Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 50 страница




Я — лоза, вы — ветви. Тот, кто пребывает во Мне, и Я в нём, приносит много плода. Если кто не пребывает во Мне, он выбрасывается вон, как ветка, и засыхает, и бросают его в огонь.

Иоанн 15:5, 6

585. Многие учёные утверждают, что развитие не только деревьев, но и остальных растений, соответствует воспроизведению человека. В качестве дополнения я приведу здесь несколько замечаний на эту тему. У деревьев и других членов растительного царства не два пола — мужской и женский, а один, мужской. Одна земля, или почва, — их общая мать и, так сказать, женщина. Ибо она принимает в себя семена всех растений, раскрывает их, заключает их в себе, как в утробе, вынашивая их, а затем рожает их, то есть выпускает на свет, и далее одевает и кормит.

Раскрывая семя, земля начинает с корней, являющихся как бы серд­цем. Через корень от неё принимается и передаётся сок, подобно крови, и за счёт этого образуется тело со своими членами. Тело — это ствол, члены — ветви и прутья. Листья, появляющиеся сразу после рождения, играют роль лёгких. Ведь точно так же, как сердце без лёгких не может произвести движение и чувство, которые делают человека живым, так и одного корня, без листьев, недостаточно для того, чтобы дерево или растение росло. Цветы, предшественники плодов, предназначены для очищения сока, крови растений, и отделения более чистых его составляющих от более густых. Когда такой очищенный сок начинает вырабатываться, в их внутренних полостях образуется новый стебелек, по которому должен поступать этот сок в будущий плод, постепенно образующийся и развивающийся на этом стебельке. Плод можно сравнить с яичками, ведь в нём семена вызревают окончательно. Растительная душа, точнее, её воспроизводящая сущность, внутренне управляющая всякой частицей растительного сока, начало своё берёт от тепла духовного мира. Происходя от солнца того мира, оно имеет единственную цель — размножение, и при помощи него — поддержание непрерывности творения. А поскольку по своей сущности это тепло имеет целью воспроизведение человека, оно придает всем своим созданиям некоторое подобие человека.

Не нужно удивляться утверждению, что члены растительного царст­ва — все без исключения мужского пола и лишь земля, или почва, — их, так сказать, общая мать и женщина. Это можно понять на примере пчел, у которых тоже есть нечто похожее. По наблюдениям Сваммердама, изложенным в его книгах природы[109], у пчёл только одна общая мать, от которой происходит потомство всего роя. Если у этих маленьких созданий одна общая мать, то почему то же самое нельзя сказать о растениях?

На духовном уровне тоже можно объяснить, каким образом земля может быть общей матерью, исходя из того, что земля в Слове означает церковь, а церковь — наша общая мать и называется так в Слове. Что земля означает церковь, об этом см. «Апокалипсис открытый» (285, 902), где об этом говорится подробно. Земля же способна проникать во внутреннее семени, до самого его оплодотворяющего начала, извлекать его и переносить, потому что каждая мельчайшая частица земли или песчинка выделяют из своей сущности тончайшие испарения, способные проникать в семя. Это происходит за счет действующей силы тепла духовного мира.

586. Что человек может возродиться только постепенно, можно пояснить на примере любого предмета природного мира. Дерево не может вырасти и стать деревом в один день, а сначала прорастает из семени, потом дает корень, потом побег, который становится стволом, из него вырастают ветви с листьями и, наконец, цветы и плоды. Пшеница и ячмень тоже не дают урожая за один день. Дом не строится за день; так и человек не достигает полного роста за день, тем более полной мудрости. И церковь нельзя за день основать и довести до совершенства. Никакое движение к конечной цели невозможно без начинания. Имеющие другие понятия о возрождении ничего не знают о милосердии и вере и о том, как они возрастают в сотрудничестве человека с Господом. Всё сказанное ясно показывает, что возрождение — точная копия зачатия, вынашивания в утробе, рождения и воспитания.

 

 

V

Первая стадия нового рождения

называется преобразованием
и затрагивает разум;

вторая называется возрождением
и затрагивает волю, а с ней и разум

587. Поскольку этот и последующие разделы посвящены преобразованию и возрождению, относящимся соответственно к разуму и воле, необходимо знать, чем различаются между собой разум и воля, а написано об этом в 397, выше. Поэтому полезно прочитать то, что написано там, а затем уже этот раздел. Там показано, в частности, что зло, приобретаемое человеком при рождении, заложено в воле его природного человека, а воля уже влияет на разум, заставляя его встать на её сторону и мыслить в согласии с ней. Поэтому, для того чтобы человек мог быть возрождён, необходимо, чтобы разум был посредствующей причиной в ходе возрождения. Этой задаче служат разнообразные наставления, которые воспринимаются разумом. Поначалу человек получает их от родителей и учителей, затем из чтения Слова, из проповедей, книг и бесед. То, что разум получает из всего этого, называется истинами. Так что всё равно, говорим ли мы, что возрождение происходит посредством разума или посредством истин, принимаемых разумом. Ведь истины учат человека, в кого и во что ему верить и что ему делать, а значит, чего ему желать. Ибо всё, что делает человек, есть действие его воли в соответствии с разумом. Поскольку же воля человека сама по себе есть по рождению зло, а что такое зло и что такое добро, учит нас разум, и потому возможно желать первого и не желать второго, следовательно, человек должен преобразовываться через разум. До той поры пока человек видит и признаёт умом, что зло — это зло, а добро — это добро, и думает, что нужно выбирать добро, его состояние называется преобразованием. Но когда его воля заставляет его избегать зла и делать добро, только тогда начинается состояние возрождения.

588[110]. Человеку дана способность возвышать свой разум, и даже до того света, которым наделены ангелы в небесах, с той целью, чтобы он мог видеть, что он должен желать и поэтому делать, для того чтобы преуспевать в течение временной жизни в мире и после смерти обрести вечное блаженство. Преуспевание и блаженство приходят к нему, если он приобретает себе мудрость и содержит у неё в повиновении свою волю. Но если он позволяет своему разуму подчиняться своей воле, то становится неудачником и бедствует. Причина в том, что воля имеет врождённую предрасположенность к различному злу, и даже к чудовищному злу. Поэтому, если не держать волю в руках разума, то человек, оставленный на произвол своей воли, может пойти на любые злодеяния, и его врождённая дикость может заставить его ради себя самого грабить и губить всех, кто не благосклонен к нему и не потакает его прихотям.

Более того, если бы разум не совершенствовался отдельно, а уже с его помощью — воля, человек был бы не человеком, а животным. Без такого разделения и возвышения разума над волей он не мог бы ни мыслить, ни говорить осмысленно, а только издавал бы звуки, выражающие его влечения. Он также не мог бы действовать по разуму, а только по инстинкту. И уж тем более не мог бы он познать то, что относится к Богу, и поэтому признать Бога, получив возможность соединиться с Ним и жить вечно. Мышление и желания человека исходят как бы от него самого, и такая видимость является ответной частью этого взаимного соединения. Ведь это соединение невозможно без взаимности, как невозможно всякое соединение активного с пассивным, если нет согласования или сложения их между собой. Один Бог действует, человек же допускает действия над собой, содействуя им со всей внешней видимостью будто бы от себя, хотя внутренне тоже благодаря действию Бога. Должным образом поняв всё это, можно увидеть, какова будет любовь человеческой воли, если она возвышена с помощью разума, и какова она, если не возвышена, и отсюда — каков сам человек.

589. Нужно хорошо понимать, что способность возвышать свой разум до уровня разумности небесных ангелов присуща всем людям от сотворения их, как злым, так и добрым; и даже всем дьяволам в аду, ибо все, находящиеся в аду, были раньше земными людьми. Мне много раз приходилось наблюдать это на живом опыте. Однако в духовных предметах дьяволы не разумны, а наоборот, охвачены безумием, поскольку желают не добра, а зла. Вследствие этого они испытывают отвращение к знанию и пониманию истин, ведь истины благоприятствуют добру и противятся злу. Отсюда также ясно, что первая стадия нового рождения — это принятие разумом истин, а его вторая стадия — это желание действовать по истинам и, наконец, делание их. Также нельзя называть никого преобразованным только потому, что он узнал истины, поскольку способность возвышать свой разум над любовью воли позволяет всем познавать истины, а также говорить о них, учить им и проповедовать их. Человек преобразуется, если у него есть влечение к истине ради самой истины, ибо такое влечение соединяется с волей, а затем в своём продолжении соединяет волю с разумом. Вот как начинается возрождение. Дальнейшее течение и развитие возрождения будет описано на следующих страницах.

590. Покажем при помощи сравнений, что представляет собой человек, разум которого возвышен, но не возвышена посредством этого и любовь его воли. Он подобен орлу, парящему в вышине, который, завидев внизу свою добычу, например кур, молодых лебедей или даже маленьких ягнят, тут же устремляется вниз и растерзывает её. Он подобен также прелюбодею, который держит блудницу в нижней комнате, поднимаясь время от времени в верхние покои, где в присутствии своей жены ведёт разумные беседы с гостями о целомудрии, но иногда покидает их, чтобы удовлетворить внизу похоть со своей наложницей. Ещё он подобен болотным мухам, которые роем несутся над головой бегущей лошади, но когда лошадь останавливается, отстают и улетают обратно в своё болото. Вот каков человек, если разум его возносится высоко, а воля остаётся внизу, у ног, погружённой в природную грязь и сладострастие чувств.

Но, поскольку в разуме таких людей имеется некое свечение, напоминающее мудрость, хоть воля их и противоположна ей, их можно уподобить змеям со сверкающей кожей или шпанским мушкам, которые блестят, будто сделаны из золота, или блуждающим огням на болотах, гнилому дереву, светящемуся в темноте, и фосфорическим вещест­вам. Среди них бывают и такие, что могут притвориться ангелами света, как перед людьми в мире, так и перед ангелами небес, когда умрут. Однако после недолгого исследования с них срывают эти одежды и сбрасывают их вниз нагими. Ничего подобного произойти в этом мире не может, поскольку здесь их дух не виден, но скрыт под маской, подобной той, что бывает у актеров в театрах. Их способность притворяться лицом и на словах ангелами света служит объяснением и показателем того, что они могут возвысить свой разум, как уже говорилось, над любовью своей воли почти до степени мудрости ангелов. Итак, поскольку внутреннее и внешнее человека могут таким образом идти в противоположных направлениях и поскольку тело отбрасывается, а дух остаётся, то ясно, что за светлым лицом может жить тёмный дух, и огненный — за ласковыми устами. Посему, друг мой, надо узнавать человека не по устам его, а по сердцу, то есть не по тому, что он говорит, а по тому, что делает. Ибо Господь говорит:

Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в одежде овечьей, внутри же — волки хищные; по плодам их познаете их.

Матф. 7:15, 16

 

 

VI

Сначала должен быть преобразован внутренний человек,
а уже с помощью него — внешний;

вот как человек возрождается

591. В настоящее время в церкви обычно так и говорят, что сначала должен быть преобразован внутренний человек, а внешний — посредством внутреннего. Однако при этом под внутренним человеком мыслится не что иное, как вера, их вера в то, что Бог Отец вменяет заслугу и праведность Своего Сына и посылает Духа Святого. Они думают, что эта вера составляет внутреннего человека и служит источником человеку внешнему, нравственному на природном уровне. Они считают внешнее чем-то вроде придатка, пользуясь сравнением, вроде хвоста у лошади или быка, либо хвоста павлина или райской птицы, который является как бы продолжением ступней их ног, разве что только не из них растёт. Они говорят, что милосердие следует за этой верой, но если милосердие придёт из воли человека, то вера его будет уничтожена.

В действительности же в церкви наших дней нет внутреннего человека, поскольку ею не признается никакой другой внутренний человек. Ведь никто не может сказать, дарована ли ему эта вера; выше я показал, что такая вера невозможна и поэтому является плодом воображения. Следовательно, в настоящее время у тех, кто убедил себя в этой вере, нет другого внутреннего человека, кроме природного, переполненного всяким злом, которого они получили при рождении. К этому можно добавить, что возрождение и освящение следуют за этой верой сами собой и что участие человека в этом должно быть исключено, несмотря на то, что оно служит единственным способом возрождения. Вот почему современная церковь неспособна ничего знать о возрождении, хотя Господь говорит, что тот, кто не возрожден, не может видеть Царства Божьего.

592. В новой же церкви понятия внутреннего и внешнего человека совершенно другие. Внутренний человек относится к воле, которая правит человеком, когда он предоставлен самому себе, например, дома. Его внешний человек — это его дела и слова в присутствии других людей или вне дома. Следовательно, внутренний человек есть милосердие, свойство воли и в то же время вера, свойство мышления. И то, и другое составляет до возрождения человека природного, который таким образом разделён на внутреннего и внешнего. Это очевидно из того, что человек может говорить и действовать на людях или вне дома, не так, как предоставленный самому себе или дома. Причина такого разделения в том, что гражданские законы предусматривают наказания для тех, кто поступает зло, и поощрения для тех, кто поступает хорошо, и люди заставляют себя отделять внешнего человека от внутреннего. Никому не хочется, чтобы его наказывали, и всякий хочет наград в виде богатства и почестей. Ни та, ни другая цель не может быть достигнута, если не подчиняться этим законам. Вот почему нравственность или добрая воля наблюдается во внешнем даже у тех, у кого нет нравственности или доброй воли во внутреннем. В этом — источник всякого лицемерия, раболепства и притворства.

593. Что касается разделения природного человека на две формы, то действительно существует разделение как воли, так и мышления. Ибо любое действие человека начинается с его желания, а всё, что он говорит, начинается с его мысли. Поэтому вторую волю человек образует на более низком уровне, чем его первая воля, и подобно тому второе мышление, но тем не менее и то, и другое составляет природного человека. Ту волю, которую сам человек образует, можно назвать телес­ной волей, поскольку она заставляет тело вести себя будто бы нравст­венно. Второе мышление можно назвать мышлением лёгких, поскольку оно заставляет язык и губы говорить то, что принадлежит одному разуму. Эти вторые мышление и воля вместе подобны лыку, что прилегает изнутри к коре дерева, или оболочке с внутренней стороны яичной скорлупы. Внутренний природный человек находится внутри них, и если он злой, то такого человека можно уподобить древесине гнилого дерева, заключённой в упомянутые кору и лыко, которые выглядят здоровыми, или гнилому яйцу в белой скорлупе.

Но надо ещё рассказать, что собой представляет внутренний человек от рождения. Его воля склонна к злу всякого рода, а потому его мышление склонно ко лжи также всякого рода. Так вот этот-то внутренний человек и должен быть возрождён. Ведь если он не возрождён, то в нём нет ничего, кроме ненависти ко всему, относящемуся к милосердию, и поэтому ярости, направленной против всего, что относится к вере. Следовательно, сначала должен быть возрождён этот природный внутренний человек, а внешний уже при помощи внутреннего, ибо таков правильный порядок. Возрождать внутреннего человека посредством внешнего было бы против порядка, поскольку внутренний подобен душе во внешнем, и не только вообще, но и во всех частностях. Следовательно, он присутствует во всём, что человек говорит, хотя он ничего об этом не знает. Вот почему ангелы постигают по одному поступку человека, какова его воля, и по одному высказыванию — каково его мышление, адские они или небесные. Так они узнают всего человека. Они могут судить по звуку о склонности его мышления, а по движениям или по виду поступков — о любви его воли. Всё это они постигают, несмотря на то что человек притворяется христианином и добропорядочным гражданином.

594. Возрождение человека описано у Иезекииля «сухими костями», к которым были прикреплены жилы, а затем плоть и кожа и, наконец, введено было в них дыхание, чтобы они ожили (Иез. 37:1—14). Ясно, что это описание — изображение возрождения, из того, что сказано:

Кости эти — весь дом Израиля (стих 11).

Там также приводится сравнение с могилами, и говорится, что Он откроет могилы и поднимет кости из них, и вложит в них дух, и поместит их на земле Израиля (стихи 12—14). Земля Израиля в этом и других местах означает церковь. Возрождение символизировано через кости и могилы, потому что человек, ещё не возрождённый, называется мёрт­вым, а уже возрождённый — живым. Последний содержит в себе духовную жизнь, первый — духовную смерть.

595. Всякое создание в мире, живое или мёртвое, имеет внутреннее и внешнее. Одно не бывает без другого, как следствие и причина. Всякое создание ценят за его внутренние хорошие качества и презирают за его внутренние дурные свойства, а равно и за внешние хорошие качества, заключающие в себе внутренние дурные свойства. Все мудрые люди в мире и все ангелы в небесах судят именно так. Покажем же на сравнениях, что собой представляет невозрождённый человек и что — возрождённый. Невозрождённого человека, который играет роль добропорядочного гражданина и христианина, можно сравнить с трупом, завернутым в материи с благовониями, который всё равно смердит и портит аромат благовоний, проникает в нос и вредит мозгу. Его можно также сравнить с позолоченной или уложенной в серебряный гроб мумией; заглянувший внутрь увидит безобразное чёрное тело.

Его можно сравнить с костями или скелетом в гробнице, украшенной лазуритом и другими драгоценными камнями. Ещё его можно сравнить с богачом, одевавшимся в порфиру и виссон, который внутренне был тем не менее адским (Лука 16:19). Затем, его можно сравнить с подслащенным ядом, цветущей цикутой, с плодами, имеющими яркую кожицу, сердцевина которых выедена червями, и с язвой, сначала заклеенной пластырем, а затем покрывшейся тонкой кожей, внутри которой — один гной. В этом мире о внутреннем можно судить по внешнему, но так делают только те, у кого нет внутренней доброты, и поэтому они судят по видимости. Но в небесах дело обстоит по-другому; ибо когда по смерти тело отделяется и его уже нельзя развернуть вокруг духа, обратив лицом от зла к добру, остаётся одно внутреннее, составляющее дух человека. С расстояния кажется, будто змея сбрасывает свою кожу или с гнилого дерева снимают кору или покровы, в которых оно так хорошо смотрелось.

По-другому у того, кто возрождён. У него доброе внутреннее, тогда как внешнее подобно внешнему остальных. Тем не менее его внешнее различается с остальными, как небеса и ад, ведь в нём заключена добрая душа. И нет никакой разницы, благороден ли он и живёт ли он во дворце, окружён ли он приспешниками, когда выходит из дому, или живёт в хижине, где в слугах у него — один мальчик; архиепископ ли он в пурпурной мантии и сановней митре, или пастух, живущий в лесу с несколькими овцами, который носит лёгкую деревенскую накидку и покрывает голову капюшоном.

Золото остаётся золотом, сверкает ли оно в свете пламени, или его поверхность закоптилась от дыма, отлита ли из него милая статуэтка, например младенца, или безобразная фигурка мыши. Было принято делать золотых мышей и помещать их рядом с ковчегом, они служили искупительной жертвой (1 Цар. 6:3—5 и далее). Ибо золото означает внутреннее добро. Алмаз или рубин, извлечённые из известковой или глиняной породы, оцениваются не меньше, чем вставленные в ожерелье королевы, за его внутреннее благородство и так далее. Эти примеры ясно показывают, что внешнее судится по внутреннему, а не наоборот.

 

 

VII

Это приводит

к борьбе между внутренним

и внешним человеком,
и кто победит,

тот и повелевает затем другим

596. Далее происходит борьба, по той причине, что внутренний человек преобразуется посредством истин, дающих ему возможность видеть, что зло и ложно; а истины эти все ещё находятся во внешнем, или природном, человеке. Поэтому сначала имеется разногласие между новой волей, той, что сверху, и старой волей, той, что снизу. Раз это разногласие между двумя волями, значит, оно является разногласием между их удовольствиями, ведь известно, что плоть противоположна духу, а дух — плоти, и нужно усмирить плоть с её вожделениями, прежде чем сможет действовать дух и человек сможет обновиться. Вслед за этим разногласием происходит борьба, которая известна как духовное искушение. Но это искушение, или борьба, — не между добром и злом, а между истинами, сопровождающими добро, и видами лжи, сопровождающими зло. Ибо добро не может бороться само по себе, а лишь при помощи истин. И зло не может бороться само по себе, а лишь при помощи своей лжи. Это подобно тому, как и воля неспособна бороться сама по себе, а делает это при помощи разума, где содержатся её истины.

Человек ощущает эту борьбу не где-нибудь, а в себе самом, как угрызения совести. Однако борются в нём Господь и дьявол (то есть ад), и борются они за господство над ним, чтобы определить, кто из них будет обладать им. Дьявол, или ад, нападая, вызывает зло в человеке, а Господь, защищая его, вызывает в нём добро. Хотя борьба эта происходит в духовном мире, она в то же время происходит в человеке между истинами, сопутствующими добру, и ложью, сопутствующей злу в нём. Поэтому человек должен бороться совершенно так же, как если бы он делал это сам по себе, ведь у него есть свобода выбора: действовать на стороне Господа или на стороне дьявола. Он принимает сторону Господа, если держится истин из добра, и дьявола, если держится лжи из зла. Вследствие этого победитель, а побеждает либо внутренний, либо внешний человек, правит над побеждённым. Это совершенно так же, как если бы два царя сражением решали, кому править царством другого. Победитель овладевает царством и всех в нём подчиняет себе. Итак, в нашем случае, если побеждает внутренний человек, он обретает власть и подавляет все виды зла внешнего человека, продолжая этим возрождение. Но если побеждает внешний человек, он берёт власть в свои руки и разметает всё добро внутреннего человека, полагая конец возрождению.

597. О существовании искушений в настоящее время известно, но едва ли кто-либо знает, что они собой представляют и в чём их источник, или какое добро они несут. Я только что показал, каковы они и откуда они происходят, а также — какое в них добро, а именно: когда побеждает внутренний человек, он подчиняет себе внешнего. Благодаря такому подчинению вожделения изгоняются и вместо них насаждаются склонности к добру и истине, устроенные таким образом, что человек, какого бы добра он ни пожелал, он его также и делает, и какую бы истину ни помыслил, говорит её от всего сердца. Более того, эта победа над внешним человеком делает его духовным, и тогда Господь вводит его в общество ангелов в небесах, где все духовны.

До настоящего времени мало что было известно об искушениях, и едва ли кто знает об их происхождении и свойствах, равно как и о производимом ими добре, по той причине, что церковь до наших дней не обладала истинами. Никто не обладает истинами, если не обращается напрямую к Господу и не усваивает новой веры, отбросив старую. Вот почему никто не подвергался никакому духовному искушению в течение всех веков, прошедших с того времени, когда Никейский собор ввёл веру в трёх богов. Ибо тот, кто подвергнулся бы искушению, тут же и поддался бы ему и погрузился бы ещё глубже в ад. Искреннее раскаяние, о котором говорится, что оно предшествует современной вере, не является искушением. Я спрашивал об этом очень многих людей, и все говорили, что это — не более, чем слово, и разве что у простых оно может быть некой устрашающей мыслью об адском огне.

598. После того как искушение завершено, человек своим внутренним человеком уже находится в небесах, а в мире — через своего внешнего человека. Поэтому благодаря искушениям в человеке происходит соединение небес с миром, и его мир тогда управляется Господом с небес в соответствии с порядком. Обратное получается, если человек остаётся природным. Тогда он стремится управлять небесами из мира. Таким становится каждый, кто любит господствовать из любви к себе. Если его внутренне исследовать, то окажется, что он не верит ни в какого Бога, а только в себя; и после смерти он верит в каждого, кто имеет власть, как в Бога. Такое безумие обычно бывает в аду; оно укоренилось там так глубоко, что некоторые из обитателей ада даже называют себя Богом Отцом, некоторые — Богом Сыном, а иные — Богом Духом Святым; среди евреев же есть такие, что провозглашают себя мессией. Отсюда понятно, каким человек становится после смерти, если природный человек его не возрожден, а также до чего могло бы его довести собственное воображение, если бы Господь не основал новую церковь, в которой учат подлинным истинам. Это-то и имеется в виду в следующих словах Господа:

При скончании века [то есть в конце современной церкви] будет великая скорбь, какой не было от начала мира и не будет никогда. И если бы не были сокращены те дни, не была бы спасена никакая плоть.

Матф. 24:21, 22

599. В этой борьбе, или искушениях, людей Господь совершает каждое отдельное искупление, точно так же, как Он совершил общее искупление, когда был в мире. Борьбой и искушениями в мире Господь прославил Своё человеческое, то есть сделал его Божественным. Так же теперь и с каждым человеком в отдельности; когда кто-то подвергается искушениям, Господь борется за него, одолевая духов ада, нападающих на него. И после искушений Он прославляет его, то есть делает его духовным. После того как Он совершил общее искупление, Господь привел всё в небесах и в аду в состояние порядка. Совершенно то же самое Он делает с человеком после искушения, ибо Он приводит в состояние порядка в нём всё, что относится к небесам и к миру. После искупления Господь основал новую церковь; подобно тому Он и в человеке основывает всё, что относится к церкви, и делает его церковью на уровне личности. После искупления Господь даровал мир всем верившим в Него; ведь Он сказал:

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю его вам.

Иоанн 14:27

Подобно тому и человеку после искушения дарует Он чувство мира, то есть радость духа и утешение. Из всего этого ясно, что Господь — вечный Искупитель.

600. Внутреннего человека, возрождённого без внешнего, можно сравнить с птицей, парящей в воздухе, которой негде сесть на землю отдохнуть, когда вокруг одни болота, опасные своими змеями и лягушками; она, летая, выбьется из сил и умрёт. Ещё его можно сравнить с лебедем, плавающим в открытом море, где невозможно отыскать берег и свить гнездо; тогда яйца, которые он снесёт, утонут и будут съедены рыбами. Его можно также сравнить с солдатом, стоящим на стене крепости, когда её взрывают у него под ногами; он падает вниз и погибает под обломками. Ещё его можно сравнить с прекрасным деревом, пересаженным в гнилую почву, где полчища червей съедают его корни, и оно, засыхая, умирает. Ещё его можно сравнить с домом без основания или с колонной без пьедестала, на котором она установлена. Вот на что похож человек, если лишь его внутренний человек преобразован, а внешний — нет; ибо у него нет твёрдого основания делать добрые дела.

 

 

VIII

Возрождённый человек

получает новую волю и новый разум

601. Современной церкви известно, как из Слова, так и по рассудку, что возрождённый человек обновляется или становится новой личностью. Вот отрывки из Слова, доказывающие это:

Сделайте себе новое сердце и новый дух; зачем вам умирать, дом Израиля?

Иез. 18:31

Дам вам сердце новое и дух новый внутри, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой.

Иез. 36:26, 27

Отныне мы никого не знаем по плоти. Так что, если кто во Христе, то он — создание новое.

2 Кор. 5:16, 17

 

Новое сердце в этих отрывках означает новую волю, а новый дух — новый разум. Ибо сердце в Слове имеет значение воли, а дух, если связан с сердцем, имеет значение разума.

Доводы рассудка состоят в следующем: когда человек возрождён, у него новая воля и новый разум, потому что эти две способности делают его человеком и именно они возрождаются. Поэтому каждый таков, каков он в отношении этих двух его способностей. Если его воля зла, то и он сам злой, а тем более если его разум благоприятствует злу; и наоборот — если воля его добра. Одна лишь религия делает человека новым и возрождает его. Религии отведено высшее место в человеческом уме, откуда она видит внизу себя гражданские вопросы, относящиеся к миру. С помощью них она также восходит в нём кверху, подобно чистому соку дерева, поднимающемуся к его вершине, и с этой высоты ей открывается вид на всё природное, как тому, кто стоит на башне или на горе, открывается вид на равнины внизу.

602. Необходимо знать, что человек своим разумом может возвыситься почти до такого света, каким обладают ангелы в небесах. Но если он не возвышается при этом и волей своей, то он ещё старый человек, а не новый. Ранее я показал, как разум возвышает волю постепенно до своего уровня. Поэтому возрождение — это в первую очередь дело воли, во вторую очередь — разума. Ибо разум человека подобен свету мира, тогда как воля его — теплу. Известно, что не свет без тепла заставляет все жить и расти, а лишь свет, объединенный с теплом. Что касается нижних областей ума, действительно, в них разум озаряется светом мира, но высшие области — светом небес. Поэтому, если воля не восходит из нижних областей в высшие и не соединяется там с разумом, она остаётся в мире. Тогда разум устремляется то вверх, то вниз, но каждую ночь возвращается вниз, к воле, и спит с ней, как мужчина с женщиной-блудницей, и порождает двухголовое потомство. Из этого тоже ясно, что, если человек не приобретает новую волю и новый разум, он не возрождается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.