Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили речи и стилистика




Художественные тропы и стилистические фигуры речи

3.1. Внимательно прочитайте определения. Укажите неверные утверждения:

A) Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному
значению

Б) Аллегория – иносказание, намёк, выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе

B) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-
либо предмета описательным выражением

Г) Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого

Д) Синекдоха – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного

Е) Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого

3.2. Определите фигуры речи в приведённых ниже отрывках:
1. И скучно, и грустно,

И некому руку подать… (М.Ю. Лермонтов)

A) Градация

Б) Полисиндетон

B) Умолчание
Г) Эпифора

3.3. Внимательно прочитайте. Определите, какая стилистическая фигура речи – главная
в приведённом отрывке.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

A) Анафора Б) Эпифора

B) Асиндетон

Г) Полисиндетон

3.4. Внимательно прочитайте. Определите, в какой строке перечислены только
художественные тропы.

A) гипербола, эпифора, олицетворение, перифраза, метонимия Б) сравнение, олицетворение, ирония, анафора, метафора

B) гипербола, метонимия, эпитет, аллегория, метафора.


4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов. Определите, к какой сфере стилистического
употребления относится каждое из приведённых слов:

A) Буря, ураган, тайфун, смерч

Б) Бить, колотить, стучать, лупить, дубасить, тузить, дуть

B) Бранить, ругать, хулить, журить, распекать, разносить
Г) Писатель, автор, прозаик, литератор

Д) Радоваться, восхищаться, восторгаться, превозносить, хвалить

4.2. Укажите строку, в которой названы «лишние» черты публицистического стиля:

A) лаконичность изложения при информативной насыщенности Б) доходчивость изложения

B) эмоциональность, обобщённость

Г) экспрессивность, отсутствие предварительного продумывания

4.3. Внимательно прочитайте текст. Спишите, расставляя необходимые буквы и знаки
препинания. Определите, к какому стилю речи, жанру литературы можно отнести данный
текст.

Включиш… т…левизор – там один язык (чаще всего ра…влекательный; редок сер…ёзный ра…говор со зрителем); войдёш… в храм – и там услышиш… современ…ый молитвен…ый язык (молитвословие); выйдеш… в парк – и услышиш… от симпатичных и хорошо одетых молодых людей обоего пола мирно звучащее (скверно)словие. И всё это – современ…ый нам рус…кий язык. Язык это прежде всего тексты словесная действител…ность средство общения и взаимодействия организации жизни во всех её сферах. Так давайте(же) береч… это (не)исчерпаемое бога...ство переда…ое нам нашими предшестве…иками!

A) Публицистический Б) Научный

B) Официально-деловой Г) Художественный

Д) Разговорный Е) Репортаж Ж) Интервью

4.4. Прочитайте выражение «Карфаген должен быть разрушен». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) цитата, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.

4.5. Внимательно прочитайте приведённые слова: мировые соглашения, презумпция
невиновности, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, неотвратимость наказания, мера и
степень ответственности, состязательность сторон, римское право, адвокатская практика,
нормативно-правовые акты, основной закон государства, судебные инстанции, уголовно-
процессуальное законодательство
. Определите, к какому стилю (подстилю) они относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Юридическому


4.6. Прочитайте внимательно отрывок: «Государственный язык Российской Федерации
является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей
народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и
поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют
приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому
стилю относится данный отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.7. Прочитайте внимательно отрывок: «Литературный язык – язык строго
нормированный. Норма – это система правил, свод законов языка, по которым строится
правильная грамотная речь. Нормы существуют на всех уровнях языка. Они диктуют, как
правильно произносить звуки и ставить ударение, какую форму слова следует выбрать, какие
слова в каких случаях употреблять, как правильно строить предложения, чтобы быть
правильно понятым собеседником».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в
переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) к какому стилю (подстилю)
относится данный отрывок.

A) Учебно-научный Б) Публицистический

B) Официально-деловой Г) Дипломатический

Д) Юридический

4.8. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки зависимые
слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог.
Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец:
Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлён
(гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.

1. Графин, полный (вода) - сундук, наполненный (одежда).

2. Превосходство новых методов работы (старые) - преимущество новой техники
(старая).

3. Препятствовать (уличное движение) - тормозить (развитие техники).


Вариант № 5

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание Ы/И в корнях слов после приставок

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание большой и маленькой букв

• Правописание слов через дефис

• Правописание предлогов ИЗ и ИЗО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Орфоэпические нормы русского языка

• Синонимы, антонимы

• Состав лексики русского языка

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.