Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Тайлор и Ф. Ницше – новый взгляд на культуру




Нетрадиционное для изучения культурологии соединение идей и методов этнографии и истории, применение к изучению культурного развития эволюционного метода предлагает английский этнограф и культуролог Э.Тайлор, автор нашумевшей книги о первобытной культуре, в которой он применяет новые методы для изучения архаического прошлого человечества.

Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой транскрипции Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры 19 века. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом даже с ней отождествлявшуюся, историю первобытного общества. Он был одним из основателей эволюционистского подхода к исследованию культурных феноменов и блестяще развил новый метод (эволюционистский), характеризуя закономерности развития первобытной культуры, воссоздавая культурную реальность архаичной жизни.

Тайлор родился в 1832 г. в Англии (в предместье Лондона) в семье набожного промышленника-квакера. Интерес к археологии и этнографии привил ему во время путешествия в Америку любитель древностей банкир Г.Кристи. Вернувшись из путешествия Тайлор, имевший за плечами только среднее образование, занялся самообразованием, изучая этнографическую литературу и древние языки. Наиболее известный труд Тайлора «Первобытная культура» опубликован в 1871, после чего его имя становится известным не только в узких кругах этнографов, но и среди интеллектуалов эпохи. Первую официальную должность Тайлор занял в возрасте 50-ти лет, став хранителем этнографического музея при Лондонском университете. Как хранитель музея он вел исследовательскую и популяризаторскую работу, выступал с лекциями и докладами. В 1896г. он стал первым профессором кафедры антропологии, созданной в Оксфордском университете. Дважды он занимал пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии и по существу являлся признанным главой английской школы эволюционизма в этнографии. Умер Тайлор в 1917г.

Кредо тайлоровского понимания эволюционизма в культуре выражено в следующих его замечаниях: «История человечества есть часть или даже частичка истории природы… человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движениями волн, ростом растений и животных»*. К числу важнейших законов, управляющих культурой и обществом, Тайлор относит «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Действием этих законов ученый объясняет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. По мнению Тайлора, все культуры и все народы соединены между собой в единый непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Однако он понимал, что в культуре много не только общечеловеческого, универсального для одних и тех же стадий развития, но и специфичного для отдельных народов.

Отстаивая идею прогресса культуры и показывая его сущность в своей «Первобытной культуре», Тайлор избегал таких крайностей, как полное отрицание возможностей регресса. Он не только указывал на возможные причины «попятного» движения, но и приводил известные ему факты, характеризующие культурную деградацию. Впрочем, по мнению Тайлора, прогресс в человеческой культуре значительно преобладал над регрессом; то, что где-либо было достигнуто, широко распространялось и, таким образом, затруднялась утрата культурного достояния человечества, даже если какая-то часть человечества регрессировала.

Первым в осмыслении культурного развития Тайлор обратил внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и во времени («явления, имеющие в своей основе сходные общие причины, должны беспрестанно повторяться»). Впоследствии этот прием получил название типологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода. Сегодня этот метод позволяет с достаточной долей надежности моделировать по этнографическим данным явления, как первобытной культуры, так и других древних культур, изучение которых сегодня вследствие фактора времени достаточно затруднено.

В исследование культуры Тайлор ввел новое понятие, получившие распространение и признание в мире этнографии и культурологии. Это понятие культурных «пережитков». Так Тайлор обозначал «живое свидетельство или памятник прошлого»**, которые были свойственны более ранним стадиям культуры и в силу привычки перенесены в более поздние времена. (Например, согласно Тайлору, пожелание здоровья при чиханье – остаток архаичной веры в то, что через отверстия в голове могут войти или выйти духи).

Тайлор сравнивал пережитки в культуре с рудиментом в живом организме, впрочем, культурный пережиток, с его точки зрения, понятие все же более сложное, поскольку последний (в отличие от рудиментов) может видоизменяться, исчезать и вновь оживать в иной форме.

В области изучения первобытной культуры наиболее значителен вклад Тайлора в рассмотрение «первобытного анимизма» (по мнению исследователя, анимизм в первобытных обществах это вера в духовные существа, которая составляла первоначальный «минимум религии»). Особенно интересна проекция первобытного анимизма на позднейшие и современные Тайлору религиозные верования и культы. Ученый нередко разоблачал пережитки, модификации, рецидивы первобытного анимизма в различных неформальных религиозных течениях, сектах, развивающихся в современном мире в связи с наблюдаемым всплеском иррационализма и мистицизма. Большое внимание при изучении первобытности уделяет Тайлор так же мифу, обряду и церемонии.

В целом исследования Тайлора заслуживают огромного внимания не только изучением реалий первобытности, но, главное, предложением новых подходов к исследованию культуры, рассмотрением различных этапов культурного развития человечества как базы, определяющей последующее культурное становление. Известный русский этнограф А.Н. Максимов писал, характеризуя значение книги Тайлора: «Изучение истоков и первоначального развития цивилизации заслуживает ревностной работы не только как предмет любопытства, но и как весьма важное практическое руководство для понимания настоящего и заключения о будущем»*.

 

Значительный этап построения философии культуры в западноевропейской традиции связан с идеями «философии жизни», ярким представителем которой является немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900).

Новый философский взгляд на мир, который проявляется в творчестве Ницше, - это иррационализация истории, выражение ощущения одиночества и отчаяния человека в огромном мире, идеи аристократичности наполненного мифами познания. Новое мировидение требует и нового способа его выражения – таким становится язык неклассической иррациональной философии. Это уже не концептуальные философские обобщения, а, скорее, «откровения» человеческого духа, выраженные через иносказания и символы, эссеистскую литературную форму. Познать великую тайну жизни, не опускаясь до библейских пророчеств и логических объяснений, – так, по-видимому, видел свою задачу философ. Для Ницше не существовал иной – потусторонний мир. Все его творчество, начиная с самых ранних произведений и заканчивая теми, которые были изданы посмертно, пронизано одной единой мыслью: если и есть в жизни какая-либо ценность, то это сама физическая жизнь, а не потенциальное пребывание в «мире ином». Идея абсолютной ценности человеческой жизни может быть названа тем лозунгом, под которым создавал свои бессмертные творения Ницше.

Ницше родился 15 октября 1844г. Предки его – польские дворяне (что совсем не соответствует бытующему мнению о Ницше как идеологе нацизма и борце за чистоту арийской расы); философ очень гордился своими славянскими корнями и при случае не упускал возможности это подчеркнуть. Ницше изучал филологию в Базельском университете, где впоследствии защитил диссертацию и стал профессором классической филологии. Всю жизнь он страдал тяжелейшими головными боля­ми, которые истощали и впоследствии окончательно подорвали организм; постепенно болезнь Ницше развилась в тяжелейшую невропатологию. В конце жизни великого философа, одержимого безумием, покинули все ученики, а немецкие филологи объявили его «человеком, умершим для науки». Умер Фридрих Ницше в Веймаре, 25 августа 1900 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.