Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды органов исполнительной власти




Административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы: нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности; нормы, адресуемые гос. предприятиям и учреждениям; нормы, адресуемые негос. предприятиям и учреждениям.

Предприятия, независимо от видов соб-ти и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать закон-во об охране окр. среды, земельное закон-во, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное закон-во и т.д.

Уполномоч. гос. органы осуществляют контроль за соблюдением этого закон-ва и при наличии соотв. нарушений могут вмешиваться в деят-ть организаций, применять необходимые меры принудит.воздействия. В опред. случаях предприятия обязаны получать разрешение (лицензию) на занятие данным видом хоз.деят-ти. Наличие общего в содержании админ.-правового статуса различных организаций сочетается с опред. особенностями, характерными для организаций различных видов.

Особенности админ.-правового статуса гос. организаций обусловливаются тем, что государство является их собственником. Нормы, определяющие админ.-правовой статус гос. организаций, закрепляют принципиальные позиции во взаимоотношениях предприятий и учреждений с органами гос. и в том числе исполнит. власти.

К ведению гос. органов относится:

- создание гос. организаций;

- определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации;

- утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей;

- обеспечение их в установленных случаях государственными заказами;

- реорганизация и ликвидация этих организаций и т.п.

Некоторые виды деят-ти разрешаются только гос. предприятиям, функционирование которых в соотв. части подчиняется режиму разрешительной системы, например, производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ. Нормы, определяющие админ.-правовой статус гос. организаций, устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица гос. предприятий наделены полномочиями гос.-властного характера. На них распростр. дисциплинарная власть уполномоченных гос. органов и должностных лиц.

В соответствии с ГК унитарное предприятие – коммерч. организация, не наделенная правом собств-тина закрепленное за ней собственником имущ. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только гос и мун. предприятия. Унитарные гос. предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида - основанные на праве хоз. ведения и на праве опер.управления, последние создаются в виде федеральных казенных предприятий. Гос. предприятие, основанное на праве хоз. ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу его планов составляют заключаемые им хоз. договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях - по государственным ценам. Оно несет полнуюотв-ть за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Админ.-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние гос-ва на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями.

ОИВ– это властн. политико-правовое образование, которое выступает элементом структуры гос. аппарата и создается с целью повседневного руководства всеми сферами жизни общества.

осн. признаки:

- ОИВ образуется в нормативно установленном порядке

- каждый орган исп. власти имеет свою сферу действия

- кажд. ОИВ обладает компетенцией (предмет ведения+полномочия)

- каждый ОИВ имеет собств. наименование, подчиненность, порядок формирования персонала, должностей, внутриорганизационную структуру.

внутриорганизац. структура:

1. штатное расписание (комплексный документ, включ. в себя перечень структурных подразделений, перечень должностей и их количества, перечень должностных окладов)

2. типовая структура – перечень структурных подразделений и их наименований

3. типовые штаты – документ, которым устанавливается количество гос. служащих, которые могут проходить службу в данном органе

4. норматив штатной численности – док., в котором фиксируется предельное число лиц, которые могут работать в данном органе.

По территории деятельности:
- федеральные ОИВ;
- органы субъектов РФ.
По порядку образования:
- органы в ведении РФ;
- органы в ведении субъектов РФ

- совместное ведение.
По характеру компетенции:
- общ.компетенции

- отраслевой компетенции
- межотраслевой компетенции
- спец. компетенции

По порядку разрешения подведомственных вопросов:
- коллегиальные органы

- единоначальные

По организационно-правовой форме:
- правительства

- министерства

- службы

- агентства

- администрации

- комитеты, управления и т.п.

Админ.-правовой статус ОИВ основывается на блоках:

1. целевой = цели(генеральная идея)+задачи(вопр. управления)+функции(осн. направления деят-ти)

2. Организационный = учреждение + формирование ОИВ

3. компетенционный = гос. властные полномочия:

- правоустановительные полномочия (дают возможность устанавливать правила, стандарты, админ. режимы)

- правоприменительные (дают возможность совершать опред. юр действия, разрешать коллизии, вести реестры, кадастры, оказывать гос. услуги)

- правоохранительные (дают возможность осуществлять контроль и надзор в уст. сфере деят-ти с целью обеспечения законности и гос. дисциплины, осущ. адимн.-юрисдикционные функции)

4. Ответственность

Организационно-правовая основа деят-ти ОИВ:

1. Типовой регламент внутр. организации ФОИВ от 28.07.2005 №452

2. Типовой регламент взаимодействия ФОИВ от 19.01.2003 №30

3. Админ. регламент орагна исп. власти (комплексный документ, включающий в себя: регламент ОИВ, админ. регламент исполнения гос. функций, админ.регламент предоставления гос. услуг, должностные регламенты гос. служащих)

4. Положение об органе исп. власти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.