Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили речи и стилистика. Художественные тропы и стилистические фигуры речи




Художественные тропы и стилистические фигуры речи

3.1. Не было души более откровенной, более тонкой и более проникновенной, не было
таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного
. (Ги де
Мопассан об И.С. Тургеневе). В данном отрывке определите фигуры речи:

A) Умолчание Б) Эллипсис

B) Градация

3.2. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
поэтическом отрывке.

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины, Изба-старуха челюстью порога Жуёт душистый мякиш тишины. (С. Есенин)

A) Олицетворение Б) Эпитет

B) Сравнение Д) Метонимия Г) Аллитерация

Д) Риторические обращения Е) Метафора


3.3. Внимательно прочитайте определения. Укажите строку с неверным утверждением:

A) Оксюморон – создание нового понятия при помощи соединения контрастных по
значению слов

Б) Синекдоха – выявление целого и большего через его часть (т.е. меньшее)

B) Градация – высказывание, в котором каждая последующая часть оказывается более
насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

Г) Плеоназм – речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова

Д) Алогизм - нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила

логики

Приведите примеры из художественной литературы к тем строкам, в которых

определения даны правильно.

4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов. Определите и запишите, к какой сфере
стилистического употребления относится каждое из приведённых слов:

A) Дама, женщина, баба, мадам, тётка, мамаша

Б) Нажива, доход, прибыль, барыш, прибыль, навар

B) Доктор, врач, медработник, лекарь, эскулап

4.2. Из приведённого ниже перечня понятий выберите только те, которые относятся к
официально-деловому стилю:

A) Распоряжение Б) Интервью

B) Приказ Г) Расписка Д) Извещение Е) Очерк

Ж) Инструкция

4.3. Прочитайте приведённый текст. Определите стиль по его синтаксическим
особенностям.

В этом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

A) Публицистический Б) Учебно-научный

B) Официально-деловой Г) Художественный

4.4. Внимательно прочитайте текст. Определите, к какому пласту речи относятся
выделенные слова в приведённом ниже отрывке:

Какое ещё там електричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. (А.Н. Островский, «Гроза»).

A) Общеупотребительные Б) Разговорно-просторечные

B) Диалектные

Г) Профессиональные


4.5. Прочитайте выражение «Пришёл, увидел, победил». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) фраза, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.

4.6. Внимательно прочитайте речевые стандарты и клишированные выражения:
работники бюджетной сферы, гуманитарная помощь, коммерческие структуры,
правоохранительные органы, силовые ведомства, криминальные авторитеты, ветви
российской власти
. Определите, к какому стилю они относятся:

A) Художественному Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Разговорному

Д) Научному

4.7. Внимательно прочитайте этикетные формы обращения: Его Превосходительство,
Ваше Императорское Величество, Уважаемый Господин Посол, Её Высочайшее Величество
Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Великобритании; Елизавета II, Божьей
милостью Королева Соединённого королевства, Канады и других королевств и территорий,
Глава Содружества, Защитница Веры.
Указание данных титулов и форм титулования
характерно для стиля (подстиля):

A) Художественного Б) Публицистического

B) Официально-делового Г) Разговорного

Д) Научного

Е) Дипломатического

4.8. Прочитайте внимательно отрывок: «Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
… сознавая себя частью мирового сообщества – принимаем Конституцию Российской
Федерации».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б)
имеются ли образные выражения; в) о чём говорит многоточие в середине фразы; г) как
называется документ, начинающийся этими словами; д) к какому стилю относится данный
отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.9. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки зависимые
слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог.
Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец:
Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлён
(гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.

1. Беспокоиться (маленький ребёнок) - тревожиться (исход дела).

2. Вера (благополучный исход экспедиции) - уверенность (победа хоккеистов).

3. Обидеться (сказанные слова) - обижен (оказанный приём).


Вариант № 2

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание гласных в корне слова

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание большой и маленькой букв

• Правописание слов через дефис

• Правописание предлогов В и ВО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Орфоэпические нормы русского языка

• Состав лексики русского языка

• Синонимы, антонимы и омонимы

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.