иегова идёт в силе. Как пастырь Он будет кормить стадо своё.

Исаия 40:3, 5, 10, 11

Младенец родился нам, сын дан нам; имя ему: Чудный, Советник, Бог, Герой, Вечный Отец, Князь мира.

Исаия 9:6

Вот, наступят дни, когда Я восставлю Давиду праведного потомка, который будет править, как царь. И вот имя его: Иегова — наша правда.

Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16

Иегова Саваоф — Его имя, и Искупитель, Святой Израиля. Богом всей земли назовут Его.

Исаия 54:5

И в тот день Иегова будет царём над всей землёй; в тот день Иегова будет одним, и имя у Него будет одно.

Зах. 14:9

 

Когда я услышал и понял всё это, сердце моё забилось от восторга, и я, радуясь, пошёл домой; там, вернувшись из состояния духовного в состояние телесное, я записал всё, что видел и слышал.

 

Глава 11

Вменение

 

 

I

Вера современной церкви,
которая считается единственно

необходимой для оправдания,
и вменение — одно и то же

626. Вера современной церкви, которая считается единственно необходимой для оправдания, и вменение — одно и то же; иначе говоря, вера и вменение в современной церкви составляют единое целое. Это потому, что одно предполагает другое, они взаимозаменяемы и входят друг в друга, и благодаря этому существуют. Ведь если говорят о вере, но не упоминают вменение, вера становится пустым звуком; если говорят о вменении, а веру не упоминают, то вменение становится пустым звуком. Если же о них говорят вместе или связывают их, то они, хотя и становятся некими членораздельными выражениями, тем не менее лишены понятного смысла. Ибо, для того чтобы разум мог уловить хоть какой-нибудь настоящий смысл в них, необходимо третье понятие: заслуга Христа. Тогда получается утверждение, которое можно произнести с некоторой долей благоразумия. Ведь вера современной церкви состоит в том, что Бог Отец вменяет праведность Своего Сына и посылает Святого Духа осуществить её проявления.

627. Эти три понятия — вера, вменение и заслуга Христа — составляют единое целое в современной церкви. Их можно назвать триедиными, потому что, если одно из них убрать, то современное богословие обратится в ничто, так как оно держится на осмыслении этих трёх понятий в их единстве, как длинная цепь на вбитом крюке. Так что ­если убрать либо веру, либо вменение, либо заслугу Христа, то все, сказанное об оправдании, прощении грехов, оживлении, обновлении, возрождении, освящении, равно как и о Евангелии, свободе выбора, милосердии и добрых делах, да даже и о вечной жизни, — всё это станет чем-то вроде опустошенных городов или развалин церкви. И сама вера, знаменосец всего этого, станет ничем, а значит и вся церковь станет пустыней и будет разорена.

Эти замечания ясно показывают, на каком столпе зиждется в наше время дом Божий. Если этот столп вырвать, то дом обрушится, подобно тому, как обрушилось то строение, в котором забавлялись филистимские управляющие, а с ними ещё до трёх тысяч человек, когда Самсон враз сдвинул с места две колонны, умертвив, или убив, их (Судей 16:29).

Так можно сказать, поскольку я показал в предыдущих главах и покажу в Дополнении, что эта вера — не христианская, потому что не соответствует Слову; и что вменение, о котором она учит, — бессмыслица, потому что заслугу Христа нельзя вменить.

 

 

II

Вменение как понятие

современной веры — двойное:
вменение заслуги Христа и вменение спасения как его следствие

628. Повсюду в христианской церкви учат, что оправдание, а следовательно и спасение, осуществляется Богом Отцом путём вменения заслуги Его Сына, Христа; и что это вменение происходит по милости, когда и где этого пожелает Бог, то есть по Его произволу. Удостоившиеся вменения заслуги Христа принимаются в число сынов Божьих. Поскольку руководители церкви не сделали ни шагу за пределы такого представления или не возвысились умом над ним, то бесспорное положение о произвольном выборе Божьем привело их к огромным ошибкам, свойственным фанатикам, а затем и к отвратительной ереси предопределения, и более того, к мерзкой ереси о том, что Бог не придаёт значения тому, что человек делает в своей жизни, но одной лишь вере, начертанной на внутреннем его ума. Поэтому, если этот ошибочный взгляд на вменение не выгнать вон, весь христианский мир заполонит атеизм, и им будет править «царь бездны, имя которому по-еврейски Аваддон, а по-гречески — Аполлион[119]» (Откр. 9:11). Аваддон и Аполлион означает того, кто губит церковь ложью; бездна же означает место, где находится эта ложь (см. «Апокалипсис открытый», 421, 440, 442). Отсюда ясно, что губитель царствует именно над этим ложным верованием и над всеми последовательностями ложных утверждений, из него вытекающими. Ибо, как я уже говорил, вся система современного богословия держится на этом веровании, как длинная цепь на вбитом крюке, или подобно тому, как человек всеми своими членами зависит от головы. А поскольку такое представление о вменении господствует повсюду, то к нему относятся слова Исаии:

Господь отрубит Израилю голову и хвост; те, что почитаемы, — это голова, а учителя лжи — хвост.

Исаия 9:14, 15

629. В настоящее время, как только что было сказано, верят в двойное вменение. Но двойное оно не в том смысле, что Бог проявляет двояко свою милость ко всем, но в том, что эта милость бывает только для части. Оно двойное так, как если бы отец проявлял свою любовь не ко всем своим детям, но к одному-двум из них. Оно двойное притом, что Божий закон и его власть — не для всех, но распространяются лишь на некоторых. Таким образом, в одном случае эта двойственность — бескрайняя и всеобщая, в другом — ограниченная и раздельная. Последняя — на самом деле двойная, тогда как первая — единая. Ибо сейчас учат, что заслуга Христа вменяется по произвольному выбору, и только в этом случае вменяется спасение; поэтому некоторые принимаются, остальные же — отвергаются. Будто бы Бог кого-то возносит на лоно Авраама, а кого-то бросает, как подачку, дьяволу. Но истина состоит в том, что Господь никого не отвергает и не бросает, а сам человек делает это с собой.

630. Далее, современное представление о вменении лишает человека всех возможностей, основанных на свободе выбора в духовных вопросах, и не оставляет ему даже и малой толики их, хотя бы чтобы потушить свою одежду, если она загорится, и уберечь от ожогов своё тело, или залить огонь водой при пожаре в собственном доме и спасти свою семью. А между тем Слово от начала до конца учит, что нужно избегать зла, потому что это — дело дьявола и от дьявола исходит, и что следует делать добро, потому что оно — Божье дело и исходит от Бога; всё это человек должен делать сам, но под руководством Господа.

Но современное представление о вменении исключает право так поступать, как губительное для веры, а значит, и для спасения, чтобы ничего от человека не вошло во вменение, и, таким образом, в заслугу Христа. Введение такого учения породило сатанинское убеждение в том, что человек полностью беспомощен в духовных делах. Это всё равно, что сказать: «Ходи» тому, у кого нет и одной ноги; или: «Вымойся» тому, у кого отрублены обе руки; или: «Делай добро, но спи при этом»; или: «Поешь» тому, у кого нет языка. Это всё равно, что человеку дана была бы воля, которая вовсе волей не является. Не скажет ли он тогда: «Я могу сделать не больше, чем Лотова жена, превращенная в соляной столп, или не больше, чем бог филистимлян Дагон, когда в его капище внесли ковчег Божий. Я боюсь, что мне отломают голову, как ему, и кисти моих рук выкинут на порог. (1 Цар. 5:4). И способностей у меня не больше, чем у Веельзевула, аккаронского бога, который, судя по имени его, только и мог, что гонять мух[120]». Что сейчас верят в такое бессилие человека в духовных делах, можно убедиться из цитат на тему свободы выбора, приведённых выше, 464.

631. Среди богословов существует разница в подходе к первой части двойственности вменения, которая касается спасения человека, то есть вменению заслуги Христа по произвольному выбору, а значит, и вменению спасения. Одни учат, что вменение безусловно, так как происходит по произволу и даруется тому, чьи внешние или внутренние свойства угодны Богу. Другие — что вменение происходит по предвидению с тем, кто исполнился благодати, и, следовательно, эта вера применима к нему. Однако оба эти мнения метят в одну точку. Они подобны двум глазам, нацеленным на один камень, или двум ушам, слушающим одну и ту же песню. На первый взгляд, они расходятся в разные стороны, но в конечном итоге они сходятся и поддерживают друг друга. Ибо, если обе школы учат беспомощности человека в духовных делах и из веры исключают всё человеческое, тогда та благодать, которая позволяет принять веру, по произволу ли наполняется ею человек или по предвидению, всё равно является следствием одного и того же избрания. Ведь если бы эта благодать, которую называют предваряющей, была доступна всем, то необходимы были бы какие-то дополнительные собственные усилия со стороны человека; однако от этого они бегут, как от проказы.

Вот почему ни один человек не знает, получил ли он эту веру по благодати, как полено или камень, которым он подобен, когда она наполняет его. Ведь нет ни одного признака, свидетельствующего об этом, раз человеку отказано в милосердии, религиозных чувствах, стремлении начать новую жизнь и свободе делать добро или зло. Те признаки, которые выдают за свидетельства присутствия этой веры в человеке, смешны и ни чем не отличаются от гадания авгуров древности по полёту птиц, предсказаний астрологов по звёздам или кидания костей. Вот какие следствия, и даже ещё более нелепые, вытекают из верования во вменение праведности Господа, о которой говорится, что она вводится в избранных вместе с верой (эта вера и называется праведностью).

III

Источником представления о вере,
вменяющей заслугу и праведность

Христа Искупителя,
послужили постановления

Никейского собора
о трёх Божественных личностях

от вечности; и вера эта была принята

во всём христианском мире
с тех времён и до наших дней

632. Что касается самого Никейского собора, то созван он был императором Константином Великим по совету Александра, епископа Александрийского. На нём присутствовали все епископы Азии, Африки и Европы. Проходил он в императорском дворце в городе Никее, в Вифинии[121]. Он должен был опровергнуть и проклясть на основании Святого Писания ересь Ария, александрийского священника, отрицавшего Божественность Иисуса Христа. Состоялся он в 318 году после Рождества Христова[122]. Собравшиеся вынесли решение о том, что три Божественные личности: Отец, Сын и Святой Дух, существовали от вечности, что явствует из двух символов веры, которые известны как Никейский и Афанасиев. В Никейском символе читаем:

Верю в одного Бога, всемогущего Отца, Создателя небес и земли; и в одного Господа, Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного от Отца, прежде всех веков рождённого, Бога от Бога, единосущного Отцу; сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии; и в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца и Сына, которому воздаются поклонение и слава наравне с Отцом и Сыном.

Следующие слова — из символа Афанасия:

Вот католическая вера: мы почитаем одного Бога в Троице, и Троицу — в единстве, не смешивая личности и не разделяя сущность. Но, так же как христианская истина заставляет нас исповедовать каждую личность отдельно, как Бога и Господа, католическая религия запрещает нам говорить о трёх богах или трёх господах.

Это всё равно, что сказать: разрешается исповедовать трёх богов и господ, но не говорить о них, поскольку это запрещёно религией, хотя истина говорит, что их три. Этот Афанасиев символ написан сразу после того как состоялся Никейский собор, одним или несколькими из тех, кто на нём присутствовал. Он был признан экуменическим, или католическим, документом. Из приведенных цитат ясно, что эти постановления требовали признания трёх Божественных личностей от вечности; и хотя каждая личность в отдельности была Сама по Себе Богом, о трёх богах или господах нельзя было говорить, но только об одном.

633. В христианском мире хорошо известно, что с того времени вера в три Божественные личности была признана, подтверждена и проповедована всеми епископами, архиепископами, главами церквей и всем духовенством, вплоть до сего дня. Поскольку из-за этого людские умы заполонило представление о трёх богах, стало невозможным явить на свет веру, отличную от той, что направлена ко всем трём по очереди. А она требует взывания к Богу Отцу, и моления Его о том, чтобы вменил праведность Своего Сына или смилостивился ради страданий Его Сына на кресте и послал Святого Духа, осуществляющего промежуточные и конечные проявления спасения.

Эта вера является потомством, порождённым теми двумя символами веры. Но когда её пеленки были развернуты, взору предстали трое вместо одного, вначале соединённые, как будто обнявшиеся друг с другом, а затем и раздельно. Ибо говорится, что их сущность объединяет их, но их разделяют качества: творение, искупление и действие; или вменение, вменяемая праведность и осуществление. Вот причина того, что, хотя из этих трёх богов и сделали одного Бога, но не смогли сделать одну личность из трёх, опасаясь, как бы не стерлось понятие о трёх богах. Ведь при этом, в соответствии с символом, можно сохранять веру в каждую личность как в Бога; между тем если эти три личности сделаются впоследствии одной, то все здание, построенное на этих трёх колоннах, превратится в кучу обломков.

Собор ввел понятие о трёх Божественных личностях от вечности по той причине, что его члены не изучили как следует Слова, и поэтому не нашли другой защиты от ариан. Затем они собрали эти три личности, каждая из которых была Богом Сама по себе, в одного Бога, из опасения, что их обвинят в вере в трёх богов и опозорят все разумные и набожные люди со всех трёх континентов. Они вывели учение о вере, направленной ко всем трём богам по очереди, потому что никакой другой веры и не могло получиться из этого начала. Другая причина — в том, что если пропустить одного из троих, то третий не будет послан, и тогда всякое действие Божественной благодати превратится в ничто.

634. Однако надо сказать правду. С тех пор как три бога введены в христианских церквях, то есть со времени Никейского собора, всё добро милосердия и вся истина веры были изгнаны. Ибо они не совместимы с поклонением трём богам в уме и поклонением при этом одному Богу на устах. Ведь ум тогда отвергает то, что говорят уста, а уста отрицают то, что думает ум. А значит, нет веры ни в трёх богов, ни в одного. Отсюда ясно, что все здание христианской церкви с того времени не только треснуло, но развалилось на куски. С того времени отворилась бездонная пропасть, и из неё поднялся дым, словно из великой печи, которым были помрачены солнце и воздух, и из дыма вышла саранча на землю (Откр. 9:2, 3). Объяснение этих стихов можно найти в «Апокалипсисе открытом». Именно с этих пор началось и умножилось запустение, предсказанное Даниилом (Матф. 24:15); и именно к этой вере и её вменению собрались орлы (24:28); орлы — это руководители церкви с их острым зрением.

Раз говорится, что эти постановления были вынесены единодушным голосованием Собора, в котором принимало участие так много епископов и выдающихся учёных, то как можно доверять соборам? Ведь и римско-католические Соборы тоже единодушно пришли к решениям о том, что папа — это наместник Христа, что нужно призывать святых, почитать изображения и кости, разделять Святую евхаристию, о чистилище и индульгенциях и тому подобном. Как можно доверять Соборам, когда Дортский Собор, тоже единодушно, проголосовал за предопределение, за эту отвратительную ересь, и превознёс его как оплот религии? Дорогой читатель, доверяй не Соборам, а Святому Слову. Обратись к Господу, и будешь просвещён. Ибо Он — Слово, то есть сама Божественная истина Слова.

635. В заключении открою одну тайну. Семь глав Откровения описывают конец прежней церкви в тех же выражениях, в которых описано разорение Египта. И то, и другое описывается как бедствия, каждое из которых означает в духовном смысле какую-либо ложь, постепенно доводящую разорение до полного истребления. Поэтому та церковь, которая теперь разрушена, тоже называется Египтом в духовном понимании (Откр. 11:8). Бедствия Египетские заключались в следующем:

Воды превратились в кровь, и рыба вымерла, и река засмердела. (Исход, глава 7; подобно тому и Откр. 8:8; 16:3). Кровь обозначает искаженные Божественные истины (см. «Апокалипсис открытый», 379, 404, 681, 687, 688). Мёртвые рыбы означают истины в природном человеке, которые тоже мёртвы (АО 290, 405).

Вышли жабы и покрыли землю Египетскую (Исход, глава 8). И в Откр. 16:13 упоминаются жабы. Жабы означают рассуждения, происходящие от стремления исказить истину (АО 702).

В Египте сделались отвратительные нарывы на людях и на скоте (Исход, глава 9); подобно тому и в Откр. 16:2. Нарывы означают виды внутреннего зла и лжи, которые могут истребить добро и истину церкви (АО 678).

И был в Египте град с огнём (Исход, глава 9); подобно тому и в Откр. 8:7; 16:21. Град означает адскую ложь (АО 399, 714).

Напала саранча на землю Египетскую (Исход, глава 10); подобно тому и в Откр. 9:1—11. Саранча означает ложь во внешнем (АО 424, 430).

Была густая тьма в Египте (Исход, глава 10); подобно тому и в Откр. 8:12. Тьма означает ложь от незнания, или от ложных религиозных понятий, или от злого образа жизни (АО 110, 413, 695).

Наконец, египтяне погибли в море Суф[123] (Исход, глава 14). В Откровении дракон и лжепророк погибли в озере огня и серы (19:20; 20:10). И море Суф, и это озеро имеют одно и то же значение: ад.

В описании Египта и церкви, завершение и конец которой изображаются в Откровении, используются одни и те же выражения, потому что Египет означает церковь, которая в своём начале была самой выдающейся. Поэтому до своего разорения Египет приравнивался к саду Эдемскому и к саду Иеговы (Бытие 13:10; Иез. 31:8). Он назывался также «краеугольным камнем племен» и «сыном мудрецов и царей древности» (Исаия 19:11, 13). Подробнее о Египте в его раннем состоянии и о его опустошении можно прочесть в АО 503.

 

 

IV

Вера, вменяющая заслугу Христа,

была неизвестна в ранней,
апостольской, церкви,

и о ней нигде не говорится в Слове

636. Церковь, существовавшая до Никейского собора, называлась апостольской церковью. Это была обширная церковь, распространившаяся на три континента: Азию, Африку и Европу, что видно по владениям императора Константина Великого, простиравшимся не только на множество европейских государств, которые впоследствии разделились между собой, но и на соседние страны вне Европы, ведь он был христианином, и притом ревностным. Поэтому-то он и созвал, как уже говорилось, епископов из Азии, Африки и Европы в свой дворец в городе Никея в Вифинии, чтобы изгнать из своей империи позорное учение Ария. Это произошло по Божественному провидению Господа, поскольку, когда отрицают Божественность Господа, христианская церковь вымирает и становится могилой с надписью: «Здесь покоится...»

Итак, та церковь, что существовала до этого времени, называлась апостольской, её выдающиеся писатели были известны, как Отцы, а истинные христиане — как братья. Они не признавали трёх Божественных личностей, и поэтому Сына Божьего от вечности тоже, а только Сына Божьего, рождённого во времени, что очевидно из символа веры, который, как и их церковь, называется апостольским. Вот слова из этого символа:

Верю в Бога Отца Всемогущего, Создателя небес и земли; и в Иисуса Христа, единственного Сына Его, Господа нашего, зачатого от Духа Святого и рождённого от Девы Марии. Верю в Духа Святого, в святую католическую церковь, общество святых.

Отсюда ясно, что они не признавали никакого другого Сына Божьего, кроме Того, который был зачат от Духа Святого и рождён Девой Марией, и уж ни в коем случае — Сына Божьего, рождённого от вечности. Этот символ, как и два других, признавался всегда, вплоть до наших дней, всей христианской церковью, как подлинный и католический.

637. В те изначальные времена все в христианском мире признавали, что Господь Иисус Христос — Бог и Ему дана вся власть в небесах и на земле, и власть над всей плотью, по Его собственным словам (Матф. 28:18; Иоанн 17:2). Они верили в Него так, как Он велел от Бога Отца (Иоанн 3:15, 16, 36; 6:40; 11:25, 26). Это видно и из того, что император Константин Великий собрал всех епископов, чтобы на основании Священного Писания опровергнуть и осудить Ария и его последователей, которые отрицали Божественность Господа Спасителя, рождённого от Девы Марии. Так они и сделали, но, убегая от волка, наткнулись на льва; или, словами поговорки, боясь Харибды, попались Сцилле. Выдумав сказку о Сыне Божьем от вечности, сошедшем и принявшем человеческий облик, они надеялись отстоять и вернуть Господу Его Божественность. Но они не знали, что Сам Бог, Творец вселенной, сошёл к нам, чтобы сделаться Искупителем, и поэтому новым Творцом, что ясно из Ветхого Завета (Исаия 25:9; 40:3, 5, 10, 11; 43:14; 44:6, 24; 47:4; 48:17; 49:7, 26; 60:16; 63:16; Иерем. 50:34; Осия 13:4; Пс. 18:15; прибавьте сюда ещё Иоанн 1:14, 15[124]).

638. Поскольку апостольская церковь поклонялась Господу Иисусу Христу, и при этом Богу Отцу в нём, её можно уподобить саду Божьему. Ария же, появившегося затем, — змею, посланному из ада. А собор в Никее — Адамовой жене, протянувшей мужу плод и уговорившей съесть его. После чего они узнали о своей наготе и прикрыли её листьями смоковницы. Их нагота означает их прежнее состояние невинности, листья смоковницы — истины природного человека, с течением времени искажённые. Эту раннюю церковь можно сравнить с зарёй и утром, за которыми последовал день, продолжавшийся до десятого часа[125]; но затем этот день омрачился густым облаком, под покровом которого он сменился вечером и далее ночью. Тогда для некоторых взошла луна, при свете которой они видели хоть что-то в Слове; остальные же зашли так далеко в ночную тьму, что не замечали уже и следа Божественности в человеческом Господа, несмотря на то что Павел сказал: «В Иисусе Христе вся полнота Божества обитает телесно» (Кол. 2:9), а Иоанн сказал: «Сын Божий, посланный в мир, — это Бог истинный и вечная жизнь» (1 Иоанн 5:20, 21).

Изначальная, или апостольская, церковь никогда не могла бы предположить, что её сменит церковь, которая будет в сердце поклоняться многим богам, а на устах — одному; которая отделит милосердие от веры, а прощение грехов — от покаяния и стремления к новой жизни; которая введёт понятие о полной беспомощности в духовных делах; и тем более что поднимет голову Арий, который после своей смерти воскреснет и будет тайно править церковью до самого её конца.

639. Слово не учит ни о какой вере, вменяющей заслугу Христа, что совершенно ясно из того, что такая вера была неизвестна церкви, пока Никейский собор не выдвинул понятие о трёх Божественных личностях от вечности. Как только это представление было введено и распространено по всему христианскому миру, все другие убеждения были выброшены вон, во тьму. С этого времени всякий, кто в Слове читал о вере, о вменении и о заслуге Христа, в полном согласии с собственными представлениями решал, что ни о чём другом в нём не говорится. Это всё равно, что прочитать одну страницу и остановиться, не перевернув её и не узнав, что дальше; или убедить себя в истинности какого-либо утверждения, хотя оно не истинно, и доказывать одно это утверждение. Тогда человек видит ложное истинным, а истинное — ложным, и затем, сжав зубы, шипит на каждого, кто против его точки зрения, говоря: «Ты неразумен». Этой точке зрения он вверяет весь свой ум, оборачивая его толстой кожей, которая отвергает, как неправоверное, всё то, что несогласно с его так называемой правоверностью. Ведь его память подобна дощечке, на которой начертан единственный и главный принцип его богословия; для чего-то иного, попавшего в неё, там уже нет места, и это выбрасывается, как пена с уст.

Возьмем для примера убежденного поклонника природы, который думает, что природа сама создала себя, или что Бог появился после природы, или что природа и Бог — одно и то же. Если кто-нибудь скажет ему, что дело обстоит как раз наоборот, то он сочтёт такого человека обманутым сказками духовенства, простаком, тупицей или сумасшедшим. Это относится к любому понятию, закреплённому в уме убеждением и доказательством. Оно неизбежно становится подобным гобелену, прибитому множеством гвоздей к стене, сложенной из старых, крошащихся камней.

 

V

Вменение заслуги и праведности

Христа невозможно

640. Чтобы понять, почему невозможно вменение заслуги и праведности Иисуса Христа, необходимо знать, в чём заключается Его заслуга и праведность. Заслуга нашего Господа Спасителя заключается в искуплении; что оно собой представляет, видно из соответствующей главы (114—133, выше), где искупление описано как подчинение адов и приведение в порядок небес, за чем последовало основание церкви то есть как целиком Божественное дело. Там показано также, что искуплением Господь взял на себя власть возрождать и спасать тех людей, которые верят в Него и соблюдают Его заповеди; без такого искупления никакая плоть не могла бы спастись. Итак, поскольку искупление было целиком Божественным делом, делом одного Господа, Его заслугой, следовательно, заслуга эта не может быть придана, приписана или вменена никому из людей, так же как и создание или сохранение вселенной. Искупление было своего рода новым творением ангельских небес, а также церкви.

Современная церковь приписывает эту заслугу Господа Спасителя тем, кто получил веру по благодати. Это ясно видно по её догматам, из которых этот — основной. Ведь все иерархи этой церкви и её последователи, как в римско-католической церкви, так и в реформированной, подтверждают, что через вменение заслуги Христа принявшие веру не только считаются праведными и святыми, но и являются таковыми на самом деле. Они заявляют также, что их грехи в глазах Бога не являются грехами, потому что они прощены; а они сами оправданы, то есть примирены с Богом, обновлены, возрождены, освящены и записаны в небеса. Так учит в наше время вся христианская церковь, что явствует из документов Тридентского собора[126], Исповеданий Августы и Аугсбурга[127] и сопровождающих их общепринятых комментариев.

Из сказанного вытекает единственно возможное следствие, касающееся этой веры, а именно: что обладание этой верой и есть заслуга и праведность Христа, а значит, обладающий ею и есть Христос, только с другим именем. Ибо говорится, что Сам Христос есть праведность, и эта вера тоже есть праведность, а благодаря вменению (под которым понимается также наделение ими и приписывание их) люди не только считаются, но и на самом деле являются праведными и святыми. К этому вменению, наделению и приписыванию добавь лишь перенесение — и будешь папой, наместником Христа.

641. Итак, заслуга и праведность Господа — чисто Божественные, а всё чисто Божественное таково, что если его приложить или применить к человеку, то он тут же умрёт. Он будет начисто истреблён, как деревянное полено, брошенное прямо на солнце, так что и частицы пепла не останется. Поэтому Господь приближается Своей Божественностью к ангелам и людям посредством умеренного и ослабленного света, приспособленного к каждому в отдельности, таким образом, посредством того, что соответствует уровню человека и приемлемо для него; и то же самое с теплом.

В духовном мире есть солнце, а в середине этого солнца — Господь. Из этого солнца Он наполняет Своим светом и теплом весь духовный мир и всех в нём. От этого источника происходят всякий свет и всякое тепло того мира. Из этого солнца Господь наполняет тем же светом и тем же теплом души и умы людей. Тепло это по сущности является Его Божественной любовью, а свет этот по сущности является Его Божественной мудростью. Эти тепло и свет соразмеряются Господом с возможностями и особенностями того ангела или человека, который принимает их, при помощи тонких духовных воздушных слоёв, или атмосфер, которые проводят и переносят их. Солнце же то состоит из Самого Божественного, которое непосредственно окружает Господа. Оно удалено от ангелов так же, как солнце природного мира — от людей, чтобы они не находились незащищёнными в близком соприкосновении с ним; ведь иначе они будут истреблены, словно деревянное полено, брошенное прямо на солнце, как уже говорилось.

Сказанного достаточно, чтобы понять, что заслугу и праведность Господа, поскольку они чисто Божественны, никоим образом нельзя перенести вменением в какого бы то ни было ангела или человека. Даже если хотя бы капля их, не приспособленная, как было описано, коснётся человека или ангела, они будут корчиться в предсмертных муках, с вывернутыми ногами и выпученными глазами, пока не лишатся жизни. В израильской церкви об этом хорошо знали, говоря: «Никто не может видеть Бога и жить».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.