Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура: понятие и структура




 

Важно отметить, что правовая культура в целом тесным образом связана с различными правовыми институтами и правовыми категориями. Данное обстоятельство отмечают и иные авторы. [12]

Наряду с этим, важно отметить, что правовая культура и право тесным образом связаны с политической культурой и политикой. Взаимосвязь правовой и политической культуры проявляется в том, что элементы политической культуры (политическая система, политические учреждения, политические отношения, органы государственной власти и др.) обеспечивают формирование, развитие и функционирование правовой культуры на государственном уровне. Представляется, что политическая культура есть важная предпосылка, обеспечивающая фундамент для появления и развития правовой культуры. В настоящее время, когда на политической арене встречаются недальновидные, авантюрные, посредственные «лидеры», политическая культура может принять «уродливую», несоответствующую обходимому объему ценностей в обществе, форму. Представляется, что общественные и политические деятели должны в первую очередь подвергаться правовым наставлениям, а не наоборот. Здесь должна возникнуть следующая схема: правовая культура формирует правовую активность, которая в свою очередь формирует всю совокупность правового арсенала, с последующим его применением, у должностных лиц органов власти. По этому поводу справедливо отмечает А.Г. Володин, что в настоящее время в России будет верным провести «административную революцию» в среде управленческой элиты.[13]

Так, верно отмечает Л.С. Мамут, что «далеко не всякий народ в состоянии самоорганизовываться в правовую государственность и нормально жить в ней. Чтобы это произошло, ему надо, в частности, создать и накопить в себе критическую массу политико-правовой культуры полагающейся кондиции… Механизм выработки и обогащения ментальной компоненты политико-правовой культуры – политико-правовое воспитание».[14] В итоге, как видится, будет правильным говорить о таком факторе правовой активности граждан как правовая, а не политико-правовая культура.

Заметим, что данный процесс должен сопровождаться не просто увеличением количества граждан, обладающих определенными элементами правовой культуры, но и повышением уровня правовой культуры уже у более старшего поколения. Конечно, роль формирования правовой культуры среди молодежи является достаточно важной в целях, как справедливо отмечено, «изменения положения человека в обществе, социально-правовых преобразований в обществе».[15]

В.В. Демин отмечает, что правовая культура общества определяется состоянием действующего права. При этом автор выделяет три проблемы, от решения которых зависит развитие правовой культуры в России, ее состояние в обществе:

- во-первых, авторитет и развитие правовой науки – юриспруденции, где необходимо добиться изменения отношения к ней, сделать опережающее развитие юридической науки, изменения характера, духа научных исследований и их переориентацию на новые потребности общества в оценке и изучении вновь возникших общественных отношений (например, личности, собственности);

- во-вторых, состояние и развитие юридического образования в стране, где необходимо повышение качества подготовки юристов вообще и качества преподавания права в вузах;

- в-третьих, общее правовое воспитание и просвещение в стране.[16]

Представляется, что здесь правовая культура выступает как внешний фундамент правовой активности граждан. Согласимся, что правовая культура – это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности.[17] Следовательно, можно констатировать, что правовая культура гражданина является источником устойчивой убежденности в высоком назначении права, качественного, основанного на соответствующих знаниях, выполнения требований права.

Так, справедливо отмечено, что «сформированная правовая культура способствует правомерному поведению и социально активному поведению прежде всего с психологической стороны».[18] По данному поводу П.П. Баранов и В.В. Денисенко также добавляют: правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права и, наконец, правосознания.[19]

Важно заметить, что на практике правовая культура, как важная составляющая качественной юридической деятельности в целом, может проявляться в различных аспектах. Так, например, в сфере охраны общественного порядка на уровне муниципальной власти приняты соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие качество правовой культуры законодателя, а также исполняющего органа (уровень муниципалитета):

В этой связи можно отметить на примере г. Красноярска документы, принятые в сфере охраны общественного порядка:

- Устав города Красноярска от 24 декабря 1997 г. указывающий в ст.7, что предметом ведения города наряду с иными вопросами является охрана общественного порядка, а также организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их деятельностью.

- Решение Красноярского городского Совета от 7 июня 2000 г. «О создании красноярской муниципальной народной дружины». Данный документ юридически оформляет специальные формирования созданные при администрации г. Красноярска, занимающиеся охраной общественного порядка.

- Решение Красноярского городского Совета от 20 марта 1997 г. “Об утверждении положения о комиссиях Красноярского городского Совета”. Данное решение утверждает вышеназванное положение, согласно которому при городском Совете создана комиссия по законности и правопорядку. В сферу полномочий указанной комиссии входит участие в деятельности по контролю за охраной общественного порядка, организацией и содержанием муниципальных органов охраны общественного порядка.

Также приняты и иные документы, цель которых так или иначе направлена на охрану общественного порядка со стороны муниципальных органов:

- Постановление администрации г. Красноярска от 25 февраля 2000 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 15 сентября 1999 г. «Об усилении общественного порядка»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 23 декабря 1998 г. «Об утверждении положения о Департаменте общественной безопасности»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 29 июля 1999 г. «О привлечении частных охранных предприятий и служб безопасности к охране общественного порядка»;

- Постановление администрации г. Красноярска от 30 августа 1996 г. «О создании городской добровольной народной дружины на красноярском железнодорожном узле».

Здесь следует отметить, что на настоящее время органы местного самоуправления имеют некоторый правовой фундамент и качество правовой культуры для соответствующей деятельности по охране общественного порядка. Данное право отмечено в основополагающих правовых актах приведенных выше, а также иных (федерального значения).

Правовая культура может иметь консолидированный характер. Если обратиться к предыдущему примеру, то в данном случае может быть применена форма определенного соглашения. Так, например, выход из указанной выше ситуации предлагает А.М. Кононов,[20] отмечающий роль договора между органом местного самоуправления и городским, районным органом внутренних дел, в котором были бы отражены права и обязанности сторон по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Автор также указывает, что в принципе такая мера может рассматриваться лишь как временная, необходимая для перехода к самостоятельному осуществлению муниципальными подразделениями функции охраны общественного порядка. Здесь видна связующая характеристика правовой культуры.

В итоге все вышеуказанные обстоятельства выражают правовую культуру общества. Кроме того, правовая культура может исходить и от самой личности – правовая культура личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.