Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Камерно-инструментальная музыка




Рядом с любительской инструментальной музыкой, которая использовалась в домашнем быту, в первых десятилетиях XIX ст. возникли и профессиональные камерно-инструментальные произведения, в которых прослеживается становление романтического стиля. Происходит становление украинской фортепианной музыки. Композиторы пишут в типичном для романтизме жанре инструментальной миниатюры, но обращаются и к вариациям, сонатной форме, которая в них наполняется новым содержанием.

Биографических сведений о композиторах, которые писали украинскую фортепианную музыку этого периода, к сожалению, сохранилось очень мало; не все произведения дошли до нашего времени, а некоторые помещены лишь в давних изданиях.

Зачинателем романтизма в украинской фортепьянной музыке стал талантливый композитор и пианист Александр Иванович Лизогуб (1790-1839). НОКТЮРНЫ А.ЛИЗОГУБА - это типичные романтические миниатюры, в которых воплотились субъективно-лирические чувства. Считается, что зачинателем романтического жанра ноктюрна был ирландский композитор Дж.Фильд (1782-1837). Значительную часть своей жизни (с 1802 г.) он прожил в России - в Москве и Петербурге. Там он создавал как композитор, выступал как пианист и восхищал слушателей своей романтической манерой фортепьянной игры; имел много учеников (О.Верстовский, О.Алябьев, О.Дюбюк, украинский историк, этнограф и пианист Г.Маркевич и др.). Неизвестно, учился ли у него О.Лизогуб, но нет сомнения, что он был знаком с творчеством Фильда. (Ноктюрн Лизогуба) (Сон.для виол. и ф-но)

Для тем своих вариаций Лизогуб избрал украинские народные песни-романсы "Ой в поле криниченька"(есть) и очень популярную "Ой не ходи, Грицю". Композитор создал строгий (орнаментальный) тип вариаций (неизменными в них является форма, тональность, гармония, темп, метр). Вместе с тем, в строгих вариациях Лизогуба заметны романтические черты. Композитор поэтизирует в темах и вариациях использованные песни, насыщает их лирически-чувственными нюансами. Два вариационных цикла пронизаны лиризмом, который приближает их к романтической музыке. В них композитор использовал мелодично-выразительную орнаментику, контраст между лирическим и подвижно-игривым тематизмом. Некоторые вариации имеют индивидуализированный характер. В отдельных вариациях прослеживается трансформация народных мелодий. Так, в V вариации цикла на тему песни "Ой в поле криниченька" тема приобретает патетичный звучание, а в IX вариации на тему песни "Ой не ходы, Григорию" трансформируется в энергичный музыкальный образ.

Романтическими чертами обозначены и другие два вариационных цикла на тему российской песни "Среди долины ровныя", которая очень близкая к украинским песням-романсов, и на тему романса "В твоих прекрасных глазах". Эти два циклы пронизаны лиризмом, но, как и в предыдущих циклах, в них значительную роль играет виртуозная орнаментика.

Романтическое субъективно-лирическое начало особенно ярко выражено в вариациях на тему романса "В твоих прекрасных глазах". В этом цикли выделяется вторая вариация, в которой композитор создал эмоционально выразительный, приподнят лирический образ в традициях зрелого романтизма.

Признаки ранней романтической фортепьянной музыки прослеживаются в произведениях украинского композитора Андрея Данилевского. А.Данилевский писал романсы, духовную музыку, но единым известным его произведением является Полонез для фортепиано.

Романтические стилевые черты прослеживаются и в фортепьянном творчестве композитора, пианиста и педагога Иосифа Витвицкого. В фортепьянном творчестве он обращался к украинской тематике и фольклору (показать КОЛОМИЙКА). Среди них есть программные произведения "Прогулка пароходом по Днепру", "Вдохновение рекой Борисфен". В традициях раннего романтизма написаны ВАРИАЦИИ ПОД НАЗВАНИЕМ "УКРАИНКА" (есть).

В раннеромантическом стиле писал свои произведения и А.Барцицкий. Лиризм и романтическое мировосприятие присущие его миниатюрам "Вальс", "Мазурка".

Примечательным явлением стало постоянное появление ФОРТЕПЬЯННЫХ ОБРАБОТОК УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН (есть), созданных известным историком, писателем, этнографом и музыкантом Николаем Андреевичем Маркевичем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.