Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция культуры в марксизме




 

Выявить рассуждения о культуре в марксизме сложно – из-за сплошного материализма. Маркс уделяет большое внимание вопросу культуры, дает ей новые истолкования. В работах Маркса больше всего места уделяется истории.

Маркс считал себя прежде всего историком. История им понимается материалистически – нету ни акцента на эмпирических фактах, это понимание контрастирует с идеалистическим пониманием к истории, свойственным Гегелю. Хотел видеть историческую науку так, как теория Дарвина действовала в отношении биологии. Исторический анализ интересен для Маркса для определения и выяснения того, что сейчас происходит с людьми. Маркс делает акцент на деятельности людей. Задача Маркса – выявление того, как люди делают историю, участвуют в историческом процессе. Для Маркса нехарактерна мысль, что только благодаря этому пониманию моно что-то сделать. Ключевая формула его теории заключается в том, что бытие определяет сознание, а не наоборот. Чтобы изменить общество и общественные отношения, нужно изменить действительность, поменять эти отношения, и тогда изменится человек.

Маркс говорит о том, что наше сегодняшнее положение, наши общественные структуры еще не окончательно сложились. Сфера наших экономических отношений преходяща. Благодаря тому, что основная наша ценность – практика, деятельность, мы можем общественные экономические условия изменить. Раньше философия делилась на материю и дух, смотря что преобладало, по мнению Маркса. Основная историческая категория для Маркса – практика. Не имеет большого значения обсуждать идеальный план человеческого существования, его сознание, как оно работает, неважно говорить о том, какова материя, какое она имеет значения. Эти вопросы для Маркса нерелевантны, ему интересен мир с точки зрения его практических отношений. Мир для него материален, духовен в силу своей практичности. Оппозиция материи и духа обострились во времена Маркса. Эта оппозиция будет снята упразднением общественного разделения труда. Нужно изменить характер труда и таким образом будут изменены все остальные вопросы.

Изменения общественных отношений – изменяя мир, человек изменяет себя и отношения между людьми. При изменении обстоятельств и самого человека проявляется практика. Маркс говорит о том, что общественный характер труда заключается не только в способности производить вещи, но и реализуется в форме отношения между людьми. А вот какие отношения производит человек – зависит от уровня производительных сил труда.

Идея отчуждения труда и отчуждения человека от средств и результатов производства – важна для Маркса. Маркс говорит о том, что человек не чувствует себя хозяином в этом мире, потому что все, что он создает, не принадлежит ему. Практика делает человека творцом, но отчуждение делает человека отчужденным.

Особенно Маркса критиковал способность вещи быть товаром, пытался развенчать таинственность товарной формы, анализирует различные понятия о стоимости и ее видах.

Труд в сфере культуры свободен – он уникален и особенен, есть продукт свободной индивидуальности. В анализе культуры Маркса мы часто можем видеть почти тождественность между его моделью устранения противоречий в сфере производственно-общественных отношений с культурой. То, как Маркс

 

 

Надстройка – это иллюзии, чувства, образ жизни. Определяются материальными условиями – базисом. Художественные формы относятся к идеологии, по Марксу.

 

Неомарксисты ставят вопрос об отношениях базиса и надстройки (Лукач, Грамши). В работах Уильямса этот вопрос снова ставится.

 

1. Юридические и политические формы, выражающие производственные отношения

2. Формы сознания выражающие определенные классовые взгляды

3. процесс, позволяющий осознать фундаментальные экономические противоречия и бороться против них

 

Надстройку Уильямс понимает как:

- Институциональный смысл

- Форма сознания

- Политические и культурные практики

 

Базис – конкретные производственные отношения, реализующиеся на определенном этапе исторического развития. Базис – процесс.

 

Гегемония – это те идеи, которые доминируют в сфере интеллектуальной жизни и контролируются господствующим классом.

Гегемония – влияние на общество правящего класса во всех сферах, отсутствие необходимости прибегать к идеологии как таковой.

Гегемония шире понятия культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.