КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет № 10. Беллетристика как «срединное поле» литературыМистификация и пародия в авантюрном романе 1920-х годов Художественное пространство авантюрных романов пародийно в своей основе, так как изначально «Красный Пинкертон» являлся пародией на переводные романы о Нате Пинкертоне. Цементирующей основой практически всех авантюрных романов становится смеховая стихия, ориентация на пародию, пародийную интертекстуальность. Фабульно-пародийный диапазон авантюрного романа предоставлял возможность и расширения тематических доминант, игрового жонглирования стилистическими и языковыми клише. Авантюрный роман, таким образом, становится своеобразной экспериментальной площадкой для возникновения новой художественной парадигмы сатирического романа. Пародийна не только сама форма романа, но и его язык. Особое место в организации текстов авантюрных романов занимала газета: газетные заголовки, отрывки из газетных статей переходили из романа в роман, их героями нередко выступали газетчики. Это та константа, которая становится своеобразной «визитной карточкой» стиля авантюрного романа 1920-х гг. Трилогия М. Шагинян «Месс-Менд» многими критиками воспринималась как продолжение традиции «устных газет» времен гражданской войны и массовых агитспектаклей. Очевидно, что в распространенности концепта «газета» в авантюрном романе 1920-х гг. обнаруживается столь популярная в то время традиция А. Конан Дойла.
В современной теории литературы понятия беллетристики и М. Л. рассматриваются как близкие, но всё же не тождественные. Беллетристика хоть и является литературой второго ряда, но принципиально отличается от литературного низа. Живой читательский интерес к ней обусловлен откликом на важнейшие веяния эпохи, обращению к историческому прошлому, таким образом, мы имеем занимательное содержание. Она прибегает к общепринятым моральным и нравственным ценностям, поднимает вечные вопросы любви, семейных отношений, дружбы. В отличие от классической литературы, которая всегда открывает читателю новой, беллетристика подтверждает уже известное и осмысленное, для чего также необходим культурный опыт и читательские навыки. Характерные черты беллетристического стиля: 1. Углубление в человеческую психологию 2. Создание эффекта узнавания реальности (описание быта, исторической реальности) 3. Тяготение к сюжетности и занимательности (детектив, авантюры, приключения). Если для массовой литературы характерна размытость авторского Я, его точки зрения, то в беллетристическом стиле присутствует четкая авторская позиция, индивидуальная точка зрения. Б. Акунин выделил главные отличия беллетристики от массовой литературы: вкус, хороший стиль, интеллектуальная игра. Раннее творчество будущих писателей беллетристов развивалось в русле становления авантюрного романа (особый вид романа, фабула которого строится на стремительно сменяющихся разнообразных приключениях действующих лиц). В советское время в условиях запрета многих жанров литературы, беллетристика сближалась с массовой литературой (эскапизм, поэтика повседневности). Беллетристика это крайне разнородное явление. Лучше всего это видно на примере женской прозы. Она возникла как реакция на женскую дискриминацию и советскую цензуру (Ганина, Щербакова, Грекова). Основные темы: женская судьба, мир мужской и мир женский – разные миры, отношения свекрови и невестки, извращенная СМИ жизнь в конце ХХ в. Черты беллетристики в женской прозе: повторяемость образов, фактографическая точность в описании быта, семантическая многоплановость, психологическая точность образов, просветительский и нравственный пафос (Грекова). Катастрофичность, присущая переходному периоду также отразилась в женской беллетристике 19-20 вв. Главным образом это страшные процессы, происходящие в семье. Жанр семейной саги занял свое заметное место в беллетристике рубежа веков. Он фиксирует изменения, которые происходили в институте семьи. Активные процессы в беллетристике связаны с тем, что в любые переходные эпохи активизируются жанры, рассказывающие о жизни человека на фоне времени.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |