Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декларативность отдельных положений Закона




 

Ряд провозглашенных рассматриваемым Законом положений (например, право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей – ст. 3 Закона, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара – ст. 6), логически не завершены и не позволяют эффективно регулировать возникшие правоотношения. Это связано с тем, что они не содержат ссылок на ответственность, наступающую за необеспечение реализации таких прав или невыполнение указанных обязанностей.

Без наличия санкций все указанные положения, по существу, сведены к их декларации.

Здесь представляется целесообразным дополнить данные нормы предписаниями, содержащими указания на ответственность за подобные нарушения, либо дополнить их отсылочными положениями (например, на ст. 14 Закона, которая регламентирует имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Возможно также ввести, используя в этом плане опыт законодательства о защите прав потребителей других стран постсоветского пространства (Казахстана, Молдовы, Украины), и меры административной ответственности (например, штраф) за указанные, да и за другие нарушения потребительского законодательства.

Декларативна в ее нынешней редакции и одна из последних новелл исследуемого Закона – его ст. 26.1.

Введенная в действие Федеральным Законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу п. 28 ст. 1 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», она впервые в нашем законодательстве урегулировала такой специфический способ продажи товара как дистанционная продажа.

Однако несмотря на свою объемность и детальность, данная статья, предусматривающая, помимо прочего, возможность отказа потребителя от купленного таким способом товара и его возврата продавцу (п. 4), вообще не регламентирует процедуру этого отказа и возврата, не устанавливает сроки передачи потребителю дистанционно приобретенного им товара, не предусматривает санкций за невыполнение предпринимателем своих обязательств перед потребителем, что, по существу, не позволяет эффективно использовать на практике эту важную и своевременную норму.

Помимо этого, данная норма не определяет, кому же конкретно (только продавцу, либо изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) потребитель вправе вернуть дистанционно приобретенный им товар.

Чтобы придать рассматриваемой норме свойство реальной исполнимости, законодателю необходимо предусмотреть в ней механизм реализации этого права, последовательность действий при этом как потребителя, так и хозяйствующего субъекта, в отношении которого потребитель вправе реализовать это свое право.

Декларативна и другая норма, введенная в рассматриваемый Закон вышеуказанным ФЗ № 171-ФЗ – ст. 42.1.

Посвященная достаточно важному вопросу – полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области защиты прав потребителей - она сформулирована таким образом, что не позволяет из ее текста усмотреть, какие же именно полномочия предоставлены таким органам, какие мероприятия они вправе осуществлять и какие меры могут принимать, поскольку состоит всего из одного предложения малоконкретного содержания: «Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры».

Такая нынешняя формулировка комментируемой нормы выглядит тем более непоследовательной, поскольку аналогичные нормы Закона, предусматривающие полномочия других органов и организаций – Уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) – детально регламентируют их функции, обязанности и правомочия (ст. ст. 40, 44, 45 Закона).

Почему в отношении высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ сделано такое исключение – остается непонятным.

С учетом изложенного, законодателю надлежит конкретизировать и детализировать рассматриваемую статью с тем, чтобы сделать ее реально функционирующей нормой прямого действия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.