КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образ жизни как социокультурная категория
Связи человека с социокультурной средой Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества, носители культуры. Этим социаль- ным их качествам соответствуют специфичные наборы артефак- тов, знаний и навыков обращения с ними, особые «пространства». В этом случае внимание исследователя сосредоточивается на соци- окультурных механизмах порождения, поддержания, изменения и освоения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности. В настоящее время та- кого ряда анализ предполагает использование теоретической кон- цепции образа жизни, обеспечивающей теоретическую представ- ленность личности, соответствующую изучению динамики ее свя- зей со средой.
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся социально-науч- ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни с такой точки зрения обусловлено как общественно- практическими, так и научно-теоретическими факторами. Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие
специфичных для него форм экономической, политической, обы- денной жизни людей. Трансформация условий существования чле- нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов, т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо- бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества. В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных соытий, изменения в конфигурации социальной структуры во многом обусловили динамику содержа- тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич- ностной и социальной идентификацией. Так, появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы- звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя- ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера- венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности. Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива- ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей, в конкретных условиях су- ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп- повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен- ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа- лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.
Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого рода требованиям. Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина- учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле- тий в рамках различных областей социально-научного и гумани- тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии, лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю- щихся существования людей в их социальном, культурном и природном окружении. В частности, разрабатывались и продол- жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность» «интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия и категории, характеризующие свойства условий социокультурной жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные институты», «социокультурная реальность», «предметно-пространственная среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек- тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени накоплена значительная информация об индивидуальных и соци- альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной стороны, и о предметных и символических характерис- тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой. В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь- ко многое стало известно об отношениях людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики теоретические основания для изучения содержания, структур, форм, динамики соответствующих процессов, механизмов взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима- ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори- ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про- цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных
норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей в различных областях социальной реальности, как с их помощью люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди- намичном окружении. Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии исследования общества и культуры в специальной теоретической схеме, которая позволила связать систематическим образом лич- ностные характеристики человека, элементы его дифференциро- ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы его повседневной жизни. Функция такого инструмента — обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы освоения людьми социокультурного окружения, преобразования индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме- нения культурных феноменов в процессах взаимо- действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем, категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.
Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни» Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на- уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те- оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне повседневной жизни. Исследовательские уси- лия концентрировались в основном на выявлении закономернос- тей движения общественно-исторического процесса в целом либо поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана- литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета- лизации. Они не составляют единой системы и выделены как основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред- ставляет процесс активного взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла. В самом общем виде эти принципы могут быть сформули-
рованы следующим образом. 1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо- вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни при меняющихся исторических условиях в различных социальных и культурных формах, зависящих от содержания общественной практики и выражающих способы существования людей в этих условиях. 2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть условия, в которых люди реализуют свои пот- ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними существует позитивная и негативная обратная связь. Поскольку активным началом здесь является человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено исследования общества и культуры. 3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос- тупков, решений, жизненного выбора представителей различных классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо- культурную среду. 4. В любых исторических условиях формы социокультурной жизни обусловлены некоторыми всеобщими, универсальными антропологическими характеристиками. В то же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных групповых и индивидуальных проявлений. При изучении социокультурного пространства следует анализировать и ин- терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах изучаемого общества. 5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де- лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен- ность способов его существования) обусловливается тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными) условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли- вающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен- ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные — способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции и составленные из них институты. Эти установленные образования составляют «субстанцию» социо- культурной реальности. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при пос- троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо- собы организации людьми своего образа жизни и определяют логику перехода от внешних к внутриличностным его детерминантам. 6. Согласно современным знаниям социокультур- ная жизнь в каждый исторический период реализуется в различных формах. Они определяются со- циальной, реги- ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность и обусловливающие ее факторы имеют важное значе- ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их выделение в качестве особого предмета исследования. Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо- дя из которых можно рассматривать способы организации людьми своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле- дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей с окружением. Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений форм и направленности социокультурных процессов. Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве в сопоставлении с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос- троением соответствующих современности критериев оценки ка- чества жизни членов общества.
Определение понятия «образ жизни» Определение понятия «образ жизни» подразумевает выявле- ние личностной специфики жизненного пути людей в дифферен- цированной социокультурной реальности. Понятие (категория) «образ жизни» обозначает организован- ную совокупность процессов и явлений, связанных с самоопределением людей в обществе. Способы такой организации опре- деляются естественно-географическими, социальными и культур- ными условиями, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп — с другой. Понятие относится к повседневной жизни людей и служит для выявления соотношения ее установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик в определенных областях социокультурного пространства. Содержание образа жизни определяется тем, как жи- вут люди, чем заняты, какие виды взаимодействия и коммуникации часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни заполняют их жизнь. Форма образа жизни опреде- ляется способом организации людьми процессов деятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации в различных сферах совместного существования. Важно также принимать во внимание, как представители различных социокультурных групп оценивают в соответствии с этой культурной категорией себя и других, а также условия своего существования. Следовательно, образ жизни — это динамический социокультур- ный «портрет» членов общества, представленный через упорядоченность их жизни в определенных условиях, целостность, об- ладающая культурным смыслом и обусловленная способностью че- ловека к результативной активности. Природные, социальные, культурные условия оказывают фунда- ментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечива- ют и ограничивают конкретно-исторические возможности вы- бора форм самореализации личности в социокультурной жизни. Поэтому при анализе образа жизни людей изучение таких условий представляет собой необходимую компонен- ту исследования. Однако они не включаются в само понятие, но рассматриваются как социокультурные детерминанты форм организации людьми своего существования. Следует подчерк- нуть его интегративный характер по отношению к таким понятиям, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Все они раскрывают и конкре- тизируют содержание образа жизни применительно к различным уровням и областям социокультурного пространства. «Уклад жизни» характеризует конкретные историчес- кие социально-экономические и политические аспекты общества и культуры, в рамках которых разворачивается образ жизни людей. Его показатели: степень урбанизованности (соотношение городского и сельского населения), характер собствен- ности на средства производства, тип экономики, форма социальных институциональных отношений, политические режим и стиль, ведущие идеологии и т. п. Понятие «уровень жизни» используется для прямой и косвен- ной количественной оценки степени удовлетворения потребнос- тей и запросов членов общества в рассматриваемый период вре- мени. Его дифференциальные показатели для представителей разных социальных групп включают в себя: размер заработной платы и дохода, льготы и выплаты из общественных фондов потребления, структура потребления раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики продовольственных и промышленных товаров, уровень развития систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания, состояние жилищных условий. Понятие «качество жизни» отражает степень удовлетворе- ния потребностей и запросов более сложного характера, не под- дающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории «об- раз жизни». К его показателям относятся характер и содержание труда и досуга, степень ком- форта на рабочем месте и в быту (включая качество жилых, производствен- ных помещений и окружающей предметной среды), уровень знаний, общественной активности, самоактуализации, реализации сущест- вующих в обществе моральных норм и ценностей, степень удов- летворенности членов общества всем этим. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболевае- мости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры. Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседнев- ной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Его показателями можно считать особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм социальных связей, характерные способы самовыражения (включая демонс- тративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организации непосредствен- ной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды. «Стандарт жизни» — это теоретическое аналитическое поня- тие, сконструированное как статистичес- кая «мода» параметров образа жизни, чтобы обеспечить точку отсчета при их сравнении у представителей различных социокультурных групп. В этом смысле можно говорить о характер- ных для них и общества в целом стандартах уклада, уровня, качества жизни в рассмат- риваемый период времени. Выше в общих чертах была определена структура понятия «об- раз жизни». Теперь следует коротко охарактеризовать его позна- вательные функции при исследовании социокультурной микродинамики.
Познавательные функции понятия «образ жизни» Изучение дифференциации социокультурного пространства с точки зрения образа жизни часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни позволяет увидеть, как культура общества проявляется в конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различ- ных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются те возможности, которые имеются на социетально-институциональном и обыденном уровнях в рассматриваемый период. Такой анализ позволяет осмыслить значимость относительной независимости друг от друга форм организации приватной жизни людей, с одной стороны, и изменений социаль- ной структуры общества — с другой. Речь идет об объяснении того факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая постановка вопроса предполагает обязательное включение личнос- тных характеристик в общетеоретическую схему исследования. Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей в одних и тех же объективных условиях влияют на способ органи- зации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках. Говоря о специфике анализа социального расслоения с помо- щью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее. Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении: соответствующие процессы и явления рассматриваются при фиксированных фундаментальных компо- нентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рас- смотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации, в которых участвуют люди на протяжении индивидуального существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультур- ной жизни, на котором берут начало, поддерживают- ся и изменяются предметная среда, нормы, ценности, образцы поведения и интеракций. Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается область явлений, которая занимает промежуточное положение между общими закономерностями динамики социальных институ- тов и процессами повседневного существования людей. При изучении социокультурной микродинамики это делает поня- тие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные институты», «культура», «общество». Оно становится теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи следует более подробно остановиться на качестве информа- ции, получаемой с его по- мощью, т.е. на его теоретико-познавательных функциях и возможностях. Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие «образ жизни» используется с целью указать на специфичные, но сущес- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики твенные характерные особенности представителей различных социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифи- цирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация в зависимости от исследовательской задачи осуществляется двояким образом. Во-первых, по социально-типологическим признакам. В этом случае люди характеризуются с точки зрения значимых социальных и культурных факторов, определяю- щих условия и формы их повседневного существования в зависимости от групповой принадлежности или этно-региональных особенностей уклада жизни. Например, выделение «традиционного» или «современного» образа жизни означает характеристику членов общества в соот- ветствии с типичными для социально-экономической и политичес- кой системы чертами условий и способов его организации. Выделение городского или сельского образа жизни идентифицирует людей по особенностям его формы и содержания, которые определяются спе- цификой характерного для этих типов поселений уклада жизни. Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам. Речь идет о выделении группы людей или индивида по сти- левым особенностям, характеризующим, например, принадлеж- ность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей — к определенным социокультурным слоям. Однако идентификация людей в этом случае осуществляется не столько по фундаменталь- ным признакам содержания их деятельности, сколько в соответс- твии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений. Сравнительный аспект понятия. Понятие «образ жизни» поз- воляет сравнивать различные способы организации людьми про- цессов существования в пространстве не только одной и той же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров. Во-первых, с точки зрения социально-экономических и культурных условий, в которых он реализуется. Так, сравнивая современные городские и сельские условия, можно от- метить, что первые обеспечивают для человека большее разнооб- разие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаи- модействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых, по структурным характеристикам организации людьми процессов своей повседневности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов основой для сравнения могут стать такие пара- метры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно использовать с целью социально значимой оценки членов обще- ства. Ей могут подвергаться соответствующие изменения во времени. В этом смысле следует понимать высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стан- дартным и т. п. Представители различных социальных групп оценивают, насколько (в терминах оценива- ющего) с этой точки зрения одни «лучше», чем другие. Как правило, ос- нову такого сопоставления составляют представления о мес- те и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития общественной жизни. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных норма- тивных представлений об образе жизни как «лучшем из возмож- ных при данных условиях». Интегрирующий (синтезирующий) аспект понятия. Определение понятия «образ жизни» как способа организации людьми своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динами- ческие особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла. Причем теоретическому синтезу подлежат виды деятельности, взаимодействия, коммуникации, по- ведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых человек принимает участие. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повсед- невной жизни членов определенной социокультурной группы. Так, с точки зрения условий труда и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зре- ния структуры потребления товаров и услуг, а также освоеннос- ти культурного окружения - стандарт группового качества жизни. С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типич- ные для членов группы виды деятельности (производственной и внепро- изводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми они руководствуются в этих про- цессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечислен- ных выше параметров с существующими в обществе нормативны- ми критериями. Образ жизни можно представить в проявляемых признаках. Обо всех его составляющих и спо- собе организации можно судить, наблюдая за процессами де- ятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их результатами. Заметными являются также компоненты внешних условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей. раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Перечисленные функции и познавательные возможности по- нятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуаль- ных исследовательских задач, связанных с изучением пространс- тва социальной стратификации. Во-первых, рассматривая предла- гаемую здесь модель институционального социокультурного про- странства можно выявить распределение и соотношение активнос- ти между различными его областями и уровнями, запечатленные в образе жизни различных членов общества. Это позволяет оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение образа жизни представителей различных социокультурных групп позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различ- ными институциональными областями культуры. Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации позволяет конкретизировать пред- ставление о ней по отношению к определенному состоянию об- щества. Это позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содер- жании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные формы их организации. «Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным. Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференци- рующую и классифицирующую функции.
Компоненты понятия «образ жизни» Как уже отмечалось, образ жизни людей при определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Внешние условия и факторы, дифференцирующие его, под- разделяется следующим образом: – естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т. п.; – социальные: характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы; – культурные: объем культурной информации и ее распределение по уровням и областям культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей — экономических, социально- часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни политических, идеологических, познавательных, этических, эсте- тических и т. п. Теоретическое пересечение этих групп переменных, детерминирующих социокультурную жизнь, определяет дифференциацию образа жизни в со- ответствии с фундаментальным распределением видов активности в специализированных и обыденных областях социокультурного пространства. К личностным факторам, влияющим на образ жиз- ни пред- ставителей различных социальных групп, относятся, с одной стороны, интерпретация ими внешних условий своего существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы, цели. Специфика взаимодействия этих переменных определяет различия в содер- жании, структуре и форме способов самоосуществления людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмот- рении обусловливающих ее факторов и механизмов. Социокультурные возможности личностных проявлений жизненной активности при каждом состоянии обще- ства имеют свою качественную определенность. Они установлены и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг от друга зоны инди- видуального и коллективного приложения усилий. Их характеризует относительно устойчивый способ организации предметно- пространственных характеристик окружения, определенных типов взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов и психических состояний вокруг конкретной социально значимой цели или функции (или вокруг их совокупности). В сов- ременном обществе они могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности. Соответственно выделяются: 1. Организация материальных и социальных основ жизнеобес- печения: – труд на производстве; – труд в домашнем хозяйстве; – деятельность, связанная с приобретением и потреблением това- ров и услуг. 2. Организация процессов социализации: – приобретение общего образования; – профессиональная подготовка; – общественная активность; раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики – любительские занятия; – физкультура и спорт. 3. Социальная коммуникация: – профессиональное (формальное) взаимодействие; – неформальные (в том числе дружеские) контакты; – семейные отношения; – получение информации через средства массовой коммуникации; – путешествия; – передвижения внутри населенного пункта. 4. Восстановление энергетических затрат (рекреация): – потребление пищи; – соблюдение личной гигиены; – пассивный отдых, сон. При анализе социальной стратификации с точки зрения обра- за жизни людей эти зоны сопоставля- ются с областями социетально-институционального пространства. Соответственно выявляется, каким социально значимым формам активности представители различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их, иными словами, каково распределение структур образа жизни, определяющее социо- культурное пространство стратификации. Структура образа жизни людей представляет собой относи- тельно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов соци- альных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают участие. Эти структурные компоненты служат представителям разных слоев и групп в качестве ор- ганизационной основы, позволяющей им переживать как социаль- но и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают каждому возможность адекватно переходить от одной социально значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации другими, определить свое место среди них. Как социальное сущес- тво человек обычно расходует основную часть своего времени и ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчи- вую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления. Именно через них люди поддерживают свое предметное окружение, осваивают и реализуют социокультурные нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия, социальное знание, моральные, этические и эстетические пред- ставления и ценности, что со- ставляет содержание их образа жизни. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни Такая организация происходит под воздействием факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым относятся возможности выбора «сред», видов активностий в определенных социокультурных условиях, их социально- функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка социального престижа. Вторые представляют собой конкретные индиви- дуальные выборы, организацию и оценку людьми всего этого, выражающие- ся как степень удовлетворенности своим образом жизни. Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика также определяется экзогенными и эндогенными факторами. Первые составляют некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды активности, в которых они принимают участие и которые на определенный период являются ус- тойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т. п.). Вторые связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятель- ности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-ли- бо из них (например, после несколь- ких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования). Индивидуальный выбор людьми из «заданных», имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно уста- новленных видов активности, их предметных условий, средств и результатов, способов организации элементов ок- ружения в различные периоды жизненного цикла определяет не только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в те- чение которого все это остается устойчивым. Последнее обстоятельство имеет особую важность при изу- чении социокультурного пространства и динамических тенденций в его рамках, поскольку временные параметры воспроизведения определенных форм обра- за жизни, характерных для различных социальных слоев и групп, позволяют классифицировать их в соответствии с тенденци- ей к сохранению имеющегося состояния или к изменению. Это в свою очередь дает основание для суждения о ди- намических трендах внутри институционального социокультурного пространства в рассматриваемый промежуток времени. Однако для окончательных выводов отнюдь недостаточно просто кон- статировать наличие более или менее выраженных признаков изменения в образе жизни представителей определенных соци- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики окультурных групп. Необходимо также определить их реальные и потенциальные социокультур- ные последствия и смысл. Такого рода оценка подразумевает сопоставление потенциально значимой для динамики социокультурного пространства формы образа жизни с еще двумя, имеющими регулятивное значение. Во-первых, с формой, типичной для представителей других социальных групп; а если какая-то из них занимает престижное место в обществе, то можно говорить об определенной вероятнос- ти более широкого распространения этой динамической тенден- ции. Во-вторых, с идеально-нормативными («как должно быть») представлениями об образе жизни, наиболее распространенными в культуре. В этом случае, если изменчивость является общественно одобряемой чертой в культуре, можно ожидать укрепления в ней более динамичных форм образа жизни.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |