Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случай империи




Понятия современной западной культурологии, хотя и выдвинутые в свое время в качестве альтернативы материалистическому детерминизму, тем не менее, ведут свое происхождение от серии вопросов, оставленных неразрешенными марксистской теорией. Эта связь нигде не проявляется так отчетливо, как в исследовательском поле российской истории, в котором корни культурологического подхода уходят в классические темы социальной истории. Эта связь заметна в обширной литературе, посвященной - как на Западе, так и в Советском Союзе - отслеживанию истории революционной идеологии в ее отношении к интеллигенции - категории, определяемой через ее культурные свойства, а не социальное положение. Вопрос о том, как массы реагировали на идеи своих радикальных учителей, был, в свою очередь, поставлен как культурологическая проблема с двух точек зрения - предложения (как активисты порождали и распространяли свои идеи) и спроса (как эти идеи принимались, отвергались или искажались группой-адресатом).

С точки зрения структуры аргументации и данных, историкам было легче представить себе, что они понимают мотивы действий образованных лидеров, нежели ухватить смысл, вкладываемый в лозунги последних массами, следовавшими за этими лозунгами или их игнорировавшими. Пытаясь прочитать внутренний мир обыкновенного рабочего, ряд историков рабочего движения начал в 1970-х годах интерпретировать коллективное поведение как своего рода язык 6. Другие исследователи попытались найти ключ к классовой идентичности и массовой психологии не на поле конфликта, но в сфере народного самовыражения и повседневной жизни. Для постижения личного опыта радикально настроенного рабочего Реджинальд Зелник обратился к автобиографии Семена Канатчикова и обнаружил, что тот был одержим культурой во всех ее модусах: в качестве потребителя (читателя), производителя (писателя), наблюдателя и участника (одежда, манеры, язык)7. Изучая процесс принятия рабочими политического радикализма, Зелник открыл, помимо идеологического, и другие значимые измерения: этнические связи, семейное происхождение, гендерные стереотипы. Он также внимательно рассмотрел культурные ценности, которые защитники закона и порядка противопоставляли моральным претензиям рабочих 8. В свою очередь, ученик Зелника, Марк Штейнберг, по-новому взглянул на рабочую элиту и показал ограниченность модели классового сознания, опираясь при этом на труды Джона Скотта ("Оружие слабых") и Жака Рансье ("Ночь пролетариев"), а также на положения работы Э. Томпсона о "моральной экономии" 9.

Таким образом, вопрос о народной культуре в рабочей среде охватил по меньшей мере две сферы - простого народа как потребителя культуры и предмет ухаживания интеллектуалов, идеологов и предпринимателей, и того же простого народа в качестве производителя культуры, хотя бы и из материалов повседневности. Даже в роли потребителей простые люди обладают своей собственной волей. На основании изучения рынка дешевой книгопродукции Джеффри Брукс дает психологический очерк амбициозных в социальном плане, жадных до культуры людей, делающих свой личный выбор или, по крайней мере, отбирающих для себя наиболее привлекательные мечты 10. Для понимания народного сознания Джоан Нойбергер обращается к антисоциальному поведению, а не к печати или формальным выражениям культуры. Рассмотривая хулиганские действия с точки зрения их символических последствий, она представляет хулигана осознающим себя культурным типом, который пользуется языком жестов и поступков для политических (хотя и лишенных идеологии) высказываний 11.

Изучение деревенской жизни, как и жизни рабочих, неизбежно поднимает вопрос о культуре. Грамотность и народное образование - ключевые категории для осмысления динамики социальных изменений, происходивших на селе. Там, где Брукс, его утверждению, обнаружил открытость новым ценностям и желание порвать с прошлым, Бен Иклоф в исследовании, посвященном школьному обучению в деревне, пришел к убеждению, что крестьяне избегали всего, что, по их мнению, расшатавало привычный уклад 12. Используя записи образованных наблюдателей и пытаясь определить их основные тропы (культура как система перцепции), историки предприняли реконструкцию обычаев и практик, организующих коммунальную жизнь (культура как перепонка) 13. Однако идентификация того субъективного измерения, которое Стейнберг выводил из писаний печатников, только освоивших грамотность, оказалась непростой задачей. Отслеживая продукцию массового книжного рынка, Брукс смог выстроить лишь предположения о том, что же читатель из народа думал о прочитанном. Фольклорные жанры, в XIX веке рассматривавшиеся в качестве аутентичного выражения местных и самородных традиций, в действительности подвергались влиянию сторонних образованных людей, которые формовали и интерпретировали то, что они стремились воскресить или пробудить 14.

Начав с прямо-политических вопросов идеологии и роста общественных движений, историки таким образом сформулировали отношение между культурой и политикой в виде серии вопросов. Среди них вопрос о том, как культурные ценности способствуют политическому самоопределению и политической мобилизации (Зелник и Стейнберг), несколько иной вопрос о том, каким образом культурное самовыражение само по себе является политическим (Стейнберг и Нойбергер), и наконец, проблема вклада культурной элиты в политическое просвещение масс и в порождение культурных стилей, полагаемых "народными". По ходу дела была сформирована и социальная география культуры: деревенская культура, крестьянская культура, городская культура, культура рабочего класса; тавтологическая функция этих терминов - в обозначении того "нечто", которое отдельные группы продуцируют и используют, а также в дефиниции самих этих групп, базирующейся на данных об их продукции и поведении.

Соблазнительно увидеть связь между поворотом к культуре в исторических исследованиях и обращением к субъективному в американской политической жизни. Когда откровенно-политические конфронтации 1960-х улеглись, культурные проблемы, в частности феминизм и движение за права гомосексуалов, переместились в центр внимания. Моя собственная работа началась в 1970-е годы с изучения того, как общество противостояло власти государства, а в 1980-е я перешла к вопросу о властных интенциях участников общественной жизни. Сформулировать методологические основния этого перехода мне помогло растущее число работ, посвященных вопросам сексуальности и гендера 15. Отправной точкой проекта, легшего в основу моей книги "Ключи счастья", послужила сексуальность, понятая -по Фуко - не как универсальная категория, но как один из исторически специфичных механизмов социальной саморегуляции, возникших в Европе после падения традиционных систем власти 16. Эти механизмы составлялись из способов мышления, форм знания и профессиональных областей. Моя задача состояла в том, чтобы проверить продуктивность этой модели на историческом контексте, в котором были уже приведены в движение социальные и культурные процессы, ассоциировавшиеся с понятой в западном духе современностью (modernity), но старый политический порядок еще продолжал существовать.

В книге " Ключи счастья" при рассмотрении сфер права, медицины и криминологии (сыгравших, по мысли Фуко, ведущую роль в формировании современного человека и современного общества на Западе) используется понятая по Фуко категория "сексуальности", но книга в то же время возражает Фуко 17. С одной стороны, дискурсивная модель здесь используется в ином ключе, нежели у Фуко: я прибегаю к стратегиям социологии знания для того, чтобы иденифицировать авторов тех или иных интеллектуальных стилей и практик. С другой стороны, дискурсивная модель, по моему мнению, не в состоянии адкватно объяснить пределы и трудности своего функционирования. Пример российской истории поднял вопрос о том, что же в культуре (в широком смысле этого слова) препятствовало воздействию привозных идей и даже их институциональной реализации (закон, медицина, тюрьма). Как взаимодействовали институции и дискурсы? Чем институции отличались от дискурсов? И в чем заключалась роль государства?

Эти вопросы были поставлены в "Ключах счастья" в ходе анализа общественных дискуссий и репрезентации. Книга, однако, на них не отвечала. Начавшись с понятия "сексуальности", она превратилась в исследование либерализма и гражданского общества в поздний период царского правления. На одном уровне такая перспектива предполагала трансляцию методологических установок Фуко, на другом - продолжение исследовательской линии, намеченной в работах коллег-русистов. Вдохновением мне послужила книга Ричарда Стайтса о женском движении в России, в которой глубокое постижение общественного процесса совмещено с историей идей и поведения. Понятие "гендер" еще не кристаллизовалось, когда Стайтс, а также Барбара Энгель, уже поняли, что женщины (как действующие лица) и "женский вопрос" (как тема) были важными элементами политической фабулы XIX века. Меж тем, Уильям Вагнер исследовал институт права как хранилище культурных ценностей, - в особенности в том, что касалось женщин и, шире, проблемы самопознания 18. В общем смысле, связь между "дискурсами" и "областями знания", а также появление общества современного типа, ограниченного абсолютистским правлением, ранее была описана или, по крайней мере, заявлена в работах Ричарда Вортмана и Брюса Линкольна. Описывая профессиональный и политический этос людей, проводивших освобождение крепостных и Великие Реформы, Вортман и Линкольн отвечали на вопрос о том, каким образом часть правящей элиты сумела переориентировать свое мировоззрение и пойти на перестройку его институциональных основ 19.

Культурологическая тематика, представленная в этой части научной литературы, включает исследования профессий и образовательной системы 20 и отличается от той, что содержится в работах историков рабочего движения. В ней затрагиваются природа не классового сознания (операция разделения и конфликта в социальных отношениях), но сознания общественнного (сфера массовой культуры, а также образованные и полуобразованные мнения, сближающие людей). В этом направлении, Гэри Маркер следует за Юргеном Хабермасом, доказывая, что публичная сфера образовалась в XVIII веке 21. Проводя аналогию с Западом, Брукс в своей книге "Когда Россия училась читать" очерчивает сферу массовой литературы, возникшей благодаря техническим достижениям в печатном деле, появление на нее рынка, социальные изменения, вызвавшие появление массового читателя, а также влияние образования на выработку определенных культурных вкусов и потребностей 22.

Вопросы, мотивирующие данное направление исследований, связаны с анализом политики и социальной структуры. Со времени появления в 1968 году книги Джеймса Биллингтона "Икона и топор" - компендиума общепринятых идей - историки старались избегать черезчур общих обзоров искусства и общества России 23. Пишутся индивидуальные портреты, тематические эссе, исследования по истории политической мысли -ограниченного формата 24. В своих областях, историки искусства произвели детальные исследования, обобщения, и сборники документов; историки литературы обращались к отдельным авторам, конкретным текстам, стилистическим периодам. Есть работы, пусть и ограниченные по масштабу, претендующие на нечто большее - на характеристику пространства культуры и способов его функционирования 25.

Историки также периодически обращались к узким или кажущимся маргинальными предметам - для приближения к более значительным темам. Отслеживая русские ответвления романтизма, спиритуализма и франкмасонства, исследователи задокументировали вовлеченность России в международные интеллектуальные движения и описали локальные версии этих течений 26. Однако подобную тематику не всегда просто вписать в убедительные интерпретационные модели: означает ли очарованность оккультизмом в эпоху Серебряного века, что русские вернулись на круги своя и отвергли науку в пользу мистических суеверий, или же это доказывает, что они не легковернее обитателей северной части штата Нью-Йорк 27? В действительности, стереотипы сами по себе нуждаются в исследовани. Грегори Фриз много сделал для освещения внутреннего функционирования Православной Церкви и социального профиля духовенства, однако православие как этос и практика только начало привлекать внимание историков 28. Отношение между религиозными ценностями и общественной жизнью также заслуживает изучения, учитывая огромное влияния славянофильских представлений на повседневное и даже научное мышление 29.

Исчезновение ограничений, наложенных советским режимом на обсуждение и практику религии, явно стимулировало появление нового типа исследований - и этот импульс был несомненно усилен нынешним интересом к религии во всем мире 30. Распад Советского Союза на культурные и административные составляющие, как и этнический конфликт на Балканах, заставил обратить внимание на так наз. этнические и культурные различия. Подхлестнула интерес историков к этим темам и литература о постколониализме, породившая собственную методологию. Тот факт, что Российская Империя была мультиконфессиональной и мультиэтнической страной, не является новостью. Однако в последнее время была сделана попытка изменить общие очертания исторического нарратива путем подчеркивания роли репрезентаций, стереотипов, местных культур и искусственно изобретенных традиций в организации политического ландшафта и управления империей 31.

Свежий интерес к локальным культурам, культурным различиям и культурному гнету колониального типа отвлек внимание от самодержавного центра 32. По контрасту, Ричард Вортман переосмыслил центр как таковой в своем новаторском исследовании монархии как символической системы. Опираясь на труды Клиффорда Гирца и Юрия Лотмана, Вортман исследует экспрессивные ресурсы, при помощи которых послепетровские правители транслировали и укрепляли свою политическую мощь 33. Показывая, каким образом сменявшие друг друга монархи представляли себя политически значимой публике, Вортман анализирует символы и мифы, которые вызывали - или которым не удавалось вызывать - благоговение и которые проецировали специфические ценности и стили правления. Архивные источники позволили Вортману заглянуть в личностный мир русских царей, находившихся в отношениях взаимовлияния с придворным окружением, которое в свою очередь реагировало на доминирующую тональность того или иного периода. Церемонии, костюмы, памятники, эстетические веяния - все это снабжало монархию языком власти, исходившей из центра концентрическими кругами - от придворных к горожанам и - в наибольшем отдалении от центра - к простонародью. Вортман исследовал не новомодные "щупальца" дисциплины и дискурса, налагающие власть по посттрадиционной схеме Фуко, а экспрессивный репертуар монархического суверенитета, не отвечавший растущим потребностям модернизирующегося государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.