Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декоративное искусство в традиционном комплексе народной одежды удмуртов




У древних удмуртов был единый покрой костюма. Носили одежду из белых тканей, украшенную вышитыми узорами. Народная одежда этого типа сохранилась в качестве обрядовой вплоть до первой четверти 20 в. За долгую историю удм народа сложились 2 основных комплекса костюма: северный и южный. Оба эти комплекса возникли на финско-пермской основе. По мнению ряда исследователей сев комплекс народной одежды наиболее ярко отражает этнические особенности удм культуры. Именно одежда сев удм-тов сохранила и донесла до наших дней существенные черты древнего костюма и его орнаментацию.

Удм. народная одежда распределялась строго по половозрастным категориям. Худож. ансамбль костюма, являясь внешним выражением этнического самосознания, отчётливо отражал народное понимание красоты. «Ещё накануне нашего столетия обычай тебовал, - пишет С.Н.Виноградов, - чтобы каждый человек определённого возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными: в высоких головных уборах (АЙШОН), в вышитом платке (сюлык), с головными полотенцами на спине (йыркышет, чалма)». Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая одежда. К обрядовой относятся: свадебная (сюан дись), для осенне-весенних угощений (вось нерге дись), погребальная (кулэммурт дись) и т.д. Народная одежда удмуртов имела не только чисто утилитарное назначение, но и обладала различными функциями: эстетической, социальной, служила знаком национальной принадлежности, возраста, семейного положения. Именно в ней наиболее полно сказалась любовь и стремление удмуртов к красоте. Любовь удмуртов к изделиям народного декоративного искусства нашла отражение и в их устно-поэтическом творчестве, где радостное, целостное восприятие мира и импровизация занимают значительное место. В народной поэтике замечаем изобилие цветовых эпитетов, необычайно характерных для удм нар поэзии. Примером такой игры цветом и узором, повышенной декоративностью может служить песня «Лымы тодьы».

Следует уделить особое внимание свадьбе, где ещё в конце 19 нач 20 в ярко проявилась взаимосвязь различных видов и жанров народного искусства. Многие тканые и вышитые изделия входили в состав приданого невесты. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха. В сложном ритуале свадьбы вышитыми тканым изделиям были определены особая роль и место. В первой части свадебного обряда «сюан – пир в доме невесты» на молодую надевали богато орнаментированную узорным ткачеством по подолу и рукавам белую из тонкого льняного полотна туникообразную рубашку «ныл дэрем», отличающуюся большой цветовой щедростью и великолепием. Поверх этой рубахи надевали белый халат из тонкого холста «шортдэрем». Зимой на молодую надевали не белый, а красный кафтан старинного покроя, скроенного сзади в талию, с собранными клиньями, с отложным воротником и откидными длинными рукавами. Кафтан шили из красной шерстяной домотканины. Невеста надевала его по приезде в дом жениха и была в нём на протяжении всего свадебного торжества. В нём она в первый раз выгоняла корову. Длинные рукава с продольным разрезом в верхней части, отороченные кумачом и полосками из цветных лент, бархата, носят образное название «скал уллян» (для выгона коровы).

Женская одежда сев удмуртов конца 19-нач 20 вв едина по своим основным формам. В традиционный состав женского костюма сев удм-ов входит белая льняная рубаха туникообразного покроя, украшенная браным ткачеством и вышивкой. Рубашка шьётся без воротника. Отверстие для головы имеет форму овала или треугольника, которое закрывается съёмным вышитым нагрудником. В качестве верхней летней одежды служил белый распашной халат. Характерной чертой жен. костюма является фартук, отделанный по подолу браным ткачеством, атласными лентами и мишурой. Пояс тканый с богато орнаментированными лопастями на концах, заканчивающийся в виде кистей или бахромы.. Не менее декоративными являлись чулки с неширокими узорными и безузорными полосками. Головной убор состоял из 2 платков: небольшого красного платка (горд чушкон) и белого платка с яркими цветами (азьлань чушкон) и головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец его опускался на грудь, а другой – на спину. Красивый декоративный костюм дополнялся металлическими украшениями.

Наиболее важной и характерной чертой свадебного женского костюма явился вышитый нагрудник (кабачи), мотив которого состоял из восьмиконечных звёзд, называемых «толэзё», т.е. лунный. Без него нельзя было играть свадьбу. Особенно щедро украшенными браным и закладным ткачесвтом были передники (айшет). Подол передника заканчивался густой разноцветной бахромой, бисером и блёстками. Всё это придавало костюму особую праздничность.

Особенно нарядно украшалась узорным ткачеством одежда южных удмуртов. Она сплошь, сверху донизу, покрыта богатыми ткаными узорами. Женский костюм южных удмуртов имел свои ярко выраженные, только ему присущие особенности, своеобразие которого достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: выборного и закладного, многоремизного и переборного. Оформление тканей для костюма было тесно связано с особенностями человеческой фигуры и основными членениями одежды, а именно: орнамент выделял рукава, плечи, подол, грудь, спину рубахи и халата. Костюм северных удмуртов строился на остром сопоставлении контрастных цветов, в основном красного браного ткачества и белого холста, а одежда южных удмуртов всегда насыщеннее по цвету и орнаменту. Ей свойственна большая сочность, яркость, многокрасочность. В основе южноудм. конструкции рубахи-платья так же, как и северной, лежит туникообразный покрой. Подол заканчивается одной или двумя оборками из пестряди или цветного ситца. А между подолом и рубахой вшивается полоса, затканная ярким браным узором из шерсти. В целом жен. костюм южных удмуртов приобретает более сложные формы, как по составляющим его компонентам, так и по более нарядным расцветкам тканей. В композиции женского костюма южной удмуртки большую роль играл фартук-запон. Основная, центральная плоскость, украшающая подол фартука, заполнена разноцветным узором по цветному фону и обрамлена каймой с боковых сторон.

Так же, как у многих ф/у, тюркских и славянских народов Восточной Европы, в ансамбле южноудмуртского костюма особое место занимало головное полотенце (чалма). Оно входило в традиционный женский головной убор, который у южных удмуртов относится к типу сложных и состоит из следующих элементов:

1) Головное полотенце (чалма);

2) Налобная повязка (йыркерттэт);

3) Твёрдый головной убор конусообразной формы с усечённым верхом (айшон);

4) Платок-покрывало (сюлык).

Головное полотенце складывают пополам по горизонтали и вертикали так, чтобы яркие тканые узорные концыс кистями сошлись, не нарушив общей композиции рисунка на концах. Скрепляют полотенце на голове налобной повязкой, а концы спускают сзади по спине. Впервые надевают чалму на голову невесты в доме жениха.Обряд покрытия головы невесты (вылькен изьыян) служил символом –знаком перехода девушки в род мужа. Айшон сверху покрывали расшитым чёрным шёлковым платком (сюлык), своеобразным по технике использования, с различного рода нашивками – парчовыми полосками, лентами, бисерорм, раковинами каури, монетами. По своей конструкции к цветовому решению сюлыки подразделяют на 2 типа: 1) чёрные, 2) красные. Красный сюлык – аппликативный, его носит женщина до прекращения деторождения. Уникален чёрный сюлык. Молодуха его должна была носить до рождения первенца, а в случае бездетности – 3 года.

Большую роль в женском праздничном костюме южных удмуртов играли ювелирные изделия: нагрудные женские украшения (уксё тирлык), серьги (пельугы), браслеты (поскес). В основном они были серебряные, иногда позолоченные.

Мужскую одежду удмурты шили главным образом из х/б, льняных и шерстяных тканей и сукна домашнего и фабричного производства. Костюм состоял из холщовой рубахи и таких же штанов, подпоясанных ремнём или поясом. В мужской одежде е существовало значительных локальных различий, т.к. большинство носило её из тканей фабричного производства. Техника выполнения поясов самая разнообразная: их ткали, плели и выполняли нестаночными способами.

Таким образом, южноудмуртская одежда второй половины 19 – начала 20 века характеризуется большой дифференциацией и высокой степенью приспособления к условиям труда и быта.

В связи с дальнейшим развитием в нашем крае товарно-денежных отношений, втягиванием Удмуртии в общероссийский рынок в характере оформления тканей удмуртского костюма происходят изменения: прежние одноцветные узоры заменяются более яркими и многоцветными.

 

***

Возвращаясь к красоте вообще в понимании удмуртов, вспоминается роман «Адямилэн чеберез» («Красота человека»)удмуртского писателя Трофима Архипова. Книга заканчивается словами: «Уж. Со бордын адямилэн улонэз» («Работа. В ней вся жизнь человека»). Эти слова подтверждает и удмуртская народная поговорка: «Адямиез уж чебер каре» («Человека труд красит»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.