Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение музыкальной культуры Античности




Античная музыкальная культура даёт нам наиболее ранний документированный пример взаимодействия, взаимовлияния и диалога культур в области музыки. Она подытожила развитие музыки в древних цивилизациях Средиземноморья, создала убедительную научную концепцию музыки (которая отошла от магического понимания этого феномена), и одновременно усовершенствовала музыкальную практику. Оценивая вклад античной музыки, Р.И.Грубер указывал, что античная музыкальная культура «во многом следовала за музыкальной культурой Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии и других древневосточных цивилизаций, развивая и обогащая первично осознанные и разработанные в странах Древнего Востока музыкально-поэтические достижения».[25] Он отмечал такие её завоевания, как создание эпоса, хоровой лирики, трагедии, драмы, комедии, разработку учения о музыкальных ладах и звукорядах, музыкально-эстетических воззрений.

На Западе и Востоке продолжали развивать научные традиции античной музыки, разрабатывая и дополняя их в области музыкальной акустики и теории, эстетики и философии, теории восприятия и музыкотерапии. Многостороннее воздействие на культуры раннесредневековой Европы, Руси, Византии, Грузии, Армении и всего мусульманского мира оказала и греческая идея музыки, «как коммуникации между микро- и макрокосмом, между человеком и универсумом».[26]

Достижения античной трагедии заложили основу европейского музыкального театра, поскольку опера возникла из попыток возродить древнегреческую трагедию и во многом наследовала принципы её (трагедии) драматургии. В рамках античного музыкального театра произошла специализация автора музыки и исполнителей, выделилась фигура композитора, что создавало в рамках канонической (по-сути) музыкальной культуры пока ещё отдалённые предпосылки формирования современной концепции авторства. Музыка трагедии до нас практически не дошла, но это не помешало первым оперным композиторам воплотить свои представления о ней и языком своего времени пересказать античные сюжеты.

В Античности впервые развивалось сольное вокальное и инструментальное музицирование, воплотившее новое понимание личностного начала. Инструментальная музыка, вырвавшаяся из-под господства слова, даёт пример раннего образца собственно музыкального мышления (к которому западноевропейская музыка придёт только в эпоху Барокко). Светские традиции античной музыки будут в дальнейшем питать культуру средневековых менестрелей.

Античная музыка была музыкой устной традиции, всё богатство которой и заключалось в многообразии вариантов существовавших музыкальных образцов. Появившиеся системы нотной письменности, значение которых будет всё возрастать в следующие периоды, пока еще носили вспомогательный характер и были призваны помогать исполнительской практике. Но они уже заложили основу процесса упрощения семиотической структуры культуры, на который обратил внимание Ю.Лотман.[27]

Античному миру мы обязаны и становлением раннехристианской музыки, сформировавшийся в её недрах хорал, на долгие века определит облик западноевропейской музыки и по-новому прозвучит в XX веке в рамках неоклассицизма.

Отблеск этой великой культуры ощущали на себе музыканты всех последующих эпох, находя в ней источник вдохновения, сюжеты своих произведений, образы, покоряющие свежестью и глубиной чувств.

Рекомендуемая литература:

1. Античная музыкальная эстетика. М.,1960.

2. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

3. Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана. СПб.1995.

4. Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание. Начала древнегреческой науки о музыке. СПб, 2003.

5. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Кн.I. М.,1965.

6. Ельницкий Л.А. Древнегреческая музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.2., М., 1974.

7. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.

8. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн.I. От Античности к XVIII веку. М..1986.

9. Лосев Ф. Античная музыкальная эстетика // Античная музыкальная эстетика. М., 1960

10. Холопов Ю.Н. Древнегреческие лады // Музыкальная энциклопедия Т.2. М.,1974.

11. Цыпин В.Г. Аристоксен. Начало науки о музыке. М., 1998.

12. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.1, 2. Долгопрудный,1994.

13. Шестаков В.П.Шестаков. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. М., 1975.

 


[1] При создании данного очерка использованы следующие источники: Аберт Г. Музыкальная культура Рима // Музыка древнего мира./ под ред проф. Р.И.Грубера Л.,1937; Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Кн.I. М.,1965; Rome // New Grove’s dictionary of music & musicians. Ed. 2. London, 2001; New Curt Sachs. Historia instrumentów muzycznych. Warszawa. 1975; Scott J.E. Roman music // New Oxford history of music. Vol.I London,195?; книги из серии Musikgeschichte in Bildern: Bd. 2. Musik des Altertums. Lief. 1. Hans Hickmann Agypten. Leipzig 1961: Lief. 4. Max Wegner. Griechenland. Leipzig 1963; Lief.5 Etrurien und Rom. Leipzig 1964.

[2] Цит. по: Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975. С.55.

[3] См. подробно: Золтаи Д. Этос и аффект История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М,. 1977. С.93.

[4] Аберт Г. Музыкальная культура Рима… С.199.

[5] Аберт Г. Музыкальная культура Рима… С.206.

[6] Там же. С.209.

[7] Первые публичные концерты известны в Ассирии с XIII века до н.э.

[8] Аберт Г. Указ раб. С.201 — 202.

[9] Там же. С.225, 224.

[10] Аберт Г. Музыкальная культура Рима… С.217.

[11] Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937.С. 253.

[12] Текст и нотный пример №4 приводятся по: Музыкальная культура древнего мира…С. 253.

[13] Аберт Г. Музыкальная культура Рима… С.206.

[14] Там же. С.212.

[15] Нерон «велел Британнику, ещё не достигшему четырнадцатилетнего возраста, выступить с исполнением стихов в надежде, что Британник будет смешон. Но мальчик, не смущаясь, пропел стихи, в которых заключался ясный намёк на нарушение прав его на трон со стороны Нерона. Общее сочувствие, вызванное пением, увеличило зависть Нерона к Британнику и явилось непосредственной причиной убийства в следующем году подававшего надежды мальчика». См. Аберт Г. Указ раб. С.230.

[16] Аберт Г. Музыкальная культура Рима… С.221.

[17] Цит. по: Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана… С.44.

[18] Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана. СПб.,1995. С.7. В этой книге содержится перевод названного трактата, а также наиболее полное на русском языке исследование наследия Боэция.

[19] Боэций О музыкальном установлении // Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана…С.329.

[20] Там же. С.329—330.

[21] Холопов Ю.Н. Месса. // Грирорианский хорал. /Сб. науч. трудов МГК им. Чайковского./ Вып.20.. М., 1998. С.38.

[22] Апель В. Григоранский хорал в кратком изложении Т.Кюрегян) // Григоранский хорал…С.8.

[23] Нотный пример и перевод даются по кн.: Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937. С.241, 254.

[24] Подробно см: Robertson-Wilson M. Coptic church music // New Grove’s dictionary of music & musicians. Ed. 2. London, 2001; Mc.Kinnon J. Cristian. Church music of the ealy // Ibid.

[25] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч.I. Издание третье. М..1965. С.119.

[26] Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Выпуск I. Долгопрудный, 1994.С.201.

[27] Лотман Ю. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М.,1987. С.8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.