Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения




В духе этих решений и по поручению собора управление Римской католической церкви составило в 1566 г. катехизис, а в 1570 г. – литургические правила. Таким образом, под воздействием протестантизма католицизм, наконец, получил законченную форму, которой ему так не доставало в течение всего средневековья. Все неясные вопросы были разрешены, вероучение и культ были, наконец, унифицированы.

Фактически собор объявил протестантизму войну, которая вскоре и началась. Серия религиозных войн во Франции, поддержка католической партии в Англии, война в Нидерландах и, наконец, война 1618-1648 гг. в Германии – все эти события во многом были вызваны непримиримостью католической церкви. Тем не менее, искоренить протестантизм церковь была уже не в состоянии.

Итоги всего периода католической реакции подвел Вестфальский мир, узаконивший существование протестантизма и положивший конец как целостности средневековой Священной Римской империи, так и вселенским притязаниям Рима.

История католицизма не сводится только к длинному ряду политических неудач. Именно в этот период церкви удалось расширить свое влияние как никогда прежде. Даже в условиях острой конкурентной борьбы с протестантизмом миссионерская деятельность, активизированная Тридентским собором, принесла богатые плоды практически на всех континентах, в результате чего католическая церковь пополнилась сотнями миллионов членов.

 

В целом, специфику культуры Возрождения составляет совмещение двух противоположных по направленности импульсов: традиционалистского (что выразилось в отношении к античной культуре как абсолютной норме) и инновационного (что выразилось в обостренном внимании к культурному смыслу индивидуальной деятельности). Центральным событием новой модели мира становится человек. Основой идеологии Возрождения стала идея безусловного приоритета индивидуальных ценностей. Запад окончательно и необратимо принял модель мира, в которой главным событием стало событие индивидуального бытия. Это был выбор, определивший величие и трагедию западной культуры. Следование по этому пути закономерно привело к расцвету демократии, науки, технологии и к последующим глобальным проблемам, кризису морали и культуры.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы истоки Ренессанса?

2. В чем заключаются особенности ренессансной ментальности?

3. Что представляет собой гуманизм, каковы его типические черты?

4. В чем заключаются особенности Итальянского и Северного Возрождения?

5. Что такое Реформация? Какие вы знаете протестантские конфессии?

6. Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?

 

Литература

1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Бобер М, Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

4. История религии. Спб., 1997.

5. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1970.

6. Порозовская Б. Д. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки. М., 1995.

7. Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

8. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

9. Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М., 1981.

 

 

ГЛАВА 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕ­МЕНИ

 

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития европейской культуры в ХVII–ХIХ веках. Культура Нового времени неоднородна. Хронологически в развитии культуры Нового времени выделяют несколько этапов: XVII век – период научной революции и становления рационалистического мировоззрения; XVIII век – эпоха Просвещения или «век Разума»; XIX век – период промышленной революции и технического прогресса. Можно усмотреть самостоятельное культурное содержание у каждой из этих эпох, но их можно рассматривать также в определённой целостности и единстве тенденций.

 

Картина мира Нового времени характеризуется следующими чертами и ценностно-нормативными установками:

Секуляризация. Влияние религии во всех значимых областях социальной жизни и культуры уменьшается. Происходит окончательное отделение церкви от государства. Светские тенденции начинают доминировать в системе образования, науке, философии и интеллектуальной жизни в целом. Культура Нового времени тяготеет к обмирщению и десакрализации, только в ней впервые становится возможным атеизм, признающий несостоятельность всякой религии и отвергающий веру в реальность существования всего сверхъестественного. Безусловно, нельзя сводить новоевропейскую культуру к атеизму и вольномыслию, так как она в своих основаниях остается христианской. Не только «простые» люди, но и большинство ведущих мыслителей этой эпохи сохраняли веру в Бога. Однако религия все чаще понимается как одна из сфер культуры (наряду с наукой и искусством), основная функция которой – моральная регуляция отношений между людьми. Укореняется представление, что хотя Бог и является творцом всего сущего, но он не вмешивается в дальнейший ход природных процессов, которые подчиняются им же установленным разумным законам. Такая религиозность утрачивает характер сверхъестественного и ориентирует человека на получение знаний о природных законах естественным путем – с помощью разума и здравого смысла.

Рационализм новоевропейской культуры выражается в установке на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также в убеждении в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах (поскольку разум есть природное явление, естественная способность, то законы разума тождественны законам природы). В Новое время обретает смысл и конструируется новый идеал научности – рационального, систематизированного, достоверного и экспериментально подтверждаемого знания. В отличие от средневековых мыслителей, которые тяготели к комментированию сакральных текстов, и от чувственно-эмоционального отношения к миру в эпоху Возрождения, – познавательные усилия в Новое время нацелены на рациональное обоснование земной жизни, поиск естественных оснований порядка и стабильности. Развитие рационалистического мировоззрения связано с философией Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.

Английский мыслитель Ф. Бэкон в своем главном философском сочинении «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) ставит задачу сформулировать правильный метод исследования при­роды. На пути познания человек стал­кивается с многочисленными препятствиями («идола­ми»), мешающими его продвижению к истине. Чтобы от них избавиться нужно стать на твердую почву фактов, опыта и эксперимента. Мыслитель обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследова­ния законов природных явлений, описал различные ви­ды опытного познания, способы и разновидности экс­перимента.

Р. Декарт (латинизиров. имя — Картезий) (1596—1650) стремясь к созданию единого корпуса универсального знания, не находя прочного фундамента и системности в современном ему философском и науч­ном знании, решает поставить под вопрос всю прежнюю тра­дицию и начать все с самого начала: «не искать иной на­уки, кроме той, какую можно найти в себе самом или в великой книге мира». Обращаясь к изучению самого се­бя, к собственному разуму, Декарт ставит перед собой зада­чу отыскать надежный путь, которым следует руковод­ствоваться для достижения истины. С помощью метода радикального сомнения (человек должен усомниться во всем: в предшествующих истинах философии, науки, здравого смысла, в вещах внешнего мира и т.д.), Декарт приходит к выводу, что при этом несомненным остается сам факт мышления и существования того, кто сомневается. Следовательно, основанием для достижения истины, абсолютно несомненным началом для Декарта оказывается положение «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Эта формула стала фундаментом рационалистического мировоззрения.

Установка на рационализм трансформирует представления о сущности человека. В эпоху Средневековья ценность человека определялась его возможностью духовной связи с Богом, духовного совершенствования; в эпоху Возрождения – его творческой мощью; в Новое время – наличием разумности.

Французский философ Блез Паскаль пишет «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная – человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью, что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Рационалистическая программа Нового времени была связана не только с задачей совершенствования разумного познания, но и с проекцией этих идей в сферу морали и практического поведения. Возвеличивание разума привело к принижению чувственной стороны человеческого бытия как неполноценной, природной, нуждающейся в постоянном контроле со стороны разума. В сфере повседневного поведения рационалистическая тенденция обнаружила себя как явное преобладание здравого смысла над догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное. Разумное осознание своих интересов и желаний должно было обеспечить человеку эффективную практическую деятельность, достойное общественное существование, нравственное совершенствование и материальное благополучие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.