Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ V 2 страница




Использование матрицы игнорирования. Если какая-то проблема не решается, то происходит игнорирование части информации, относящейся к ее решению. В этой связи матрица игнорирования предоставляет нам системный подход для определения отсутствующей информации, что позволяет предпринять действия, необходимые для решения данной проблемы.

Вы помните, что если человек игнорирует по любой диагонали матрицы, то он также будет игнорировать все квадраты, расположенные внизу и справа от этой диагонали. Это является важным фактором в процессе решения проблем. Если какая-то проблема несмотря на все усилия остается нерешенной, то это происходит потому, что человек имеет дело с проблемой на слишком низкой диагонали матрицы игнорирования. Следовательно, при использовании матрицы как инструмента для решения проблем необходимо вначале рассмотреть игнорирования на самой высокой диагонали. Мы начинаем анализ с самого верхнего левого угла матрицы. Если там будет обнаружено игнорирование, то, прежде чем рассматривать игнорирования внизу и справа, сначала нужно проанализировать именно это игнорирование. Проиллюстрировать это положение можно уже известным примером с курильщиком и его заботливым другом. Предположим, что вы являетесь тем самым другом. Слыша сильный кашель курильщика, вы говорите себе: «Он убьет себя, если не бросит курить. Надо что-то предпринять». Поэтому обращаетесь к нему: «Меня беспокоит твое здоровье. Надо бросать курить». Этими словами вы затронули проблему на самой низкой диагонали. Вопрос в том, будет ли курильщик действовать в соответствии с определенным выбором или нет.

Однако предположим, что курильщик игнорирует на более высокой диагонали матрицы. Например, на диагонали Т2. Это означает — он осознает, что сильно кашляет, но не воспринимает кашель как проблему. С точки зрения матрицы игнорирования он игнорирует значимость стимула и наличие проблемы. Очевидно, что в этом случае он будет также игнорировать любую другую информацию, связанную с тем, что вы ему только что сообщили. Почему он должен бросить курить, если, как он полагает, кашель не является для него проблемой?

Поскольку невозможно прочитать мысли другого человека, единственный способ узнать о том, что он игнорирует, — его ответ. Здесь необходимо помнить: он может ответить из самой высокой диагонали, на которой происходит игнорирование, но также ответить и из любой расположенной книзу диагонали. Предположим, он отвечает «Я знаю, что должен бросить, но эта привычка пристала и уже не отстанет». В данном случае имеет место игнорирование разрешаемости проблемы, поэтому на первый взгляд кажется, что он игнорирует по диагонали Т4- Исходя из этого, вы приводите ему доказательства того, что нужно бросить курить, но это ни к чему не приведет. На самом деле курильщик игнорирует по диагонали Т2, он говорит себе: «Итак, нужно бросить курить. А я-то тут причем? Кашель ничуть не беспокоит меня».

Допустим, что вы хотели помочь вашему другу-курильщику, используя матрицу игнорирования. Вы начнете с того, что будете искать игнорирование по диагонали Т: «Ты понимаешь, что очень сильно кашляешь?» Если он осознает свой кашель, то можно перейти к следующей диагонали и спросить его: «Тебя как-то беспокоит кашель?» Если он ответит: «Нет, ничуть, я его воспринимаю как само собой разумеющееся», тогда вы обнаружите игнорирование по диагонали Т2. Это позволит понять, что если ваш друг-курильщик собирается избавиться от этой привычки, ему в первую очередь необходимо осознать, что кашель указывает на существование проблемы. Ему также нужно понять, что эта проблема может быть причиной его беспокойства.

Упражнение. Используйте эту технику для анализа проблемной ситуации, которую вы в свое время не решили.

Начиная с верхнего левого угла матрицы игнорирования, проверьте каждый квадрат, идя сверху вниз по соответствующим диагоналям, пока не обнаружите квадрат, который вы игнорировали. И, как мы уже говорили ранее, будет очень полезно узнать другую точку зрения о вашем анализе у кого-нибудь из группы, в которой вы работаете, или у друга. Проверьте, игнорируете ли вы все остальные квадраты по той же диагонали и квадраты, расположенные книзу. Какова была область вашего игнорирования? Игнорировали ли вы себя, других людей или ситуацию?

Когда обнаружите игнорирование, определите, из какого эго-состояния вы исходили? Было ли игнорирование следствием контами­нации? Исключения? Плохой информации или дезинформации? Осознайте, какую часть реальности вы ранее игнорировали. Если вам нужна новая информация, получите ее. После этого проиграйте эту ситуацию в уме. Приблизившись к точке, с которой вы начали игнорирование, замените данное игнорирование на полное осознание реальной действительности. Как сейчас ваши действия, мысли и чувства отличаются от первоначальных? Приводит ли это к разрешению ситуации?

Изначально матрица игнорирования была разработана для примене­ния в терапии, однако она также является эффективным инструментом для решения проблем в организациях и образовании. В этих институтах проблемы часто остаются неразрешенными из-за того, что к ним обращаются по слишком низкой диагонали в матрице игнорирования. Средство от этого следующее — для выявления недостающей инфор­мации начните с верхнего левого угла матрицы, проверяя квадраты вниз по диагоналям. Помните, что очень часто люди игнорируют из-за того, что они плохо информированы или дезинформированы, а не потому, что они входят в сценарий.

Например, представьте преподавателя университета, проводящего занятия со студентами. Он задает вопросы, чтобы проверить, как они усвоили материал последних лекций. К его разочарованию, студенты не могут ответить ни на один вопрос. По окончании занятия препода­ватель говорит себе: «Они совсем не занимаются. В чем дело?» Сделав вывод, что студенты не занимаются, он обращается к игнорированию по диагоналям Т5 или Т6 матрицы игнорирования. При этом он считает, что студенты понимают, что у них возникнут проблемы, если они не будут работать. Студенты или не могут справиться с предметом самостоятельно, или еще не начали его изучать. Если бы преподаватель прошелся по всей матрице, то он бы обнаружил, что проблема совсем в другом. Дело в том, что на лекциях он невнятно произносит слова и студенты не слышат того, о чем он говорит. Таким образом, происходит игнорирование по диагонали Т2 матрицы. Для того чтобы решить эту проблему, преподавателю просто нужно говорить погромче.

 

Глава 19. Мировосприятие и искажение

Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Предположим, ты и я стоим на улице и смотрим в окно комнаты, сообщая друг другу, что мы в ней видим. Я говорю: «Комната довольно маленькая, квадратная, в ней находятся какие-то люди, зеленый ковер и коричневые занавески». Ты говоришь: «Семейная сцена. Атмосфера в комнате теплая, доброже­лательная. Я вижу мать, отца и двоих детей, они разговаривают и смеются. Комната большая».

Если проанализировать эту информацию со стороны, то можно подумать, что мы наблюдали разные комнаты, тем не менее комната была одна и та же. Различия в ее описании были обусловлены нашим индивидуальным восприятием. Если бы нас попросили сообщить о том, что мы слышим, чувствуем, ощущаем на вкус и запах при наблюдении за этой комнатой, то описания наших ощущений также были бы разными. Более того, ты и я по-разному реагировали бы на происхо­дящее в комнате. Я мог бы ничего особенного не почувствовать и уйти после нескольких минут наблюдения, а ты мог бы постучать в окно и поговорить с находящимися в комнате людьми. Таким образом, ты и я отличаемся в том, как мы воспринимаем и реагируем на эту сцену, то есть твое мировосприятие отличается от моего.

Мировосприятие (система отсчета). Шиффы определяют мировосприятие как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку «целостный перцептуальный, концептуальный, аффективный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира».

Для облегчения понимания этого формального определения Шиффы предлагают рассматривать мировосприятие как «фильтр на реальность». При наблюдении за комнатой, каждый из нас отфильтровывал некоторые аспекты сцены. Например, я отметил цвет ковра, но отфильтровал присутствующих в комнате людей, а ты, в соответствии со своим мировосприятием, поступил наоборот. Мы также по-разному оценили размеры комнаты. Для меня она была довольно маленькая, для тебя — большая. Дело в том, что я рос в старом доме с большими комнатами, в загородной местности, а ты провел свое детство в крохотных комнатках городской квартиры. Таким образом, определение «большая комната» в соответствии с нашим мировосприятием будет различным. Кроме того, ты сказал, что атмосфера в комнате теплая, доброжелательная, а я вообще не описал и даже не воспринял ее как часть картины. А теперь предположим, что ты спросишь меня, согласен ли я с тем, что атмосфера в комнате теплая и доброжелательная. В этом случае я могу ответить: «Конечно, нет». Возможно, ты захочешь узнать, почему я не согласен с тобой. Разве члены семьи не общаются и не смеются искренне? Может ли быть еще более теплая и дружелюб­ная атмосфера, чем эта? Но после этого я могу добавить: «Теплая атмосфера? Нет, у них ковер не того цвета — им нужен оранжевый или красный. А посмотри на эти серые стены!» В данном случае мы столкнулись еще с одним фактором, в соответствии с которым мировосприятие людей отличается друг от друга. Мы оба использовали одни и те же слова, однако вкладывали в них различное значение. Поэтому мое мировосприятие «теплой атмосферы» в данном примере отличается от твоего.

Мировосприятие и эго-состояния. Для дальнейшего раскрытия понятия мировосприятия Шиффы предлагают рассматривать его как «оболочку, окружающую эго-состояния и связывающую их воедино». Поскольку я ощущаю мир в соответствии с моим уникальным мировосприятием, то вырабатываю собственный индивидуальный набор реагирований из эго-состояний на него. Именно таким образом мировосприятие «интегрирует различные эго-состояния». Когда мы смотрели в окно комнаты, я вошел во Взрослого и отмечал такие характеристики, как размеры, форму, цвет, которые видел «здесь и теперь». Ты же был в Ребенке, проигрывающим счастливые воспоминания семейных сценок, подобных той, которые приносили тебе столько радости в детстве. Зафиксировав эти эго-состояния на внутреннем уровне, мы на внешнем уровне взаимодействовали друг с другом, исходя из выбранных нами эго-состояний.

Мировосприятие предоставляет нам паттерны, благодаря которым мы интегрируем реакции нашего эго-состояния для выражения своей личности.

Роль Родителя. Эго-состояние Родителя играет особенно важную роль в формировании нашего мировосприятия. Это происходит потому, что мировосприятие состоит из определений о мире, нас самих и других людях. Первоначально эти определения передаются родителями и парентальными фигурами. В зависимости от возраста, в котором они нам передаются, они могут заполнять часть содержания нашего эго-состояния Родителя (Р2) или Родителя в Ребенке (Р1).

У каждого имеется личный набор парентальных определений о том, что хорошо — плохо, правильно — неправильно, легко — трудно, грязно — чисто, честно — нечестно и так далее. Именно благодаря этому набору определений мы формируем взгляды о себе, других людях и о мире и соответственно реагируем на возникающие ситуации.

Мировосприятие и сценарий. Какая существует связь между сценарием и мировосприятием? Ответ заключается в том, что сценарий формирует часть мировосприятия. В целом мировосприятие состоит из большого набора определений, некоторые из которых включают игнорирования, но последние присутствуют не во всех определениях. А сценарий состоит из всех определений мировосприятия, в которых имеются игнорирования. Когда я вхожу в сценарий, то игнорирую те аспекты ситуации «здесь и теперь», которые могут быть связаны с решением проблемы, и одновременно проигрываю старые определения себя, других людей и окружающего мира, в которых содержатся эти игнорирования. Например, будучи ребенком, я мог получить от родителей послания о том, что не способен думать. А теперь предположим, что взрослым мне надо сдать какой-то экзамен. Если я в этот момент войду в сценарий, то внутренне начну проигрывать старые парентальные определения о себе: «Ты не способен думать!». Соглашаясь с ним в эго-состоянии Ребенка, я принимаю игнорирование своей способности думать и начинаю чувствовать неуверенность.

Природа и функция искажения. Реальность ситуации в последнем примере заключается в том, что я способен думать. Следовательно, принимая старое определение себя как неспособного думать, я исказил мое восприятие реальности так, чтобы оно подошло под мой сценарий. Этот процесс получил название искажения.

В части IV вы узнали, что ребенок принимает сценарные решения потому, что они являются лучшей стратегией выживания и существо­вания во враждебном мире. Будучи взрослым, я в своем эго-состоянии Ребенка могу все еще придерживаться этих ранних решений, так как продолжаю верить в то, что они необходимы для выживания. Таким образом, если какой-то аспект реальности может поколебать мои сценарные решения, то я буду защищаться от него. По мнению Шиффов, это будет звучать так: при угрозе мировосприятию я защищаюсь с помощью искажения.

Ребенком я принял родительское определение себя как неспособного думать потому, что считал это единственным способом выживания и удовлетворения своих желаний. И сейчас, будучи взрослым, при вхождении в сценарий я вновь проигрываю эту старую стратегию выживания. Таким образом, я искажаю реальность из-за игнорирования своей способности думать. Это не может помочь мне решить проблему сдачи экзамена. Однако неосознанно в эго-состоянии Ребенка я следую более важному мотиву, чем любой экзамен, а именно: защититься от ужасной катастрофы, которая может произойти, если я подвергну сомнению родительское определение.

Трансакции при искажении. Как по поведению человека можно определить, искажает он что-либо или нет? Единственным внешним сигналом искажения является обнаружение игнорирования с помощью зрения или слуха. Таким образом, сигналы игнорирования являются внешним проявлением внутренне протекающего искажения, а любое игнорирование является искажением реальности. В главе 17 вы научились распознавать целый диапазон поведенческих сигналов, свидетельст­вующих об игнорировании. Те же самые сигналы указывают и на искажение. Нам также известно, что человек искажает реальность, когда он что-либо преувеличивает или страдает расстройством мышления, что обычно сопутствует игнорированию.

Существуют два вида трансакций — тангенциальная (отклоняю­щаяся) и блокирующая, — которые предоставляют вербальное доказательство того, что происходит искажение.

Отклоняющаяся трансакция это такая трансакция, в которой стимул и реакция затрагивают различные аспекты или один и тот же аспект с разных точек зрения. Например, на вопрос терапевта: «Как вы себя чувствуете?», член группы отвечает: «Когда мы говорили об этом на занятии вчера, я испытывал гнев». В ответе он говорит не о своем сегодняшнем самочувствии, а о том, как он чувствовал себя вчера. Или, предположим, что на переговорах о заработной плате предста­витель профсоюза спрашивает: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?» В ответ представитель администрации говорит: «Мы не удовлетворены вашими условиями». В данном случае имеет место смещение аспекта с того, «что нужно», на «чувство удовлетво­рения от».

Повседневный разговор изобилует отклоняющимися трансакциями. В ситуациях, которые воспринимаются как стрессовые, люди чаще всего искажают информацию. Это не удивительно, так как в стрессовых ситуациях они больше всего восприимчивы к угрозам их мировос­приятию. Скрытая цель отклоняющейся трансакции заключается в том, чтобы не дать другому человеку затронуть аспект, воспринимающийся как угроза. Человек, направляющий отклоняющуюся трансакцию, не осознает, что он поступает таким образом.

Вероятно, что другой человек присоединится к отклоняющейся трансакции и не будет придерживаться первоначальной темы разговора. При этом он может даже направить свою отклоняющуюся трансакцию. Например:

Представитель профсоюза: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?»

Представитель администрации: «Мы не удовлетворены вашими условиями».

Пр. проф.: «Нас тоже не устраивают ваши предложения».

Пр. админ.: «Что нужно сделать, чтобы вы были удовлетворены?»

Пр. проф.: «Я не уверен в том, что вы сможете выполнить наши требования».

Когда люди обмениваются трансакциями, они чаще всего будут неудовлетворены тем, что их разговор ни к чему не приводит, то есть возвращается к одному и тому же. На психологическом уровне это как раз и требуется. Подобные разговоры могут продолжаться в течение длительного времени, а его участники в конце чувствуют себя измотанными.

Блокирующая трансакция. При блокирующей трансакции суть вопроса избегается из-за несогласия с постановкой самого вопроса. Например:

Терапевт: «Как вы себя чувствуете?»

Член группы: «Что вы имеете в виду, эмоциональное состояние или физическое?»;

Представитель профсоюза: «Что нужно от нас, чтобы мы могли подписать соглашение?»

Представитель администрации: «Вы имеете в виду то, что мы хотим, или то, что с нашей точки зрения возможно?»

Блокирующие трансакции редко продолжаются длительное время. Скорее всего, после первого обмена репликами стороны начнут уточнять свои позиции по данному вопросу, или, если одна из заинтересованных сторон действительно намеревается заблокировать обсуждение вопроса, то дискуссия может зайти в тупик. На психологическом уровне цель блокирующей трансакции такая же, как и отклоняющейся: избегать вопросов, которые могут представлять угрозу мировосприятию одного или обоих участников.

Упражнение. Разбейтесь на группы по три человека. В каждой группе выберите клиента, адвоката и наблюдателя. Клиент выбирает любую тему для разговора и беседует с адвокатом в течение трех минут. Наблюдатель или руководитель группы засекает время. Задача клиента заключается в том, чтобы давать отклоняющиеся трансакции на все вопросы адвоката. Когда клиент внезапно меняет тему разговора, адвокат тоже переходит к этой теме. Затем клиент затрагивает другой вопрос и так далее. По истечении времени клиент и адвокат две минуты обсуждают свои ощущения, а наблюдатель сообщает о том, что он видел и слышал. После этого поменяйтесь ролями, чтобы все побывали в каждой роли.

Вновь проделайте упражнение. Теперь адвокат не будет следовать отклоняющимся трансакциям клиента, а должен делать все возможное, чтобы возвратить клиента к первоначальной теме разговора. Задача клиента заключается в том, чтобы затронуть как можно больше вопросов. Повторяйте упражнение до тех пор, пока все не побывают в каждой роли.

Затем, работая в парах, используйте блокирующие трансакции. Как и прежде, в первой части упражнения адвокат позволяет клиенту блокировать себя, а во второй — делает все возможное, чтобы избежать блокировки, в то время как клиент стремится заблокировать любую трансакцию. Сравните ваши ощущения при выполнении упражнений с блокирующими и отклоняющимися трансакциями.

Так как вы выполняете это упражнение во Взрослом, ваше взаимодействие будет заключаться в проигрывании ролей с применением отклоняющихся и блокирующих трансакций и не будет реальным использованием этих трансакций. Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этими трансакциями, которые люди применя­ют неосознанно.

 

Глава 20. Симбиоз

В соответствии с теорией Шиффов симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. Таким образом, вместе им доступны всего три эго-состояния, что показано на рис. 20.1.

 

Рис. 20.1. Симбиоз

 

Например, представьте преподавателя, проводящего занятия со студентами. После изучения теоретического материала преподаватель пишет на доске упражнение и просит одного из них: «Джим, как бы ты решал эту задачу?» Джим не произносит ни слова. Некоторое время он сидит неподвижно, а затем начинает быстро раскачивать ногой и чесать затылок, продолжая молчать. Некоторые студенты тоже начинают беспокойно ерзать, пока преподаватель не говорит: «Похоже, ты не знаешь как, Джим. Тебе надо больше заниматься. Вот как мы будем решать эту задачу...» и пишет решение на доске. Джим успокаивается, перестает болтать ногой и записывает вслед за преподава­телем решение задачи.

В данном примере студент и преподаватель вошли в симбиоз. Отрицая в себе способность самостоятельно решить задачу и скрытно манипулируя преподавателем с целью овладения ситуацией, Джим игнорирует свои эго-состояния Взрослого и Родителя. Преподаватель, с готовностью показывая решение задачи и советуя Джиму больше заниматься, принимает на себя роль Родителя и Взрослого. Поступая так, преподаватель игнорирует собственное эго-состояние Ребенка. Если бы он дал своему Ребенку возможность проявиться, он бы осознал, чувство дискомфорта и неудовлетворенности у него появилось в результате обмена трансакциями с Джимом, а интуиция подсказала бы ему: «Меня самого заставили все делать, а мне это не нравится!». С помощью восприятия Ребенка он мог бы творчески подойти к этой проблеме и помочь Джиму самостоятельно решить задачу. Препода­ватель заблокировал чувство дискомфорта своего Ребенка и нашел облегчение в том, что стал играть привычную симбиотическую роль Взрослого и Родителя. Джим также почувствовал облегчение, когда вошел в привычную для себя роль Ребенка.

В этом и заключается суть симбиоза — при вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

В повседневном общении люди на какое-то время входят, а затем выходят из симбиоза друг с другом. Иногда отношения, в основе которых лежит симбиоз, продолжаются длительное время. Последнее справедливо для Билла и Бетти, олицетворяющих типичную супружес­кую пару. Билл — сильный, молчаливый человек, с неизменной трубкой в зубах, выражает свои чувства вздохами. Будь то радость или горе, Билл надежно скрывает свои чувства. В семье Билл распоряжается финансами, каждую неделю выдавая Бетти определенную сумму на расходы. Когда возникает какая-нибудь проблема, Билл сам принимает решение и сообщает о нем Бетти. Она видит смысл своей жизни в том, чтобы радовать мужа. Бетти счастлива от того, что муж сам принимает решения, и говорит своим друзьям, что ей нравятся сильные мужчины, на которых можно положиться. Когда в доме случается что-то непредвиденное, Бетти начинает паниковать и ждет, пока вернется Билл и исправит положение.

Некоторые их друзья не могут понять, как Билл может терпеть беспомощность Бетти. Другие восхищаются тем, что Бетти может жить с таким флегматичным человеком. Однако в действительности их брак длится уже многие годы. Прочность их союза объясняется тем, что они живут в симбиозе, в котором Билл играет роль Родителя и Взрослого для Ребенка Бетти. В этом симбиозе каждый из них нуждается друг в друге и, как в любом симбиозе, прочность их брака достигается за счет игнорирования каждым из них части своих способностей. Со временем подобное игнорирование может привести к возникновению чувства неудовлетворенности, что может вызвать некоторое отчуждение в их взаимоотношениях.

Упражнение. Если вы работаете самостоятельно, найдите человека, который согласился бы работать в паре с вами. Если вы в группе, разбейтесь по парам.

В первой части упражнения поддержите друг друга физически. Например, можно облокотиться друг на друга. Или упереться ладонями вытянутых рук в ладони партнера. Поддерживая друг друга, оставайтесь некоторое время в этом положении. Осознайте свои мысли и чувства и пока ничего не говорите о них своему партнеру. После этого один из партнеров должен выйти из этого положения. Выполняйте движение медленно, чтобы партнер почувствовал, каково ему будет, если вы смените положение. Затем те же действия выполняет другой партнер. Отмечайте ваши ощущения, когда вы остаетесь в исходном положении, а ваш партнер выходит из него.

Во второй части упражнения продолжайте касаться друг друга, но каждый должен удерживаться в равновесии. Например, можно снова упереться ладонями в ладони партнера, но на этот раз не так сильно облокачиваться друг на друга. Оставайтесь в этом самосбалансирован­ном положении некоторое время, отмечая свои ощущения. Как они отличаются от тех, которые вы испытывали в первой части упражнения? А теперь пусть один из партнеров разорвет контакт. Например, если вы стоите и ваши ладони упираются в ладони партнера, один из вас может просто опустить руки. Отметьте ваши ощущения, когда вы стоите неподвижно, а партнер разрывает с вами контакт. Как эти ощущения отличаются от тех, которые вы испытывали в первой части упражнения, когда стояли, поддерживая друг друга, а партнер начал выходить на исходного положения. Через некоторое время партнер, который разорвал контакт, снова входит в контакт с вами. Повторите разрыв и восстановление контакта несколько раз. Проделайте это упражнение еще раз, причем в роли разрывающего и восстанав­ливающего контакт будет другой партнер. Поделитесь друг с другом вашими ощущениями.

Первая часть упражнения предназначена для того, чтобы вы почувствовали симбиоз. Когда два человека опираются друг на друга, то они чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет им упасть. Почти все начинают осознавать этот страх, когда партнер постепенно выходит из контакта. Этот факт указывает на другую характерную особенность реального симбиоза. Когда один из партнеров чувствует, что другой выходит из симбиотического контакта, он склонен защищаться от ухода. В этом случае он считает: «Без партнера я не смогу самостоятельно стоять на ногах». Это убеждение придает симбиозу такое качество, как стабильность.

Вспомните Билла и Бетти, сильного молчаливого мужа и его жену. Представьте себе, что друзья Бетти предлагают ей присоединиться к женской инициативной группе. Со временем Бетти начинает чувствовать себя неуютно, играя роль Ребенка в симбиозе, и сомневается в некоторых решениях Билла. Она овладевает навыками укрепления своей личности и начинает воздействовать на мужа. Какой будет реакция Билла? Вероятно, он будет делать все возможное, чтобы Бетти продолжала оставаться в симбиозе. Он будет игнорировать или высмеивать новые взгляды Бетти, может уйти в себя или открыто выражать свой гнев, если Бетти не приготовит ему обед или не принесет домашние туфли.

Билл может добиться своего и возвратить Бетти обратно в симбиоз. Если он не сможет это сделать, в их взаимоотношениях наступит тяжелый период. В другом случае Билл может сам изменить свои взгляды и выйти из симбиоза, став членом какой-нибудь группы или пройдя курс терапии. Если это произойдет, то взаимоотношения Билла и Бетти изменятся и будут напоминать ваши ощущения при выполнении второй части упражнения, когда вы находитесь в контакте с другим человеком, но оба стоите самостоятельно и не опираетесь друг на друга, из вас может разорвать контакт, но вы оба сохраните вертикальное положение. Контакт можно возобновлять и разрывать, при этом никто из вас не упадет. Никто не может дать гарантии того, что вы будете чувствовать себя более уютно в этом независимом положении по сравнению с тем, когда вы облокачивались друг на друга. В действитель­ности многие говорят, что при выполнении второй части упражнения они чувствуют себя менее комфортно, чем при выполнении первой части. Они осознают, что у них имеется больше возможностей — разорвать или восстановить контакт, по сравнению с тем положением, когда них была лишь одна возможность поддерживать друг друга. Именно это и происходит, когда два человека выходят из симбиоза в своих взаимоотношениях, — у них появляется больше возможностей выби­рать, большая гибкость, меньшая предсказуемость, у них также отсутст­вует уверенность в том, что они будут чувствовать себя комфортно.

Здоровый и нездоровый симбиоз. Существует ряд ситуаций, при которых нахождение в симбиозе представляет собой абсолютно нормальное явление. Например, предположим, что я только что вышел из-под наркоза после операции, и меня везут на каталке по больничному коридору. Я еще не знаю, где нахожусь, но уверен в одном: мне больно. Кроме ощущения боли, я осознаю присутствие сестры, которая идет рядом со мной, держит мою руку и говорит: «Все будет хорошо». В этот момент мой Взрослый и Родитель выключены: я не в состоянии оценивать проблемы «здесь и теперь» и не могу осознать полученные от родителей послания, как нужно о себе заботиться. Я делаю то, что естественно для меня сейчас: снова регрессирую до уровня ребенка, чувствую боль и позволяю другим заботиться о себе. Медицинская сестра заменяет мне Взрослого и Родителя, в которых я так нуждаюсь. Она решает текущие проблемы и одновременно защищает и успокаивает меня. В этом и состоит ее работа, поэтому ее роль в симбиозе вполне оправдана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.