Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 Теория личностных конструктов Дж. Келли




Главная функция человеческой психики, по мнению Дж. Келли, заключается в исследовании реальности, а именно, в прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет исследовательские функции, между задачами, возникающими перед любым человеком, и проблемами, которыми занимается ученый-исследователь, может быть проведена аналогия. Каждый человек создает свою индивидуальную концепцию мира, непрерывно оценивая и переоценивая свой жизненный опыт и пытаясь использовать свои собственные интерпретации для понимания и контроля окружающей действительности.

Познавательная деятельность индивида начинается с систематизации фактов. Сходство и различие в объектах и явлениях, которое наблюдает человек, требует выработки критериев для их сравнения - конструктов. Конструкт, по мнению Дж.Келли, представляет собой одновременную констатацию сходства и различий между сравниваемыми объектами.

Вводя понятие конструкта, он объединяет две функции сознания - функцию обобщения (установления сходства) и функцию противопоставления. Утверждая что-то, мы в то же время отрицаем. Говоря, к примеру, что человек честен, мы подразумеваем, что он не плут. Таким образом, конструкт - это оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный им на практике, с помощью которого осуществляется восприятие и понимание окружающей действительности, прогноз и оценку событий.

Дж. Келли считал, что конструкты являются единицами мировосприятия личности. Традиционно в психологии элементарными единицами мышления и речи принято считать понятия. Между конструктами и понятиями существует ряд важных различий. Понятия выработаны обществом и даны человеку в готовом виде, полностью осознанны и хорошо вербализованы, униполярны, сформулированы литературно. Личностные конструкты, напротив, представляют собой результат собственного опыта человека, могут быть разной степени осознанности, биполярны, сформулированы на том языке, которым человек пользуется (например, на жаргоне).

Принцип биполярности конструкта - фундаментальный принцип теории Келли. Оценки людей и событий через призму оппозиций максимально информативны для целей предсказания, поскольку позволяют видеть не только нечто данное, но и противоположное этому.

Восприятие индивидом конкретных жизненных явлений, объектов, поступков происходит с помощью системы созданных им и пригодных в данной конкретной области конструктов. Конструкты могут подвергаться испытанию с точки зрения их пред­сказательной способности с последующим сохранением или изменением. Если для осмысления каких-либо новых для индивида жизненных реалий в системе нет подходящих конструктов, он формирует новые, расширяя таким образом свою систему конструктов.

В противоположность фрагментарным концепциям Дж.Келли развивал представление о единстве и целостности личности, поэтому понятие системы конструктов (cложно-организованной, иерархизированной) стало определяющим в его теории. Дж.Келли формулирует основной постулат следующим образом: «Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий». Из этого постулата им выводится 11 следствий, объясняющих механизмы психической деятельности человека.

Разработанный Дж.Келли репертуарный тест позволяет выявлять систему конструктов, которую человек использует для оценки себя и окружающих его людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.