Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формообразования в стиле модерн




Основные проблемы стиля модерн.

Начало XX столетия (поздний модерн).

На последнем этапе развития стиля модерн пути различных видов искусства чаше всего расходятся. Живопись приближается к экспрессионизму, фовизму, примитивизму, которые как бы вызревают внутри позднего модерна. Различие в "поведении" отдельных видов искусства свидетельствует о расслоении стиля, о его надвигающемся распаде. В живописи, в результате разного положения школ в их отношении к новым тенденциям XX века, картина создалась чрезвычайно многоликая. Во Франции, например, уже в первой половине 900-х годов начал складываться фовизм: через несколько лет на арену выступил кубизм. Новые искания в области живописи осуществлялись теперь не в пределах Ар Нуво. а в других стилевых направлениях.

В середине первого десятилетия XX века в Германии начат складываться экспрессионизм. Югендстиль во многом подготовил начало экспрессионизма, который не помешал модерну оставаться на своих позициях. Действовало несколько групп в пределах Югендстиля, Прежние живописные принципы сохраняли такие художники, как Штук или Клингер, швейцарец Ходлер последовательно завершал свою эволюцию и как раз к этому времени относятся многие его лучшие вещи, не лишенные элементов экспрессионизма. Климт в первые два десятилетия XX века также достиг вершины своего развития. Именно в это время та система, которая вызревала на более ранних этапах, дошла до полной зрелости и совершенства. Прямым продолжателем Климта был Шиле, эволюционировавший от сецессиона к зрелому экспрессионизму.

В Бельгии в пределах Ар Нуво господствовала такая живопись, которая, основываясь на традициях академического натурализма в большей мере предрекала сюрреалистические тенденции, чем экспрессионистические и фовистские.

 

 

Ориентация на органическое начало, своеобразный витализм модерна проходит через все уровни, начиная от идей "философии жизни" и тяги к естественности в человеке к стихийному проявлению витальных сил через '"органическую"" природу и проявляет себя в принципах формообразования.

Непосредственно с "витализмом" связана и система уподоблений. Если рассматривать модерн в аспекте проблемы взаимоотношения искусства и объективной реальности, произведение искусства уподобляется органической форме или предмету. Это подделка, имитация. Органичность и имитационность — являются отправными точками в процессе формообразования модерна. Что касается живописи, то принцип уподоблений встречается здесь в большинстве произведений модерна раннего, зрелого и позднего периода. Список предметов, которым уподоблена фигура танцовщицы - и волна, и пламя, и бабочка, и облако, и гигантские листья растения. Стилевой язык обогащается "природной" ритмикой и "витальной динамикой". Таким образом, можно констатировать, что в образовании арсенала приемов художника стиля модерн, языка стиля, его формальной структуры принцип уподобления и ориентация на органические жизненные формы явились важными стимулирующими моментами. Ранний и зрелый модерн не любит прямых линий, прямых углов, четко отграниченных кубов или параллелепипедов. Гнутые и переплетающиеся линии и формы, принцип самовоспроизведения, самостоятельного роста, внутреннего движения, как бы независимого от воли художника, реализуется в стиле модерн достаточно последовательно.

В динамике форм модерна есть спонтанность, стихийность,самопроизвольность.

Стихийность, "витализм", саморазвитие форм предопределяют, принцип динамического равновесия: им пользуются художники и архитекторы, заменяя принцип зеркальной симметрии. Над симметрией и, даже над равновесием частей, преобладает ритм. Это задача не главная, она отступает на второй план перед непрекращающимся движением линий и форм по поверхности, организованным в определенный ритм. Не случайно в живописи модерна так часто используются холсты вытянутого формата — либо узкие, тянущиеся вверх, либо растянувшиеся в ширину, фризообразные. В модерне новое взаимоотношение между формой и средой ее бытия, между массой и пространством, между изображением и фоном, узором и фоном. Равноценность изображения и фона в живописи была в известной мере подготовлена импрессионистами, которые утвердили гомогенность, однородность предмета и среды, следовательно — изображения и фона. Яркий гладкий фон часто применяется мастерами модерна. Не тронутый рисунком, он знаменует любовь мастеров модерна к пустоте. Часто на холсте фон образует некие фигуры, пятна, формы благодаря определенному расположению предметов. В живописной картине модерна пространство тяготеет к плоскости. Очень часто живописец, борясь с иллюзорностью, "съедает" в своих пространственных композициях второй план или "перескакивает" через него. Более всеобщим является прием акцентировки пятна, силуэта фигуры или предмета. В одних происходит тяготение к чистой плоскостности, а в других используется ракурс и метафорически передается объем. Акцент в характеристике объема, пятна, силуэта переносится на линию. Линия одновременно и передает объем, и ложится на плоскость. Линия, система линий становится выразителем трехмерности объема, тела. Линия играет особую роль в модерне, она имеет первостепенное значение не только в живописи и графике, но и в других видах пластических искусств. Тело в живописи модерна словно тяготеет к своей поверхности. Фигуры, головы кажутся полыми внутри. Лица портретов Климта, написанные трехмерно и почти натуралистически, имеют характер масок, за которыми нет массы. Роль линии нельзя отделить от ориентации на органическое начало, а последнее предопределяет спонтанность, стихийность развития форм, примат динамического равновесия над симметрией. Еще одна категория — категория стилизации. В живописи элементы классицистической живописи оказываются подчиненными принципам модерна — выявленности графической основы картины, форсированной линейной ритмике, декоративному построению композиции.

Стилизация в живописи модерна есть способ соединения реального и условного. Здесь вступают в силу и ритмизация форм, линий, присущая модерну, и сведение объема к пятну с выделением силуэта, и выявление линейной основы плоскостного изображения, и принцип орнаментализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.