Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Цель и задачи дисциплины




Цель и задачи дисциплины

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

 

Рабочая программа для студентов 3 курса

направления 032700.62 – Филология

Профиль подготовки – Отечественная филология

(русский язык и литература)

Форма обучения – очная и заочная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________ / Павлова Л.К./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка 13.04.2011, протокол № 9

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 30 стр.

Зав. кафедрой _________________/Трофимова О.В./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИГН/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фёдорова С.А./

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Павлова Любовь Константиновна

 

 

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов 3 курса

направления 032700.62 – Филология

Профиль подготовки – Отечественная филология

(русский язык и литература)

Форма обучения – очная и заочная

 

Тюменский государственный университет


 

Павлова Л.К. Стилистика и культура речи русского языка. Учебно-методический комплекс.Рабочая программа для студентов 3 курса направления 032700.62 – Филология. Профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература). Форма обучения – очная и заочная. Тюмень, 2011.__30__ с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Стилистика и культура речи русского языка [электронный ресурс] / Режим доступа: http//:www.umk3.utmn.ru, свободный. Оригинал хранится в учебной части Института гуманитарных наук.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка ТюмГУ д.ф.н., доцент О.В. Трофимова

 

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011

© Л.К. Павлова, 2011


Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Понятие о стилистике (лингвистической) как разделе языкознания и учебной дисциплине. Основные категории лингвостилистики. Стилистическая окрашенность языковых средств. Функциональные стили языка и их системный характер. Разграничение понятий «функциональный стиль языка» и «жанрово-ситуативный стиль речи». Книжные функциональные стили языка (научный, официально-деловой, публицистический). Вопрос о разговорном стиле языка и месте языка художественной литературы в системе стилей современного литературного языка. Стили массовой коммуникации: язык газеты, радио, телевидения. Культура речи как предмет научного изучения и учебная дисциплина. О границах понятий «культура речи», «речевая культура» и «правильность речи», «речевой мастерство», «искусство речи». Формы и виды речи, виды речевой деятельности. Культура речи и научное нормализаторство. Языковая норма. Императивные и диспозитивные нормы. Коммуникативные нормативные и прагматические качества речи. Типы нормы: орфографические, орфоэпические, акцентологические (фонетические), лексические, грамматические, стилистические. Языковой коммуникативный этический и эстетический компоненты речи.

Язык – система специальных средств, которые обслуживают две важнейшие потребности человека: мыслить и общаться, обмениваться друг с другом информацией, высказывать свои соображения, оценки. При общении может возникнуть взаимное непонимание. Его виновником может стать говорящий или (пишущий), если он не выражает свою мысль грамотно и ясно, правильно и точно, плохо знает законы устной и письменной речи, не подчиняет им свои высказывания, снисходительно относится к собственной речевой небрежности. Недопонимание может возникнуть и по вине собеседника (или читателя) в результате невнимательного выслушивания партнёра, непонимания каких-то слов и выражений, нечувствительности к смысловым различиям слов.

Люди постоянно меняются ролями, поэтому речевые задачи при общении должны уметь решать все. Этим объясняется интерес к культуре речи. Уже в Древней Греции и Риме, за несколько веков до начала новой эры, развивалась культура слова. Древний мир подарил истории выдающихся ораторов, практически и в теории решавших важные вопросы речевого мастерства. Успех определялся сплавом огромного труда, знаний, таланта и глубокой убеждённости. Великий Цицерон утверждал, что овладеть культурой речи может всякий, если будет работать над собой. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - говорил он. Считается бесспорным, что задача передающего информацию троякая: показать какое-то положение, т.е. продемонстрировать истинность приводимых фактов и аргументов, разъяснить что-то; пробудить к определённому мышлению, решению, действию; доставить слушателям эстетическое удовольствие.

В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять язык, владел культурой речи. А что же такое культура речи? Это определённая степень совершенства в овладении языком, умение правильно, точно и выразительно излагать мысли. Мы считаем культурной такую речь, которая отличается самобытностью и художественной изобразительностью. Нужно подчеркнуть, что, в первую очередь, под культурой речи понимают владение нормами устного и письменного литературного языка. Нормы – это правила произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. При соблюдении этих правил и может реализоваться речевое мастерство человека, его умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. В ряде случаев мы имеем право выбирать, но отдать своё предпочтение можно только одному из существующих вариантов. Норма предполагает наше оценочное отношение к функциональным вариантам. Это отношение складывается под воздействием авторитетных деятелей общества, то есть в значительной мере держится на культурной традиции.

А как узнать нормы языка? Они даются в учебниках, грамматиках, справочниках, словарях. В художественных произведениях допустимы обоснованные отступления от норм. Когда чувство нормы воспитано у человека, считал академик Л.В. Щерба, он чувствует всю прелесть отступления от нормы у разных хороших писателей.

Культуру речи в лингвистических работах называют областью знаний о системе её коммуникативных качеств. Коммуникативными называются те признаки речи, которые характеризуют её как средство общения. Это правильность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность, доступность, действенность, уместность и т.д. Культура речи тесно связана с функциональной стилистикой. Стили языка (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный), обладая одинаковым набором коммуникативных качеств, имеют разную их иерархию. Качества, преобладающие в одном стиле, в другом могут оказаться менее значимыми. Всё это нужно учитывать, если вы хотите говорить и писать хорошо.

И нельзя забывать слова Рины Зелёной: «РУССКУЮ РЕЧЬ НАДО ОХРАНЯТЬ И БЕРЕЧЬ, КАК РУССКУЮ ПРИРОДУ. ОНА СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНА И БЕЗЗАЩИТНА». От чего её надо беречь? Во-первых, от неточного словоупотребления. Именно оно наносит огромный вред нашей речи. Это происходит, когда из ряда близких по значению слов (синонимов) слово выбирают без учёта его семантики. Например, в предложении «Железные дороги возникнут в трудных для освоения районах» неверно употреблён глагол «возникнут», он обозначает в языке самопроизвольное действие, не требующее значительных физических усилий. Речевая неточность часто допускается при разграничении разных значений одного и того слова, при употреблении слов-паронимов, похожих в звуковом отношении. Надеть-одеть, невежа-невежда, здравица - здравница, эффектный-эффективный и т.д. Одним из самых распространённых недочётов речи является многословие (плеоназм), употребление ненужных уточняющих слов. Часто мы слышим: главная суть, повседневная обыденность, в конечном итоге, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, воротился обратно.

Во-вторых, нужно беречь русскую речь от незнания её законов. Часто нарушается закон согласования сказуемого с подлежащим. Даже довольно грамотного человека может затруднить задача согласовать глагол выступить со словосочетанием «ряд товарищей» (выступил или выступили?). Ошибки в речи – это предмет особого и долгого разговора. Категорично, но верно сказал К.Паустовский: «Безразличие к своему языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

 

Цель – обозначить основные проблемы стилистики как науки о функционировании языка, представить, как могут быть использованы и как целесообразно использовать языковые средства.

Задачи:

1) сформировать представление о стилистических ресурсах русского языка на всех уровнях языковой системы;

2) научить студентов разграничивать и анализировать функциональные стили русского языка;

3) научить студентов основным принципам стилистического анализа текста.

 

Преподавание дисциплины « Стилистика и культура речи русского языка» профессионального цикла (Б.3. Базовая (общепрофессиональная) часть) предусматривается в шестом семестре обучения. Настоящий курс является продолжением и обобщением нормативного теоретического курса «Современный русский язык» и имеет теоретическую направленность. В курсе рассматриваются такие вопросы, как стилистика языка и стилистика речи, основные направления стилистики, развитие стилистической системы современного русского языка и другие. Изучение теории потребует от студентов большого внимания, вдумчивости и, несомненно, окажется надежным фундаментом для усвоения практической части курса. Оно будет способствовать активизации творческой мысли студентов, что целиком согласуется с новыми требованиями как вузовской, так и школьной методики преподавания. В курсе акцентирована практическая значимость стилистики для учителя-словесника, показаны связи ее с другими отраслями филологической науки (междисциплинарные связи), прежде всего с лингвистическим анализом текста как учебной дисциплиной (одним из теоретических фундаментов которой является стилистика) и «Введением в языкознание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.