Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы, законы и эффекты памяти




Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких процессов, которые связаны друг с другом. Такими процессами являются узнавание, воспроизведение, запечатление (запоминание) и сохранение.

Запоминание это процесс запечатления и сохранения информации, которая была воспринята. По степени активности протекания выделяют два вида: непреднамеренное (непроизвольное) запоминание и преднамеренное (произвольное) запоминание. Непреднамеренное запоминание представляет собой запоминание без заранее поставленной цели и использования специальных приемов. Произвольное запоминание характеризуется постановкой человеком перед собой цели – запомнить какую-то информацию – и использованием специальных приемов запоминания. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими[10].

Другая характеристика процесса запоминания – степень осмысления запоминаемого материала. В соответствии с этим принято выделять осмысленное имеханическое запоминание. Механическое запоминание характеризуется отсутствием осознания логической связи между разными частями воспринимаемого материала (к примеру, заучивание статистических данных, дат в истории и т. д.). Осмысленное запоминание, напротив, основывается на понимании внутренних логических связей между частями материала[11]. Доказан тот факт, что осмысленное запоминание в несколько раз продуктивнее механического запоминания.

Сохранение, воспроизведение, узнавание. Вся информация, которая была воспринята, не только запоминается человеком, но и сохраняется определенное время. Сохранение имеет свои закономерности. К примеру, установлено, что сохранение можно разделить на динамическое и статическое сохранение. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, статическое – в долговременной памяти. При динамическом сохранении наблюдается несущественное изменение материала, а при статическом – материал подвергается реконструкции и определенной переработке.

Извлечение материала из человеческой памяти осуществляется с помощью двух процессов – это воспроизведение иузнавание. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который воспринимался нами ранее, но не воспринимается в данный момент. Как и запоминание, воспроизведение можно быть непреднамеренным и преднамеренным.

Помимо воспроизведения мы сталкиваемся с явлением узнавания. Узнавание объекта происходит непосредственно в момент его восприятия и означает, что имеет место восприятие объекта, представление о котором уже сформировалось у человека на основании личных впечатлений (представление памяти) либо на основании определенных словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются степенью определенности. Наименее определенным узнавание является в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости какого-либо объекта, а отождествить его с чем-то из своего прошлого опыта не можем. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью.

Забывание выражается в невозможности восстановления ранее воспринятой информации. Физиологическая основа забывания – это некоторые виды коркового торможения, которое мешает актуализации временных нервных связей. Забывание может проявляться в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание[12].

Скорость забывания зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Еще одним фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении т.д.[13]. Таким образом, все процессы памяти характеризуются закономерностями, которые необходимо учитывать в процессе построения мнемической деятельности.

Память является сложным психическим процессом, работа которого подчиняется ряду законов. Рассмотрим некоторые из них.

Закон интереса: интересный материал с легкостью запоминается, так как человек не прилагает для этого никаких усилий. Из этого закона следует то, что запоминание необходимо делать интересным. Так как основой формирования интереса является в первую очередь цель, можно сделать простой вывод о том, что информация будет легко запоминаться человеком в том случае, если он будет уверен в ее необходимости в деятельности.

Закон установки. Данный закон рассматривается в двух аспектах. Первый вариант – это установка на запоминание по времени. Суть данной установки в том, что запоминание происходит лучше, если человек ставит перед собой задачу запомнить материал «всерьез и надолго».

Если рассматриваемая установка рассчитана на запоминание и хранение информации только в течение определенного срока (при использовании оперативной памяти), то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность[14].

Другой вариант закона установки – установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек найдет в первую очередь то, на что у него есть установка. К примеру, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы «выхватит» внимание.

Следующий закон – закон контекста. Его сущность состоит в том, что информация будет легче запоминаться тогда, когда она соотнесена с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в рамках которого происходит событие, иногда оказывается даже более важным для запоминания, чем само событие. Похожая информация хранится в памяти человека где-то рядом, а ассоциации помогают вспомнить все то, что необходимо. Разрозненные факты объединяются в единую систему, которая и служит моделью для запоминания.

Закон повторения. Его сущность в том, что повторение способствует запоминанию. Повторение способствует тому, что информация сохраняется в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память[15].

Психолог Г. Эббингауз доказал, что большая часть материала «теряется» сразу после запоминания, а со временем забывается все меньшее количество информации. В связи с этим мы так хорошо помним впечатления детства. Если что-то нужно надолго запомнить, то нужны как минимум четыре повторения (сразу после запоминания, через 20-30 мин, через день и через две-три недели). Важно помнить, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно гораздо более эффективно, чем в виде пассивного дополнительного чтения.

Закон осмысления. Чем более глубоким является осмысление запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Лучший способ что-то запомнить – научиться организации информации в момент запоминания. Смысловая организация материала обеспечивается такими мыслительными процессами, как анализ, синтез, обобщение, систематизация. Новая информация всегда лучше запоминается в случае, если она сопоставляется с уже знакомой информацией. Необходимо просто найти, на что похож определенный объект.

Следующий закон – закон усиления первоначального впечатления. Чем более ярким будет первое впечатление, тем прочнее запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить как рационально, так и эмоционально. При рациональном усилении необходимо постараться направить информацию по нескольким каналам: нарисовать, проговорить, записать, пропеть. Полезно бывает с кем-нибудь информацию обсудить. При эмоциональном усилении необходимо постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо[16].

Закон торможения. Этот закон заключается в том, что всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучшим способом забыть заученное является запоминание сходного материала сразу вслед за этим[17].

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда звучит следующим образом: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку нужно запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.

Чтобы человек мог воспроизвести больше материала, нужно, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон Рибо (также называется законом регрессии или обратного «развития памяти») характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, который наблюдается при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно данному закону, всегда в одном порядке. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, которая отличается самой стойкой организацией.

Восстановление памяти в тех редких случаях, когда наблюдается выздоровление от прогрессирующей амнезии, происходит, как указывает Рибо, в порядке, обратном ее разрушению.

Закон края состоит в том, что лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда[18].

Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них разрешить довести до конца, а другие – прервать незавершенными, то испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность в полной мере реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных заданий.

Эффект реминисценции. Сущность рассматриваемого эффекта заключается в том, что со временем воспроизведение заученного материала без дополнительных его повторений улучшается[19]. Чаще всего данное явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение часто дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические связи, которые образуются внутри заучиваемого материала, упрочняются. Именно поэтому зачастую в профессиональной деятельности необходимо сделать небольшой перерыв, позволив тем самым сделать связи более прочными и саму ситуацию более ясной.

Таким образом, можно сделать вывод, что все законы и эффекты памяти проявляются и играют существенную роль в деятельности человека, являясь важным аспектом ее успешности.


ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 5030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.