Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые формы управленческой деятельности




Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти.

Правовой статус Президента Российской Федерации и его Администрации в системе исполнительной власти.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

сист ФОИВ предст. собой сов-ть видов этих органов.

структура – их перечень по наименованию.

полномочия, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

1. гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционир-я гос. управления;

2. формирует Правительство РФ;

3. предлагает для одобрения Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);

4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти РФ;

5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;

6. определяет внутреннюю и внешнюю политику РФ (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);

7. вправе приостанавливать действие актов органов исп. власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соотв. судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОИВ РФ и ОИВ СРФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти.

9. представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

11. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Ген. прокурора РФ;

12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

14. утверждает военную доктрину РФ;

15. назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в регионах;

16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностр. гос-вах и международных организациях;

17. утверждает систему и структуру ФОИВ, вносит в них изменения и дополнения;

18. может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае

19. агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии;

20. издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Важные функции ИВ выполняет администрация Президента РФ, координирующая деят-ть органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ.

Админ-я президента готовит законопроекты для внесения их Президентом, заключения на законопроекты, проекты документов, актов Президента РФ, обеспечивает деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте, обеспечивает согласованное функционир-е и взаимодействие ОИВ, взаимодействие Президента с ПП, обществ.объединениями, ТПП, диалог с гражданским обществом, учитывает и анализирует обращения граждан, информацию об обстановке в стране и за рубежом. Руководство Администрацией осуществляет Президент РФ, Президенту в администрации подчиняются руководитель администрации, секретарь Совбеза, пресс-секретарь, замруководителя, помощники и советники Президента, полпреды в ФО, в ОГВ.

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ, н/п/а Президента РФ.

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1;

Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

Правительство РФ возглавляет единую систему ИВ, осуществляет государственную власть в РФ, это де-факто высший ОИВ, это коллегиальный орган.

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением ФОИВ и ОИВ субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

По Указу Президента от 2008 г. Председатель Правительства имеет девять заместителей, в т.ч. двух первых, зама-руководителя Аппарата, и зама-Министра финансов.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД, освобождается от должности Президентом по отставке или в случае невозможности исполнения полномочий. Освобождение от должности Председателя влечет отставку всего Правительства. Зампреды и федеральные министры назначаются и освобождаются Президентом РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства образуется аппарат Правительства, который состоит из департаментов, управлений, секретариатов председателя и зампредов и Руководителя аппарата.

Правительство руководит работой федеральных министерств и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные ФОИВ подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение задач. Кобщим полномочиям Правительства относятся реализация внутренней и внешней политики России, регулирование в социально-экономической сферы, обеспечение единства ИВ, формирование ФЦП, реализация права законодательной инициативы, устанавливаются также полномочия в отдельных сферах.

Правительство принимает постановления и распоряжения.

Они подписываются премьером, публикуются и обязательны к исполнению по всей РФ, публикуются в течение 15 дней или безотлагательно. Акты Правительства могут быть оспорены в суде. Они вступают в силу не ранее дня официального опубликования, исключение – распоряжения и некоторые постановления со дня подписания, если самими актами не определен порядок вступления в силу.

Основные акты и решения принимаются на заседаниях Правительства, которые проводятся не реже раза в месяц. При Правительстве могут образовываться комиссии (для координации ИВ) и советы (консультативные органы).

Президент может отменять акты Правительства. В предусмотренных случаях также председатель правительства исполняет обязанности Президента.

Между Правительством РФ и субъектов устанавливаются вертикальные связи, по многим вопросам – прямое подчинение, координация действий (по вопросам РФ, совместного ведения)

В процессе реформы внедряются новые ИКТ, проводится концепция «Электронного правительства».

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

2. обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4. осуществляет управление федеральной собственностью;

5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Им может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

1. представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2. обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

3. формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

5. вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

6. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Структура правительства Нижегородской области: губернатор (председатель правительства Нижегородской области): Контрольно-ревизионное управление; вице-губернатор – первый заместитель губернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала: Министерство промышленности и инноваций, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, Управление транспорта; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике: Министерство инвестиционной политики, Министерство экономики, Министерство финансов, Департамент государственного имущества земельных ресурсов; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству: Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства, Министерство топливно-энергетического комплекса, Департамент градостроительного развития территории области, Комитет информационных технологий и связи, Комитет природопользования и охраны окружающей среды; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по взаимодействию с органами местного самоуправления области, полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании области: Комитет по взаимодействию с органами законодательной власти, Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления, Комитет общественных связей; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социальной политике: Департамент образования, Комитет по культуре, Комитет по развитию спорта, Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты; заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Нижегородской области: Аппарат губернатора и правительства.

Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

Говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

· форм реализации исполнительной власти;

· форм внутриаппаратной работы.

Главенствующее значение в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешнее юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это - формы управления в собственном смысле.

Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица). Это, например, положения о министерствах, должностные инструкции и т.п. Внутриорганизационная деятельность субъектов исполнительной власти может регламентироваться административно-правовыми нормами, содержащимися вразличного рода нормативных документах, посвященных, например, организации делопроизводства.

Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут. Например, это проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., т.е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций (экспедиция, транспорт, охрана и т.п.).

Форма управленческой деятельности может быть отнесена к числу правовых только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление данного субъекта. В этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами (должностными лицами) в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но сами по себе элементами такого процесса не являющиеся, однозначно относятся к неправовым (организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.).

Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют: издание нормативных актов; издание индивидуальных (административных) актов; совершение иных юридически значимых действий, заключение договоров; осуществление организационных действий; выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.

Административно-правовые формы могут быть классифицированы по ряду критериев, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

· а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

· б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

· в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

· г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

· д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

· е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

· ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);

· з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

· и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

· к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

· л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

· м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

· Таким образом, исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.