Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика




Исторически первой школой институционализма был старый институционализм; его также нередко называют американским институционализмом. Старый институционализм отличают следующие характеристики.

а)Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным«привычкам» приобретенным правилам поведения – и социальным нормам.

б)Отрицание методологического индивидуализма. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом.

в)Сведение основной задачи экономической науки к «пониманию» функционирования хозяйства, а не к прогнозу и предсказанию.

г)Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами,носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга.

д)Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

Старый институционалтзм, в свою очередь, также довольно неоднороден. Поэтому для его полного понимания следует проанализировать воззрения каждого из «старых»институционалистов.

 

7. Неоклассическое направление экономической теории.

Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924).

 

8. Кейнсианское направление экономической теории

Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

  • Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
  • Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.
  • Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.
  • Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.
  • Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.)

 

9. Потребности и производственные ресурсы. Ограниченность ресурсов и необходимость их эффективного использования. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства.

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства

 

10. Понятие экономические системы. Основные вопросы, решаемые функционированием экономической системы. Виды экономических систем

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа

собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных

типа экономических систем:

1) традиционная;

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

 

2) рыночная (капитализм);

Хозяйственный механизм КАС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

3) смешанная

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

 

11. Определение спроса. Индивидуальный и отраслевой спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Изменение величины спроса и изменения в уровне спросе.

Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Индивидуальный- это спрос конкретного потребителя на данный товар.

Отраслевой- это совокупный спрос на данный товар всех экономических субъектов в отрасли.

Закон спроса: чем выше цена, тем меньше объем спроса.

Неценовые факторы спроса

  • Потребительские предпочтения
  • Изменение числа покупателей
  • Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары
  • Потребительские ожидания
  • Факторы политического и спекулятивного характера

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов,

12. Определение предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Изменения величины предложения и изменения в уровне предложении.

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

 

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Факторы, приводящие к изменению предложения:

  • изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
  • перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)
  • количество товаропроизводителей

 

13. Эластичность спроса и предложения и значение их анализа.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен.

Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

14. Равновесие на однотоварном рынке и его динамика. Излишек потребителей и производителей. Основные модели установления равновесия на товарном рынке.

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.

Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с учетом или без учета фактора времени.

Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

15. Технологическое, экономическое и правовое содержание понятий "фирма" или "предприятие". Трансакционные издержки в экономике и размеры фирм. Организационно-правовые формы деловых предприятий.

Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ [transaction costs] — издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения. Они включают как собственно издержки (напр., на обработку информации или на транспорт), так и — что важно — затрачиваемое время. В широкой трактовке это, собственно, все издержки общества, которые не относятся непосредственно к физическому процессу производства благ

Фи́рма — это структура управления, представляющая собой систему планомерных транзакций, возникающая и развивающаяся вследствие экономии на транзакционных затратах.

Большинство фирм в мировом хозяйстве - мелкие и средние, но господствующее положение в экономике принадлежит крупным и крупнейшим фирмам - монополистам, главным образом монополистам международным. В зависимости от особенностей организационной структуры, характера отраслевого производства, степени концентрации и централизации капитала организации могут быть оформлены в виде промышленных объединений предприятий или диверсифицированных конгломератов - концернов, торговых монополистов - синдикатов, временных целевых обществ - пулов, консорциумов и др.

В организационом отношении мелкие и средние компании могут состоять из одного предприятия, крупные и крупнейшие из головной оперативной организации в составе нескольких производственных и других отделений и юридически независимых, но реально подконтрольных, национальных и зарубежных филиалов. Головные фирмы ряда крупнейших монополистов превратились в группу управления (офис), формально юридически не имеющей отношения к входящим в состав монополистов компаниям. В качестве компании может также выступать холдинг-организация, сама не являющаяся производителем, но владеющая и управляющая контрольными пакетами акций юридически независимых компаний. В гражданском и торговом праве термин компания обозначает также официальное наименование, под которым предприятие, фирма или организация выступают в хлзяйственной практике. Это наименование подлежит правовой регистрации в торговом реестре.

Частный предприниматель


Частный предприниматель — это физическое лицо, которое самостоятельно занимается хозяйственной деятельностью.
Частное предприятие имеет свои плюсы:
- минимум организационных формальностей;
- минимум бухгалтерских документов;
- хозяйственная самостоятельность;
- нет необходимости вносить уставный капитал (при регистрации это не требуется).
- Вы принимаете все решения самостоятельно.
К основному недостатку индивидуального предпринимателя относится то, что он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом
Серьезные проблемы могут возникнуть у частного предпринимателя в случае его болезни или вынужденного отсутствия. Если Вы заранее не продумаете этот вопрос, у Вас могут быть крупные неприятности.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей.
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет собственное название.
Все участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Это отличает данную организационно-правовую форму от частного предпринимателя, поскольку частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал в соответствии с договором.

Закрытое акционерное общество

Данная организационно-правовая форма предприятия в целом похожа на общество с ограниченной ответственностью. Но существуют и некоторые отличия.
Закрытое акционерное общество создается, как и общество с ограниченной ответственностью, одним или несколькими учредителями. Но только акционерное общество имеет право выпускать акции, причем эти акции в закрытом акционерном обществе распределяются между его учредителями.
Закрытое акционерное общество не имеет учредительного договора, а вместо него подписывается договор о создании, хотя этот документ содержит все те же пункты, что и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью.
Во всех официальных документах перед наименованием предприятия должна присутствовать аббревиатура АО.
Ответственность, как и для общества с ограниченной ответственностью, — в пределах стоимости акций участников.
Минимальный размер уставного капитала в 10 раз больше, чем для общества с ограниченной ответственностью.

 

16. Концентрация, централизация и диверсификация производства. Роль крупного бизнеса. Значение мелкого бизнеса в современной экономике.

Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.

Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:

  • увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);
  • увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);
  • развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);
  • развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.

Централизация (лат. centrum, греч. kentron — острие (циркуля), сосредоточие) — одна из двух форм монополизации (другая — концентрация). Централизация и концентрация - две стороны одного экономического процесса. Централизация представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением и ведет к росту рыноч­ной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка голосующих акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. холдинг) над десятками и сотнями предприя­тий, расположенных в разных географических точках. Централи­зация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных технико-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финанси­рования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних систем, и это единственное направление создания промышленно-финансовых групп, являю­щихся стержнем любой национальной экономики.

Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Диверсификация производства

Это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Малый бизнес в экономической хозяйственной структуре не должен вырываться из общей системы хозяйственной политики в стране по схеме -ему "карт-бланш", а крупному производству - преграды. Развитие и поддержка малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью [13. C. 18].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.