Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 68 страница




825. По такому их состоянию каждый может заключить, что взывать к святым — просто смешно. К тому же я могу засвидетельствовать, что призывы, обращённые к ним, они способны слышать не в большей степени, чем их статуи, установленные вдоль улиц, и не более, чем стены церкви или птицы, гнездящиеся на башнях. Их слуги в этом мире утверждают, что святые царствуют в небесах вместе с Господом Иисусом Христом. Но это басня и выдумка. Они не более правят там с Господом, чем конюх вместе с царём, чем привратник с аристократом или посыльный с архиепископом. Ибо Иоанн Креститель сказал о Господе, что недостоин даже развязать ремни обуви Его (Марк 1:7; Иоанн 1:27). Что же говорить о тех?

826. Парижанам, которые в духовном мире образуют общество, иногда является женщина среднего роста, в сияющем одеянии, лицом — будто бы святая, которая говорит, что она — Женевьева. Но когда некоторые из них начинают поклоняться ей, одежда и лицо её тотчас изменяются, и она становится подобной простой женщине. Она укоряет их за то, что они хотели поклоняться женщине, которую среди своих считают не более как служанкой, и удивляется, как это люди на земле оказались жертвами такого обмана.

827. К этому я добавлю самое важное. Мария, мать Господа, однажды прошла мимо и видна была над головой, в белом одеянии. Она немного задержалась тогда, чтобы сказать, что она была матерью Господа и именно от неё Он рождён; но став Богом, Он оставил всё человеческое, принятое от неё, и поэтому теперь она поклоняется Ему как своему Богу, и не хочет, чтобы кто-либо признавал Его её сыном, поскольку всё в Нём Божественно.

VIII

Мусульмане в духовном мире

828. Мусульмане в духовном мире находятся за римскими католиками на западе, образуя как бы контур вокруг них. Они находятся сразу за христианами по той причине, что они признают нашего Господа как величайшего пророка, мудрейшего из всех, который послан в мир научить людей, и считают его Сыном Бога. В том мире каждый живёт на таком удалении от центра, где находятся христиане, которое соответствует его признанию Господа и одного Бога. Ибо именно это признание соединяет умы с небом и определяет расстояние от востока, над которым находится Господь.

829. Поскольку религия у человека занимает высшее положение, а то, что ниже, получает жизнь и свет от высшего, и поскольку Мухаммед неразрывно связан в их умах с религией, у них перед глазами всегда находится какой-нибудь Мухаммед; а для того, чтобы лица их были обращены к востоку, над которым находится Господь, он располагается пониже центральной, христианской области. Это не тот настоящий Мухаммед, который написал Коран, а другой, исполняющий свою должность, и не один и тот же, а всегда разный. Как то раз им был один саксонец, пленённый алжирцами и ставший мусульманином. Будучи также и христианином, он время от времени порывался разговаривать с ними о Господе, говоря им, что Господь был не сыном Иосифа, а Сыном Самого Бога. На смену этому Мухаммеду затем пришли другие. На том месте, где находится изображающий Мухаммеда, является огонь, как бы от факела, как опознавательный знак. Но огонь этот не виден никому, кроме мусульман.

830. Настоящего Мухаммеда, который написал Коран, ныне уже видеть нельзя. Мне сказали, что первое время он возглавлял их, но, поскольку он хотел управлять всем, что относится к религии, как Бог, он был выдворен со своего места, расположенного под римскими католиками, и отослан на правую сторону, ближе к югу. Однажды коварные духи побудили некое общество из мусульман поклоняться Мухаммеду как Богу. Чтобы успокоить это восстание, Мухаммед был поднят с нижней земли и показан им; при этом и я видел его. Он выглядел, как те плотские духи, у которых нет внутреннего постижения, с лицом тёмным до черноты. Я слышал, как он сказал слова: «Я — ваш Мухаммед», — и вскоре уже казалось, что он проваливается вниз.

831. Враждебность мусульман к христианам объясняется в первую очередь верой последних в три Божественные личности, ведущей к поклонению трём богам и стольким же создателям. Но ещё враждебней они относятся к римским католикам из-за того, что те преклоняют колени перед изображениями. Потому они называют их идолопоклонниками, а остальных христиан — фанатиками, говоря, что они делают Бога трёхголовым, когда говорят: один, а бормочут: три; и, следовательно, разделяют всемогущество, делая из одного всемогущества, принадлежащего одному Богу, три. Поэтому они подобны фавнам с тремя рогами, по одному рогу для каждого Бога, и в то же время все три для одного. Так они молятся, так они поют гимны и так проповедуют с кафедр.

832. У мусульман, как и у всех народов, которые признают одного Бога, любят справедливость и делают добро по религии, есть свои небеса, но они вне христианских. Мусульманские небеса разделены на две части. В нижних живут порядочно с несколькими жёнами; но лишь те, которые отказываются от наложниц и признают Господа нашего Спасителя, а также власть Его над небесами и адом, поднимаются оттуда в их верхние небеса. Я слышал, что им невозможно представить себе Бога Отца и нашего Господа как единое, но они могут верить в то, что Господь правит небесами и адами, потому что Он — Сын Бога Отца. Такова у них вера, по которой Господь даёт им возможность восходить в верхние небеса.

833. То, что стран, в которых принята мусульманская религия, больше христианских, может смутить тех, которые думают о Божественном Провидении, и в то же время верят, что никто не может спастись, если не рождён христианином. Но для тех, кто верит, что всё происходит по Божественному Провидению, мусульманская религия не будет камнем преткновения. Такие исследуют, отчего это, и находят ответ. Дело в том, что мусульманская религия признаёт Господа величайшим пророком, мудрейшим из всех и Сыном Бога. Но они сделали Коран Библией своей религии, и потому Мухаммед, который написал её, постоянно пребывает в их мыслях, и ему некоторым образом поклоняются, так что они не много думают о нашем Господе. Чтобы понять наиболее полно, что эта религия развилась по Божественному Провидению Господа для истребления идолопоклонства во множестве народов, будем говорить в определённом порядке, но начнём с источника идолопоклонства.

Прежде чем была принята религия мусульман, во многих царствах мира было распространено поклонение идолам. Причина состоит в том, что все церкви, которые существовали до пришествия Господа, были изобразительными. Такой была и израильская церковь. Скиния, облачение Аарона, жертвоприношения, всё, что относилось к храму Иерусалимскому, и даже законы, — всё это были изображения. У древних была наука соответствий, она же и есть наука изображений, высшая наука из всех наук, получившая особенное развитие в Египте, откуда и их иероглифы. Именно из этой науки они знали, что означает каждая порода животных и каждый вид деревьев, а также горы, холмы, реки и источники, солнце, луна и звезды. Эта наука давала им и представление о духовных предметах, поскольку изображения получают своё начало от изображаемых предметов, имеющих отношение к духовной мудрости ангелов небесных.

Итак, поскольку все их богослужения были изобразительными, состоящими из одних соответствий, они проводили их на горах и холмах, в рощах и садах, освящали источники и делали изваяния лошадей, быков, тельцов, ягнят и даже птиц, рыб и змей и ставили их у своих храмов и во дворе перед ними, а также дома, следуя порядку духовных понятий церкви, которым они соответствовали или которые они изображали и поэтому обозначали. В дальнейшем, когда знание соответствий было утеряно, их последователи стали поклоняться самим изваяниям, будто бы они сами по себе святы, не зная о том, что их древние предки не видели в них ничего святого, но лишь считали их изображающими святое по их соответствиям. Отсюда возникли идолопоклонства, которые затем наводнили так много царств в мире.

Чтобы искоренить эти идолопоклонства, по Божественному Провидению Господа сделано было так, что должна была зародиться новая религия, приспособленная к характеру восточных народов, в которой было бы что-то от Слова обоих Заветов и которая учила бы, что Господь пришёл в мир, и что Он — величайший пророк, мудрейший из всех и Сын Бога. Совершено это было через Мухаммеда, по имени которого эта религия была названа. Из всего этого ясно, что эта религия образовалась по Божественному Провидению Господа и, как уже сказано, была приспособлена к характеру восточных народов с той целью, чтобы истребить идолопоклонства многих царств мира и дать им некоторые сведения о Господе до того, как они попадут после смерти в духовный мир. Религия эта не была бы принята в столь многих царствах и не искоренила бы идолопоклонства, если бы не была в согласии с понятиями их мышления; в частности, если бы не было разрешено многожёнство, потому что без такого разрешения азиаты более европейцев воспламенились бы страстью к грязным прелюбодеяниям и погибли бы.

834. Однажды мне было дано познать, каков жар их любви в многожёнстве. Я беседовал с одним из них, который выступал в роли Мухаммеда. Этот наместник, поговорив со мной некоторое время издали, послал мне ложку из чёрного дерева и ещё некоторые вещи, которые служили знаком, что это — от него. Тотчас же открылось отверстие для выхода из разных мест жара их любви в многожёнстве. Из одних мест он ощущался, как тепло из купален после мытья, из других — как тепло из кухонь, где варят мясо, из иных — как из харчевен, где подают остро пахнущие блюда, из иных — как из аптекарских кладовых, где готовят эмульсии и тому подобное, из иных — как из публичных домов и кабаков, а из иных — как из лавок, где продают шкуры, кожу и обувь. В каждом тепле было что-то зловонное, резкое и раздражающее от ревности. Напротив, в христианских небесах, когда удовольствие их любви ощущается как запах, тепло ароматно, как в садах и виноградниках и как в розариях, в других местах — как в лавках благовоний, а в иных — как в давильнях и погребах виноделов. Что удовольствия любви в духовном мире часто ощущаются, как запахи, — это неоднократно было показано в моих воспоминаниях, помещённых в конце каждой главы.

 

 

IX

Африканцы в духовном мире;

и кое-что ещё о язычниках

835. Те народы, которые ничего не знали о Господе, являются в духовном мире вне тех, которые знали о Нём. Вплоть до того, что самые окраины составляют одни законченные идолопоклонники, которые в прежнем мире обожествляли солнце и луну. Те же, которые признавали одного Бога и принимали наставления, подобные Десяти заповедям, в свою религию, а из неё в свою жизнь, непосредственнее сообщаются с христианами в центре, поскольку для них не служат преградой мусульмане и римские католики. Кроме того, язычники разделены в соответствии с особенностями их характера и способностью принимать свет от Господа через небеса. Среди них есть более внутренние и более внешние, что обусловлено отчасти климатом, отчасти предками, от которых они произошли, а также воспитанием и религией. Африканцы самые внутренние из всех.

836. Все, признающие одного Бога создателем вселенной и поклоняющиеся Ему, хранят понятие о Нём, как о человеке. Они говорят, что ни у кого не может быть иного представления о Нём. Когда они слышат, что у многих понятие о Боге, как о каком-то эфире или облаке, они спрашивают, где же такие есть. Когда им говорят, что такие среди христиан, они заявляют, что это невозможно. Им отвечают, что такое понятие у них оттого, что в Слове Бог назван Духом, а о духе они могут думать не иначе, как о чём-то эфирном или о чём-то в виде облака, не зная, что любой дух и любой ангел есть человек. Когда же исследуют, действительно ли их духовное понятие совпадает с природным, то выясняется, что эти понятия не совпадают у тех, которые внутренне признавали Господа Спасителя Богом небес и земли. Слышал я, как один из священников говорил, что ни у кого не может быть представления о Божественном человеческом, и видел, как его приводили к различным языческим народам, каждый раз к более внутренним, а также в их небеса, и, наконец, в христианские небеса, и повсюду ему было дано сообщаться с их внутренним восприятием Бога. И он заметил, что у них не иное понятия о Боге, как о Божественном человеке, и что человек никем иным не мог быть сотворен, кроме Того, чьим образом и подобием он является.

837. Поскольку африканцы превосходят всех остальных способностью внутреннего суждения, у меня были с ними беседы на темы, требующие углублённого исследования, а недавно — о Боге, о Господе Искупителе и о внутреннем и внешнем человеке. Так как эта беседа понравилась им, я приведу кое-что из того, что они постигли благодаря внутреннему зрению об этих трёх предметах.

О Боге они сказали, что Он, конечно же, спускался на землю и сделался видимым для людей, поскольку Он — их Создатель, Защитник и Предводитель, и что род человеческий — Его род; и что Он видит, исследует и предусматривает всё вообще, и в частностях на земле и в небесах, — как бы всё добро их в Нём, а Он в них. Причина в том, что Он — солнце ангельских небес, которое так же высоко находится над духовным миром, как земное солнце над миром природным, а Тот, Кто есть солнце, видит, исследует и предусматривает всё вообще и в частностях, что под Ним. А коль скоро именно Его Божественная любовь является, как солнце, следовательно Он заранее заботится как о самом великом, так и о самом малом, что нужно для жизни, а для человека — о том, что касается любви и мудрости; о том, что касается любви, — через тепло того солнца, а о том, что касается мудрости, — через его свет. Итак, если вы составите себе представление о Боге, который является солнцем мироздания, то несомненно увидите и признаете Его вездесущесть, всезнание и всемогущество.

838. Следующая моя беседа с ними была о Господе Спасителе. Я сказал им, что Бог в своей сущности есть Божественная любовь и что Божественная любовь — это как бы чистейший огонь. Любовь, рассмотренная сама в себе, никакой другой цели не преследует, кроме той, чтобы стать единой с тем, что она любит, а Божественная любовь стремится соединить себя с человеком, и человека с собой, и даже до того, что она будет в нём, и он в ней. Поскольку же Божественная любовь есть как бы чистейший огонь, очевидно, что Бог, будучи таковым, ни в малейшей степени не мог бы быть в человеке и сделать так, чтобы человек был в Нём, ибо тогда Он развеял бы всего человека в тончайший дым. Но, поскольку Бог по самой своей сущности пылает любовью к соединению с человеком, Ему необходимо было облечься в тело, пригодное к принятию и соединению. Для этой цели Он сошёл и воспринял человеческое в соответствии с порядком, который он установил от сотворения мира и который состоит в том, чтобы Он был зачат исходящей от Него силой, выношен в утробе, рождён и затем возрастал в мудрости и в любви, приближаясь тем самым к соединению со Своим Божественным началом. Так Бог стал человеком, а человек — Богом. Что это так, ясно учит и свидетельствует Писание о Нём, которое есть у христиан и называется Словом. И Сам Бог, которого в Его человеческом называют Иисусом Христом, говорит, что Отец в Нём, и Он в Отце, и кто видит Его, тот видит Отца, и многое другое в том же смысле.

Рассудок видит также, что Бог, чья любовь есть чистейший огонь, никак иначе не мог бы соединить Себя с человеком и человека с Собой. Разве мог бы огонь солнца, как он есть, коснуться человека, тем более войти в него, если бы его лучи не были окутаны атмосферами и он не сделался бы, умерив свой жар, пригодным для человека? Возможно ли, чтобы чистый эфир окружал человека, а тем более проникал в бронхи его лёгких, если бы не был приспособлен к этому тем, что наполнен воздухом? И рыба не может жить в воздухе, но лишь в той стихии, которая подходит для её жизни. Никакой царь на земле не может лично, или непосредственно, управлять всем вообще, и в частности в своём царстве, но только через высших и низших чиновников, которые вместе составляют его царское тело. И душа человека не может сделаться видимой для другого, общаться с ним, являть ему доказательства своей любви без посредства тела. Как же тогда Бог мог бы делать всё это, если не при помощи человеческого, Ему принадлежащего? Африканцы, выслушав это, постигли больше других, поскольку обладали более внутренним разумением, и каждый одобрил сказанное в меру своего постижения.

839. В завершение мы поговорили о внутреннем и внешнем человеке. Говорили о том, что люди, которые постигают предметы внутренне, пребывают в истинном свете, то есть в свете небес; в то же время люди, которые постигают предметы внешне, лишены всякого света истины, поскольку пребывают лишь в свете мира. Таким образом, люди внутренние наделены пониманием и мудростью, тогда как удел людей внешних — безумство и искажённое зрение. Внутренние люди духовны, поскольку они мыслят из духа, возвышенного над телом, и поэтому видят истины в свете; внешние же люди — природно-чувственные, поскольку мыслят из обманчивых чувств тела и поэтому видят истины словно в тумане, а когда истолковывают их для себя, видят ложь как истину. Внутренние люди подобны стоящим на горе посреди равнины, или на башне в городе, или на сторожевой вышке в море; внешние же люди подобны стоящим под горой в долине, или в подвале башни, или в лодке под сторожевой вышкой, и видят только то, что рядом с ними.

Далее, внутренние люди подобны тем, которые живут на втором или третьем этаже дома или дворца, стены которого — сплошные окна из хрустального стекла; они могут осматривать город в любом направлении и узнают любое здание в нём. Внешние же люди подобны живущим на нижнем этаже, окна которого сделаны из склеенных кусков бумаги, так что они даже улицы перед домом не видят, а только то, что внутри дома, да и то лишь при свете свечи или очага. Внутренние люди — как орлы в вышине, которые видят всё под собой на большом удалении. В свою очередь внешние люди — как петухи на насесте, кукарекающие во весь голос перед курами, которые ходят по земле. Сверх того, внутренние осознают, что познанное ими по сравнению с непознанным, — как вода в кувшине по сравнению с водой в озере; внешние же убеждены, что знают всё. Африканцы обрадовались сказанному, поскольку признали, что это так, по внутреннему зрению, которым они превосходят других.

840. По причине такой особенности африканцев у них в настоящее время есть откровение, которое распространяется от того места, где оно начиналось, но не достигает морей. Они с презрением сторонятся путешественников из Европы, которые верят, что человек спасается одной верой, а значит, только мыслями и словами, и не желаниями и делами вместе с тем; они говорят, что тот не человек вовсе, у которого есть некое вероисповедание, но он не живёт в соответствии со своей религией, ибо тогда он неизбежно становится глупым и злым, поскольку ничего не приемлет с небес. Кроме того, они называют изощренную злонамеренность глупостью, потому что в ней нет жизни, но одна смерть.

Я несколько раз беседовал с Августином, который в трёхсотых годах был епископом Гиппонским в Африке[175]. Он сказал, что нынче он пребывает там, вдохновляя их на поклонение Господу, и что есть надежда на распространение этого нового евангелия в соседних областях. Я слышал, как этому откровению радовались ангелы, поскольку через него открывалось для них сообщение с рассудочным началом человека, которое до того было закрыто общим догматом о подчинении разума церковной вере.

 

 

X

Евреи в духовном мире

841. До Последнего суда, который совершён был в 1757 году, евреи в духовном мире находились по левую сторону от христианского центра, в долине. Вслед за тем они были перенесены на север, и им были запрещёны всякие сношения с христианами, кроме странников за пределами городов. В этой стороне есть два больших города, в которые переносятся евреи после смерти. До Суда оба они назывались Иерусалим, а после стали называться по-другому, так как после Суда под Иерусалимом стали понимать церковь в отношении её учения, в которой поклоняются одному Господу. Управляют в этих городах обращённые евреи, которые убеждают жителей не говорить о Христе оскорбительно и наказывают тех, которые всё-таки делают это. Улицы в их городах все в грязи по голень, а дома полны нечистот и поэтому пахнут так, что в них даже войти невозможно. Впоследствии я заметил, что многие из этого народа нашли себе пристанище на юге, и когда я спросил, кто они, мне сказали, что они — те, кто не придавали значения поклонению остальных, а в душе не могли расстаться с вопросом, придёт ли когда-нибудь мессия; а ещё те, которые размышляли в мире о разных предметах по рассудку и по рассудку же жили. Большую часть их составляют так называемые португальские евреи.

842. Евреям иногда является ангел на небольшой высоте над ними, с посохом в руке, который позволяет им верить, что он — Моисей. Он убеждает их отказаться от бессмысленного ожидания мессии хотя бы здесь, потому что Мессия — это Христос, Который царствует над ними и над всеми остальными, и говорит, что он знает об этом и знал о Нём, когда был в мире. Выслушав всё это, они удаляются; большинство из них забывают об этом, и немногие помнят. Тех, которые помнят, посылают в синагоги обращённых евреев и там обучают. Обученным дают новую одежду взамен рваной, а также изысканно написанное Слово и ещё не лишённое красоты жилище в городе. А те, которые не принимают учения, сбрасываются вниз, многие из них — в леса и пустыни, где они совершают разбойничьи нападения друг на друга.

843. В том мире, как и в прежнем, евреи торгуют самыми разными товарами, преимущественно драгоценными камнями, которые они достают неведомыми путями с небес, где драгоценные камни в изобилии. Они торгуют драгоценными камнями по той причине, что читают Слово на его родном языке и считают его буквальный смысл святым, а драгоценные камни соответствуют буквальному смыслу. Что духовное начало их драгоценных камней есть буквальный смысл Слова, и что отсюда происходит соответствие между ними, видно из главы о Священном Писании (217, 218). Более того, они могут изготавливать подобия этих камней при помощи своего искусства и внушать представление, будто они настоящие; но таких сурово наказывают их правители.

844. Евреи отличаются в особенности тем, что не знают о своём пребывании в духовном мире и верят, что до сих пор находятся в мире природном, по той причине, что они — крайне внешние люди и не могут думать о религии внутренне. Поэтому они говорят о Мессии так же, как и прежде. Одни говорят, что Он придёт с Давидом и, сияя диадемами, станет во главе их и поведёт их в землю Ханаан, взмахом своего жезла осушая реки на их пути. Они говорят, что христиане, которых они на самом деле между собой называют язычниками, будут хватать тогда их за полы одежды и будут униженно молить, чтобы их взяли с собой, а они примут богатых, смотря по размеру их богатства, чтобы те прислуживали им. В подтверждение этого они приводят сказанное у Захарии (8:23) и у Исаии (66:20), а о Давиде, что он придёт и будет их царём и пастырем, — у Иеремии (30:9) и Иезекииля (34:23—25; 37:23—26). Они совершенно не желают слышать, что «Давид» в этих местах означает нашего Господа Иисуса Христа, а «евреи» — тех, кто войдёт в Его церковь.

845. Когда их спрашивают, твёрдо ли они уверены, что все они попадут в землю Ханаан, они отвечают, что все тогда пойдут в неё, и умершие евреи воскреснут и из своих могил войдут в землю ту. Когда же им возражают, что невозможно для них выйти из могил, поскольку они уже живут после смерти, они отвечают, что в то время они сойдут обратно в свои тела и так будут жить. Когда им говорят, что земля та не сможет вместить всех, они отвечают, что в то время она будет расширена. Когда говорят, что царство Мессии, раз Он — Сын Божий, будет не на земле, а на небесах, они отвечают, что земля Ханаанская тогда станет небесами. Когда говорят, что они не знают, где находится Вифлеем — Ефрафа, в котором должен родиться Мессия по предсказанию у Михея (5:2) и в Псалмах Давида (131:6), они отвечают, что мать Мессии всё равно родит там, а другие говорят, что где бы она не родила, там и будет Вифлеем. Когда их спрашивают, как сможет Мессия жить с такими дурными людьми, подтверждая многими местами из Иеремии и в особенности Песней Моисея (Втор., глава 32), что они — худший из народов, те отвечают, что среди евреев есть и хорошие и плохие, а в этих местах подразумеваются плохие.

Когда им говорят, что все они — потомки женщины из Ханаана, и происходят также от блуда Иуды с его невесткой (Бытие, глава 38), они отвечают, что это был не блуд. Когда же им возражают, что Иуда тем не менее приказал выгнать её и сжечь за то, что она притворилась блудницей, они удаляются, чтобы посоветоваться, и после обсуждения говорят, что он просто выполнил обязанность деверя, поскольку ни Онан, его второй сын, ни Шела, его третий сын, этого не сделали. К этому они прибавляют, что очень многие из них происходят из колена Левитов, которому дано священство, и достаточно того уже, что все они — потомки Авраама. Затем, когда им говорят, что внутри Слова содержится духовный смысл, в котором многое сказано о Христе, или Мессии, они отвечают, что это вовсе не так. Однако некоторые из них говорят, что в самой глубине Слова, или на дне его, нет ничего, кроме золота, и подобное тому.

 

 

* * *

846. Однажды я был вознесен духом своим в ангельские небеса, в одно из их обществ. Ко мне подошли некоторые из мудрых этого общества и спросили: «Что нового на земле?» Я рассказал им, что новое состоит в том, что Господь открыл такие тайны, которые превосходят своим совершенством все до сих пор явленные тайны со времён зарождения церкви. Они спросили меня, что это за тайны, и я ответил:

1. Во всякой частности Слова содержится духовный смысл, соответствующий природному смыслу, и посредством него осуществляется связь людей церкви с Господом. Кроме того, благодаря этому смыслу создаётся сообщение с ангелами, и именно в этом смысле заключена святость Слова.

2. Открыты были те соответствия, из которых состоит духовный смысл.

Ангелы спросили: «Разве жители земли до этого не знали о соответствиях?» Я ответил, что об этом не было известно ничего вообще, это было скрыто на тысячи лет, то есть со времён Иова. Между тем среди живших в те времена знание соответствий было наукой из наук, которая служила им источником мудрости, потому что заключала в себе знания духовных предметов, относящихся к небесам и церкви. Однако, поскольку наука эта выродилась в идолопоклонство, по Божественному провидению Господа она была забыта и утеряна настолько, что и следа от неё не осталось. Но ныне она снова открыта Господом, чтобы люди церкви могли соединяться с Ним и сообщаться с ангелами. И то, и другое происходит посредством Слова, которое целиком и в каждой частности состоит из соответствий.

Ангелы были очень рады, что Господу угодно было открыть великую тайну, которая была так глубоко скрыта тысячи лет. Они сказали, что сделано это было для того, чтобы христианская церковь, которая основана была на Слове и теперь приблизилась к своему концу, снова ожила и дух свой получала от Господа через небеса. Они поинтересовались также, стало ли известно посредством этой науки значение крещения и Святого причастия, о которых до настоящего времени было столько разнообразных суждений. Я ответил, что теперь известно.

3. Далее я сказал, что Господь сделал нынче откровение о жизни людей после смерти. «Что о жизни после смерти? — спросили ангелы. — Кто же не знает, что человек живёт после смерти?»

«И знают, и не знают, — ответил я. — Говорят, что не человек живёт, а душа его, и живёт как дух. О духе же у них понятие, как о ветре или эфире, и говорят они, что человек не живёт как человек, пока не настанет день Последнего суда, когда всё телесное, что он оставил в мире, пусть даже поеденное червями, крысами или рыбами, будет собрано воедино и вновь образует тело, и так люди воскреснут».

«Как это? — спросили ангелы. — Кто же не знает, что человек продолжает жить человеком после смерти, с той лишь разницей, что он тогда уже не материальный, как раньше, а субстанциальный человек; и что субстанциальный человек видит другого субстанциального человека точно так же, как материальный человек видит другого материального человека. И люди не замечают никаких различий, кроме того, что они в более совершенном состоянии».

4. Ангелы спросили, что известно об их мире, о небесах и об аде. Я отвечал, что ничего не известно. Но в настоящее время Господь отк­рыл, что собой представляет мир, в котором живут ангелы и духи, то есть небеса и ад. Открыто было также, что ангелы и духи соединены с людьми, и ещё многое удивительное. Ангелы были очень рады, что Господу было угодно открыть всё это, и незнание уже не будет причиной сомнений людей в своём бессмертии.

5. Далее я сказал: «Нынче Господом открыто, что в вашем мире не такое солнце, как в нашем, что солнце вашего мира есть чистая любовь, тогда как солнце нашего мира — чистый огонь, следовательно всё, что исходит от вашего солнца, поскольку оно есть чистая любовь, имеет нечто от жизни, а всё, что от нашего, которое есть чистый огонь, ничего в себе от жизни не имеет. В этом различие между духовным и природным, различие, до сих пор неизвестное, но теперь открытое. Отсюда становится известным и то, откуда исходит свет, озаряющий человеческий разум мудростью, и откуда исходит тепло, зажигающее любовь в человеческой воле».

6. «В дополнение к тому открыто, что есть три степени жизни, и вследствие этого имеется трое небес, и человеческий ум делится по этим трём степеням, а человек поэтому соответствует трём небесам». Ангелы спросили: «Разве раньше не знали об этом?» Я ответил, что знали о степенях различия большего и меньшего, но не предшествующего и последующего.

7. Ангелы спрашивали меня, многое ли ещё было открыто. Я ответил, что многое, а именно о Последнем суде, о том, что Господь есть Бог небес и земли, что Бог един как личностью, так и сущностью, и в Нём — Божественная Троица, и Он — Господь. Далее о новой церкви, которую собирается основать Господь, и об учении этой церкви; о святости Священного Писания; было откровение об Апокалипсисе и, более того, о жителях других планет и о землях во вселенной. Не говоря уже о многом удивительном и достопамятном из духовного мира, посредством которого многое принадлежащее небесной мудрости стало известно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.