Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ I. Постановка звука по подражанию 4 страница




В тот момент, когда вы слышите, что произносимый ребенком звук больше всего напоминает звук [р], показывайте ему картин­ку. Когда ребенок начинает произносить гласный звук, вы пре­кращаете механическое воздействие на его язык.

•^ Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения язы­ка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [ра — ра — ра].

Чтобы слоги у ребенка получались четко (чтобы после [р] слы­шался [а], а не шла сплошным потоком одна непрерывная вибра­ция), ребенку придется при произнесении гласного звука пошире открывать рот.

•^ В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [ра — ра — ра]) вы должны прекратить совершать под его языком колеба­тельные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (не­подвижно) должен оставаться под языком ребенка. Ребенок будет продолжать самостоятельно произносить слоги [ра — ра — ра].

^ Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приос­танавливать на короткое время (достаточное для однократного про­изнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять.

Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инст­рументом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-вле­во) или, может быть, постукивать по ним.

^ В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи-Пусть произносит так и дальше.

^ В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими пауза­ми между ними.

^ Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра].

.... __ 144


ческой помощью.

^ Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дро­жащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание».

•/ После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все мень­ше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхнос­ти его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр».

^ В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребен­ка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах.

^ Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механи­ческой помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р].

^ В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р].

^ Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи.

•^ Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

•^ Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам).

Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов

•^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним уп­ражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для по­становки звука [р] (см. с. 84).

После того, как ребенок освоит движения, приступайте к поста­новке звука [р]. Делать это лучше всего пятым способом.

^ При нижнем выдвинутом прикусе, используйте первые четыре способа.

Возможно, звук будет произноситься более точно, если язык ре­бенка будет прислоняться к нёбу не с внешней поверхности альве­ол, как обычно, а несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком гру­бое звучание.

При вертикальном прикусе, можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точ­ным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верх­ним резцам (как и в предыдущем случае).


Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука [р] третьим способом.

Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить любым из приведенных способов.

Постановка звуков [с'] и [р1]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С1] И [Р'] В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [И]

^ Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ририри] ([си — си — си]). Губы при этом должны быть вытянуты в широ­кую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса. Кончик языка должен прикасаться к основанию верхних рез­цов:

— при постановке звука [р'];

— при постановке звука [с'], если ребенок произносит твердый

звук [с] при верхнем положении языка.

Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'], если ребенок произносит звук [с] при нижнем положе­нии языка.

^ Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед глас­ным [и] (это особенно относится к звуку [р']).

Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку.

Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть макси­мально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы], предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полнос­тью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рк>], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [ри — ре], [ри — рю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с'].

После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и по­просите повторить его вслед за вами изолированно.


•^ Ребенок должен произносить звукосочетания [ири — ири — ири] ([иси — иси — иси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом.

Звукосочетания нужно произносить очень быстро и слитно (так чтобы они шли сплошным потоком). Следите, чтобы рот ребенка был закрыт, а губы вытянуты в улыбку. Между гласными звука­ми будет слышаться мягкий согласный звук.

^ Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ририри] ([си — си — си]).

^ Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

•^ Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыду­щем способе постановки звуков).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С1] И [Р'] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т1]

^ Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка дол­жны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слы­шаться звук [с'].

Постановка звука [с'].

^ Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тя­нется именно второй звук сочетания), прерывая короткими пауза­ми произношение звука [с']: [т'с' — с' — с' — с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изоли­рованные друг от друга звуки [с'].

^ Сообщите ребенку, какой звук он произносит.

^ После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I).

Постановка звука [р'].

^ После длительного звука [т'], ребенок должен вслед за вами про­износить звукосочетания [т'р'и — т'р'и — т'р'и]. Звук [т'] нужно произносить несколько протяжно. Губы должны быть в улыбке, зубы сомкнуты. Будет слышаться мягкий звук [р ]•

^ Укажите ребенку на этот звук, назовите его, попросите повторить за вами.

•/ В дальнейшем закрепляйте его произношение в слогах (см. спо­соб I).


 

 

 


14.

и 1*4

Постановка звуков будет описываться на примере постановки зву­ка [з].

Второй способ не подходит для постановки звука [д'].

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВОНКИХ!
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ПОДРАЖАНИЮ

^ Ребенок должен произнести соответствующий парный глухой со­гласный звук (в нашем примере [с]).

^ Покажите ребенку, как он произносится с голосом. Предупредите его, что его речевые органы (язык или губы) должны остаться в том же положении.

Скажите ребенку, что, для того чтобы звук получился звонким, нужно «гудеть горлом». Пусть ребенок положит свою ладонь вам на горло, чтобы, когда вы перейдете к произношению звонкого звука, почувствовать вибрацию голосовых складок.

•^ Если звонкий звук не получится, используйте другой прием. Скажите ребенку, что у глухого звука [т] есть звонкая пара — [д], у звука [п] — [б] (можно использовать другие пары звуков, кото­рые ребенок произносит правильно). Пусть ребенок несколько раз повторит за вами эти пары звуков ([т — д] и др.), положив себе ладонь на горло, чтобы ощущать вибрацию голосовых складок. Глухой звук нужно произносить как можно «глуше», а звонкий — «звонче».

Если вы ставите произношение мягкого звонкого звука [д'], для выполнения этого упражнения выбирайте мягкие пары звуков (на­пример: [п' — б'], [ф' — в']).

^ Затем предложите ребенку очень тихо «шепотом» произнести звук [с] и догадаться', как звучит его «звонкая пара».

•^ После того как ребенок произнесет звук [з], закрепляйте его про­изношение в слогах [за], [зо], [зу], [зэ], [зы] (по подражанию).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ПАРНЫХ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ОТ ЗВУКА [М]

•^ Ребенок должен длительно и максимально звонко произнести звук [м].

^ Дальше нужно прерывать произношение звука [м] произнесением звука [с] (как бы «вставлять» звук [с] в длительно звучащий [м])- Можете показать ребенку, как это сделать. Между звуками [м] и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.