КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переход от жесткого к мягкому менеджменту
Теория Х и теория У Соотношение жесткого и мягкого менеджмента Обновление как путь к совершенству Менеджмент и ценности фирмы Менеджмент и условия самореализации личности Переход от жесткого к мягкому менеджменту Теория Х и теория У
Исходный постулат неформальной школы: существует два подхода к оценке отношения человека к труду. Это – мак-грегоровские «Теория Х» и «Теория У». Теория Х гласит: человек изначально ленив, безынициативен, думает только о том, как бы избежать ответственности и увильнуть от работы. При такой оценке работника менеджмент приобретает специфические черты: всепроникающий контроль, подробнейшая регламентация деятельности, иерархическое подчинение. Все это стимулирует рост управленческого аппарата, а, следовательно, и накладных (косвенных) расходов. Теория У гласит: человек трудолюбив, стремится отличиться на работе, охотно берет на себя ответственность, полон идей и стремится их реализовать, материальное вознаграждение по стимулирующему значению ниже возможностей самореализации. Такой подход к работнику предполагает менеджмент, основанный на доверии, предоставлении самостоятельности в планировании работы и рабочего времени, отсутствии жесткой регламентации. Превалирование того или иного подхода часто увязывается с историческими стадиями развития производства и общества. Так, теория Х характерна для индустриального общества с его монотонным и непривлекательным трудом, который легко поддается нормированию и контролю. Теория У характерна для постиндустриального или информационного общества, в которое человечество вступило в конце ХХ века. Изменился характер труда, требуется самостоятельность работника, повышается степень возлагаемой на него ответственности. Это связано с изменениями в современном производстве, с его усложнением, повышением стоимости оборудования, ужесточением требований к качеству и гибкости производства. В этих условиях применение известных и привычных методов менеджмента, характерных для теории Х, приводит к ухудшению трудовой и исполнительской дисциплины, снижению производительности труда и качества продукции.
Переход от менеджмента, соответствующего теории Х к принципиально иному, так называемому мягкому менеджменту означает серьезные изменения в менталитете основной массы менеджеров (еще одна ментальная революция). Пока эта революция находится в стадии прокламаций, заявлений о намерениях. О переходе к мягкому менеджменту много пишут, много говорят, но он пока не является превалирующим ни в промышленно развитых и цивилизованных странах, ни тем более в России. Почему? Идеи мягкого менеджмента плохо воспринимаются как менеджерами, так и рядовыми сотрудниками. Первые боятся утратить контроль над ситуацией. Вторые боятся возможного сокращения рабочих мест и повышения интенсивности труда. Вместе с тем представляется, что переход к мягкому менеджменту неизбежен. Поэтому целесообразно понять, в чем проявляются его основные черты и закономерности. Неформальная школа управления (мягкий менеджмент) проявляется в следующих элементах:
1. Ставка на «человека самореализующегося» (в отличие от «человека экономического» и «человека иерархического»). Это означает, что стремление человека к самореализации лежит в основе мотивации его труда. 2. Понятие фирмы как совокупности сотрудников, связанных совместными ценностями 3. Установка на постоянное обновление как путь к совершенству в обслуживании потребителя.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |