Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удмуртское декоративное искусство в организации интерьера народного жилища




 

В народном творчестве выражается характер народа, его видение мира, представление о прекрасном. Декоративное искусство утверждает своё место в окружающей человека среде. И этой средой, в первую очередь, является жилище с его особой организацией пространства, характером образа жизни его обитателей, с их различными ценностными ориентациями и эстетическими нормами. А жилище, в свою очередь, связано с климатическими условиями края, с его ландшафтом. Лесные богатства Вятско-Камского междуречья обусловили развитие срубной архитектуры в Удмуртии и повсеместное развитие художественной обработки дерева. Непосредственный контакт удм. крестьянина с землёй и природой способствовал формированию поэтического языка народного декоративно-прикладного искусства и особой организации архитектурного пространства. В удм. народном зодчестве архитектурно-пространственная среда утверждалась как качественно особое отношение к миру природы. Удмуртские селения, тесно связанные с ландшафтом, дают нам целостные архитектурно-природные ансамбли. Древние удмурты жилища имели в лесах или между лесами, и к поселению выбирали такие места, что каждая деревня построена пр речке или озере, притом поблизости от пашни. Удмуртское поселение – это сложная пространственная структура, активно обращённая в окружающий ландшафт. Кроме того, саам мир природы (лес, река, родник)с предельной естественностью входит в пространственное формирование села, деревни, придавая им одновременно законченность и незавершённость. Усадьбы с постройками располагались довольно близко друг от друга, при этом с чётким зонированием территории в нутрии самой усадьбы. Выразительность удм. усадьбы во многом связана с воротами, композиционная роль которых заключается в объединении надворных построек в единый органичный ансамбль. Опорные столбы ворот, верхняя поперечная балка украшались резьбой, позже – створки и боковые стороны крыши. Именно ворота ввиду их яркой конструктивно-декоративной роли, являлись своего рода эмоционально-смысловым центром в организации ансамбля жилища, а также занимали немаловажное значение в планировочной структуре самой улицы и фасада усадьбы. В декоративном оформлении ворот нашло присущее удмуртам осмысление окружающего пространства. Подтверждение тому – размещение солярной символики на столбах ворот, орнамент которых отличался большим разнообразием – это круги, овалы. Ромбы, полукружия. В технике трёхгранно-выемчатой резьбы выполнялся основной солярный мотив: символическое изображение солнца. Считалось, что ворота – лицо дома хозяина. Солнце – высшее божество, которому поклонялись люди, оно «отгоняло» злых духов. Солярные знаки имели охранительный смысл.

В едином компактном организме удмуртской усадьбы двор занимает своё особое место. Именно двор – самое близкое к дому место общения людей с миром природы. В его архитектурно-пространственной организации жилые, хозяйственные и реликтовые культовые постройки (куа, куала), разнообразные по композиции силуэту, создавали яркое объёмно-планировочное решение. Двор, как правило, в удм. усадьбе всегда располагается с южной стороны от жилого дома, пространственно тяготея к компактности. Система организации обусловлена постепенным переходом от крупномасштабных жилых помещений избы (корка), амбара (кенос) к пространству в целом, а затем к его частям. В сложном пространственно-предметном ансамбле жилища был заключён целый мир образов и представлений, в котором наиболее полно отражалась духовная жизнь народа, его мироощущение. Жилища удмуртов «корка», «кенос», «куала» происходят от общефинноугорского слова «кода» - «укрытие, убежище».

Среди жилых построек особый интерес представлял кенос. Кенос был летним жилищем удмуртов, которое не отапливалось. Зимним жилищем являлась корка – небольшая курная изба (чын корка), которая со второй половины 19 в. Заменяется белой избой, идентичной русской. Кеносы просуществовали в некоторых районах до наших дней. В своём традиционном виде строили их 1 и 2 –этажными. Более зажиточные семьи строили в одном дворе по 2-3 кеноса – для каждой брачной пары. В отдельно выстроенных новых кеносах молодые проводили первые месяцы совместной жизни. Слово «кенос» состоит из 2 корней: «кен» (сноха), «ос» (дверь). В кеносе развешивали приданое невесты: полотенца, ковры, полог, постельные принадлежности…

Корка -.капитальное жилое строение из сосновых брёвен диаметром 25-30 см. Принципы архитектуры, как считают исследовате6ли, во многом связаны с влиянием русского зодчества. Во внутренней планировке избы сев удмуртов большое место отводилось печи русского типа. Печь располагалась направо или налево в углу у входа. Своим устьем она повернута к фасадной стене. По диагонали от печи расположен передний, красный угол («тор сэрег», «мудор сэрег»), наиболее чистое и парадное место в доме. Почти треть площади и её заднюю часть занимали полати (сэндра). Вдоль стен устраивались широкие и толстые неподвижные лавки (зус). Они опоясывали интерьер жилища снизу. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки (жажы), которые замыкали пространство интеръера сверху. В переднем углу стоял стол (жок) с массивной столешницей на толстых точёных ножках, а рядом с ним – единственный в доме стул (пукон) с резной спинкой для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены возле входной двери помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным подголовником (йыразьпу). Изголовье выпиливалось из 1 широкой доски и завершалось по бокам двумя резными стилизованными конскими головками. Пространство перед печью было отделено от остальной части избы большим занавесом (катанчи). На лавки стелили полосатые паласы (гын). На стул, стоящий возле стола. Клали нарядную подушку. Декоративно-смысловым центром в жилище был красный угол (тор сэрег).Именно в нём изделия узорного ткачества занимали наиболее значительное место. На стенах у красного угла, обрамляя божницу (мудор жажы), висели полотенца с узорными концами, здесь же стоял стол. В праздники его покрывали богато орнаментированной бранной скатертью, а для будней использовали более простые и скромные. Скатерти ткали белые и цветные. Скатерть выполняла не только важную декоративную роль в убранстве жилища, но имела самое прямое отношение к бытовым обрядам. Белые скатерти стелили в особо торжественные дни, например, в знак согласия родителей отдать свою дочь замуж. В день рождения ребёнка накрывали стол белой скатертью и ставили горшок с маслом, хлеб, соль. Наиболее нарядные скатерти выполняли в многоремизной и браной технике ткачества. Более старинный вид ткачества – браное (бичаса) – имел повсеместное распространение в украшении столешников.

Помимо скатертей и полотенец в избе по традиции использовали ткани и для разделения и маскировки отдельных помещений, они то отгораживали кухонный уголот остальной части избы, то замыкали пространство над полатями. В быту у южных удмуртов особое место занимал безворсовый ковёр. Его вешали на стену, над широкими нарами, стелили на нары, им украшали свадебную повозку или сани. Свекровь встречала свою невестку разостланным ковром. После свадьбы таким ковром в течение месяца покрывали постель новобрачных.

Наряду с декоративными тканями в жилище большое значение приобретали изделия из дерева: бытовая и ритуальная посуда, разные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки и подголовники (йыразьпу). В отличие от узорных тканей удм бытовая резная утварь и плетение не знают ярких локальных различий на севере и юге Удмуртии. Среди бытовой утвари удмуртов можно выделить ритуальные ковши с высокими резными ручками традиционные токарные чаши для кумышки и каши. Из национальной удм. ритуальной посуды особый интерес представляет большой женский ковш, который выполнялся в виде плавающей птицы. Его использовали в дни семейных родовых празднеств. Ковш был знаком и символом неделимости, кровного родства и сохранения рода. Интерес представляют и большие чаши, в которых подавали кашу при сговоре о йырдоне (калыме), а также деревянные подносы, применявшиеся при встрече сюанчи (поезжан) от жениха. На них помещали разнообразные яства – каравай хлеба, яичницу, масло и др. Обычно на внешней или внутренней стороне чаш мастера ставили «пусы» (тамги)- родовые знаки, которые своей чёткой графичностью рисунка украшали бытовую и ритуальную посуду.

Разнообразны по художественным приёмам берестяные туеса. Все они богато украшены геометрическими фигурами, которые воспринимаются как солярные знаки.

Образ жизни и характер труда удмурта-земледельца наложили отпечаток на весь его бытовой уклад. Природные условия края обусловили не только преимущественную роль в его традиционном народном декоративном искусстве таких местных материалов, как дерево, глина, лён, конопля, но и диктовали мастеру найти такую форму предмета, которая бы при утилитарной целесообразности с наибольшей полнотой выявляла эстетические возможности самого материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.