Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Вопросно-ответный комплекс. Гипотеза




Основные понятия: вопрос, искомое, предпосылка (базис) вопроса, корректный вопрос, «провокационный» вопрос, закрытый вопрос, открытый вопрос, сложный вопрос, простой вопрос, ответ, релевантный ответ, нерелевантный ответ, область поиска ответа, проблема, гипотеза, версия, эмпирический базис гипотезы, верификация, фальсификация гипотезы.

 

Умение ставить вопросы и находить правильные ответы на них является показателем интеллекта и познавательных способностей личности.

Вопросно-ответный комплекс выполняет важнейшую функцию и в правовой сфере, особенно в судопроизводстве. Поиск ответов на вопросы, интересующие следствие и суд, составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Задача логики в профессиональной подготовке юристов в рамках данной темы заключается в показе того, что правильная постановка вопроса способствует, но не гарантирует получения истинного знания, в то время как несоблюдение правил и приемов постановки вопросов затрудняет, а иногда и исключает получение истинного ответа.

Здесь важно обратить внимание на то, что вопрос является логической формой, включающей исходную информацию, с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. В таком понимании, по сути, содержится логическая структура вопроса: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от исходного к искомому знанию.

Рассматривая виды вопросов, следует учитывать, что для их классификации используются различные основания. Некоторые из них связываются с анализом формально-структурной составляющей вопроса, другие – с его информационно-содержательными задачами, третьи – с их ролью и функциями в процессе коммуникации. При изложении видов вопросов по каждому из этих оснований необходимо привести к ним свои примеры.

Рассматривая общие правила постановки вопросов и специфику их применения в юридической практике, следует учитывать, что здесь наряду с логическими правилами и риторическими приемами необходимо соблюдать требования норм права и те тактико-психологические рекомендации, которые выработаны юристами и психологами в процессе следственной практики.

Изучение вопросов предполагает не только знание и использование правил их постановки, но и правила формулирования ответов на них. Для этого требуется усвоить сущность и основные функции ответа.

Вопрос о гипотезе призван познакомить с этой логической формой развития знания.

Учитывая, что гипотезы играют, по существу, ту же методологическую роль, что и сами вопросы, на которые они отвечают, их изучение самым непосредственным образом связано с усвоением вопросно-ответной формы развития знаний. Гипотеза, как и любой ответ на некоторый вопрос, призвана уменьшить неопределенность знания. Но гипотеза возникает не при любом вопросе, а проблемном. Следует обратить внимание, что термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Специфика гипотезы заключается в предположительном, вероятностном, а не категорическом утверждении.

Рассматривая вопросы семинара, непосредственно посвященные гипотезе, следует обратить внимание на требования, предъявляемые к научной гипотезе, ее логическую структуру и виды, этапы ее развития и способы проверки.

При осуществлении проверки гипотез основными способами выступают выведение следствий, их верификация и фальсификация. Усвоение их сути, а также соотнесение гипотезы и следственной версии позволит понять роль эксперимента в процессе верификации и лучше усвоить роль следственного эксперимента в верификации следственных версий.

Наибольшая сложность при изучении гипотезы заключается в том, что в этих процедурах используется весь арсенал умозаключений и аккумулируются все знания, полученные в процессе изучения курса логики.

На самостоятельную работу студентов очной формы обучения выделяется 36 часов от всего объема часов по курсу. К каждой теме программы в методическом пособии даны задания для самостоятельной работы. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также сложные, требующие закрепления, выносятся на самостоятельную работу.

Самостоятельная работа направлена на развитие мышления, стремления и способности к творческой деятельности. Она вызывает устойчивое внимание, осмысленное восприятие, хорошее запоминание.

Самостоятельная работа включает три обязательных звена:

1. Постановка проблемы, задачи, задания;

2. Определение путей раскрытия сущности, способов решения проблемы, задания, метода рассмотрения явления;

3. Само выполнение задания, раскрытие сущности явления, решение проблемы.

Выполнение самостоятельной работы невозможно без конспектирования. Конспект должен начинаться с названия темы работы подлежащей конспектированию и содержать ссылку на используемые источники и его библиографические данные. При конспектировании целесообразно делать записи на одной стороне листа, оставляя другую сторону для дополнений и замечаний. В конспекте необходимо стремится излагать свои мысли четко и конкретно, не увлекаясь длинными рассуждениями общего характера.

К возможным видам самостоятельной работы относятся: реферирование (т.е. изложение материала почерпнутого из двух или нескольких источников, включающее улучшение логики изложения, оригинальное объяснение каких-то положений, не раскрытых преподавателем и учебником, собственную аргументацию); ответы на вопросы; самостоятельное составление таблиц, схем, планов; анализ нормативно-правовых документов; составление терминологических справочников (словарей) по конкретной теме; составление письменного библиографического, критического или аналитического обзора литературы, имеющейся в наличии по конкретному вопросу и др.

Задание для самостоятельной работы

 

Тема 1. Предмет и значение логики

Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием (понятиями), заключенным в скобках?

1. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего (арбитраж).

2. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (непрямой умысел).

3. Это преступление совершено по неосторожности (по легкомыслию, по небрежности).

4. С. совершил преступление (общественно опасное деяние, противоправное деяние, уголовно наказуемое деяние).

5. Николаев совершил кражу (тайное хищение чужого имущества, хищение чужого имущества).

6. Денисов и Кузнецов заключили договор (сделка).

Определите, к каким из следующих пар понятий применяется принцип исключенного третьего?

1. Прямой умысел – косвенный умысел.

2. преступление по неосторожности – преступление с прямым умыслом.

3. преступление по неосторожности – преступление по небрежности.

4. преступление по неосторожности – мошенничество.

5. Проступок – уголовно наказуемое деяние.

 

Нарушен ли принцип исключенного третьего в данных примерах?

1. Савинов и начальник кафедры выходили молча, о чем-то переговариваясь.

2. День начинался прекрасно, как в то трагическое утро.

3. Оптимист – человек, верящий в счастливый конец света.

4. «Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, – свинья» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»).

5. Все наши глупости – доказательство, что все-таки думаешь своей головой.

 

 

Нарушен ли принцип достаточного основания в данных примерах?

1. В этом документе допущены грубые логические ошибки. Следовательно, документ составлен неграмотно. Ясно, что его изучать не стоит.

2. Гр-н К. покраснел, когда ему предъявили обвинение в мошенничестве, следовательно, он виноват.

3. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

4. Иванов хорошо выполняет свои обязанности, значит, он достоин повышения в должности.

5. Гр-н Д. не занимался мошенничеством, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

6. Это правонарушение не является умышленным, значит, оно относится к неосторожным правонарушениям.

7. Я не могу быть хулиганом, поскольку у меня высшее образование.

8. Это оружие колющее, ведь оно же не огнестрельное.

9. Егоров не занимался мошенничеством, значит, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Укажите, нарушение каких принципов правильного мышления имеется в виду в данных примерах?

1. Слушатель, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?» – «Нет, конечно», – ответил преподаватель. «Тогда не наказывайте и меня, я сегодня не подготовился к зачету по логике».

2. «Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь поют же одни мужчины!» – «Да. Но одни умеют петь, а другие нет».

3. Она спрятала в карман записку от мужа.

4. Учитель: «Надеюсь, Том, я больше не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».

5. В этом суждении нет ни утверждения, ни отрицания.

6. «Я навсегда покончил со старым», – сказал своему напарнику матерый уголовник, выходя из квартиры антиквара.

Тема 2. Понятие

Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1. Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие.

2. Правонарушение. Преступление. Кража. Грабеж.

3. Правонарушение. Преступление. Кража. Вор. Грабитель.

4. Сотрудник полиции. Оперативный работник. Следователь. Дознаватель. Муниципальный служащий.

5. Закон. Основной закон государства. Конституция России. Конституционный суд. Статья Конституции.

6. Сотрудник полиции. Водитель. Юрист. Отец. Дочь.

7. Сотрудники полиции. Оперативный дежурный. Участковый инспектор. Дознаватель. Майор полиции.

8. Орудие. Орудие взлома. Орудие преступления. Предмет. Топор.

9. Право. Правопорядок. Правозащитник. Правоохранительные органы. Сотрудник правоохранительных органов.

10. Право. Конституционное право. Гражданское право. Римское право.

Является ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены:

1. Кража есть тайное хищение личного имущества граждан.

2. Конституция - свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

3. Законопослушный гражданин - человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

4. Правонарушение - это общественно опасное деяние.

5. Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

6. Свидетель - лицо, дающее свидетельские показания.

7. Атеист - человек, не верящий в бога.

8. Склад - помещение для хранения материальных ценностей.

9. Рецидивист - лицо, неоднократно совершавшее общественно опасное деяние.

Заключено ли в следующем примере деление понятия? В делении установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите ошибку:

Уголовные наказания подразделяются на основные и дополнительные.

Батальон делится на роты, а роты - на взводы.

Сделки бывают односторонние и двусторонние.

Согласно статье 44 УК РФ, наказания делятся: на штраф, обязательные работы, исправительные работы, конфискацию имущества, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, смертную казнь.

Умысел может быть прямым и косвенным.

Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Проверьте правильность следующего обобщения понятия:

1. Гражданский кодекс - кодекс - юридический документ- закон.

2. Халатность - должностное преступление - преступление.

3. Огнестрельное оружие - оружие - орудие преступления - орудие.

4. Столица - большой город - город - населенный пункт.

5. Криминология - юридическая наука - наука.

Проверьте правильность следующего ограничения понятия:

Прокуратура - городская прокуратура - районная прокуратура.

Допрос - допрос свидетеля - допрос подозреваемого.

Военнослужащий - офицер - лейтенант.

Тема 3.Суждение

Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

Некоторые сотрудники полиции - дознаватели.

Некоторые ранения - огнестрельные.

Нормы права имеют принудительный характер.

Большинство сотрудников районного суда имеют высшее образование.

Не все то преступно, что общественно вредно.

Вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;

Часть норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, относится к международному частному праву.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается.

Все граждане обладают правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Не все юристы – судьи.

Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

 

Признав первое суждение в паре истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения:

1. Все следственные действия по данному делу правомерны. – Некоторые следственные действия по данному делу правомерны.

2. Чистосердечное признание является обстоятельством, смягчающим ответственность. – Чистосердечное признание не является обстоятельством, смягчающим ответственность.

3. Не все преступления раскрываются. – Все преступления раскрываются.

4. Некоторые сделки не остаются неоформленными. – Ни одна сделка не остается неоформленной.

5. Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.

6. Большинство из задержанных не имеют претензий к полиции. – Этот задержанный не имеет претензий к полиции.

7. Все сделки считаются правомерными. – Почти все сделки считаются правомерными.

8. Не все сделки считаются правомерными. – Некоторые сделки считаются правомерными.

9. Большинство сделок считаются правомерными.– Не все сделки считаются правомерными.

10. Разбой является оконченным преступлением в момент нападения. – Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения.

 

Эквивалентны ли по своей логической форме следующие пары суждений?

1. Некоторые социальные нормы являются неправовыми – Значительная часть социальных норм не являются правовыми.

2. Не все преступления раскрываются "по горячим следам" – Некоторые преступления не раскрываются "по горячим следам".

3. Все преступления не остаются нераскрытыми – Ни одно преступление не остается нераскрытым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.