Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические функции массовых коммуникаций




Массовая коммуникация как соц-психологический феномен.

Главная особенность – непредсказуемость и динамика явлений, эффектов, при этом сам процесс МК, как правило, тщательно готовится.

Если коммуникационные технологии выстраиваются на психологической основе, возможности СМИ могут быть реализованы с максимальным эффектом, т.е. могут быть достигнуты поставленные цели.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее однонаправленный характер. Информация передается от коммуникатора к реципиенту, иногда требуя специальных исследований, которые устанавливают реакцию общества на определенную передачу, статью, чаще всего обратная связь формируется в очень незначительной степени, например отдельные телезрители звонят в студию, чтобы выразить свое мнение об отношении к позиции участника. На западе массовые коммуникации исследуются с начала 70-х годов в комплексе психологических, социальных, управленческих, идеологических, культурных аспектах масс-коммуникационного воздействия на человека и общество, наиболее интересное исследование психологии публичного восприятия при формировании посредством Масс-Медиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им и чувство солидарности друг с другом.

Достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения. Для МК характерны следующие психологические процессы:

· Интерес, подражание, заражение, внушение.

· Восприятие ценностей, которые на личностном уровне могут сформировать массовое (общественное) сознание

· Идентификация, т.е. эмоциональное и смысловое отождествление с поступающей извне информацией

· Восприятие, понимание, переживание, запоминание и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ

· Убеждающее воздействие на аудиторию со стороны коммуникатора

· Формирование интересов массового сознания через установки, стереотипы

Установка – целенаправленно сформированное восприятие чего-либо и формируемое ожидаемое действие

· Создание коммуникатором условий для реализации феномена подражания и заражения в массовых проявлениях

· Формирование слухов с определенными целями, возникают вследствие реакции на определенное событие, ожидается эффект

· Мотивация и активизация творческого мышления в группе, например в корпоративной среде

В условиях массовой коммуникации особенно велика роль социальных функций, они определяются конкретными социально-психологическими условиями и зависят в первую очередь от интересов классов, социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации, в основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы, к социальным функциям относятся:

1) Распространение знаний о действительности, информирование

2) Социальный контроль и управление, оценивание обществом тех или иных событий частной жизни, интеграция общества и его саморегуляция

3) Формирование общественного мнения

4) Идейно-воспитательная функция

5) Реализация социальной активности членов общества (сам принимает решения, такие люди не были нужны)

6) Распространение культуры

7) Развлечение, заполнение досуга

Социально - психологические:

1) Социальные ориентировки человека и группы, основанной на психологии поведения и общения в различных социальных ситуациях, влияет на формирование общественного мнения

2) Аффиляции, идентификации, т.е. создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней

3) Контакт с другим человеком, с другими людьми, связана с потребностью личности в общении для самовыражения, сопоставления своих взглядов с взглядами других людей

4) Самоутверждение, проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов, самих реципиентов и их референтных групп (группа людей, взгляды которых совпадают)

Социально-психологические функции тесно связаны с общепсихологическими:

-утилитарной, которая выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек может решать конкретные практические, в том числе бытовые проблемы

-эмоциональной разрядки, осуществляется в основном через публикации развлекательного порядка, здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения, но в определенных условиях развлекательные передачи и публикации могут оказывать своего рода «наркотическое» воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний, отгораживая их от реальных забот и проблем

Проблема классификации функций массовой коммуникации является сложной, до сих пор отсутствует общепринятая модель. Некоторые из функций, считавшиеся ранее основными постепенно вытесняются или вновь возникающими функциями, или более проявившимися из числа известных ролей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.