Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурное сознание




Итак, методологически, понятие "культуры" функционирует в современной исследовательской литературе как узловая коробка (junction board), скрывающая в себе запутанные провода причинности и взаимозависимости. Культурные парадигмы поставляют нам модели, выдерживающие испытание временем. Из них некоторые коренятся, как кажется, в исторических институциях: например, в качестве моделей или аналогий привлекаются практики православия. Некоторые являются продуктами интеллектуальной деятельности (подчас пересекающимися с представлениями традиционной культуры) - например, утопия 96. В своих более абстрактных проявлениях модель понимается структурно, а не субстанционально: предположив, что древнерусская культура функционировала по бинарному принципу, Юрий Лотман и Борис Успенский вдохновили ученых на повсеместное нахождение подобных оппозиций 97. Аккуратность тартуской модели, в которой репрезентации и воплощения (enactments) соответствуют единому плану, предполагает стройность и стабильность, придающие русской истории подозрительно вневременной колорит. Дискурсивная теория рискует упереться в ту же стену. Обнаруживая схемы, чья устойчивость позволяет именовать их "дискурсами", историки могут подорвать изначальную направленность этого понятия на историзацию элементов культуры, на раскрытие их условности и, следовательно, их открытости изменениям. Обращение историков к культуре, поначалу целившее на разрыв с материалистическим детерминизмом и стадиальным пониманием истории, может нас в итоге вернуть к иной форме предопределения. Это было бы досадно. Мне представляется, что противоядие заключается в необходимости подчеркивать историчность в сочетании "история культуры" и критически дистанцироваться от категорий, поставляемых самой историей.

 

Авторизованный перевод с английского ЕВГЕНИЯ БЕРШТЕЙНА и ЯНА ЛЕВЧЕНКО

 

* Подробнее об этом органе "наднациональной историографии" России см. в обращенной к русскоязычному читателю статье его редакторов: НЛО. 2001. № 50. С. 403-407.
1 При переработке этой статьи мне очень помогли комментарии Ирины Паперно. [Благодарим Геннадия Обатнина за содействие в публикации статьи Лоры Энгельштейн. - Ред. ]
2 Общие соображения по данному вопросу см. в: Sewell, Jr. W. H. Geertz, Cultural Systems, and History: From Synchrony to Transformation // The Fate of "Culture": Geertz and Beyond, ed. S. B. Ortner, Berkeley: University of California Press, 1999. P. 35-55. Критику упрощенных и статичных моделей на примере России см. в предисловии к сборнику: C. Kelly, D. Shepherd, eds., Russian Cultural Studies: An Introduction. Oxford: Oxford University Press, 1998.
3 См. рецензию Ричарда Вортмана на издание: Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: История. Воспоминания. Размышления. Под. ред. С. Ю. Неклюдова (М.: Языки русской культуры, 1998) в: Kritika 1: 4. Fall 2000. P. 800-829.
4 Steiner P. Russian Formalism. A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press, 1984. P. 48-57.
5 См.: Thompson J. B. Editor's Introduction // Bourdieu P. Language and Symbolic Power, ed. Thompson, trans. Gino Raymond and Matthew Adamson. Cambridge, Harvard University Press, 1991, p. 1-31; а также: DiMaggio P. Review essay on Pierre Bourdieu // American Journal of Sociology, 1979, № 84. P. 1460-1474.
6 Koenker D. Moscow Workers and the 1917 Revolution. Princeton: Princeton University Press, 1981; Engelstein L. Moscow, 1905: Working-Class Organization and Political Conflict. Stanford: Stanford University Press, 1982; Surh G. 1905 in St.Petersburg: Labor, Society, and Revolution. Stanford: Stanford University Press, 1989.
7 A Radical Worker in Tsarist Russia: The Autobiography of Semen Kanatchikov, trans. And ed. Reginald E. Zelnik. Stanford: Stanford University Press, 1986.
8 Zelnik R. E. Law and Disorder on the Narova River: The Kreenholm Strike of 1872. Berkeley: University of California Press, 1995.
9 Steinberg M. D. Moral Communities: The Culture of Class Relations in the Russian Printing Industry, 1867-1907. Berkeley: University of California Press, 1992; Thompson E. P. Customs in Common. London: Merlin Press, 1991; Ranciere J. Nights of Labour: The Workers' Dream in Nineteenth-Century France, trans. J. Dury. Philadelphia: Temple University Press, 1989, French ed., 1981; Scott J. C. Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance. New Haven: Yale University Press, 1985. Стейнберг обнаружил, что печатники выступали с позиций не только коллективной солидарности, но и личного самовыражения. См. об этом: Steinberg M. D. Worker-Authors and the Cult of the Person // Cultures in Flux: Lower-Class Values, Practices and Resistance in Late Imperial Russia, ed. S. P. Frank and M. D. Steinberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 164 - 184.
10 Brooks J. When Russia Learned to Read: Literacy and Popular Literature, 1861-1917. Princeton: Princeton University Press, 1985. Ряд культурных продуктов, востребованных в городской среде, охарактеризован в следующей подборке документов: Entertaining Tsarist Russia: Tales, Songs, Plays, Movies, Jokes, Ads and Images from Russian Urban Life, 1779-1917. Ed. J. Von Geldern, L. McReynolds. Bloomington: Indiana University Press, 1998. О коммерческой литературной продукции см.: Holmgren B. Rewriting Capitalism: Literature and the Market in Late Tsarist Russia and the Kingdom of Poland. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1998.
11 Neuberger J. Hooliganism: Crime, Culture, and Power in St.Petersburg, 1900-1914. Berkeley, University of California Press, 1993. Отношение народной культуры к, напротив, откровенно политической проблематике изучено Хубертусом Йаном в исследовании патриотизма как одного из стилей на рынке массовой культурной продукции: Jahn H. F. Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca: Cornell University Press, 1995.
12 Eklof B. Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861-1914. Berkeley, University of California Press, 1986. О последующей полемике по поводу того, насколько крестьяне воспринимали новое, насколько они тяготели к устойчивым традициям и чем эти традиции являлись, см.: Burds, J. Peasant Dreams and Market Politics: Labor Migration and the Russian Village, 1861-1905. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1998; Frank S. P. Crime, Cultural Conflict, and Justice in Rural Russia, 1856-1914. Berkeley: University of California Press, 1999; Eklof B., Frank S., eds., The World of the Russian Peasant: Post-Emancipation Culture and Society. Boston: Unwin Hyman, 1990; Kingston-Mann E., Mixter T., eds., Peasant Economy, Culture, and Politics of European Russia, 1800-1921. Princeton: Princeton University Press, 1990; Cultures in Flux.
13 Field D. Rebels in the Name of the Tsar. Boston: Houghton Mifflin, 1976; Frierson C. A. Peasant Icons: Representations of Rural People in Nineteenth-Century Russia. Oxford: Oxford University Press, 1993; Frank S. Crime, Cultural Conflict, and Justice in Rural Russia.
14 Kelly C. Petrushka: The Russian Carnival Puppet Theatre. Cambridge: Cambridge University Press, 1990; Hilton A. Russian Folk Art. Bloomington: Indiana University Press, 1995; Salmond W. R. Arts and Crafts in Late Imperial Russia: Reviving the Kustar Art Industries, 1870-1917. Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Thurston G. The Popular Theatre Movement in Russia, 1862-1919. Evanston (Illinois): Northwestern University Press, 1998; Kelly C. Popular Culture // The Cambridge Companion to Modern Russian Culture. Ed. Nicholas Rzhevsky. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 125-158.
15 Термин "гендер", популяризированный в исторической науке Джоан Скотт в 1986 году, был выдвинут ранее во влиятельной работе Гейл Рубин, базирующейся на трудах Фрейда, Лакана и Леви-Стросса: Rubin G. Traffic in Women: Notes on the "Political Economy" of Sex // Toward an Anthropology of Women. Ed. Rayna R. Reiter. New York: Monthly Review, 1975. P. 157-210. Ср.: Scott J. W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // American Historical Review, 91: 5. 1986. P. 1053-1075.
16 Engelstein L. The Keys to Happiness: Sex and the Search for Modernity in Fin-de-Siиcle Russia. Ithaca: Cornell University Press, 1992; Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. Trans. R. Hurley. New York: Pantheon, 1978. French ed., 1976; Discipline and Punish: The Birth of the Prison, trans. A. Sheridan. New York: Pantheon, 1978. French ed. 1975. Литературоведческий подход к сексуальной тематике представлен в: J. T. Costlow, S. Sandler, J. Vowles, eds., Sexuality and the Body in Russian Culture. Stanford: Stanford University Press, 1993.
17 Продолжение этого спора см.: Engelstein L. Combined Underdevelopment: Discipline and the Law in Imperial and Soviet Russia // American Historical Review 98:2, 1993. P. 338-353; Reply // Ibid. P. 376-381. Дополненный вариант статьи был опубликован в виде главы 12 в: Focault and the Writing of History. Ed. Jan Goldstein. Cambridge: Blackwell, 1994.
18 Stites R. The Woman's Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism and Bolshevism, 1860-1930. Princeton; Princeton University Press, 1978; Engel B. Mothers and Daughters: Women of the Intelligentsia in Nineteenth-Century Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1983; Wagner W. G. Marriage, Property, and Law in the late Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press, 1994.
19 Wortman R. The Development of a Russian Legal Consciousness. Chicago: University of Chicago Press, 1976; Lincoln, B. In the Vanguard of Reform: Russia's Enlightened Bureaucrats, 1821-61. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 1982.
20 О профессиональной ориентации см.: Frieden N. M. Russian Physicians in an Era of Reform and Revolution, 1856-1905. Princeton, Princeton University Press, 1981; Hutchinson J. F. Politics and Public Health in Revolutionary Russia, 1890-1918. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990; H. D. Balzer, ed., Russia's Missing Middle Class: The Professions in Russian History. Armonk, NY: M. E. Shape, 1996.
21 Marker G. Publishing, Printing, and the Origins of Intellectual Life in Russia, 1700-1800. Princeton: Princeton University Press, 1985.
22 См. также: McReynolds L. The News under Russia's Old Regime. Princeton: Princeton University Press, 1991; D. A. Martinsen, ed., Literary Journals in Imperial Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Подробнее о том, сформировались ли в поздней имперской России "публичная сфера" и "общественное мнение" в западноевропейском смысле, см.: E. Clowes, S. Kassow, J. West, eds., Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton: Princeton University Press, 1991. См. также: Todd III W. M. Literature as an Institution: Fragments of a Formalist Theory // Russian Formalism: A Retrospective Glance: A Festschrift in Honor of Victor Erlich, ed. R. L. Jackson and S. Rudy. New Haven: Yale University Press, 1985.
23 Billington J. H. The Icon and the Axe: An Interpretative History of Russian Culture. New York: Knopf, 1968. См. также работы синтетического плана, еще не вышедшие: Stites R. Pleasure and Power in Old Russia: Musical, Theatrical, and Artistic Life in the Twilight of Serfdom, и наконец, работу Орландо Фигеса об искусстве и обществе в XIX столетии (в печати).
24 Kelly A. Mikhail Bakunin: A Study in the Psychology and Politics of Utopianism. Oxford: Oxford University Press, 1982; Hamburg G. M. Boris Chicherin and Early Russian Liberalism, 1828-1866. Stanford: Stanford University Press, 1992; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford: Oxford University Press, 1987; Riasanovsky N. The Image of Peter the Great in Russian History and Thought. Oxford: Oxford University Press, 1985; Kelly A. Toward Another Shore: Russian Thinkers between Necessity and Chance. New Haven: Yale University Press, 1998; Idem. Views from the Other Shore: Essays on Herzen, Chekhov, and Bakhtin. New Haven: Yale University Press, 1999.
25 Например: W. M. Todd III, ed., Literature and Society in Imperial Russia, 1800-1914. Stanford: Stanford University Press, 1978; Idem. Fiction and Society in the Age of Pushkin: Ideology, Institutions, and Narrative. Cambridge: Harvard University Press, 1986.
26 Carlson M. "No Religion Higher Than Truth": The History of the Theosophical Movement in Russia, 1875-1922. Princeton: Princeton University Press, 1993; Martin A.M. Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 1997; Smith D. Working the Rough Stone: Freemasonry and Society in Eighteenth-Century Russia. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 1999.
27 B. G. Rosenthal, ed., The Occult in Russian and Soviet Culture. Ithaca: Cornell University Press, 1997. См. работу того же автора: Neitzsche in Russia. Princeton: Princeton University Press, 1986. Дополнительно см.: Engelstein L. Paradigms, Pathologies, and Other Clues to Russian Spiritual Culture: Some Post-Soviet Thoughts // Slavic Review 57: 4. 1998. P. 864-877. Об этой исследовательской традиции см.: McDaniel T. The Agony of the Russian Idea. Princeton: Princeton University Press, 1996.
28 Классической можно считать работу: R. L.Nichols, T. G. Stavrou, eds., Russian Orthodoxy under the Old Regime. Minneapolis: Minnesota University Press, 1978. Из более новых работ см.: S. K. Batalden, ed., Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 1993. См. также: Freeze G. L. The Russian Levites: Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton: Princeton University Press, 1983, а также его многочисленные статьи.
29 О взаимоотношениях между сакральными и секулярными ценностями см.: Lindenmeyer A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society and the State in Imperial Russia. Princeton: Princeton University Press, 1996; Manchester L. The Secularization of the Search for Salvation: The Self-Fashioning of Orthodox Clergymen's Sons in Late Imperial Russia // Slavic Review 57: 1. 1998. P. 50-76.
30 Отдельно по XIX веку см.: Meehan B. Holy Women of Russia: The Lives of Five Orthodox Women Offer Spiritual Guidance for Today. San Francisco: Harper, 1993; Shevzov V. Popular Orthodoxy in Late Imperial Russia (Ph.D. Dissertation, Yale University, 1994); Idem. Chapels and the Ecclesial World of Prerevolutionary Russian Peasants // Slavic Review 55: 3. 1996. P. 585-613; Idem. Miracle-Working Icons, Laity, and Authority in the Russian Orthodox Church, 1861-1917 // Russian Review 58: 1. 1999. P. 26-48; Chulos C. J. Myths of the Pious or Pagan Peasant in Post-Emancipation Central Russia (Voronezh Province) // Russian History 22: 2. 1995. P. 181-216; Kizenko N. A Prodigal Saint: Father John of Kronstadt and the Russian People. University Park (Pennsylvania): Pennsylvania State University Press, 2000. О раскольниках см.: Robson R. R. Old Believers in Modern Russia. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 1995; Breyfogle N. Heretics and Colonizers: Religious Dissent and Russian Colonization of Transcaucasia, 1830-1890. (Ph.D. Dissertation, University of Pennsylvania, 1998); Idem. Building Doukhoboriia: Religious Culture, Social Identity, and Russian Colonization in Transcaucasia, 1845-1895 // Canadian Ethnic Studies 27: 3. 1995. P. 24-51; Engelstein L. Castration and the Heavenly Kingdom: A Russian Folktale. Ithaca: Cornell University Press, 1999.
31 Наиболее важный синтетический взгляд на проблему см.: Kappeler A. Russland als Vielvцlkerreich: Entstehung, Geschichte, Zerfall. Munich: C. H. Beck, 1992. О религиозном аспекте см.: M. Khodarkovsky, R. Geraci, eds., Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2001. См. также: Brower D. R., Lazzerini E. J., eds., Russia's Orient: Imperial Borderlands and Peoples, 1700-1917. Bloomington: Indiana University Press, 1997, Bassin M. Imperial Visions: Nationalist Imagination and Geographical Expansion in the Russian Far East, 1840-1865. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Внимателен к культурному проблематике и Юрий Слезкин: Slezkine Y. Arctic Mirrors: Russia and the Small Peoples of the North. Ithaca: Cornell University Press, 1994. Упор, сделанный на репрезентации, показывает влияние "Ориентализма" Эдварда Саида (New York: Pantheon, 1978). См. дискуссию на тему "Ориентализм и Россия": Kritika 1: 4 (Fall 2000). P. 691-727.
32 Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов. Под ред. Б. Гаспарова, Е. Евтюховой, А. Осповата и М. Фон Хагена. М.: ОГИ, 1997.
33 Wortman R. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy. 2 vols. Princeton: Princeton University Press, 1995, 2000. О придворной культуре см. также: Baehr S. L. The Paradise-Myth in Eighteenth-Century Russia: Utopian Patterns in Early Secular Russian Literature and Culture. Stanford: Stanford University Press, 1991.
34 См.: Malia M. The Soviet Tragedy: A History of Socialism in Russia, 1917-1991. New York: Free Press, 1994; Pipes R. East Is East: Review of Martin Malia, Russia Under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum (1999) // New Republic, 26 April - 3 May. 1999. P. 100-108; Malia M. Ideas Matter: Review of Orlando Figes, A People's Tragedy: A History of the Russian Revolution, 1891-1924 (1996) // Los Angeles Times (16 March 1997). P. 6-7; Idem. Misanthrope, Cynic - and Fanatic: Review of Richard Pipes, ed., The Unknown Lenin: From the Secret Archive (1996) // TLS, 31, January 1997, P. 6-7.
35 См., к примеру: Getty J. A. Origin of the Great Purges: The Soviet Communist Party Reconsidered, 1933-1938. Cambridge: Cambridge University Press, 1985; Idem. Pragmatists and Puritans: The Rise and Fall of the Party Control Commission. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1997.
36 Viola L. Peasant Rebels Under Stalin: Collectivization and the Culture of Peasant Resistance. Oxford: Oxford University Press, 1996; Fitzpatrick S. Everyday Stalinism: Ordinary Life in Extraordinary Times: Soviet Russia in the 1930s. Oxford: Oxford University Press, 1999.
37 Аналогичные наблюдения см.: Hildermeier M. Revision der Revision? Herrshaft, Anpassung und Glaube im Stalinismus // Stalinismus vor dem zweiten Weltkrieg: Neue Wege der Forschung, ed. M. Hildermeier, E. Mьller-Luckner. Munich: Oldenburg Verlag, 1998. S. 23-29.
38 S. Fitzpatrick, ed., Cultural Revolution in Russia, 1928-1931. Bloomington: Indiana University Press, 1978.
39 David-Fox M. Revolutions of the Mind: Higher Learning among the Bolsheviks, 1918-1929. Ithaca: Cornell University Press, 1997. P. 16, 266-268; Idem. What Is Cultural Revolution? // Russian Review 58: 2. April 1999. P. 181-201; Fitzpatrick S. Cultural Revolution Revisited // Ibid. P. 202-209.
40 Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford: Oxford University Press, 1989. См. также подборку документов: W. G. Rosenberg, ed., Bolshevik Visions: First Phase of the Cultural Revolution in Soviet Russia, 2 vols. Ann Arbor: Ardis, 1984; University of Michigan Press, 1990.
41 Kelly A. Brave New Worlds // New York Review of Books, 6 December 1990. P. 60-67, esp. P. 61-62, 64.
42 Sites R. Russian Popular Culture: Entertainment Since 1900. Cambridge: Cambridge University Press, 1992; См. вышедший под его редакцией сборник: Culture and Entertainment in Wartime. Bloomington: Indiana University Press, 1995. Дополнительно см. сборник документов: J. von Geldern, R. Stites, eds., Mass Culture in Soviet Russia: Tales, Poems, Songs, Movies, Plays and Folklore, 1917-1953. Bloomington: Indiana University Press, 1995.
43 Kenez P. The Birth of the Propaganda State: Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917-1929. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
44 Mally L. Culture of the Future: The Proletkult Movement in Revolutionary Russia. Berkeley: University of California Press, 1990; Idem. Revolutionary Acts: Amateur Theater and the Soviet State, 1917-1938. Ithaca: Cornell University Press, 2000; von Geldern J. Bolshevik Festivals 1917-1920. Berkeley: University of California Press, 1993; Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington: Indiana University Press, 2000. Более обстоятельно на ту же тему см.: Fitzpatrick S. The Cultural Front: Power and Culture in Revolutionary Russia. Ithaca: Cornell University Press, 1992. В монографии: Bonnell V. Iconography of Power: Soviet Political Posters Under Lenin and Stalin. Berkeley: University of California Press, 1997, предпринимается попытка прочтения советского плаката как текста, созданного на языке власти. См. рецензию Франка Кемпфера на эту работу в: Jahrbьcher fьr Geschichte Osteuropas 47. 1999. S. 410-413.
45 См.: R. Stites, A. Gleason, P. Kenez, eds., Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution. Bloomington: Indiana University Press, 1985; Plaggenborg S. Revolutionskultur: Menschenbilder und kulturelle Praxis in Sowjetrussland zwischen Oktoberrevolution und Stalinismus. Cologne: Bцhlau, 1996.
46 Lewin M. The Making of the Soviet System: Essays in the Social History of Interwar Russia. New York: Pantheon, 1985.
47 См.: Freeze G. Counter-reformation in Russian Orthodoxy: Popular Response to Religious Innovation, 1922-1925 // Slavic Review 54: 2. 1995. P. 305-339; Plaggenborg S. Revolutionskultur, part 3; Peris D. Storming the Heavens: The Soviet League of the Militant Godless. Ithaca: Cornell University Press, 1998; Husband W. B. "Godless Communists": Atheism and Society in Soviet Russia, 1917-1932. DeKalb (Illinois): Northern Illinois University Press, 2000.
48 Freeze G. L. Subversive Piety: Religion and the Political Crisis in Late Imperial Russia // Journal of Modern History, 68. 1996. P. 308-350.
49 Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995.
50 Манфред Хильдермайер называет "Magnetic Mountain" "нужной книгой, появившейся в подходящее время" (См.: Hildermeier M. Revision der Revision? S. 30.)
51 См. также аналогичное использование архивов с целью реконструировать работу советских ВУЗов, учрежденных не только для дефиниции и передачи правильных знаний, но и для воспитания элиты нового типа и выработки специфической "политической культуры" (David-Fox M. Revolution of the Mind. P. 11).
52 Viola L. Peasant Rebels; Fitzpatrick S. Everyday Stalinism.
53 Kotsonis Y. Introduction: A Modern Paradox - Subject and Citizen in Nineteenth- and Twentieth-Century Russia // Russian Modernity: Politics, Knowledge, Practices, ed. David L. Hoffmann and Yanni Kotsonis. New York: St. Martin's, 2000. P. 1.
54 Plaggenborg S. Gewalt im Stalinismus: Skizzen zu einer Tдtergeschichte // Stalinismus vor dem zweiten Weltkrieg. S. 196.
55 Holquist P. "Information as the Alpha and Omega of Our Work": Bolshevik Surveillance in its Pan-European Context // Journal of Modern History 69: 3. 1997. P. 415-450; Холквист П. Тотальная мобилизация и политика населения: Российская катастрофа (1914 - 1921) в европейском контексте // Россия и первая мировая война. Материалы международного научного коллоквиума. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 83-101; Idem. What's so Revolutionary About the Russian Revolution? State Practices and the New-Style Politics, 1913-21 // Russian Modernity. P. 87-111.
56 Hellbeck J. Speaking Out: Languages of Affirmation and Dissent in Stalinist Russia // Kritika 1: 1. Winter 2000. P. 71-96; Idem. Fashioning the Stalinist Soul: The Diary of Stepan Podlubnyi (1931-1939) // Jahrbьcher fьr Geschichte Osteuropas 44: 3. 1996. P. 344-373; Idem. Self-Realization in the Stalinist System: Two Soviet Diaries of the 1930s // Stalinismus vor dem zweiten Weltkrieg. P. 275-290; Idem. Writing the Self in the Time of Terror: Alexander Afinogenov's Diary of 1937 // Self and Story in Russian History. Ed. Laura Engelstein, S. Sandler. Ithaca: Cornell University Press, 2000. P. 69-93.
57 Примеры, следующие этой тенденции (и не следующие) см. в: V. Garros, N. Korenevskaya, T. Lahusen, eds., Intimacy and Terror: Soviet Diaries of the 1930s. Trans. C. A. Flath. New York: The New Press, 1995. В подготовке издания принимал участие и Хеллбек.
58 Lahusen T. How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalin's Russia. Ithaca: Cornell University Press, 1997. См.: Ginzburg L. On Psychological Prose. Trans. and ed. J. Rosengrant. Foreword E. J. Brown. Princeton: Princeton University Press, 1991. [Оригинал см.: Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1971 - Прим. пер. ]
59 Halfin I., Hellbeck J. Rethinking the Stalinist Subject: Stephen Kotkin's "Magnetic Mountain" and the State of Soviet Historical Studies // Jahrbьcher fьr Geschichte Osteuropas 44: 3. 1996. P. 456-463. См. также: Halfin I. From Darkness to Light: Class, Consciousness, and Salvation in Revolutionary Russia. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2000; Krylova A. The Tenacious Liberal Subject in Soviet Studies // Kritika 1: 1. Winter 2000. P. 119-146.
60 Riegel K.-G. Konfessions-Rituale im Marxismus-Leninismus. Graz, Vienna, Cologne: Verlag Styria, 1985 (В книге обсуждается также Китай).
61 Fьlцp-Miller R. The Mind and Face of Bolshevism: An Examination of Cultural Life in Soviet Russia. Trans. F. S. Flint and D. F. Tait. London, New York: G. P. Putnam's Sons, [1927]).
62 Halfin I. From Darkness to Light; Kharkhordin O. The Collective and the Individual in Russia: A Study of Practices. Berkeley: University of California Press, 1999. Хархордин видит прототип дисциплины большевистского типа в православии, однако его работа страдает упрощениями и недостаточной проработкой источников.
63 Пример такого совмещения можно обнаружить в работах Александра Эткинда. С его точки зрения, в русском обществе - до и после 1917 года - как и на Западе государственное принуждение сочеталось с индивидуализированной саморегуляцией. Эти механизмы, полагает он, функционировали одинаково в деревне, суде, сектантской общине, тюрьме и приемной психиатра. Эткинд излагает свои соображения в докладе "Фуко и имперская Россия: Дисциплинарные практики в условиях внутренней колонизации", который был представлен на международной конференции "Мишель Фуко и Россия" в Европейском университете в Санкт-Петербурге 24-25 июня 2000 года (См. "Тезисы выступлений". С. 24-28.[Полный вариант см. теперь: НЛО. 2001. № 49. - Прим. ред. ]) Эткинд критикует меня за якобы высказанную мной мысль о том, что Россия и Советский Союз так и не осуществили перехода от закона к дисциплине (в смысле Фуко). На самом деле, в статье "Combined Underdevelopment" я доказываю, что в России новейшего времени - как имперской, так и советской - развилось использование дисциплинарных практик, но так и не была преодолена слабость правовых институтов.
64 Dunham V. S. In Stalin's Time: Middleclass Values in Soviet Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. Интересное обсуждение резонанса, который вызвала эта книга, см.: Krylova A. Tenacious Liberal Subject. P. 134-136. См. также Robin R. Socialist Realism: An Impossible Aesthetic. Trans. C. Porter. Stanford: Stanford University Press, 1992 (French ed., 1986); Mally L. Utopias Lost and Found: In Search of Soviet Culture // Radical History Review 59. 1994. P. 181-189.
65 Clark K. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago: University of Chicago Press, 1981. О жанровой традиции см. также в: Walker B. On Reading Soviet Memoirs: A History of the "Contemporaries" Genre as an Institution of Russian Intelligentsia Culture from the 1790s to the 1970s // Russian Review 59: 3. July 2000. P. 327-352.
66 Schlogel K. Jenseits des Grossen Oktober: Das Laboratorium der Moderne Petersburg 1909-1921. Berlin: Siedler Verlag, 1988.
67 Clark K. Petersburg: Crucible of Cultural Revolution. Cambridge: Harvard University Press, 1995, особенно p. IX во введении и p. 263-265.
68 Паперный В. Культура "Два". Ann Arbor: Ardis, 1985. [2-е изд. - М.: Новое Литературное Обозрение, 1996 - Прим. пер. ]
69 В порядке публикации: Groys B. The Total Art of Stalinism: Avant-Garde, Aesthetic Dictatorship, and Beyond, trans. C. Rougle. Princeton: Princeton University Press, 1992; German ed., 1988); Boym S. Common Places: Mythologies of Everyday Life in Russia. Cambridge: Harvard University Press, 1994; Naiman E. Sex in Public: The Incarnation of Early Soviet Ideology. Berkeley: University of California Press, 1997; Brooks J. Thank You, Comrade Stalin! Soviet Public Culture from Revolution to Cold War. Princeton: Princeton University Press, 2000. См. также: I. Paperno, J. D. Grossman, eds., Creating Life: The Aesthetic Utopia of Russian Modernism. Stanford: Stanford University Press, 1994; C. Kelly, D. Shepherd, eds., Constructing Russian Culture in the Age of Revolution, 1881-1940. Oxford: Oxford University Press, 1998; Idem, eds., Russian Cultural Studies.
70 О взглядах "традиционных" историков см.: Engelstein L. Paradigms, Pathologies, and Other Clues. P. 864-877.
71 См.: Todd III W. M. Literature as an Institution.
72 См.: Успенский Б. А. К проблеме генезиса Тартуско-Московской семиотической школы // Московско-Тартуская семиотическая школа. Под ред. С. Ю. Неклюдова. С. 38. [Первая публикация: Труды по знаковым системам 20, Тарту, 1987 - Прим. пер. ]; Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М.: Новое литературное обозрение, 1996. С. 96-97; Brown E. J. Soviet Structuralism: A Semiotic Approach // Russian Formalism: A Retrospective Glance. P. 114-129. О параллельном развитии культурной антропологии и ее (не)значимости для научного мышления советского периода см.: Зорин А. Идеология и семиотика в интерпретации Клиффорда Гирца // НЛО. № 29. 1998. С. 38-54. (Пер.: Ideology, Semiotics and Clifford Geertz: Some Russian Reflections // History and Theory 40. February 2001. P. 7-73.)
73 См., например: Зиновьев А. А., Ревзин И. И. Логическая модель как средство научного исследования // Вопросы философии. 1960. № 1. С. 82-90.
74 За недостатком места приведу лишь несколько примеров: Структурно-типологические исследования. Сборник статей. Отв. ред. Т. Н. Молошная. М.: Изд-во АН СССР, 1962; Сенокосов Ю. П. Дискуссия о структурализме во Франции // Вопросы философии. 1968. № 6. С. 172-181; Сегал Д., Сенокосов Ю. Структурализм // Философская энциклопедия. Т. 5. Под ред. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 144-146; Кузнецов В. Французская философия // Там же. С. 401-409, в особенности, с. 406-407; Автономова Н. С. Концепция "археологического знания" М. Фуко // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 142-150; Ее же. Психоаналитическая концепция Жака Лакана // Там же. 1973. № 11. С. 143-150; Филиппов Л. И. Структурализм и фрейдизм // Там же. 1976. № 3. С. 154-163; Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: Критический очерк концепции французского структурализма. М.: Наука, 1977 (включает главу о Фуко и обширную библиографию); Филиппов Л. И. Грамматология Жака Деррида // Вопросы философии. 1978. № 1. С. 157-164; Автономова Н. С. От археологии знания к генеалогии власти // Там же. 1978. № 2. С. 145-152.
75 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. Н. С. Автономовой. М.: Прогресс, 1977. Первой книгой Фуко, переведенной на английский язык, была "История безумия в классическую эпоху" (1961): Madness and Civilization. A History of Insanity in the Age of Reason. Trans. R. Howard. New York: Pantheon, 1965.
76 См.: Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 284-311. Далее еще несколько коротких фрагментов, в том числе: Жизнь. Опыт и наука // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 43-53. Следующий отдельный том вышел при поддержке министерства иностранных дел Франции: Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. и комм. С. Табачниковой. М.: Магистериум, 1996.
77 Сегал Д. "Et in Arcadia Ego" вернулся: Наследие московско-тартуской семиотики сегодня // НЛО. № 3. 1993. С. 30 (перепечатано в: Московско-Тартуская Семиотическая Школа. Под ред. С. Ю. Неклюдова. С. 99-112); Успенский Б. А. К проблеме… С. 38.
78 Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике (= Труды по знаковым системам 1). Тарту, 1964. К 1992 вышло 25 томов "Трудов по знаковым системам", чья роспись приводится в: Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Под ред. А. Д. Кошелева. М.: Гнозис, 1994. С. 504-537. Обзор см.: Егоров Б. Ф. Указ. соч.; Московско-Тартуская семиотическая щкола. Под ред. С. Ю. Неклюдова. [После продолжительного перерыва кафедра семиотики, базирующаяся ныне на социологическом факультете Тартуского университета, возобновила выпуск "Трудов по знаковым системам". С 1998 по 2001 г. вышли тома 26-29, обзор которых см. в следующем номере "НРК" - Прим. пер. ]
79 Сегал Д. "Et in Arcadia Ego" вернулся. С. 34, 39; Пятигорский А. М. Заметки из 90-х о семиотике 60-х годов // НЛО. № 3. 1993. С. 77. (перепечатано в: Московско-Тартуская семиотическая щкола. С. 152-156.)
80 Гаспаров Б. М. В поисках "другого" (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов) // Московско-Тартуская… С. 213-236. [Первая публикация: НЛО. № 14. 1995. - Прим. пер. ] Лотман обратился к проблеме трения между приемственностью и разрывом в книге "Культура и взрыв" (М.: Гнозис, 1992).
81 A.D. and A.S. Nakhimovsky, eds., The Semiotics of Russian Cultural History: Essays by Iurii M. Lotman, Lidiia Ia. Ginsburg, Boris A. Uspenskii. Ithaca: Cornell University Press, 1986.
82 Как Паперно, так и Рейфман начали с изучения отдельных фигур, чтобы затем перейти к семантическим комплексам. См.: Paperno I. Chernyshevsky and the Age of Realism. Stanford: Stanford University Press, 1988; Idem. Suicide as a Cultural Institution. Ithaca: Cornell University Press, 1997 [рус. пер.: Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М.: Новое литературное обозрение, 1996; Самоубийство как культурный институт. М.: Там же, 1999 - Прим. пер. ]; Reyfman I. Vasilii Trediakovsky: The Fool of the "New" Russian Literature. Stanford: Stanford University Press, 1990; Idem. Ritualized Violence Russian Style: The Duel in Russian Culture and Literature. Stanford: Stanford University Press, 1999; Tsivian Yu. Early Cinema in Russia and its Cultural Reception. Trans. Alan Bodger, ed. R. Taylor. New York, Chicago: Routledge, University of Chicago Press, 1994, Russian ed., 1991; B.Gasparov, R. P. Hughes, I. Paperno, eds., Cultural Mythologies of Russian Modernism: From the Golden Age to the Silver Age. Berkeley: University of California Press, 1992.
83 Другой недавний анализ роли дискурсивных моделей см.: Morrissey S. K. Heralds of Revolution: Russian Students and the Mythologies of Radicalism. Oxford: Oxford University Press, 1998.
84 Emerson C. Boris Godunov: Transpositions of a Russian Theme. Bloomington: Indiana University Press, 1986. Наряду с Майклом Холквистом и Катериной Кларк, Эмерсон много сделала для истолкования и популяризации Бахтина на Западе. См., например: Emerson C. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton: Princeton University Press, 1997.
85 G. S. Morson, ed., Literature and History: Theoretical Problems and Russian Case Studies. Stanford: Stanford University Press, 1986; L. Engelstein, S. Sandler, eds., Self and Story.
86 См. также: Лотмановский сборник. Т. 1. М.: ИЦ-Гарант, 1995; Т. 2. М.: РГГУ;ОГИ, 1997; далее, переиздания трудов Ю. М. Лотмана, осуществляемые петербургским издательством "Искусство-СПб", серию "Из истории русской культуры" (М.: Языки русской культуры), и т. д.
87 Зорин А. Идеология "Православия - Самодержавия - народности": Опыт реконструкции // НЛО. № 26. 1997. С. 71-104; Послание "Императору Александру" В. А. Жуковского и идеология Священного Союза // Там же. № 32. 1998. С. 112-32; Враг народа: Культурные механизмы опалы М. М. Сперанского // Там же. № 41. 2000. С. 27-68. (См. также его только что вышедшую книгу: А. Зорин, "Кормя двуглавого орла…": Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII-первой трети XIX века. М.: НЛО, 2001).
88 Культурные практики в идеологической перспективе, Россия, XVII - начало XX века // Россия/Russia. № 3 (11). Под ред. Н. Н. Мазур. Венеция, М.: ОГИ, 1999. Из других недавних работ Живова см., например: Язык и культура в России XVIII века. М.: Языки русской культуры, 1996.
89 Kolonitskii B. I. Antibourgeois Propaganda and Anti-"Burzhui" Consciousness in 1917 // Russian Review 53: 2. April, 1994. P. 183-196; Idem. "Kerensky" and "The Press of Revolution" // Critical Companion to the Russian Revolution, 1914-1921, ed. E. Acton, V. Cherniaev, W. G. Rosenberg. Bloomington: Indiana University Press, 1997. P. 138-149, 381-390; Занимательная англофобия: Образы "Коварного Альбиона" в годы Первой Мировой войны // НЛО. № 41. 2000. С. 69-87; Figes O., Kolonitskii B. I. Interpreting the Russian Revolution: The Language and Symbols of 1917. New Haven: Yale University Press, 1999; Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.
90 Междисциплинарный и международный характер типичен для подобного подхода в постсоветский период. См.: Critical Companion.
91 См.: Литературное обозрение. 1991. № 11 (Номер "посвящен эротической традиции в русской литературе"); Русский Декамерон. Под ред. Л. И. Скворцова. М.: ТОО Пионер, 1993; Секс и эротика в русской традиционной культуре. Под ред. А. Л. Топоркова. М.: Ладомир, 1996; Озорные стихи. Сост. Т. В. Ахметова. М.: Колокол-Пресс, 1997; Толковый словарь: русский мат. Под ред. Т. В. Ахметовой. 2-е изд. М.: Колокол-Пресс, 1997; Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М. Левита и А. Л. Топоркова. М.: Ладомир, 1999. В серьезных дискуссиях на эту тему принял живое участие известный социолог И. С. Кон.
92 Naiman E. Sex in Public; Malmstad J. E., Bogomolov N. Mikhail Kuzmin: A Life and Art. Cambridge: Harvard University Press, 1999 [рус. вариант: Богомолов Н., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: Искусство. Жизнь. Эпоха. М.: Новое Литературное Обозрение, 1996 - Прим. пер. ]; Bershtein E. The Russian Myth of Oscar Wilde // Self and Story, eds. L. Engelstein, S. Sandler. P. 168-188.
93 См. работы, сочетающие оба предмета: Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. М.: Гнозис-Прогресс, 1994 (пер. на англ.: Eros of the Impossible: The History of Psychoanalysis in Russia. Trans. N. and M. Rubins. Boulder: Westview, 1997); Гройс Б. Россия как подсознание Запада // Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 23. 1989. S. 199-214; Эткинд А. Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996; Хлыст: Секты, литература и революция. М.: Новое Литературное Обозрение, 1998.
94 См.: Joravsky D. Russian Psychology: A Critical History. Oxford and New York: Blackwell, 1989; Miller M. A. Freud and the Bolsheviks: Psychoanalysis in Imperial Russia and the Soviet Union. New Haven: Yale University Press, 1998.
95 См. недавнюю публикацию работы, написанной в 1970-е годы: Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999. Новые издания включают работы Розанова, Карсавина, Флоренского и других. См., в частности, вызвавший споры том собрания сочинений Розанова, вкл. материалы о Флоренском: Розанов В. В. Сахарна. Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1998. Здесь могли быть упомянуты и многие другие тексты, вкл. исследования Михаэля Хагемайстера.
96 См., например: Русские утопии. Под ред. В. Е. Багно. СПб.: Corvus, 1995.
97 Lotman Iu. M., Uspensky B. A. Binary Models in the Dynamics of Russian Culture (to the End of the Eighteenth Century) // Semiotics of Russian Cultural History. P. 30-66.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.