Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили речи и стилистика. Художественные тропы и стилистические фигуры речи




Художественные тропы и стилистические фигуры речи

3.1. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
поэтическом отрывке:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

A) Олицетворение Б) Эпитет

B) Сравнение Д) Метонимия Г) Анафора

Д) Риторические обращения

3.2. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
поэтическом отрывке.

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я - для всех и ничей. (К. Бальмонт)

A) Олицетворение Б) Эпитет

B) Сравнение Д) Метонимия Г) Аллитерация

Д) Риторические обращения Е) Метафора Ж) Анафора

3.3. Определите фигуры речи в приведённом ниже отрывке:
Орлу подобно он летает

И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. (А.С. Пушкин)

A) Антитеза Б) Метонимия

B) Литота

Г) Сравнение


3.4. Внимательно прочитайте определения. Укажите строку с неверным утверждением:

A) Оксюморон – создание нового понятия при помощи соединения контрастных по
значению слов

Б) Синекдоха – выявление целого и большего через его часть (т.е. меньшее)

B) Градация – высказывание, в котором каждая последующая часть оказывается более
насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

Г) Плеоназм – речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова

Д) Алогизм - нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила

логики

Приведите примеры из художественной литературы к тем строкам, в которых

определения даны правильно.

4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов. Определите, к какой сфере стилистического
употребления относится каждое из приведённых слов:

A) Зодчий, архитектор, строитель Б) Купель, душ, баня, сауна

B) Дом, здание, хижина, лачуга, жилище, домик, хата, сооружение, вилла

4.2. Внимательно прочитайте. Определите, к какому стилю относится приведённый ниже
отрывок:

A) Художественному Б) Научному

B) Публицистическому Г) Официально-деловому Д) Разговорному

Гоголь умер!... Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. (И.С. Тургенев)

4.3. Определите, какие из перечисленных жанров не относятся к публицистическому
стилю:

A) Интервью

Б) Устные выступления

B) Юмористические рассказы
Г) Репортажи

Д) Очерки Е) Повести

4.4. Внимательно прочитайте. Выберите правильный ответ:

A) Стилистика – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы
их употребления в условиях языкового общения

Б) Стилистика – это наука, изучающая словарный состав языка

B) Стилистика – это наука о текстах произведений художественной литературы,
устанавливающая подлинность того или иного текста


4.5. Прочитайте выражение «За чечевичную похлёбку». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) цитата, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.

4.6. Внимательно прочитайте приведённые слова: мировые соглашения, презумпция
невиновности, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, неотвратимость наказания, мера и
степень ответственности, состязательность сторон, римское право, адвокатская практика,
нормативно-правовые акты, основной закон государства, судебные инстанции, уголовно-
процессуальное законодательство
. Определите, к какому стилю (подстилю) они относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Юридическому

4.7. Прочитайте внимательно отрывок: «1. Государственным языком Российской
Федерации на всей её территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать
свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного
самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с
государственным языком Российской Федерации. З. Российская Федерация гарантирует всем
её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому
стилю относится данный отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.8. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки зависимые
слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог.
Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец:
Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлён
(гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.

1. Основываться (проверенные факты) - обосновывать (фактические данные).

2. Отзыв (поступившая в редакцию статья) - рецензия (рукопись учебного пособия).

3. Отчитаться (истраченные деньги) - сделать отчёт (проделанная за квартал работа).


Вариант № 4

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание Ы/И в корнях слов после приставок

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание слов через дефис

• Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание большой и маленькой букв

• Правописание предлогов К и КО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Орфоэпические нормы русского языка

• Синонимы, антонимы

• Состав лексики русского языка

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.