Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кардиналистская концепция




Из опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников, с другой стороны, привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.

В то же время при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

 

17. Общая характеристика издержек производства. Альтернативный и вмененный характер издержек Каждая фирма в определении своей стратегии ориентируется на получение

максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг

немыслимо без затрат. На приобретение факторов производства фирма

осуществляет конкретные затраты. При этом она будет стремиться использовать

такой производственный процесс, при котором заданный объём производства

будет обеспечиваться с наименьшими затратами на применяемые факторы

производства.

Затраты на приобретение применяемых производственных факторов

называются издержками производства. Затраты - это расходование ресурсов в

их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка

произведенных затрат.

С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют

индивидуальные издержки производства, представляющие собой затраты

конкретного хозяйствующего субъекта. Понесенные затраты на производство

определённого объёма какой-то продукции с точки зрения всей национальной

экономики есть общественные издержки. Кроме непосредственных затрат на

производство какого-либо ассортимента продукции, они включают в себя

затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей

силы, проведение фундаментальных НИОКР и иные затраты.

Различают издержки производства и издержки обращения. Производственные

издержки - это издержки, непосредственно связанные с производством товаров

или услуг. Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией

произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые

издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение

произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение,

расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную

стоимость товара; вторые - расходы, связанные со сменой формы стоимости в

процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата

труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой

стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности

ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение

ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их

использования по другому назначению. Например, древесина, используемая в

строительном деле, не может быть применена, скажем, в производстве мебели,

спичек и иных товаров. Выбор определённых ресурсов для производства какого-

либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного

товара. Экономические, или вменённые, издержки любого ресурса, выбранного

для применения в производственном процессе, равны его ценности при

наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те затраты,

которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы

отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие

затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной

форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг,

топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг,

называются внешними или явными издержками. В этом случае поставщики

ресурсов не являются владельцами данной фирмы.

В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В

этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и

самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние

(неявные), издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных

выплат, которые бы были получены за самостоятельно используемый ресурс при

самом оптимальном его применении.

Минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то

деятельность в данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью.

С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует

относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной

форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду

зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов;

оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

С позиций экономического подхода к издержкам производства следует

относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но

и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной

возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно

данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты - и

внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные (имплицитные) издержки нельзя отождествлять с так называемыми

безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки - это издержки, которые

осуществляются фирмой один раз и не могут быль возвращены ни при каких

обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены

определённые денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была

сделана надпись с его названием и родом деятельности, то продавая такое

предприятие, его владелец заранее готов понести определённые потери,

связанные со стоимостью произведённой надписи. Безвозвратные издержки не

относятся к разряду альтернативных, они не учитываются в текущих издержках

фирмы, связанных с её производственной деятельностью.

Выделяют и такой критерий классификации издержек, как временные

интервалы, на протяжении которых принимаются те или иные хозяйственные

решения.

Затраты, которые несёт фирма, произведя заданный объём продукции,

зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того,

какие именно факторы (ресурсы) применяются и в каком количестве. Количество

одних ресурсов (живой труд, топливо, сырьё, вспомогательные материалы и

др.) и их комбинацию можно изменить сравнительно быстро; количество других

(например, производственные мощности машиностроительного завода) может быть

изменено в течение довольно продолжительного времени.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества

применяемых в производстве ресурсов, различают кратко- и долгосрочные

периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочным периодом называют такой временной отрезок, в течении

которого фирма не в состоянии изменить свои производственные мощности.

Влиять на ход и результативность производства она может лишь путём

изменения интенсивности использования своих мощностей. В этот период фирма

может оперативно изменять свои переменные факторы - количество труда,

сырья, вспомогательных материалов, топлива.

Долгосрочный период - такой временной отрезок, в течение которого

фирма в состоянии изменить количество всех используемых ресурсов, включая и

производственные мощности. В то же время этот период по своей

продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли

покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё.

18. Виды издержек. Внутренние и внешние, постоянные и переменные, средине и предельные.

Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу вла­дельцев данной фирмы. Например, заработная плата наемного персонала, плата за сырье, энергию, материалы и комплектую­щие, предоставляемые сторонними поставщиками, и т. п. Фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. И здесь следует вести речь о внутренних издержках. Внут­ренние издержки — издержки на собственный, самостоятельно ис­пользуемый ресурс. Внутренние издержки равны денежным пла­тежам, которые могли бы быть получены предпринимателем за собственные ресурсы при наилучшем из всех альтернативных ва­риантов их использования. Речь идет о некоторых доходах, от ко­торых предприниматель вынужден отказаться, организуя свое дело.

Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

К постоянным издержкам относятся:

§ оплата процентов по банковским кредитам;

§ амортизационные отчисления;

§ выплата процентов по облигациям;

§ оклад управляющего персонала;

§ арендная плата;

§ страховые выплаты;

Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.

К переменным издержкам относятся:

§ заработная плата

§ транспортные расходы

§ затраты на электроэнергию

§ затраты на сырье и материалы

§ Средние издержки (АС – англ. average cost)– это затраты в расчете на единицу продукции – ее экономическая себестоимость. Различаются общие средние, средние постоянные и средние переменные издержки.

§ Общие средние издержки АС (АТС) – это совокупные затраты, приходящиеся на единицу продукции:
Средние постоянные издержки (АFС) – это размер доли постоянных затрат в экономической себестоимости единицы продукции:

§ Средние переменные издержки (АVС) – это размер доли переменных затрат в экономической себестоимости единицы продукции:

§ Сумма средних постоянных и средних переменных издержек образует общие средние издержки: АFC+АVC= АТС

§ Предельными или маржинальными издержками называется прирост затрат на производство дополнительной единицы продукции:

19. Виды дохода производителей: валовой, средний и предельный доходы. Чистый доход. Бухгалтерская и экономическая прибыль

ВАЛОВОЙ ДОХОД — исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, фирмы, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Валовой доход определяется как разность между денежной выручкой от продажи товара и материальными затратами на его производство. Валовой доход равен сумме заработной платы и чистого дохода (прибыли).

Средний Доход

- доход на единицу продукции, полученный делением валового дохода на количество продукции.

Предельный доход (англ. marginal revenue), также маржинальный доход, предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли.

Чистый доход предприятия – это разность между полной себестоимостью продукции и реализационной ценой. Он является основным источником доходов государственного бюджета и денежного баланса предприятия

ПРИБЫЛЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ — прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ [economic profit] — разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период.

20. Издержки производства в долговременном периоде. Эффекты масштаба производства.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, так как фирма имеет время, достаточное для изменения количества любого применяемого ресурса. Поэтому все издержки становятся переменными, а закон убывающей отдачи переменного фактора производства не действует, так как предприятие имеет возможность увеличивать использование факторов производства, сохраняя их оптимальное соотношение.

Вместе с тем, зависимость роста долгосрочных валовых издержек (LTC) и объема выпуска (Q) в долгосрочном периоде тоже не является пропорциональной. Связано это с эффектом масштаба – влиянием размера предприятия на себестоимость единицы его продукции (LATC).

На практике положительный эффект масштаба (снижение себестоимости единицы продукции при увеличении размера предприятия, концентрации производства) может быть связан:

· с разделением и специализацией труда в производстве и управлении, что повышает качество выполнения отдельных видов деятельности;

· с использованием новых технологий, требующих значительных первоначальных инвестиций;

· с возможностью использовать оборудование большей мощности, что в определенных пределах роста позволяет снижать стоимость единицы мощности;

· с комбинированием производства, утилизацией отходов основного производства, их использованием для изготовления побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба (повышение себестоимости единицы продукции при увеличении размеров предприятия) вызывается:

· усложнением и понижением эффективности управления большими предприятиями, ростом непроизводительных управленческих затрат;

· с увеличением расходов на транспортировку сырья до предприятия и готовой продукции до потребителей.

21. Предпосылки анализа предпочтений потребителей. Кардиналистская концепция полезности и потребительского поведения.

Этими предпосылками выступают: предпосылка «при прочих равных условиях» {ceteris paribus), а также, в определенных рамках анализа, предпосылки определенности и отсутствия риска, полноты информации, отсутствия отсроченное™ потребления.
Поскольку речь идет о максимизации совокупного удовлетворения индивида от потребления и максимизации полезности в этом смысле, ясно, что на степень этого удовлетворения влияют не только собственно потребление физических благ, но и другие факторы: психологическое восприятие, личный опыт, взаимодействие между группами людей, внешняя культурная среда и т.п. Тем не менее, моделируя потребительский выбор, мы учитываем обычно только те его варианты, которые подлежат количественному сопоставлению (скажем, с позиций потребляемого количества товара), а все прочие условия считаем заданными и неизменными. Смысл принятия данной предпосылки — в существенном облегчении построения и упрощении аналитической модели потребительского выбора.
В традиционной теории потребительского выбора предполагается, что потребитель имеет всю полноту информации, относящейся к принятию им решений: ему известны все имеющиеся в наличии товары, их цены, его собственный доход и пр. Однако выбор в условиях неопределенности и риска также является объектом изучения в курсе микроэкономики промежуточного уровня.
Итак, мы будем исходить при построении модели поведения потребителя из рассмотренных предпосылок общего характера, считая, в частности, что наш потребитель выбирает «лучшее из доступного». С чего же начать построение модели его поведения, т.е. изучение того, как именно осуществляет свой выбор рациональный потребитель: с исследования «лучшего» для него или с исследования «доступного» для него?
Авторы имеющейся учебной литературы по микроэкономике, в основном американской, начинают со второго блока проблем, предполагающего рассмотрение более очевидных понятий, таких, как цены и доход: изучение бюджетного ограничения потребителя предшествует изучению его предпочтений. Мы, напротив, начнем с анализа того, что потребитель считает «лучшим» для себя, т.е. его предпочтений, обратившись к изучению явлений более глубинных и завуалированных, зачастую отнюдь не очевидных, т.е. к блоку проблем, который на вводном уровне практически не рассматривался.

Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность - это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность (total utility) - это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.

Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности - ютиль.

В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B - A>B, товар А хуже товара В - A<B, товары А и В равнозначны - А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.

Основами кардиналистской концепции являются:

1. Спрос определяется полезностью

2. Полезность имеет абсолютное измерение.

Рассмотрим свойства общей и предельной полезности.

Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так:

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.

Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.

Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.

 

22. Ординалистская концепция полезности. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения и её динамика. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия и ее свойства. Условие потребительского оптимума




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.