Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как основная характеристика психичес­кого




Метод чистой психологии: созерцание и рефлексия. Интенциональность

Априорные истины не так легко получить, как казалось в прежние времена. Как подлинные сущностные истины, они появляются только из изначальных источников созерцания. Эти источники, од­нако, могут быть раскрыты и стать плодотворными только благодаря правильному методическому подходу и всестороннему развертыванию их горизонтов. Таким образом, для действительного обоснования идеи априорной и чистой психологии требуется возврат к опытному созерцанию — созерцанию, в котором психическое дается в изначальной конкретности и где оно показывает себя в своей собственной сущности, в своей самости (Selbstheit). При этом единичное, которое находится сейчас перед глазами, служит как «экземпляр». Внимание с самого начала направлено на то, что в общем и целом сохраняется в свободной смене экземпляров, а не на то, что случайно в них изменяется. Своеобразие метода, которому необходимо следовать, раскроется нам постепенно. Первоосновным является здесь экземплярный, чисто психический, действи­тельный и возможный опыт.

1) Всякая опытная или иная направленность на психическое осуществляется рефлексивным способом. Жить в качестве Я - субъекта означает про­живать многообразное психическое. Однако, в основном, эта проживаемая нами жизнь «анонимна»; она протекает, но мы не направляем на нее внимания, она остается вне опыта, ибо иметь нечто в опыте — значит схватывать его в его самости. В бодрствующей жизни мы всегда заняты чем-то, — то этим, то тем, причем на низшей ступени — непсихическим: например, воспринимая, мы заняты воспринятой ветряной мельницей, направлены на нее и только на нее; в воспоминании мы заняты вспоминаемым; в мышлении — мыслимым, в чувственно -оценивающей жизни — соответственно, прекрасным или каким-либо иным образом ценным для нас; в волевом стремлении — целями или средствами. Действуя таким образом, мы ничего не знаем оразыгрывающей­ся при этом внутренней жизни, о ее различных свойствах, которые сущностно необхо­димы для того, чтобы мы могли иметь соответствующие темы наших заня­тий, чтобы, например, вещи, будь то в живом настоящем, будь то в воспоминании (как прошедшие) или в мысли, могли присутство­вать в поле зрения как темы, и чтобы мы могли так или иначе заниматься ими. Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно тематического вводит как тему в поле зрения саму психическую жизнь, сами столь различ­ные формы «занятости», «тематизации», «осознания» со всеми их свойствами и возможными задними планами. В рефлективном восприятии и вообще опытном постижении она схватывается и сама становится темой разнообразных занятий. Это новое опытное постижение и вооб­ще тематизация в рефлексии, конечно же, сами латентны, но в дальнейшем опять-таки могут быть раскрыты благодаря рефлексии более высокого уров­ня.

2) Все, что доступно нам благодаря рефлексии, имеет одно замечательно общее всем свойство — быть сознанием о чем-то, осознанием чего-либо, или, коррелятивно, быть осознанным — мы говорим об интенциональности. Это сущностная характеристика психической жизни в точном смысле слова и, таким образом, просто неотделима от нее. Например, от восприятия, которое раскрывает нам рефлексия, неотделимо то, что оно есть восприятие того-то и того-то, и точно так же переживание воспоминания в самом себе есть воспоминание о том-то и том-то, таковы же и мышление о таких-то и таких-то предметов, боязнь чего-то, любовь к чему-то и т.д.

Известным образом и с некоторым преувеличением о каждом психическом переживании можно сказать, что в нем соответствующему Я нечто «является» — поскольку оно им как-либо осознается. Феноменальность как свойство явления и являющегося как таковых, понятая в расширенном смысле, в соответствии с этим была бы основной.характеристикой психического. Поэтому чистую пси­хологию следовало бы обозначить как феноменологию, причем как априор­ную феноменологию. Она, конечно же, должна была бы иметь дело с Я - субъектами, по -отдельности и в сообществе, как с субъектами чистой фено­менальности и исследовать их как априорная дисциплина.

После этих лишь терминологических разъяснений мы возвращаемся к вопросу о методической организации чисто феноменологического опыта и его раскрытияи. «Феноменологический опыт» — это, естественно, не что иное, как та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая мыслится в качестве осуществляемой в теоретических интересах и которая последовательно прово­дится так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и, как мы уже говорили, во всех горизонтах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.