Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курсовая работа




по дисциплине «Декоративная живопись»

на тему: Особенности технологии холодного батика на примере триптиха «Пески времени»

 

Выполнил: ст-ка группа ИД-413 Ширинкина Валентина Викторовна

 

Руководитель: ст.преп.

Гусейнханова Эльмира Худавердиевна

___________________

(оценка)

___________________

 

Екатеринбург 2011


Содержание

Введение. 3

Глава 1. История техники холодного батика. 4

Глава 2. Технология и материалы.. 6

Глава 3. Особенности использования текстиля в интерьере. 8

Глава 4. Творческая часть. 11

4.1. Идея и название. 11

4.2. Описание работы.. 13

4.3. Композиционное решение. 13

4.4. Стилевое решение. 14

4.5. Цветовое решение. 14

4.6. Декоративное панно в интерьере. 15

Глава 5. Техническое описание работы.. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20


Введение

Батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань.

Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое может наполнить жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.

Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой,- до орнамента, где она становится тканью.

Свой мир человек создает сам, наполняя его тем, чего ждет от него.

 

 

Редкость появления образа счастья на Земле побудила затронуть память прошлого и воссоздать образ птиц – солнца, воплощения удачи и радости, чтобы на свете хотя бы одной встречей, одной улыбкой стало больше.

Для воплощения идеи выбрала технику батик, потому что эта техника очаровала графическими и живописными эффектами. Холодный способ батика позволяет наиболее выразительно воплотить замысел.

 

 


Глава 1. История техники холодного батика

 

«Холодный батик» - термин русского происхождения. В зарубежном художественном лексиконе этого понятия нет. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани.

Есть общее понятие «батик», которое предполагает традиционную технику росписи тканей с помощью горячего растопленного воскового состава, и роспись по шёлку, где применяется холодный резерв.

Термин «холодный батик» появился в конце 19 века в эпоху Модерна, когда получили широкое распространение анилиновые красители и в моду вошли уникальные ткани с авторской росписью. На появление техники холодного батика оказало также влияние бурное развитие сценографии (оформление театральных постановок). Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей.

В то время электричество ещё было доступно далеко не всем. И для того, чтобы нагреть и растопить воск требовались немалые усилия. На дровяной плите или керосиновой горелке сделать это было не только не просто, но даже опасно. Тогда была найдена альтернатива растопленному воску, употребляемому в качестве резерва в традиционном батике. Это был каучук, который превосходно растворяется в бензине. Этот резерв оставляет эластичный след на ткани, который не изменяет её фактуру и, как правило, не требует специальных действий для удаления.

В качестве инструмента для нанесения холодного батика использовались обычные лабораторные стеклянные трубочки, которые можно легко модифицировать в условиях химической лаборатории.

 

Кончик трубочки вытягивали до нужного диаметра (обычно 0.5 –3мм), если нужен больший диаметр, то кончик сплющивался. Таким образом можно было получить толщину трубочки до 1.5см. На расстоянии 3 – 5см от кончика трубочки выдувался небольшой резервуар для холодного резерва.

При работе резервом резервуар заполняется примерно на 2/3 объёма. После окончания работы трубочка промывается бензином.

Этот инструмент по сей день предпочитают художники, но в зарубежных странах его не найти. Там художники по тканям обходятся гораздо менее совершенными методами нанесения холодного резерва. Как правило, это мягкие пластиковые бутылочки со сменными наконечниками.

Главным достоинством стеклянной трубочки для холодного батика является то, что резерв сам вытекает из неё, оставляя равномерный след на ткани.

Потоком резерва легко управлять, меняя скорость проведения черты. Другие инструменты, как правило, требуют давления на резервуар. А этот путь менее удобен по многим причинам.

В качестве холодного резерва можно использовать не только раствор каучука. Сейчас есть много предложений различных холодных резервов от фирм, выпускающих товары для художников, но каждый из этих составов имеет свои особенности.

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелаемые пятна краски.

 

 

Глава 2. Технология и материалы

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликаций скрыть дефект ткани или пятно. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Контур делают с помощью специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.

Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым пользуетесь, обязательно нужно опробовать на не рабочих полях ткани.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться, капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом. При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

Наносят краску кистями, ватными тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.

 

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.


Глава 3. Особенности использования текстиля в интерьере

Декоративные ткани занимают значимое место в современном интерьере и часто являются важным определяющим художественным элементом. И в жилище, и в общественном здании они могут создать интересный и запоминающийся интерьер, если при подборе учтено функциональное назначение самой ткани, а также помещения. Например, номера гостиницы, санатория или дома отдыха близки по назначению к жилищу, подбор декоративных тканей для этих помещений различен: краткое пребывание в гостинице позволяет применить более насыщенные по цвету изделия и ткани с украшенным масштабом рисунка, для жилища необходимо учитывать условия повседневного пребывания. Для интерьеров административных зданий ткани должны быть сдержанными по цвету и рисунку, учитывая рабочую атмосферу помещения, тогда как в кафе, ресторане могут использоваться самые различные по декору и насыщенности изделия.

В современной практике использования декоративных тканей для интерьеров различного назначения наметились три основных приёма:

1) тканям отводится главенствующая роль в создании художественного образа интерьера;

2) ткани дополняют по цвету и характеру рисунка остальные элементы убранства интерьера;

3) ткани являются нейтральным фоном для других художественных элементов.

Первый прием предусматривает оформление интерьера, главным образом, декоративным текстилем и наиболее приемлемым для интерьеров общественных зданий. В интерьерах жилища этот прием также очень распространен: в оформлении той или иной комнаты акцентом композиции могут быть ковер, ткань, шторы.

Второй прием использования декоративных тканей состоит в том, что они являются дополнительным элементом ансамбля интерьера, по цвету или рисунка дополняют основные более выразительные элементы (декоративного панно, витраж, роспись и т.д.).

Третий приём предусматривает использование текстиля как нейтрального фона для более сильных по своим качествам и выразительности различных произведений искусства. Чаще всего произведения монументального искусства – мозаики, росписи, витража требуют нейтрального фона, и в этом случае текстиль для штор, ковровые покрытия, мебельные ткани должны быть подобраны по цвету и рисунку с учетом этого требования. В жилище этот прием больше выявляет функциональное назначение помещения: так, для спальной комнаты или кабинета необходимы нейтральные ткани.

Декоративное панно, картины, драпировки, исполненные в технике батик, весьма украшают жилое пространство дома.

Расписывая ткань для интерьера, следует учитывать общие закономерности – при низких потолках стараться придавать росписи направление близкое к вертикальному, при высоких – к горизонтальному. В соответствии с задуманным стилем оформления интерьера сначала следует нарисовать эскиз помещения, который необходимо оформить, и приблизительно наметить количество и цвет будущей росписи. Использовать декоративную ткань в интерьере желательно в одном из двух направлений. Первое, когда декоративная ткань, роспись играет главную роль в сознании художественного образа интерьера. Здесь могут взаимно поддержать друг друга ткани разного назначения – станковое панно, накидки на мебель, шторы. При этом совершенно необязательно, чтобы все ткани были расписаны. Лучше их сочетать с гладкими тканями той же цветовой гаммы или небольшими включениями деталей основного орнамента. Во втором случае декоративная ткань не несет основной смысловой нагрузки, она более нейтральна и только подчеркивает основной художественный элемент интерьера – будь то мозаика или декоративное панно. Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исходя из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического, и учитывая функциональное назначения этого изделия.

Панно в технике батик может быть декоративным элементом, украшающим комнату. Оно может быть выполнено в различных стилевых решениях от строгой геометрии до нежной акварели. Шелковое панно гармонично впишутся в корпоративный стиль офиса, и внесут интересные стилевые и цветочные акценты в интерьер дома. Панно может легко превратиться в эффектную светящуюся перегородку, которая преобразит пространство комнаты.

Картины – батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Ткань гармонирует с таким естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.

Не преследующий цели удивить экстрамодными цветовыми сочетаниями и авангардными решениями, являясь по сути своей прикладным искусством, чаще всего батик успокаивает и помогает прийти в состояние умиротворенного размышления и созерцания.

 


Глава 4. Творческая часть

4.1. Идея и название

Батик носит название «Пески времени». Пески времени, гонимые ветрами вечности, оседают на всём и превращаются в пыль веков. Когда оживает память, тогда пыль веков, или более коротких промежутков времени, осыпается и происходит реанимация событий. Если творчество человека снова и снова всплывает в памяти, наверное это значит, что жил он не зря. А если человек не оставил культурного наследства, но вновь и вновь встречается в закоулках воспоминаний? Видимо было в нём творчество души... Но не только люди, а и вещи живут с нами. Одни мимолётны, как толпа, другие близки, как друзья, третьи мудрее и долговечнее нас... Мы стираем с них пыль, даже не подозревая, что это пески времени, которые оседая, превращаются в пыль веков.

Пески Времени

1.

Каждая песчинка – мгновение.

Пустыня же, что простирается перед тобой, зовется Вечностью.

Ходи по Пустыне, -

Но, Путник, во Имя Аллаха,

Остерегайся касаться священных песков!

2.

Время – движение? - Нет.

Время – длительность? - Нет.

Время – протяженность? - Нет.

Время – природа в мир воплощенной души? - Нет.

Тогда что же Время?

3.

Время – песок,

Что от века в веках пребывает;

Что, меж пальцев скользя,

Каждый миг бытие прерывает;

 

Что срывается ввысь,

В невесомость к Пескам Изначальным,

Чтоб недвижно застыть

В Лике Вечности, древнем, печальном…

 

4.

Что есть Время, Учитель?

Время – это песок. Он перетекает из конца в конец, из Вечности в Вечность…

Зачерпни горсть песка и увидишь, как стремительно ринется он вниз.

Время – это песок, протекающий сквозь твои пальцы.

Чем сильнее сожмешь его, тем стремительней будет падение.

Неумолимо время – неудержим песок…

 

Что же есть Вечность, Учитель?

Тоже песок, Ученик мой!

Видишь вон тот океан,

Что простерся границ не приемля?..

 

Видишь изливы его,

Переливы, извивы и волны?..

Знаешь безмерный покой,

Что предвечно в песках пребывает?..

 

Слышишь безмолвье равнин,

Голос ветра, на вздохе застывший?..

5.

Это – Вечность…


4.2. Описание работы

Декоративное панно состоящее из 3х работ прямоугольной формы размерами 20/70, 30/70, 20/70см. Представлена в виде триптиха, выполнено в технике холодного батика. Для работы использовались: тонкая сорочечная ткань белого цвета, краски Maruby, бесцветный резерв, перламутровые контуры для ткани различных оттенков. Первоначально эскиз композиции был выполнен на бумаге, затем с помощью простого мягкого карандаша перенесен на натянутую ткань на подрамник.

На сегодняшний день большой популярностью пользуется батик. Батик, это, как правило, ручная работа, а, следовательно, эксклюзивная вещь. Он гармонично сочетается в декоративных композициях с панно, выгодно подчеркивая его достоинства. Работа с тканью позволяет проявить свою фантазию и самовыразиться. Очень изыскано смотрятся настенные панно ручной работы, выполненные в технике батик. Это весьма удобное украшение интерьера, которое подходит практически к любому помещению. Даже самый изысканный интерьер, передающий различную цветовую гамму, будет выглядеть скучно без картины. Поэтому для курсовой работы было выбрано декоративное панно.

 

4.3. Композиционное решение.

Композиция панно ассиметрично-лучевая, построена на принципе подобия. Приемы лучей придают динамику в работе, создается ощущение разрастания и поглощения, смотрящее в центр композиции. Волны и лучи подсознательно воспринимаются как два энергетических сильных элемента – огня и воды. Они обволакивают, создавая ощущение уюта. Композиционный центр располагается чуть ниже оптического центра. Это положение наиболее устойчиво, незыблемо, стабильно. Используя ритм сильных и слабых долей предается плавность, тягучесть и мелодичность элементам, а значит и всей картине. Пестрые переплетающиеся ленты в верхней части триптиха стремятся к центру, символу вечности, символу времени. Ленты располагаются как вокруг композиционного центра, так и отходят от него, тем самым имитируя течение времени, плавного, но быстротечного.

В работе выделяются элементы символизирующие песчинки. Песчинка есть вечность, вечность есть время.

4.4. Стилевое решение.

Стиль работы – абстракционизм. Стиль абстрактных картин воспринимается как стиль 21 века, и это дает им естественное преимущество в современных интерьерах. Этот стиль передает отстранение от действительности, но тем самым дает возможность погрузиться в свое собственное воображение. Основным условием в абстрактной картине является отсутствие формы, первенствующим является цвет..

Энергия, яркость, экспрессия абстрактных картин делает их очень популярными в современном интерьере. В самом деле, мало что наполняет пустое пространство теплой энергией, как множество ярких цветовых пятен образующих хаотичный рисунок. В интерьере, яркая абстрактная картина дает гармонию и законченность гостиничного номера.

 

4.5. Цветовое решение.

«Цвет оказывает на нас огромное действие, независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет» - Иоханнес Иттен.

Каждый цвет обладает эмоциональной окраской. Поэтому для передачи времени использую разные эмоциональные (экстравертные и интровертные) цвета. Ведь время, это моменты жизни, в которых переплетается как открытость миру, так и глубокая задумчивость.

Уже само название работы - «Пески времени», предполагает теплую цветовую гамму, символизирующую песок и солнце. Использование такой гаммы в интерьере располагает к положительным эмоциям. Основным цветом в работе является оранжевый. Цвет жизнерадостный, импульсивный, создает чувство благополучия. Оранжевый цвет отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению.

Желтый цвет, как второй по значимости цвет в работе, привлекает внимание, сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Дружеский цвет, теплый, приятный.

Зеленый, как дополнительный цвет, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность.

 

4.6. Декоративное панно в интерьере.

Декоративное панно представлено в интерьере холла гостиницы. Пространство интерьера решено за счет глубины и динамики цветового решения. Теплая цветовая гамма панно плавно переплетается с цветовым решением интерьера. Солнечно – оранжевый цвет в работе поддерживает изысканно золотистый цвет и охра в интерьере гостиницы. В работе также присутствуют и холодные оттенки, поддержанные в интерьере тенями и книгой. Еще больше усиливает восприятие мягкое естественное освещение. Таким образом, цвет находится как бы на грани между теплым и холодным оттенками. Плавность и текучесть времени передана за счет лент и за счет растяжек в них. Находясь в таком интерьере, невольно расслабляешься, но в тоже время находишься в тонусе из-за яркости цвета. Невольно задумываешься над многими вопросами бытия, но теплота картины не дает пессимистического исхода мыслей. Поддерживает идеи на этапе размышления.

Композиция батика, за счет не очень высоких потолков, близка к квадрату, как и в прочем, композиция интерьера. Это придает уют помещению, а также акцентирует внимание именно на цветовой гамме интерьера, создается состояние счастья для гостей отеля, ведь они находятся на отдыхе и прибыли за новыми яркими впечатлениями.

Ритмы в интерьере на мягком жаккарде поддержаны пестрыми лентами на панно. Они окутывают зрителя, символизируют ритмичность и повтор времени. Время плавно и незаметно затягивает нас в свои сети, как и эти ленты, заставляет себе подчиняться, приближаясь тем самым к своему апогею.


Глава 5. Техническое описание работы

Работа над триптихом началась с выбора темы, соответственно назначения изделия. На данном этапе особенно важна была не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств.

Работа была начата с проработки эскизов на не большом листе. После утверждения линейного эскиза прорабатывались эскизы в тоне и в цвете. После того, как он был разработан в цвете, переносим его в натуральную величину на шаблон.

Шаблон рисуется одной четкой линией на бумагу, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур. Рисунок шаблона предварительно переводится на ткань, прикрепив ее булавками к обратной стороне ткани. Ткань соответственно предварительно натянута на раму. Далее был нанесен резервирующий состав в виде контура изображения. Роспись панно была поделена на 3 этапа:

1.

2.

3.

Произведение выполнено в теплой цветовой гамме, оживляя контрастными акцентами. Последовательность наложения тонов от самого светлого к самому насыщенному и темному: в верхней плоскости – более насыщенные и яркие тона; роспись средней плоскости – птицы – самый орнаментальный, переходящий к самому насыщенному и темному тону.

При росписи панно применялись технические приемы: растяжка тона, лессировка.

После того как работа была завершена, роспись высохла. Далее она была запарена, обработана по краям, прикреплена в раму и помещена в интерьер.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 4360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.