Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Суждение




Тема 2. Понятие

Основные понятия: признаки понятия, объем понятия, содержание понятия, единичное понятие, общее понятие, нулевое понятие, конкретное понятие, абстрактное понятие, положительное понятие, отрицательное понятие, соотносительное понятие, безотносительное понятие, собирательное понятие, разделительное понятие.

 

Занятие по данной теме призвано дать представление о понятии как основной исходной форме логического мышления.

Ее усвоение предполагает, прежде всего, выяснение языковых средств выражения понятий или, иначе говоря, соотношения понятия и слова. Другой важный аспект данной темы представляет анализ логической структуры понятия. Выяснение того, что представляют собой содержание и объем понятия, позволит усвоить закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Необходимо знать, что по объему выделяют такие виды понятий, как общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. А по содержанию выделяют такие виды понятий, как конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, понятия в собирательном и разделительном смыслах. Логическая характеристика понятия предполагает последовательный анализ отдельного понятия со стороны его объема и содержания.

Вопрос об отношении между понятиями – это вопрос, прежде всего, о соотношении их объемов. Здесь важно знать и научиться различать сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия, а также типы совместимости и несовместимости понятий. Необходимо также научиться выражать отношения между понятиями при помощи круговых схем Эйлера.

 

Основные понятия: суждение, субъект суждения, предикат суждения, связка, квантор, атрибутивное суждение, релятивное суждение, экзистенциальное суждение, количество суждения, качество суждения, распределенность термина в суждении, смысловое поле суждения, исключающее суждение, выделяющее суждение, совместимость суждений, несовместимость суждений, конъюнкция, дизъюнкция (строгая, нестрогая), импликация, прямая импликация, обратная импликация, двойная импликация (эквиваленция), антецедент, консенквент, коммутативность, бинарность,

 

Занятия по данной теме призвано познакомить с суждением как одной из фундаментальных форм логического мышления и выяснить базовые характеристики простых суждений, их основные типы и виды, а также отношения между ними.

Приступая к изучению суждения, следует иметь в виду, что эта форма мышления дает возможность утверждать или отрицать связь между предметами мысли. Поскольку эти утверждения или отрицания могут соответствовать или не соответствовать действительности, то суждения, их выражающие, обладают свойством быть истинными или ложными.

Рассматривая языковые средства выражения суждений, следует обратить внимание на связь суждения и предложения, уяснить, какие предложения выражают суждения, а какие не выражают и почему.

Для того, чтобы четче усвоить логическую структуру простого суждения, необходимо понять и запомнить ее элементы: субъект, предикат, связка и квантор, а также научиться их находить и распознавать в суждениях, где они явно не выражены, сводить такие суждения к явной или стандартной логической форме. Знакомясь с атрибутивными, релятивными, экзистенциальными видами простых суждений, следует обратить внимание на их специфику и запомнить формулу символической записи каждого из них.

Изучая количественную и качественную характеристику категорических суждений, следует вначале рассмотреть их виды отдельно по каждому из показателей (деление категорических суждений по количеству на единичные, частные, общие и по качеству – на утвердительные и отрицательные), а затем, по обоим показателям одновременно, что предполагает их объединенная классификация. В последнем случае необходимо учесть, что единичные суждения рассматриваются как общие.

Необходимо также выяснить, какие суждения называются выделяющими, невыделяющими и исключающими.

Поскольку терминами в суждениях выступают понятия, то для наглядного представления отношений между терминами в суждении используются уже известные круговые схемы Эйлера, которые отражают все виды совместимости и несовместимости понятий. Новое, на что нужно обратить внимание при изучении категорических суждений, это то, как все эти виды отношений между понятиями, отраженные в кругах Эйлера, корреспондируются с объединенной классификацией суждений. Для этого необходимо усвоить, что такое распределенность терминов в суждении и смысловое поле суждения, как и то и другое обозначаются графически.

Отношение между суждениями всех видов совместимости и несовместимости удобно рассматривать при помощи мнемонической схемы, известной под названием «логический квадрат». Выяснив, какие типы суждений обозначают вершины логического квадрата и какие отношения между суждениями представляют его стороны и диагонали, можно понять, как он указывает на отношения сравнимых суждений по истинности и ложности.

Тема 4. Умозаключение

Основные понятия: умозаключение, посылки, заключение, вывод, демонстративный вывод, вероятностный вывод, правдоподобное умозаключение, проблематичное знание, обращение, превращение, противопоставление предикату, логический квадрат, простой категорический силлогизм, меньший термин, большой термин, средний термин, большая посылка, меньшая посылка, фигура силлогизма, модус силлогизма,: дедукция, логика высказываний, виды условных силлогизмов, модусы условных силлогизмов: утверждающий, отрицающий, правильный, неправильный; конструктивная дилемма, полилемма, разделительно-категорический силлогизм, утверждающе-отрицающий модус, отрицающе-утверждающий модус, энтимема, индукция, наведение, полная индукция, популярная индукция, научная индукция, метод перечисления, метод отбора (селекция, элиминация), статистическое обобщение, метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков, причинная связь, аналогия, уподобляемые объекты, признаки сходства, переносимый признак, аналогия свойств, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия, моделирование, аналогия закона, аналогия права.

 

Данная тема призвана познакомить с умозаключением как формой логического мышления и выяснить основные виды умозаключений.

Суть этой формы, т.е. любого умозаключения, состоит в получении выводного знания из исходного.

В зависимости от последовательности развития мысли, а также от логической обоснованности вывода умозаключения делятся на следующие виды: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Если дедуктивным умозаключениям посвящены все три семинарских занятия данной (4) темы, то на изучение индуктивных умозаключений и умозаключения по аналогии отводится отдельное занятие (тема 5).

Дедуктивные умозаключения, в свою очередь, могут строиться на одной или нескольких посылках. Дедуктивные умозаключения с одной посылкой называют непосредственными, а с большим числом посылок – опосредованными. Последние, в свою очередь, в зависимости от того, только ли простые суждения используются в них в качестве посылок или допускаются и сложные суждения, подразделяются на умозаключения из простых суждений (к которым относят умозаключения из релятивных суждений и простые категорические силлогизмы) и умозаключения из сложных суждений.

Первое занятие по теме 4 в основном посвящено непосредственным умозаключениям.

Следует отметить, что непосредственные выводы возможны из категорических, релятивных и модальных суждений, основанных на свойствах определенных отношений и модальностей.

Сущность данного типа умозаключений состоит в извлечении из одной посылки информации, которая присутствует в ней в неявном виде. Логический механизм извлечения этой информации основан либо на преобразовании субъектно-предикатной структуры посылки, либо на изменении ее качественной или количественной характеристик.

К непосредственным умозаключениям в традиционной логике относятся превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция) и выводы из отношений между суждениями по логическому квадрату.

Превращение представляет собой вид непосредственного умозаключения, в заключении которого меняется качество посылки без изменения ее количества, при этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки. При изучении превращения важно выяснить, с помощью каких приемов оно осуществляется и какие типы категорических суждений подлежат этой операции.

Обращением называется такое непосредственное умозаключение, в заключении которого субъектом становится предикат посылки, а предикатом – субъект исходного суждения, т. е. происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.

При изучении обращения необходимо усвоить правила обращения применительно к основным типам категорических суждений.

Противопоставление предикату – это такое непосредственное умозаключение, в заключении которого предикатом становится субъект исходного суждения, а субъектом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения, при этом связка меняется на противоположную.

Противопоставление предикату рассматривают как последовательное осуществление превращения исходного суждения, а затем обращение превращенного суждения.

Рассматривая операцию противопоставления предикату, применительно к основным видам категорических суждений, необходимо также обратить внимание на правила и ограничения, присущие этому виду непосредственных умозаключений.

Тема 5. Логические основы аргументации

Основные понятия: аргументация, доказательство, тезис, антитезис, аргументы, демонстрация, обоснование прямое, обоснование косвенное (апагогическое, разделительное), опровержение, критика, «сведение к абсурду», косвенное опровержение.

 

Данная тема призвана дать представления о комплексном характере теории аргументации и познакомить с ее логической основой – доказательством. Это предполагает, прежде всего, выяснение содержания таких понятий, как «аргументация», «обоснование», «доказательство». Наиболее широким из них является аргументация, представляющая собой убеждающее воздействие в процессе речевой коммуникации и включающая в себя социальные, психологические, лингвистические и логические факторы воздействия на мнение человека.

К аргументации могут быть отнесены не только корректные, но и некорректные приемы (например, «аргумент к силе», «аргумент к невежеству» и т.п.).

Обоснование чаще рассматривается как синоним доказательства, так как обосновывать (доказывать) можно только корректными приемами.

Основное внимание при изучении данной темы должно быть сосредоточено на доказательстве как логической составляющей аргументации. Здесь, прежде всего, необходимо усвоить структуру доказательства: тезис, аргументы и форму доказательства (демонстрацию). По способу обоснования тезиса различают прямое доказательство и косвенное. Если в прямом доказательстве рассуждение идет от аргументов к тезису, то в косвенном – путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений. Первое из разновидностей косвенного доказательства называется апагогическим (рассуждением от противного), а второе разделительным (методом исключения).

Изучение правил доказательства удобно осуществлять, одновременно анализируя ошибки, возможные в аргументации, знакомясь с основными видами ложных доказательств.

Доказательство в зависимости от своей цели может выступать в двух видах. Если оно направлено на установление истинности тезиса, то оно называется подтверждением, или собственно доказательством. Если же оно направлено на установление ложности тезиса, то оно называется опровержением. Следует иметь в виду, что опровержение может быть направлено и на тезис, и на аргументы, и на демонстрацию, но только в случае установления ложности тезиса доказательство считается опровергнутым, в остальных же случаях тезис только лишается оснований и может доказываться снова.

Своего внимания требует соотношение понятий «опровержение» и «критика». С одной стороны, критика не всегда сопровождается показом ложности того или иного положения. Иногда достаточно показать просто необоснованность отстаиваемого оппонентом положения (то есть опровержение выступает частным случаем критики). С другой стороны, критика, как логическая операция, направлена на разрушение уже состоявшегося процесса аргументации.

Знание сути доказательства и его основных видов и форм, отработка практических навыков по их идентификации в письменной и устной речи вооружает сотрудников органов внутренних дел умениями вести следственные и оперативные действия, дискуссию, полемику, спор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.