Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тело человека – это одежда, под которой «скрываются» внутренние органы




Субсфера «Артефакты» как источник метафоры и метонимии

Субсфера «Природа» как источник метафоры

Данная субсфера является также одной из значимых понятийных сфер – источников метафорических и метонимических переносов. Следует отметить, что зооморфные и фитоморфные образы – одни из наиболее традиционных при метафорической категоризации человеком окружающей его действительности. В основе данных видов когнитивных моделей лежат базовые метафоры, связанные с архетипичным восприятием мира, в котором человек – потомок животного и имеет животное происхождение, а все окружающее его имеет корни и плоды, происходит из зерен или семян [Чудинов 2001: 52-53].

В когнитивной метафоре «тело человека – это животный или растительный организм» можно выделить ведущие фреймы и слоты:

Фрейм 1. Царство животных:

Слот 1. Собственно животные: hounds, dog, барсук, выхухоль, зверек, хомяк, хорь, хорек.

Птицы: кукушка, цапля, соловей, баклан, воробушек, гусь, попугай, птенчик.

Слот 2. Низшие животные: clam shells, clam; краб, живчик, жучок.

Слот 3. Части тела животных: wings, bird legs, paws, tail, ivories, scrag, pads, etc.; клюв, хобот, чешуя, щупальца, присоски.

Слот 4. Размножение животных: eggs; волосатая хромосома, головастик, живчик.

Слот 5. Одомашнивание животных: Атрибуты приручения: cage; хомут, грызло, скворечник, седло.

Фрейм 3. Царство растений: лопухи, перчик, фейхуа, ночная фиалка.

Слот 1. Орехи: nut, filbert, coco,орехи.

Слот 2. Овощи: tomato, potato, squash, onion, cabbage, bean, etc.; репа, вилок, помидор, морковка.

Слот 3. Фрукты: melons, lemon, banana, apples; ананасы, слива, дыня, яблочки.

Слот 4. Ягоды: dingleberries;арбуз

Слот 5. Части растения: limbs, stems, timbers. сучок, кочерыжка, отросток, коряга, дупло, ботва.

В данной субсфере можно выделить еще одну когнитивную модель «человекчасть природы». Человек ощущает себя частью природы, ему свойственно ассоциировать себя с природными явлениями. Здесь выделяются следующие фреймы:

Фрейм 1. Природные явления: mud – hooks, peak, bonce. поляна, сквер, яма, дыра.

Фрейм 2. Небесные тела: orbs, moon.

Человек реализует себя в создаваемых им вещах – артефактах, поэтому часто ассоциирует себя с теми предметами, которые сам производит. В данной субсфере можно выделить следующие когнитивные модели осознания действительности:

Тело человека – это дом, а его органы – это части дома;

Тело человека – это механизм, а его органы – это части механизма;

Тело человека – это контейнер;

Дом является важнейшим культурным концептом в человеческом сознании, поэтому все окружающее человек воспринимает как нечто родное, близкое, т.е. «домашнее» или же, наоборот, как нечто чуждое, находящееся за пределами домашнего очага. Следовательно, и себя человек отождествляет с домом, а свои органы с частями здания. В данной метафорической модели мы выделяем следующие фреймы и слоты:

Фрейм 1. Конструкция дома, здания:

Слот 1. Части здания: top-story, top-flat, gate, funnel, dome, attic, shutters; ставни, ворота, калитка, форточка.

Слот 2. Внутреннее устройство здания, интерьер: hat-rack, lamps, picture, clock, dial; унитаз, розетка, портрет, картина, радиатор.

Фрейм 2. Строительство дома:

Слот 1. Строительные материалы: slats, block; заготовки, черепица, шифер, фанера.

В когнитивной модели «человек - механизм» выделяются следующие фреймы и слоты:

Фрейм 1. Собственно механизмы:

Слот 1. Части механизма: wheels, headlights, hooter, chassis, caboose; экран, циферблат, фары, маховик, кардан ит.п.

Слот 2. Управление механизмом: весло, рычаг, педаль, семафор и т.п.

Слот 3. Бытовые приборы: телевизор, кофемолка, хлеборезка, вафельница и т.п.

Слот 4. Осветительные приборы: lamps; иллюминаторы, абажур,

лампочки.

Слот. 5. Морской транспорт: gunboats, steamboats, battleships.

Рассматривая внутренние органы как некое содержимое, человек ассоциирует себя с контейнером, содержащим внутренние органы, так появляется метафорическая модель «человек - контейнер», распадающаяся на следующие слоты:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.