Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сон Майи. Рельеф. Амаравати




БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО

В VI в. до н.э. на северо-востоке Индии возникла новая религия - буддизм. Она сложилась на основе проповедей индийского царевича Гаутамы Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленным»), поскольку он достиг высшей ступени духовного развития.

По преданию, Гаутама Шакьямуни родился в царской семье, получил всестороннее образование и благополучно правил. Увидев однажды разлагающийся труп, 29-летний царевич осознал тленность земной жизни и покинул родной дом в поисках пути освобожде­ния людей от страданий. После шести лет скитаний, отшельничества и аскетизма Гаутаме, сидевшему под деревом Бодхи (ficus religiosa), открылась истина: существует страдание; от страдания нужно избавиться; страдание имеет причину; причиной страдания является же­лание; искоренение желаний ведет к прекращению страданий. Убедившись на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, он призвал следовать «срединным путем», достигая идеального состояния блаженства и покоя (нирваны) через нравственное совер­шенствование. Прочитав проповедь оленям о вращении «колеса судьбы» (дхармачакры), Гаутама стал называться Буддой.

Расцвет буддийской культуры в Индии приходится на III в. до н.э., время прав­ления императора Ашоки из династии Маурьев, при котором буддизм был при­знан государственной религией.

Основным архитектурным сооружением этого времени стал грандиозный кир­пичный курган, похожий на водяной пузырь, которому Будда уподоблял жизнь человека. Он назывался ступой и возводился как драгоценный реликварий для хранения останков Будды. Ступа состояла из мощного цилиндрического цоколя с

террасой для ритуального обхо­да, массивной полусферы с квад­ратной оградой на вершине, ук­рашенной по центру шестом; по­лушарие символизировало небес­ный свод, квадратная ограда -божественную гору Меру, шест с тремя каменными «тарелками» -мировую ось с небесными сфе­рами.

Ограда по кругу с четырьмя воротами символизировала дви­жение звезд и солнца вокруг «мировой горы». Ступа была покрыта белой штукатуркой, во­рота и ограда окрашены в крас-Ступа. Санчи ный цвет, шпиль вызолочен. На

фоне белоснежной гладкой поверхно-сти, ослепительно сверкавшей на солн­це, эффектно выделялись казавшиеся кружевными ворота, которые представ­ляли собой два столба с тремя горизон­тальными перекладинами, сплошь по­крытыми рельефом и скульптурой.

Распространенным мотивом декора были духи природы и сцены из легенд-джатак о жизни Будды. Поскольку буд­дизм не предлагал новых богов, ве­дийские божества Индра, Сурья, Агни, Ваю, якши, апсары, змей-наги стали буддийскими. К примеру, скульптур­ный образ якшини, обхватывающей ствол дерева и сгибающей книзу ветвь, воплощал материнскую энергию земли, побуждающую своим прикосновением дерево цвести.

Рельефы на тему джатак обознача­ли ключевые моменты из жизни Будды

либо его предшествующие воплощения. Став «просветленным», Будда вышел за пределы земной жизни, поэтому символы точнее и глубже антропоморфного об­раза показывали этапы священного пути. Бык (зодиакальный знак Будды) симво­лизировал его рождение; цветок лотоса намекал на медитацию (сосредоточенное размышление); священное дерево Бодхи, «колесо судьбы», олени стали аллегорией первой проповеди Будды; следы босых ног обозначали шаги по распространению учения; ступа - вхождение в нирвану.

Изображение слона намекало на образ Будды в предшествующем его рожде­нии. Излюбленным сюжетом было явление слона спящей царице Майе, как, на­пример, на рельефе каменной ограды в Амаравати.

Узкое ложе, на котором лежит царица Майя, занимает центр композиции. Вокруг рас­положились служанки, одна из которых держит опахало, другая прислушивается, оттопы­ривая ухо рукой, третья с изумлением наблюдает за чудесным слоном в драгоценном вен­це, с длинной серьгой в ухе, спускающимся к ложу с неба.

В этом рельефе отражена одна из ключевых черт индийского изобразительного искусства - соединение абстрактных символов с реализмом. Таковы же вырази­тельные горельефы на ограде ступ в Матхуре и Андхре, где буддийская религи­озная символика соседствует с пышнотелыми красавицами, моющимися в струях водопада, играющими в мяч, несущими корзины с цветами.

В этих ярких, чувственных образах сфокусированы все особенности индийской пластики. Во-первых, в них нашел отражение культ матери-природы, связанный с благоденствием плоти. Поэтому эталоном красоты при изображении женской фигуры являлись массивные, тяжелые бедра, тонкая талия, глубокий пупок, твер­дые округлые груди, тесно прижатые друг к другу, шея, пересеченная тремя склад­ками. Именно такими представляются красавицы, сулящие блаженство, в «Махаб-харате»:

Широкая в бедрах и тонкая в стане, Казалась она исполненьем мечтаний –

и «Рамаяне»:

Трепещет, как пруд соблазнительный, полный сиянья, Твой стан упоительный в желтом шелку одеянья.

О, дева, с округлыми бедрами, сладостным станом,

С обличьем, как плод наливной, бархатистым, румяным,

С чарующим смехом, с грудями, прижатыми тесно Друг к другу, что жемчуг отборный украсил чудесно!

Три мира - небесный, земной и подземный - доныне Не видели равной тебе красотою богини!

Этот идеал распространялся даже на формы мужского тела, которое изобра­жалось не как мускулистая фигура героя, а как пухлое изнеженное женское тело. Во-вторых, здесь отражалась древняя традиция, согласно которой человеческое тело в скульптуре как бы наполнено внутренним дыханием - праной.

По мере распространения буддизма стремление персонифицировать Будду при­вело к возникновению изобразительного канона. Идеальным пропорциям бога соответствовал так называемый «львиный корпус» - широкие плечи и тонкая талия, а также ноги, как у газели. Знаком чрезвычайной мудрости служили уш-ниша - характерная выпуклость на темени, урна - родимое пятно между бровями, удлиненные мочки ушей. Будду изображали сидя, стоя и лежа с жестами, имею­щими определенный религиозно-философский смысл.

Сидящий Будда изображался в «йогине» - позе святого отшельника, достиг­шего просветления: скрещенные ноги прижаты к телу, пятки соприкасаются, кис­ти рук у груди, пальцы имитируют вращение «колеса судьбы» (жест мудра).

Стоящий или идущий Будда, несущий учение людям, изображался с приподня­той правой рукой, ладонью наружу, означающей защиту и покровительство (жест абхая-мудра).

Будда, лежащий на правом боку, с правой рукой под головой и закрытыми глазами означал погружение в нирвану. Застывшие складки его одежды и скорб­ные фигурки буддийских монахов свидетельствовали о кончине, но сам Будда выглядел не усопшим, а отрешенным от всего земного.

Кроме больших ступ, стоящих под открытым небом, значительную роль в буддийской архитектуре Индии играл пещерный храм - чайгпья.

В буддийских пещерных, а позднее в индуистских скальных храмах воплоща­лась тема «мировой горы». Храмы вырубались в отвесных склонах Западных Гат сверху вниз, и порода вынималась через отверстие подковообразного окна, поэто­му первые пещерные храмы имели снаружи только узкий вход и так называемое «солнечное» окно. Со временем фасад стал шире и украшался аркадой, балконами, декоративными окнами, скульптурой. Изнутри чайтья представляла собой прямо­угольный зал, разделенный двумя колоннадами на три нефа: в торце центрального нефа находилась ступа - чрево мировой горы Меру, узкие боковые нефы служили тропой для прохождения ритуальной процессии.

Наивысшим достижением пещерного зодчества является чайтья в Карли. Ее фа­сад с тремя дверными проемами оформлен «солнечным» окном, деревянным кар­низом, колоннадой, пилястрами; нижняя зона декорирована скульптурой митху-на - парами влюбленных, вступающих в различные взаимоотношения: занятых оживленной беседой, объясняющихся в любви и т.д.

В отделке внутреннего пространства использовались традиционные конструк­ции деревянного зодчества, превратившиеся в декорацию. Так, например, полуци­линдрический потолок имитировал деревянный свод со стропилами; каждая ко-

Чайтья. Карли

лонна помимо базы имела осно­вание в форме горшка, так как колонны из дерева всегда поме­щались в специальный глиняный сосуд, заполненный водой для защиты от муравьев-древоедов. Но основную роль в декоре иг­рала скульптура. Гладко отпо­лированные стволы колонн за­вершались скульптурной капи­телью, представляющей собой двух коленопреклоненных сло­нов и коней с восседающими на их спинах митхунами в цве­точных ожерельях и драгоцен­ных головных уборах. Благодаря небольшому промежутку между колоннами, почти равному их толщине, капители сливались в единый фриз, служа органич­ным переходом от массивных пухлых колонн к изящным ребрам свода. Возни­кало единое пластическое пространство интерьера, усиленное тонко продуман­ным освещением: проникая через солнечное окно, яркие лучи южного солнца попадали на белоснежную ступу и, отражаясь от ее поверхности, создавали бес­конечные градации мерцающего сумрака, в котором едва угадывались боковые нефы.

Другим типом пещерного храма была вихара - кельи монахов с центральным залом для ритуальной службы. К такому типу храмов относятся пещерные храмы в Аджанте, сооруженные в эпоху правления династии Гуптов (IV-VII вв. н.э.). В отличие от ранних буддийских пещерных храмов, украшенных только скульпту­рой, они были богато декорированы еще и живописью, сплошным ковром покры­вающей стены и потолки.

Росписи на стенах посвящались деяниям Будды (см. цв. вкл.); нередко их темой были эпизоды из жизни горожан, придворных, принцев. События разворачива­лись на фоне дворцовых покоев с драгоценной мебелью, где принцы принима­ли гостей или миловались с женами; садов с роскошными растениями, прозрач­ными водоемами, ажурными беседками и качелями, где купались, нежились, ка­чались длинноглазые черноволосые красавицы; городских площадей, по которым двигались величавые слоны и лошади, сновали повозки, толпились зеваки.

Росписи располагались циклами, и для их разграничения использовались ар­хитектурные кулисы - колонны, балконы, небольшие дворики и ворота с пеше­ходами, разносчиками воды, фокусниками и религиозными процессиями. Пере­дача пространственной глубины достигалась при помощи множества фигур, пе­рекрывающих одна другую: основная сцена располагалась по центру, снизу -ближайшая, сверху - наиболее отдаленная. Акцент на главное действующее лицо, обычно божественного происхождения, делался при помощи его иератического преувеличения. Так выглядит одна из самых известных росписей символического характера - «Ботхисатва1 Авалокитешвара Подмани» («держащий лотос»). Канон предусматривал изображение ботхисатв молодыми, с нимбами вокруг головы, ушнишей и урной, в драгоценных головных уборах и украшениях. На их функции

1 Ботхисатвы - посланцы Будды, посредники между ним и людьми. Ботхисатвы помогали людям приблизиться к совершенству, обрести просветление.

указывал либо меч, которым ботхисатва разит ложь и заблуждение, либо книга с десятью заповедями, когда он выступает в роли доброжелательного воспитателя.

В центре огромная фигура ботхисатвы с голубым цветком лотоса у груди дана в сложном ракурсе: торс слегка отстранен вправо, голова наклонена к левому плечу. Ей вторит дви­жение головы супруги Авалокитешвары, так называемой черной принцессы; взгляды их задумчиво и сострадательно устремлены вниз - на людей. Плавный ритм их силуэтов влево уравновешивается динамичным порывом вправо женщины в синем и мужчины в желтом по правую руку от ботхисатвы. В верхней части композиции фантастические существа -апсары, якши, небесные певцы и музыканты возвещают о возможном блаженстве. Ликующее настроение передано множеством движущихся фигур и звучным колоритом: среди изумруд­ных лиан и пальм суетятся серо-песочные обезьяны, мелькают сине-зеленые павлины, снуют красно-желтые попугаи, словно на глазах распускаются розовые цветки лотоса:

 

-

Лепестки сжаты в тесный комок. % Все - зеленое, кончики - красные. Бутоны усеяли лотосы сплошь, Подобно маленьким попугаям.

Отличительным свойством росписей является передача эмоционального состоя­ния благодаря градации цвета и умело нанесенным штрихам. К примеру, чтобы передать кокетливый, полный соблазна, скользящий взгляд прекрасных женщин, художники изображали полузакрытые веки с узкой, нарочито удлиненной щелью для глазного яблока, а красиво изогнутые брови дополняли эффект:

Бренчаньем ножных браслетов и легких запястий • ил^

.:.... У царских гусей крадущие нежный гогот, п> w> «е» %""' '<|г

Красавицы юные взглядом испуганной лани.,,;, Какое сердце в плен не возьмут, скажите?

При украшении потолков использовалась орнаментальная роспись. Орнамент состоял из сетки нарисованных перекрещивающихся балок, между которыми просматривался разнообразный и красочный растительный и животный мир: из зарослей тропических растений выглядывали попугаи, павлины, обезьяны, слоны, тигры, змеи. Сказочное изобилие подчеркивалось богатой колористической гам­мой с преобладанием светлых тонов - бирюзового, оранжевого, розового, сине-зеленого.

Однако в этом прихотливом красочном мире акцент всегда делался на челове­ческой личности, стоящей как бы в центре мироздания, что позволяет называть искусство периода правления Гуптов классическим.

ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В начале VII в. в результате распада общины и феодализации индийского об­щества буддизм был вытеснен индуизмом. Поклонение древним индуистским бо­гам, главным образом Шиве, нашло отражение прежде всего в архитектуре. По­скольку храм рассматривался как символ горы Кайласа, на которой обитает бог Шива, он представлял собой наземное сооружение, вырубленное из целой скалы. Такой тип храма назывался ратха.

Поскольку храм магически обеспечивал правителю покровительство богов, долговечное правление и благополучие династии, раджи возводили целые храмо­вые города.

Одним из самых уникальных

архитектурных памятников VII в. I

является грандиозный комплекс в Махабалипураме, состоящий из пяти ратх. Все они представляют собой монолит в форме паралле­лепипеда с многоярусной пирами­дальной крышей, узким проходом внутри и маленькой камерой, куда помещался святейший образ. Из той же скалы были высечены боль­шие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с культом Шивы.

Снаружи ратхи украшались скульптурой и орнаментальной резьбой сообразно эстетике прана. Объем планировался таким обра­зом, чтобы при обходе храма рельефы и статуи постоянно воз­никали перед взором молящихся, создавая эффект пульсации архи­тектурного объема. Иллюзия усу­гублялась резкими светотеневыми контрастами: скульптурный декор был рассчитан на прямой солнеч­ный свет, поэтому при любом по­ложении солнца та или иная часть рельефа была освещена, отбрасывала тени и усиливала и без того напряженную пластику фигур, придавая им особую вырази­тельность и динамизм.

Идею движения отражала также пирамидальная крыша. Она устремлялась вверх уступами и завершалась дисковидным навершием, как бы рассеивающим поток духовной энергии на окружающие земли. Каждый ярус украшался резьбой из растений, цветов, плодов, животных, птиц, скульптурами богов и духов при­роды, ажурными башенками, что усиливало светотеневые контрасты.

С конца VIII в. господствующую роль стали играть наземные каменные хра­мы, состоящие из трех главных частей: колонного зала - мандапы, святилища - виманы и многоярусной конусообразной башни над святилищем - шикхары.

Лучшим образцом наземной храмовой архитектуры является храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Сильно вытянутый в плане храм отдаленно напоминает восьмиконечный крест, усложненный множеством колонных выступов, обходной галереей, а также дополнительными террасами, сквозь которые внутрь здания проникает дневной свет. Каждый архитектурный объем храма увенчан шикха-рой, стремительно увеличивающейся по высоте и размерам по мере приближения к главной башне над виманой, которая, в свою очередь, оформлена множеством полукруглых конусов, словно вырастающих один из другого. Прихотливость архитектуры дополняется необычайно богатым декором. Храм поднят на высокий каменный постамент, имеющий сложный рельефный профиль, украшенный расти­тельным орнаментом. Архитектура нижней части стены естественно «перерастает» в скульптуру, размещенную в ажурных нишах, - многорукого Шивы, Вишну и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.