Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар с Фейгиной. Боккаччо. Декамерон




 

2 периода. Неаполитанский и флорентийский. В Неаполе формирование. Б. много читает, вращается в светском обществе, двор Роберта Анжуйского (того самого, кот. венчал Петрарку лавровым венком). Оч любит Данте и читает о нм лекции, читает о нм лекции, дружит с Петраркой. Декамерон – вершина творчества. Все произведения из нашего списка относятся к фл. периоду. Фьяметту называют то психологическим романом, то повестью. Не задавался целью написать великое эпическое произведение на латыни. писал на ит., но привносил латинскую культуру. Возвышение прозы через внесение латинского синтаксиса.

Название «декамерон» можно связать с дексамероном (шестидневом). Б – создатель ит. прозы. Д – памятник раннего Возрождения. В Д. воплощается радость бытия, характерная для Возрождения.

2 рамы. 1- авторская. Б, впервые, как писатель нового времени, заявляет о своих задачах и целях. Он не просто пишет произведение, а выполняет опр. программу. Душу чистую слова не совсем приличные не могут испортить. Любую вещь не совсем приличную можно рассказать в приличных выражениях так, что она никого не оскорбит. Соединение высокого и низкого как в человеке, так и в пространстве.

2 рама – история, как встречаются 10 мол. людей. 1342 год – Чума, выкашивает 2/3 Флоренции. Создаётся эстетическая дистанция (Тит Левий, Плутарх описывали чуму. Лукреций Кар «О природе вещей» - всё заканчивается описанием чумы). Через книжную культуру он видит Чуму современную. Апокалипсическая нота в начале Д. связана с кризисом духовности. Бедствие поражает нравы.

7 и 3 – сакральные числа. Рассказчики не тянут повествование на себя, но само поведение рассказчиков и их образы важны. Дионео, Филостарто, Панфило (всё это имена-пвсевдонимы героев ранних произв. Боккаччо).

*Фьяметта – означает «огонёк»

7 дам – 7 добродетелей. Вера, надежда, любовь, мужество, умеренность, справедливость, мудрость.

Вариант ренессансной утопии. Их поведение максимально благопристойно. Умеренность и тв. активность. «Жили мы с вами в тесном братском единении, хотя мы…никто из нас не совершил ни одного нечестивого поступка».

Отношение Б. к монашеству. Да, аскетизм и воздержание трактуются скорее как отрицательные. Сатирические способы изображения монахов не есть позиция Б. Это традиция. Речь идёт в первую очередь о тех, кто не соответствует своему сану. «Делайте, как мы говорим, а не как мы делаем».

Тема любви раскрывается особенно многомерно. 4 день посвящ. высокой куртуазной любви. Любовь объяв. ценности сама по себе и она достойна того, чтобы пожертвовать жизнью. Но если человек любит не партнёра, а больше себя, то он наказывается.

Остроумный ответ оч. важен в Д. Оч важная новелла про Чивонне (у чела было неск. детей, один не хотел учиться, отец его стыдился и отправил пасти овец. Т.е. мол. чел. был лишён чел. облика. идёт по полю, видит красивую спящую девушку и помчался учиться. за 4 года он стал известен среди философов). Боккаччо потрясающе верил в красоту человеческой природы.

Структура. 10 дней, 100 новелл. Движение из ада в рай (страшное начало и хороший исход. сначала чума – когда возвращаются, чумы уже нет).

Новелла – королева проз. жанров Ср. произведений. Связана с фаблио и фарсами, со средневековым примером (пример – предшественник новеллы). Столкновение двух реальностей в примере. Пример исходит из истинности. В новелле всё переносится в земную плоскость. Конец всегда парадоксален. Новелла рассказывает об удивительном и уникальном событии, произошедшем однажды, хотя многие новеллы Д. сделаны по образцу новеллинов. Новелла оказывается жанром, кот. имеет довольно богатую историю. В конце эпохи Р. новеллы станут трагедиями.

Полнота чел. природы раскрывается во всех измерениях. Гуманистическое утопическое равенство. Уважительное отношение к мусульманам, например.

Даже на смертном одре радость жизни (1 день, нечестивый хрен, который умирает дома у ростовщиков. его канонизировали). 1 новелла – антижитие. 2 новелла – позитивное отношение к христианству (иудей Абрам становится христианином). Новелла о трёх кольцах.

Идея благородства, которая не зависит от рождения. Особенно ярко проявляется в 10 день. Последняя новелла, новелла о Грезельде. «И в самых бедных домах рождаются благородные души». Грезельда сознаёт низость своего положения, но она от этого не зависит. Литературное житие. Когда Петрарка прочитал эту новеллу, он бросился её переводить на латынь. Да и Чосер вдохновился.

Энциклопедичность и глубина Декамерона бесконечна.

тема готической вертикали. втф??

 

24-09-12

лекция Абрамовой. Боккаччо

глубоко различные натуры Б. и П.П - чел., постоянно не удвл. собой, не призн. компромиссов. Б. меньше погружён в себя. Внешне в их дружбе главенствовал П. Большая, чем у П., пестрота произведений. В плане создания новых худ. жанров и нового стиля Б. пошёл гораздо дальше. П., в первую очередь, учёный, филолог, философ. По сравнению с ним Б. не хватало эрудиции.Именно эта «недостаточная образованность» позволила ему по-новому воспринять ренессанс.

Раннее детство во Франции, по происхождению флорентинец. По матери достаточно благородного происхождения. Она достаточно рано умерла. Потом перевезли к отцу во Флоренцию. О. мечтал его также сделать купцом. Отец женится второй раз, и Б. отправляют в Неаполь (ему 14 лет), чтобы там он изучил торговое дело. Поселился в доме (н без помощи связей отца), кот. часто посещала аристократ молодёжь и таким образом стал вхож ко двору. Знакомится с Джотто, а он славился острословием. Однажды король Роберт попросил Д. изобразить его королевство, он нарисовал осла, навьюченного тюками и принюх. к другому тюку.

Б. знакомится с массой интересных людей и начинает сочинительствовать, скоро его принимают. Первое законченное произведение – «Охота Дианы» (1335), написана терцинами, исп. некоторые мотивы, заимствованные у Данте, в частности, мотив видения. Здесь ещё нет Марии Догвино (незак. дочь Роберта Неаполитанского). Изображается Диана с нимфами-спутницами, в кот. современники без труда узнавали придворных дам и приятельниц Б. особенно любопытен финал: Диана предлагает принести в жертву Ю. и дать обет целомудрия, но нимфы бунтуют и не хотят быть целомудренными J Диана негоуэ, поднимается на неб, вместо неё спускается Венера. Венера совершает чудо: убитые животные превращ. в прекрас. юношей (один из них сам Б.). Б. говорит, что любовь превратила его из дикого животного в человека и именно созерцание красоты облагородила его и прогнало тоску, надменность и проч. пороки. Пока что это поэма шутливо-галантная.

Именно в Н. он влюбляется в Марию. Весь период творчества (вплоть до 41 года) пройдёт под знаменем любви к ней. Она изображена под именем Фьяметты. 1336 года, в церкви (как и Данте) встречает её. Девушка отвечает взаимностью. Б. оч любит изображать любовь счастливую, разделённую. Блаженство было непродолжительно: М. была дамой ветреной, она ему изменяет и покидает его. Для Б. это удар, он долго и безуспешно пытается её вернуть. Но о. Б., дела которого к этому времени сильно расстроились, призывает сына обратно во Флоренцию (где лютует чума. вся семья его отца мертва). По желанию Марии Б. сочинил «Филоколо» (страдающий от любви, греч.). Обычно говорят, что это не оч. удачный роман, т.к. он перегружен всякого рода мифол. аллюзиями, но уже здесь видн осн. доминанта: лирическая проза. Б. стремится сделать прозу выразителем чувств. дело неслыханное!

«ФилОстрато» (сражённый любовью, греч.). Сюжет восходит к одному из ср. романов о Трое. Знамениный эпизод, известный по Кент. Рассказам. Любовь Троила к пленной гречанке Брессеиде.

1339 г. – Тезеида.

В Неаполе же пишет всякую лирическую всячину, осн. часть посвящ. мари Догвино. Фьяметта – прекрасная женщина, у неё золотые кудри, чарующий голос (дельфины следуют за ней, как за поющим Орионом). Но это земная женщина, кот. вселяет реальное земное чувство. Любовь Данте как бы уже не совсем понятна Боккаччо, и эпитет «Ангельская» для него не более, чем метафора. Как в возрасте 7 лет они могли полюбить друг друга? – этим вопросом задаётся Б. при написании биографии Данте. Для Б. любовь к Фьяметте – эпизод, хотя и довольно значительный.

В 1340 году после переезда он заканчивает те произведения, кот начал ещё при дворе Роберта. Начинается новый этап. Разрыв с Марией ему никак не мешает совершествоваться как художнику. 1343 год – Фьяметта, 1346 г. – Фьезоланские нимфы, 1353-54 гг. – Декамерон.

Был вынужден искать средства к существованию, ибо для безбедного существования средства, доставшихся от отца, было мало. Б. при этом систематически уклоняется от занятия постоянной должности. «Оставаясь бедным, как сейчас, я принадлежу себе…» - писал он неаполит. канцлеру в ответ на просьбу перебраться в Н. Б. охотно соглашается на выполнение на мелких поручений, диплом. миссий. Флорентийские правители ценят его бескорыстие, беспристрастность, и чё-то там ещё. Это даёт возможность путешествовать.

В 1350 году – первая личная встреча с П. П. был проездом во Фл. Боккаччо был рад оказать ему гостеприимство в своём доме. С тех дней и до конца жизни проявлял самые искренние дружеские чувства. Петрарка ему тоже симпатизировал, письма там писал…Декамерон даже прочитал, но спустя 10 лет после выхода (а Д. был бестселлером). Б. стал хлопотать, чтобы П. разрешили вернуться во Фл. Его стараниями П. предлагают занять любую кафедру во Фл. универе. Но в 1351 году П. даёт такой уклончивый ответ (т.е. посылает). С 1354 года глубокий перелом, кот. связан с …. ухаживал он, значит, за одной вдовой, которая за глаза над ним насмехается, разглашает его письма и, будучи знатного происхождения, смеётся над его худородством. Б. в ярости и сочиняет памфлет против женщин «Корбаччо» (Воронище, или лабиринт любви). Ж. объявляется существами низшего порядка. Вслед за этим глубокий духовный кризис. Ударяется в аскетизм. начинает сочинять латинские правоверные штуковины. Заболевает в конце 50-х гг. Быстро стареет. Становится страшным мизантропом. У него появл. свой чёрный монах. П. пытается его поддержать. Б. собирается сжечь все свои произведения, но П. его сдерживает. Б. даже начинает тяготиться дружбой с П. П. предлагает переехать в Венецию и взять на своё попечение, но Б. не соглашается, становится совершенно асоциальным существом.

 

Фьяметта (элегия мадонны Фьяметты, посланная ею влюблённым женщинам). Б. сразу, с первых же слов, указывает на стиль произведения. Элегия – жанр не средневековый, а античный, кот. сразу указывает на трагич.-возвыш. стиль. Посл. произведение, в кот. он изображает свою любовь к Марии. Ф. покинута своим возлюбленным, об этом и рассказ. Она жалуется на судьбу и на своего возлюбленного. По жанру это исповедь. Сочиняя эту вещь, он имел в виду двух своих предшественников – Данте и Петрарку. Сразу бросается в глаза то, что это проза, а не поэзия. Б. неслучайно делает героиней повести женщину. По его словам, жен. душа гораздо тоньше, она гораздо лучше воспринимает все переливы любви и т.д. и т.п. Гл стержень повествования – интроспекция. Вн. события важны постольку поскольку вызывают вн переживания. воспоминания. Активно вводит бытовой природный фон. Связь между состоянием героини и природой – не только параллелизм, но и контраст. Впервые во Фьяметте Б. применяет ассоциативность как лит. приём. Фьяметта ничего особенно во встречи в церкви не видит, сразу испытывает страсть (в отличие от П. и Лауры). Отныне она мечтает только об одном – как бы понравиться Панфило. И эта греховность её морали постоянно подчёркивается. Тем более что она замужем. Образ морали изобр. в виде кормилицы. У Ф. тоже есть видение – прекрасная жена, кот. опровергает советы кормилицы. Она уговаривает Ф. предаться своей любви. Лишь потом Ф. понимает, что это была не богиня, а некий демон-искуситель. Бесконечные попытки разобраться в своих чувства, что было и у Д, и у П. Ни в одном месте (кроме слов кормилицы) Ф. не будет осуждена. Ф. полна готовности простить своего возлюбленного. Она готова простить даже предательство (а он там ещё и жениться успел).

Фьямметту называют первой псих. повестью в истории литры. Здесь начинается поток сознания. Кроме мощного псих. пласта, есть риторический пласт. По-прежнему задаётся вопрос, каким же образом можно выразить вн. мир. Б. настаивает, что любовь научает чела говорить и писать, думать.

Это исповедь, но публичная исповедь. Е элегия обращена всем сострадательным дамам. всем влюблённым. Аудитория огромна. Это своеобразное письмо к потомкам, и поэтому её необходимы ораторские приёмы. Её нужно доказать, что она несчастнее всех женщин. Это достигается в 8 гл.

ааааа….мне лень писать!

Высшая ценность – индивидуальная культурность. Индивидуализм обладает полнотой коммуникативности (Андреев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.