Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексеев Валерий Аркадьевич




История религий и свободомыслия

Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Организация изучения курса включает такие формы проведения аудиторных занятий как лекции, семинары. Дисциплина изучается во 2-4 семестрах, согласно учебному плану. Материалы лекции являются основой для подготовки к рассмотрению, обсуждению вопросов соответствующей темы на семинарском занятии.

На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формулированию целей обучения и определению в соответствии с ними содержания, эффективных форм, методов, приемов и средств обучения. Формой проведения промежуточного контроля является подготовка студентами рефератов, эссе, которые предлагаются им в качестве задания для самостоятельной работы (5 - 10 печ.стр.), выполнение творческих проектных заданий, компьютерное тестирование по изученной теме и др.

 

В проведении семинарских занятий используются следующие технологии: семинар-дискуссия, практические занятия, деловые игры. При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо использование рекомендованной и дополнительной литературы, материалов Интернет.

Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания следующих типов:

- подготовка к семинарским занятиям

- работа над понятиями;

- доклады;

- подбор техник и упражнений.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам необходимо: Знать понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи предмета, методологические принципы и теоретические основы для их решения, иметь навыки работы с литературой.

03.09.2013

После 9:15 не заходить в аудиторию!!!

Предмет религоведения имеет предысторию. Он как научная дисциплина появился при известных обстоятельствах. Примерно до середины 18 в. господствовало религиозное сознание, правовая основа покоилась на религиозных догмах, основных положениях религиозных учений. Есть 3 правовых системы, в основе которых лежат религиозные постулаты. Есть 3 мировых религии. Применительно к христианству: вся европейская цивилизация в области права (очень важна кодификация Юстиниана, которая создала правовую основу государства; у нас тоже были похожие попытки - Ярослав Мудрый "Русская правда"). В основе этих норм лежала религиозная мораль. Из нее производили самое главное - легитимацию закона. Кодексы основывались на том, что верховная власть принадлежит Богу, а он передает (делигирует) это право, эту связь нужно сокрализовать, легитимировать, доказав, что он получил эту власть свыше.

С каких пор возникла потребность в предмете история религий? Длительное время религиозное сознание господствовало в обществе, в нем не было необходимости.

Религия помогала убедить общество, что эта власть единственно законная и справедливая, иначе власть долго не устоит. Власть свергается не тогда, когда народ выходит на площадь, сначала революция происходит в головах, остальное - техника.

С какого момента появляются сомнения в праве религиозных догм управлять обществом? Со времени революции, когда начали сомневаться в справедливости в принципе. Каждая революция сотрясает мировоззренческие установки.

Даже сейчас наше право исходят из доголога (список заповедей). Без нравственной и смысловой нагрузки закон не будет исполняться.

В первую очередь революция должна разбить религиозно-нравственную матрицу. Для того, чтобы разрушить, необходимо сначала изучить. Большинство произошло во время Великой Французской Революции (антиклирикальный лозунг - "раздавите гадину", то есть католическую церковь, которая являлась одним из столпов общества, она легитимировала государственный строй, вступление на трон каждого короля освещалось - это право дает ему Бог, ее разрушение было необходимо для победы революции (лозунг грубый, так обычно и происходит, нужен простой лозунг, который понятен всем: церковь обвиняли в том, что она крупный феодал наряду с аристократией, элитой, то есть церковь такой же эксплуататор и аристокарт); антикоролевская, антиаристократическая революция). Великая Французская Революция много сделала для разрушения, она расколола матрицу. Но базисные установки в обществе остались. Осталось достаточно сильно религиозное сознание. Поэтому остальные революции в Европы доламывали церковь. Даже наша Революция, которая переросла в классовую борьбу. Идеи - сила необычайно большая.

Все европейские революции первой половине 19 в затрагивали тему борьбы с церковью. Однако больших успехов не было. Был мощный откат религиозного сознания, но сознание оставалось квазирелигиозным. Сталин это понял, нужно было что-то поменять, в период ВОВ церковь укреплась. Такой разворот показывает гибкость правления Сталина.

В обществе появляется заказ на изучение религий и феномена религиозной веры. До этого она воспринималась как данность. Именно так и воспринимают религиозную веру как феномен. Все главы церкви утверждают, что вера - божий дар. Сердце, душа, разум - где-то среди них закрепляется вера. От кого исходил этот заказ? Молодая, нарождающаяся буржуазия - атакующий класс. Феномен изучения религии - продукт некоторых процессов (чтобы победить, нужно понять, чтобы понять, нужно изучить).

Итак, к середине 19 в. появляется такая наука.

Все европейский революции делались богословами, которые либо были теологами, либо были богословами. Сталин, кстати, тоже учился в семинарии.

Буржуазия как новый атакующий класс заинтересована в том, чтобы властвовать в новом пространстве. "Власть как женщину нельзя разделить, она должна принадлежать одному." Власть должна нераздельно принадлежать одной силе, иначе будет хаос. Разделение властей на практике никогда не подтверждается. Даже в США есть власть одной силы, правда, хорошо закамуфлированной.

Новый класс пропагандирует атеизм. В СССР с 50ых гг. 20 в. начали преподавать атеизм в МГУ, но до этого это тоже было, только называлось антирелигиозной деятельностью. Сталин изучал вопрос. "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Маркса тоже затрагивает это проблемы. Известны фразы Маркса: "Религия есть вздох угнетенной твари", "Религия - опиум для народа".

"Когда окружают женщины, нужно обязательно быть остроумным."

Задача была примитивная и грубая - разрушительная. Но нужны были разработанные научные работы. Этим занимались многие немецкие ученые после Маркса, потому что в Германии был период революций. Там церковь играла колоссальную роль, был яркий феодальный строй. Так на историческую сцену появляется научная дисциплина история религий.

 

Это - пограничная наука. Чтобы изучать религии, нужно обращаться к другим наукам (история, философия, социология, психология).

Чтобы научно обосновать этот феномен его нужно типизировать, создать обобщения, провести синтетическую и аналитическую работу. Двумя этими методами (синтез - объединение, обобщение и анализ - разбор на составные части) мы и пользуемся.

Парадокс Зинона: Всякие обобщения ложные, включая и последнее.

Греки изобрели диалектику, без нее не было бы христианства, она придала ему необычайную силу. Соединение несоединимого дает удивительные результаты.

 

Корнелиус Тилле первым типологизировал религий, выявил 2 типа:

• естественный (природный) - первобытно-общинные верования,

• этический.

Это был первый серьезный прорыв в изучении. Работы продвигались наиболее продвинутой частью общества.

Флейдан тоже говорил о 2 типах религий: религия зависимости и свободы, говорил о жреческих религиях.

На самом деле они лукавили, искали первооснову христианства.

Рудольф Отто ближе подошел к современному пониманию. Говорил о монотеистическом и политеистических религиях (то есть однобожие и многобожие), включает психологический момент (сила подавления и возвышение). Религия - переживание святого чувства, которое есть в человеке и руководит всеми его жизненными поступками.

Эрих Фром - немец, потом уехал в США, где протестанство, там был серьезный заказ на изучение; на основе пуританства создана жесткая американская мораль. Когда заявляют о благих целях, жди подвоха. Так Фромм говорил о религии как о личном переживании и личном опыте. Это и есть основа протестантизма. Отсюда он делает интересный вывод - всякий человек обладает религиозно-атеистическим сознанием, который порождает комплекс тоталитаризма. Я должен быть уверен, что остальные думают также, как я, что у нас одни ценности.

Пакс Американо (то есть одержимость американского миссионерства) сделан для того, чтобы ограбить все народы и страны, которые нуждаются в этой идеологической миссии, распространении их идеи. Так происходит вестернизация, а ей противостоят.

Арабская весна, по мнению лектора, - классовое противоборство, замаскированное под личиной религиозного противостояния.

Зигмунд Фрейд много занимался религиозным компонентом в создании. Он не вышел за рамки своей парадигмы. В основе бессознательного лежит неудовлетворенное сексуальное желание. Он сделал спекулятивный вывод о том, что религия - это невроз. Это очень грубо и примитивно.

То есть все больше проявляется социально-общественная значимость таких исследований.

Макс Мюллер "Протестантская этика" - конституция современного бизнеса. Смысл: ты должен делать свое дело и чем более успешно ты его делаешь, тем большая благодать тебя осеняет (улыбайся, благодари Бога и тебя достигнет благодать - это значит, что Бог тебя любит). Поэтому многие известные лидеры говорят в конце речей: "И да благословит вас всех Бог".

Макс Вебер. Он начинал свою деятельность с критики Маркса (бухгатерско-еврейский подход к жизни). заявил, что мир иррационален, то есть непознаваем (это вещь в себе, постигнуть ее до конца невозможно).

Русские философы тоже начинают работать над пониманием религиозного сознания. 2 школы: критики и апологетики. Начиная с Чернышевского и далее либерал-демократы - священники. Чернышевский и Добролюбов имели соответствующее образование, они камуфлировали свои идеи под литературные произведения. Сюда же относятся Писарев и Герцен.

И у декабристов, особенно в Южном обществе, тоже присутствовала эта тема. Они хотели конституционную монархию по европейскому образцу, с которым познакомились после Парижа 1812 г. Даже Александр 1 в Тайном Кабинете писали конституцию об ограничении русского самодержавия, пытаясь отделить церковь от государства, дать ей законно определенное место.

Халтурин, Желябов, Вера Засулич.

Достоевский "Бесы" - самый левый спектр течения.

Эта идея дошла до Революции. Они упростили критику и идейную борьбу до примитивизма - до войны с верующими.

У пролетариата те же требования.

100-летная война в Германии - это скрытая революция. Эпоха реформаторства - гильдеи (бюргеры) реформировали религиозные отношения, а не экономические, хотя под эгидой экономических. Они добивались дешевой церкви (за обряды надо было много платить, церковь регламентировала все пространство как таковое, а они хотели свободный рынок - перемещение силы и денег). Хотели сделать церковь доступной. Содержание такой церкви было обременительно для общества. Первое правительство большевиков было коалиционным. Власть им досталась случайно, но они стали наиболее ответственной силой. Где они взяли эту силу? Как им это удалось? В первом составе было 3 силы, он просуществовал полгода, но они заслушали 5 вопросов по церкви. Революция началась не тогда, когда вщяли Смольный, а тогда, когда в марте 1917 г. войны бросили штык и убежали с поля боя.

5 Постановлений Совнаркома по церкви обусловлено не религией, а экономикой:

Александра Коллантай требовала выселить монахов из петербургских монастырей, а поселить туда балтфлот, а ведь они сделали революцию, пальнули с "Авроры". Так и сделали.

Денег нет, но было в Питере 2 банка, принадлежащих Синоду, хотели получить их средства.

 

11.09.2013




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.