Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ жизни как социокультурная категория




Связи человека с социокультурной средой

Изучение социокультурного пространства через подвижные

совокупности связей людей с окружением предполагает обраще-

ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и

профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди

предстают как члены общества, носители культуры. Этим социаль-

ным их качествам соответствуют специфичные наборы артефак-

тов, знаний и навыков обращения с ними, особые «пространства».

В этом случае внимание исследователя сосредоточивается на соци-

окультурных механизмах порождения, поддержания, изменения и

освоения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной

жизни и профессиональной деятельности. В настоящее время та-

кого ряда анализ предполагает использование теоретической кон-

цепции образа жизни, обеспечивающей теоретическую представ-

ленность личности, соответствующую изучению динамики ее свя-

зей со средой.

 

Категория «образ жизни» широко используется представите-

лями различных дисциплин, связанных с изучением общества

и культуры: экономики, социологии, социальной

психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие

функционирует как социально установившаяся социально-науч-

ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни

с такой точки зрения обусловлено как общественно-

практическими, так и научно-теоретическими

факторами.

Актуальность изучения образа жизни людей в современных

условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных

социокультурных изменений. За время существования каждого

общества постепенно происходит становление, а затем развитие

специфичных для него форм экономической, политической, обы-

денной жизни людей. Трансформация условий существования чле-

нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов,

т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо-

бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных

соытий, изменения в конфигурации социальной структуры

во многом обусловили динамику содержа-

тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич-

ностной и социальной идентификацией. Так,

появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию,

жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы-

звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к

их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя-

ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера-

венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности.

Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива-

ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы

увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей,

в конкретных условиях су-

ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких

временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп-

повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен-

ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа-

лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и

непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и

для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.

Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого

рода требованиям.

Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина-

учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле-

тий в рамках различных областей социально-научного и гумани-

тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии,

лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный

объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю-

щихся существования людей в их социальном, культурном и

природном окружении. В частности, разрабатывались и продол-

жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к

активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность»

«интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной

жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия

и категории, характеризующие свойства условий социокультурной

жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные

институты», «социокультурная реальность», «предметно-пространственная

среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек-

тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие

социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени

накоплена значительная информация об индивидуальных и соци-

альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной

стороны, и о предметных и символических характерис-

тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой.

В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь-

ко многое стало известно об отношениях

людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

теоретические основания для изучения содержания, структур,

форм, динамики соответствующих процессов, механизмов

взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима-

ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори-

ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про-

цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных

норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей

в различных областях социальной реальности, как с их помощью

люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди-

намичном окружении.

Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии

исследования общества и культуры в специальной теоретической

схеме, которая позволила связать систематическим образом лич-

ностные характеристики человека, элементы его дифференциро-

ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы

его повседневной жизни. Функция такого инструмента —

обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы

освоения людьми социокультурного окружения, преобразования

индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме-

нения культурных феноменов в процессах взаимо-

действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем,

категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.

 

Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни»

Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на-

уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те-

оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне

повседневной жизни. Исследовательские уси-

лия концентрировались в основном на выявлении закономернос-

тей движения общественно-исторического

процесса в целом либо

поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы

микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от

случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие

теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана-

литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета-

лизации. Они не составляют единой системы и выделены как

основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред-

ставляет процесс активного

взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла.

В самом общем виде эти принципы могут быть сформули-

рованы следующим образом.

1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо-

вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется

 

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

при меняющихся исторических условиях в различных социальных

и культурных формах, зависящих от содержания общественной

практики и выражающих способы существования людей

в этих условиях.

2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть

условия, в которых люди реализуют свои пот-

ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними

существует позитивная и негативная обратная связь.

Поскольку активным началом здесь является

человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено

исследования общества и культуры.

3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не

сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос-

тупков, решений, жизненного выбора представителей различных

классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на

отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при

изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди

сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо-

культурную среду.

4. В любых исторических условиях формы социокультурной

жизни обусловлены некоторыми всеобщими,

универсальными антропологическими характеристиками. В то

же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных

групповых и индивидуальных проявлений.

При изучении

социокультурного пространства следует анализировать и ин-

терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах

изучаемого общества.

5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де-

лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен-

ность способов его существования) обусловливается тремя

видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными)

условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для

реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли-

вающие границы и формы самореализации людей в определенный

исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен-

ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные —

способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции

и составленные из них институты. Эти установленные

образования составляют «субстанцию» социо-

культурной реальности.

В-третьих, это индивидуальные характеристики

личности, определяющие ее склонности и возможности при пос-

троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо-

собы организации людьми своего образа

жизни и определяют логику перехода от внешних к

внутриличностным его детерминантам.

6. Согласно современным знаниям социокультур-

ная жизнь в каждый исторический период

реализуется в различных формах. Они определяются со-

циальной, реги-

ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность

и обусловливающие ее факторы имеют важное значе-

ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их

выделение в качестве особого предмета исследования.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо-

дя из которых можно рассматривать способы организации людьми

своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле-

дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные

формы взаимодействия людей с окружением.

Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений

форм и направленности социокультурных процессов.

Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации

и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве

в сопоставлении с прошлым и возможным будущим

состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос-

троением соответствующих современности критериев оценки ка-

чества жизни членов общества.

 

Определение понятия «образ жизни»

Определение понятия «образ жизни» подразумевает выявле-

ние личностной специфики жизненного пути людей в дифферен-

цированной социокультурной реальности.

Понятие (категория) «образ жизни» обозначает организован-

ную совокупность процессов и явлений, связанных с самоопределением людей

в обществе. Способы такой организации опре-

деляются естественно-географическими, социальными и культур-

ными условиями, с одной стороны, и личностными

характеристиками представителей различных социокультурных

групп — с другой. Понятие относится к повседневной жизни людей

и служит для выявления соотношения ее установившихся, типичных

и изменчивых, индивидуальных характеристик

в определенных областях социокультурного

пространства. Содержание образа жизни определяется тем, как жи-

вут люди, чем заняты, какие виды взаимодействия и коммуникации

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

заполняют их жизнь. Форма образа жизни опреде-

ляется способом организации людьми

процессов деятельности, поведения,

взаимодействия, коммуникации в различных сферах совместного существования. Важно также принимать во внимание, как представители различных социокультурных групп оценивают в соответствии с этой культурной категорией себя и других,

а также

условия своего существования.

Следовательно, образ жизни — это динамический социокультур-

ный «портрет» членов общества, представленный через упорядоченность

их жизни в определенных условиях, целостность, об-

ладающая культурным смыслом и обусловленная способностью че-

ловека к результативной активности.

Природные, социальные, культурные условия оказывают фунда-

ментальное формообразующее влияние на организацию людьми

многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечива-

ют и ограничивают конкретно-исторические возможности вы-

бора форм самореализации личности в социокультурной жизни.

Поэтому при анализе образа жизни людей изучение таких условий

представляет собой необходимую компонен-

ту исследования. Однако они не включаются в само понятие, но

рассматриваются как социокультурные детерминанты

форм организации людьми своего существования.

Следует подчерк-

нуть его интегративный характер по отношению к таким понятиям,

как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль

жизни», «стандарт жизни». Все они раскрывают и конкре-

тизируют содержание образа жизни применительно к различным

уровням и областям социокультурного пространства. «Уклад жизни» характеризует конкретные историчес-

кие социально-экономические и политические аспекты общества и

культуры, в рамках которых разворачивается образ жизни людей.

Его показатели: степень урбанизованности (соотношение городского и сельского населения), характер собствен-

ности на средства производства, тип экономики, форма социальных

институциональных отношений, политические режим и стиль, ведущие идеологии

и т. п.

Понятие «уровень жизни» используется для прямой и косвен-

ной количественной оценки степени удовлетворения потребнос-

тей и запросов членов общества в рассматриваемый период вре-

мени. Его дифференциальные показатели для представителей разных социальных групп включают в себя: размер

заработной платы и дохода, льготы и выплаты

из общественных фондов потребления, структура потребления

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

продовольственных и промышленных товаров, уровень развития

систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания,

состояние жилищных условий.

Понятие «качество жизни» отражает степень удовлетворе-

ния потребностей и запросов более сложного характера, не под-

дающихся прямому количественному измерению, и выполняет

социально-оценочную функцию по отношению к категории «об-

раз жизни». К его показателям относятся характер и

содержание труда и досуга, степень ком-

форта на рабочем месте и в быту (включая качество жилых, производствен-

ных помещений и окружающей предметной среды),

уровень знаний, общественной активности,

самоактуализации, реализации сущест-

вующих в обществе моральных норм и ценностей,

степень удов-

летворенности членов общества всем этим.

Сюда можно отнести

также показатели средней продолжительности жизни, заболевае-

мости, естественного прироста населения, его демографической и

социальной структуры.

Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения

специфичных способов самовыражения представителей

различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседнев-

ной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Его показателями

можно считать особенности индивидуальной организации

приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм

социальных связей, характерные способы самовыражения (включая демонс-

тративные черты поведения), специфика структуры и содержания

потребления товаров и услуг, а также организации непосредствен-

ной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие

тесно связано с общекультурным понятием моды.

«Стандарт жизни» — это теоретическое аналитическое поня-

тие, сконструированное как статистичес-

кая «мода» параметров образа жизни, чтобы обеспечить точку отсчета

при их сравнении у представителей

различных социокультурных групп.

В этом смысле можно

говорить о характер-

ных для них и общества в целом стандартах уклада, уровня, качества жизни

в рассмат-

риваемый период времени.

Выше в общих чертах была определена структура понятия «об-

раз жизни». Теперь следует коротко охарактеризовать его позна-

вательные функции при исследовании социокультурной микродинамики.

 

Познавательные функции понятия «образ жизни»

Изучение дифференциации социокультурного пространства с

точки зрения образа жизни

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

позволяет

увидеть, как культура общества проявляется в

конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различ-

ных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются

те возможности, которые имеются на социетально-институциональном и обыденном уровнях

в рассматриваемый период. Такой

анализ позволяет осмыслить значимость относительной

независимости друг от друга форм организации приватной

жизни

людей, с одной стороны, и изменений социаль-

ной структуры общества — с другой. Речь идет об объяснении того

факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен

в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая

постановка вопроса предполагает обязательное включение личнос-

тных характеристик в общетеоретическую схему исследования.

Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей

в одних и тех же объективных условиях влияют на способ органи-

зации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках.

Говоря о специфике анализа социального расслоения с помо-

щью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее.

Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении:

соответствующие процессы и явления

рассматриваются при фиксированных фундаментальных компо-

нентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным

циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рас-

смотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации,

в которых участвуют люди на протяжении индивидуального

существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультур-

ной жизни, на котором берут начало, поддерживают-

ся и изменяются предметная среда,

нормы, ценности, образцы поведения и интеракций.

Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается

область явлений, которая занимает промежуточное положение

между общими закономерностями динамики социальных институ-

тов и процессами повседневного существования людей. При изучении социокультурной микродинамики

это делает поня-

тие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению

к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные

институты», «культура», «общество». Оно становится теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи

следует более подробно остановиться на качестве информа-

ции, получаемой с его по-

мощью, т.е. на его

теоретико-познавательных функциях и возможностях.

Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие «образ

жизни» используется с целью указать на специфичные, но сущес-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

твенные характерные особенности представителей различных

социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифи-

цирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация

в зависимости от исследовательской задачи осуществляется двояким образом.

Во-первых, по социально-типологическим признакам.

В этом случае люди характеризуются с точки зрения

значимых социальных и культурных факторов, определяю-

щих условия и формы их повседневного существования в зависимости от

групповой принадлежности или этно-региональных особенностей

уклада жизни.

Например, выделение «традиционного» или «современного»

образа жизни означает характеристику членов общества в соот-

ветствии с типичными для социально-экономической и политичес-

кой системы чертами условий и способов его организации.

Выделение городского или сельского образа

жизни идентифицирует людей по особенностям его формы

и содержания, которые определяются спе-

цификой характерного для этих типов поселений уклада жизни.

Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам.

Речь идет о выделении группы людей или индивида по сти-

левым особенностям, характеризующим, например, принадлеж-

ность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей — к

определенным социокультурным слоям. Однако идентификация

людей в этом случае осуществляется не столько по фундаменталь-

ным признакам содержания их деятельности, сколько в соответс-

твии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.

Сравнительный аспект понятия. Понятие «образ жизни» поз-

воляет сравнивать различные способы организации людьми про-

цессов существования в пространстве не только одной и той

же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных

по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров.

Во-первых, с точки зрения социально-экономических

и культурных условий, в которых он реализуется. Так,

сравнивая современные городские и сельские условия, можно от-

метить, что первые обеспечивают для человека большее разнооб-

разие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаи-

модействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых,

по структурным характеристикам организации людьми

процессов своей повседневности. Например,

можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни

рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе

жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов

основой для сравнения могут стать такие пара-

метры, как сложность и динамизм образа жизни представителей

различных социальных групп.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно

использовать с целью социально значимой оценки членов обще-

ства. Ей могут подвергаться соответствующие изменения

во времени. В этом смысле следует понимать

высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал

более организованным, более упорядоченным или же менее стан-

дартным и т. п. Представители различных социальных групп

оценивают, насколько (в терминах оценива-

ющего) с этой точки зрения

одни «лучше», чем другие. Как правило, ос-

нову такого сопоставления составляют представления о мес-

те и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития

общественной жизни. В каждой культуре в системе

идеологии существует набор более или менее выраженных норма-

тивных представлений об образе жизни как «лучшем из возмож-

ных при данных условиях».

Интегрирующий (синтезирующий) аспект понятия. Определение

понятия «образ жизни» как способа организации людьми

своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую

теоретическую систему структурные, содержательные и динами-

ческие особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла.

Причем теоретическому синтезу подлежат виды

деятельности, взаимодействия, коммуникации, по-

ведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых

человек принимает участие. Это позволяет

дать целостную оценку специфичных или типичных черт повсед-

невной жизни членов определенной социокультурной группы.

Так,

с точки зрения условий труда

и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зре-

ния структуры потребления товаров и услуг, а также освоеннос-

ти культурного окружения - стандарт группового качества жизни.

С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типич-

ные для членов группы виды деятельности (производственной и внепро-

изводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и

ценности, которыми они руководствуются в этих про-

цессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечислен-

ных выше параметров с существующими в обществе нормативны-

ми критериями.

Образ жизни можно представить в проявляемых

признаках. Обо всех его составляющих и спо-

собе организации можно судить, наблюдая за процессами де-

ятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их

результатами. Заметными

являются также компоненты внешних условий, определяющие

содержание и форму образа жизни людей.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Перечисленные функции и познавательные возможности по-

нятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуаль-

ных исследовательских задач, связанных с изучением пространс-

тва социальной стратификации. Во-первых, рассматривая предла-

гаемую здесь модель институционального социокультурного про-

странства можно выявить распределение и соотношение активнос-

ти между различными его областями и уровнями, запечатленные в

образе жизни различных членов общества. Это позволяет

оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации

людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение

образа жизни представителей различных социокультурных групп

позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различ-

ными институциональными областями культуры.

Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации

позволяет конкретизировать пред-

ставление о ней по отношению к определенному состоянию об-

щества. Это

позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содер-

жании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные

формы их организации.

«Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет

определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным.

Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференци-

рующую и классифицирующую функции.

 

Компоненты понятия «образ жизни»

Как уже отмечалось, образ жизни людей при определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Внешние условия и факторы, дифференцирующие

его, под-

разделяется следующим образом:

– естественные: географические, климатические, экологические,

биологические, демографические и т. п.;

– социальные:

характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы;

– культурные: объем культурной информации и ее распределение

по уровням и областям культуры, структура действующих здесь

социокультурных норм и ценностей — экономических, социально-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

политических, идеологических, познавательных, этических, эсте-

тических и т. п.

Теоретическое пересечение этих групп переменных,

детерминирующих социокультурную жизнь, определяет

дифференциацию образа жизни в со-

ответствии с фундаментальным распределением видов активности

в специализированных и

обыденных областях социокультурного пространства.

К личностным факторам, влияющим на образ жиз-

ни пред-

ставителей различных социальных групп, относятся, с одной стороны, интерпретация ими

внешних условий своего

существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы,

цели. Специфика

взаимодействия этих переменных определяет различия в содер-

жании, структуре и форме способов самоосуществления людей в одном и том же

обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмот-

рении обусловливающих ее факторов и механизмов.

Социокультурные возможности личностных проявлений

жизненной активности при каждом состоянии обще-

ства имеют свою качественную определенность. Они установлены

и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг

от друга зоны инди-

видуального и коллективного приложения усилий. Их характеризует

относительно устойчивый способ организации предметно-

пространственных характеристик окружения, определенных типов

взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов

и психических состояний вокруг конкретной социально значимой

цели или функции (или вокруг их совокупности).

В сов-

ременном обществе они могут быть типологизированы на основании

фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение

существования общества и личности. Соответственно выделяются:

1. Организация материальных и социальных основ жизнеобес-

печения:

– труд на производстве;

– труд в домашнем хозяйстве;

– деятельность, связанная с приобретением и потреблением това-

ров и услуг.

2. Организация процессов социализации:

– приобретение общего образования;

– профессиональная подготовка;

– общественная активность;

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

– любительские занятия;

– физкультура и спорт.

3. Социальная коммуникация:

– профессиональное (формальное) взаимодействие;

– неформальные (в том числе дружеские) контакты;

– семейные отношения;

– получение информации через средства массовой коммуникации;

– путешествия;

– передвижения внутри населенного пункта.

4. Восстановление энергетических затрат (рекреация):

– потребление пищи;

– соблюдение личной гигиены;

– пассивный отдых, сон.

При анализе социальной стратификации с точки зрения обра-

за жизни людей эти зоны сопоставля-

ются с областями социетально-институционального пространства. Соответственно выявляется,

каким социально значимым формам активности

представители

различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их,

иными словами,

каково распределение структур образа жизни, определяющее социо-

культурное пространство стратификации.

Структура образа жизни людей представляет собой относи-

тельно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов соци-

альных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают участие. Эти

структурные компоненты

служат представителям разных слоев и групп в качестве ор-

ганизационной основы, позволяющей им переживать как социаль-

но и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт

в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают

каждому возможность адекватно переходить от одной социально

значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации

другими, определить свое место среди них. Как социальное сущес-

тво человек обычно расходует основную часть своего времени и

ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные

виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчи-

вую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления.

Именно через них

люди поддерживают свое предметное окружение, осваивают и реализуют социокультурные

нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия,

социальное знание, моральные, этические и эстетические пред-

ставления и ценности, что со-

ставляет содержание их образа жизни.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

Такая организация

происходит под воздействием

факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым

относятся возможности выбора «сред», видов активностий

в определенных социокультурных условиях, их социально-

функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка

социального престижа. Вторые представляют собой конкретные индиви-

дуальные выборы, организацию и оценку людьми всего этого,

выражающие-

ся как степень удовлетворенности своим образом жизни.

Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика

также определяется

экзогенными и эндогенными факторами. Первые составляют

некоторые обязательные или же доступные для всех членов

общества виды активности, в которых они принимают участие и

которые на определенный период являются ус-

тойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение

в средней школе, трудовая деятельность и т. п.). Вторые связаны с

изменением значимости для индивида того или иного вида деятель-

ности (например, по мере включения в работу человек начинает

испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время

обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-ли-

бо из них (например, после несколь-

ких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает

оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в

предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования). Индивидуальный выбор людьми из «заданных»,

имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно уста-

новленных видов активности, их предметных условий, средств и

результатов, способов организации элементов ок-

ружения в различные периоды жизненного цикла определяет не

только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в те-

чение которого все это остается устойчивым.

Последнее обстоятельство имеет особую важность при изу-

чении социокультурного пространства и динамических тенденций в его рамках, поскольку

временные параметры воспроизведения определенных форм обра-

за жизни, характерных для различных социальных слоев и групп,

позволяют классифицировать их в соответствии с тенденци-

ей к сохранению имеющегося состояния или к изменению. Это

в свою очередь дает основание для суждения о ди-

намических трендах внутри институционального социокультурного

пространства в рассматриваемый промежуток времени. Однако

для окончательных выводов отнюдь недостаточно просто кон-

статировать наличие более или менее выраженных признаков

изменения в образе жизни представителей определенных соци-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

окультурных групп. Необходимо также определить их

реальные и потенциальные социокультур-

ные последствия и

смысл. Такого рода

оценка подразумевает сопоставление потенциально значимой для

динамики социокультурного пространства формы образа жизни

с еще двумя, имеющими регулятивное значение.

Во-первых, с формой, типичной для представителей других

социальных групп; а если какая-то из них занимает престижное

место в обществе, то можно говорить об определенной вероятнос-

ти более широкого распространения этой динамической тенден-

ции. Во-вторых, с идеально-нормативными («как должно быть»)

представлениями об образе жизни, наиболее распространенными в культуре.

В этом случае, если изменчивость является общественно одобряемой

чертой в культуре, можно ожидать укрепления в ней более

динамичных форм образа жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.399 сек.