Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий прокурорский надзор за законностью в сфере государственного управления




Нет


 

30. Понятие законности и способы ее обеспечения в государственном управлении.

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в сфере деятельности исполнительной власти. Принцип законности в административном праве состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона. Исполнительная власть связана законом, и соблюдение ею законов контролируется как законодательной, так и судебной властями. Уровень законности в государстве прежде всего зависит от её состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности. Юридическая правомерность деятельности исполнительной власти – стержень всего режима законности в стране.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них различают:

1) Общие условия (предпосылки). Среди них можно различить:

а) Политические предпосылки: ими являются режим демократии, гласности, которые (из опыта многих стран) становятся возможными лишь в условиях реального разделения властей, существования независимых от правящей партии и/или государства СМИ, партий, децентрализации государственных структур.

б) Экономические предпосылки: к ним можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капитала, труда.

в) Организационные условия: организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, чёткое и рациональное разделение полномочий и др.

г) Идеологические условия: велико значение хорошо осуществляемого убеждения, а также умело организованного поощрения. Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека.

2) Специальные юридические, организационно-правовые средства:

а) Контроль: состоит в:

a) наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии посредством изучения данных учёта, отчётов, проверки документов на месте, инвентаризаций, ревизий, получения объяснений;

b) анализе собранной информации, выявлении тенденций, причин, разработке прогнозов;

g) принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов;

d) учёте конкретных нарушений, выявлении их причин и условий;

e) пресечении противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

z) выявлении виновных, привлечении их к ответственности в одних случаях – по решению контролирующих органов, в других – по решению соответствующего компетентного органа.

[Сбор информации ® анализ информации ® прогнозирование возможных нарушений законности ® предотвращение нарушений законности ® учёт нарушений законности ®пресечение противоправной деятельности ® выявление виновных ® привлечение виновных к ответственности.]

В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (I), когда проверяется и законность, и целесообразность действий, и надзор (II), ограничивающийся проверкой законности.

I. Извне контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется:

- Президентом РФ (К РФ, ст. 117: право принимать решения об отставке Правительства РФ, ст. 115: право отменять акты Правительства РФ, ст. 85: право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации);

- законодательными органами (соответствующие конституции предоставляют соответствующим законодательным органам соответствующие контрольные полномочия:ФСРФ контролирует федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации – исполнительные органы соответствующих республик, краёв, областей, округов, городов; ГДФСРФ: даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, право выражения вотума недоверия, даёт оценку представляемому Правительством РФ проекту бюджета, выслушивает ежегодные отчёты Правительства РФ об исполнении бюджета за прошедший год);

- судами (судебный надзор за законностью осуществления административной власти);

- прокуратурой;

- профсоюзами и иными общественными формированиями.

В самом аппарате контроль осуществляется в различных организационно-правовых формах:

- осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органы общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль);

- осуществление соответствующих полномочий субъектами функциональной власти (финансовый контроль и др. виды надведомственного контроля).

II. В настоящее время сложилось 4 вида надзора за исполнительно-распорядительной деятельностью:

- прокурорский;

- судебный;

- административный;

- в определённой мере на неё распространяется и конституционный надзор.

Усиление судебной власти, правосудия прежде всего должно расширяться путём судебного контроля за законностью управленческих действий, дальнейшего развития административной юстиции.

б) Побуждение к правомерному поведению:

a) Поощрение.

b) Принуждение: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное –эти виды принуждения различаются основаниями и процедурами, но все используются для защиты законности в сфере деятельности исполнительной власти, и при этом государственной администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности используется дисциплинарное и административное (т.е. внесудебное) принуждение, которое можно считать особым видом принуждения административной власти. Она же инициирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает исполнение уголовных наказаний. Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного аппарата, так и к тем, которые не включены в него.

 

31. Контроль законодательных (представительных) органов государственной власти за деятельностью публичной администрации.

 

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов называется общим надзором и призван содействовать обеспечению законности в сфере гос. управления.

Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деят-ти прокуратуры РФ. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности фед. органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоупр., но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.

Предмет надзора определен ст. 21 Закона о прокуратуре:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, фед. министерствами, гос. комитетами, службами и иными ФОИВ, представительными (законодательными) и исполнит.органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоупр., органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерч. и некоммерч. организаций;

2) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должн. лицами.

Предметом надзора за исполнением законов являются:

1) соблюдение Конституции РФ — прокурор должен осуществлять надзор за точным соблюдением требований Конституции РФ;

2) исполнение законов — исполнение всех законов, действующих на территории Российской Федерации. На территории РФ действуют ФКЗ, ФЗ, законы Sb РФ;

3) законность правовых актов — под правовыми актами следует понимать акты, которые порождают, изменяют или прекращают определенные правоотношения. Правовые акты могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, инструкций и др. Они должны издаваться на основании Конституции РФ и других законов РФ и не противоречить им.

Определяя относимость к предмету надзора подзаконных актов, необходимо руководствоваться следующими положениями:

1) подзаконные нормативные акты должны исходить от высших органов гос. власти. Согласно ст. 80,110 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, главой государства; Правительство РФ — высшей исполнительной властью, ответственной за деятельность отраслевых министерств, государственных комитетов, названных в числе объектов прокурорского надзора в ст. 21 Закона о прокуратуре;

2) среди многочисленных подзаконных актов, издаваемых Президентом РФ и Правительством РФ, в предмет надзора входят только нормативные правовые акты, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на длительное применение;

3) акты должны быть изданы по специальному полномочию;

4) в указах Президента РФ и постановлениях Правительствадолжен быть зафиксирован механизм реализации закона.

Нередко в самом тексте закона содержится прямое указание на направление подзаконного регулирования. Без знания подзаконных актов подчас нельзя однозначно ответить на вопросы, имеет ли место нарушение закона и кто за него ответствен.

Конкретными направлениями в осуществлении прокурорами надзора являются:

1) надзор за исполнением законов об охране собственности от преступных на нее посягательств; причем прежде всего и, федеральную собственность субъектов РФ;

2)надзор за исполнением законов в сфере экономики, а именно законов о земле, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, банковского, таможенного законодательства;

3) надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, использование мер прокурорского воздействия в отношении должностных лиц допускающих хищническое отношение к земле, ее недрам, растительному и животному миру;

4) надзор за исполнением законов в социальной сфере, здравоохранении, социальном обеспечении, торговле, бытовой обслуживании;

5) надзор за исполнением законов об охране трудовых, жилищных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан;

6) надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, иными антиобщественными проявлениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.