Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проект Б. Акунина «Жанры». Цикл об Э.Фандорине – лекции, п/з, Черняк – с. 190-204




Появление прозы Б. Акунина было продиктовано требова­ниями и читателя, и времени: ментальные доминанты каждого типа культуры формируют определенную систему ее категорий и ожиданий. Первые детективы Б. Акунина были изданы в 1998 г., когда, с одной стороны, ры­нок отечественной массовой литературы только сформировался, а с дру­гой — испытал первое насыщение массового читателя его про­дукцией. В это время литература стремительно превращалась в разновидность массовой коммуникации, а изменение статуса литературы неизбежно влекло за собой изменение статуса писа­теля. На фоне огромного количества вновь появляющихся имен и брендов «проект Б. Акунин» привлек к себе внимание и читателей, и критиков, обычно равнодушных к «чтиву», именно тем, что раздвинул границы жанра, предложив читателю довольно широкий диапа­зон литературных смыслов.

Романы «фандоринского цикла» охватывают большой ис­торический отрезок — от середины 1870-х гг., эпохи Александра II («Азазель», «Турецкий гамбит»), через эпоху царствования; Александра III («Смерть Ахиллеса») к эпохе Николая II («Коро­нация», «Любовник смерти», «Любовница смерти», «Алмазная колесница»). Внимание и точность к историческим реалиям и важным историческим событиям (русско-турецкая война 1877— 1878 гг. («Турецкий гамбит»), революционный террор и борьба с ним («Статский советник»), коронация Николая II и печальные события на Ходынском поле («Коронация, или Последний из романов»), Русско-японская война 1905 года («Алмазная колес­ница») позволили критиками относить романы Б. Акунина больше к исторической беллетристике, нежели к детективу. Рас­следование Фандорина, как правило, связано не с бытовым преступлением, а с преступлением, имеющим определенный исторический вес и опасным для России (опасность, исходя­щая от шпионов в «Турецком гамбите», от революционеров в «Статском советнике», от тайных оккультных обществ в «Лю­бовнице смерти», от выродившейся царской династии в «Ко­ронации» и т.д.).

Исторический контекст Акунин ис­пользует для того, чтобы ставить диагноз современному россий­скому обществу, поэтому текст романа «Приключения Эраста Фандорина» по замыслу автора со­ставляют своеобразную «азбуку» детективного жанра.

Роман «Алмазная колесница», последний роман «фандоринского цикла», является своеобразной экспозицией ко всем романам цикла. Именно из этого романа становится понят­ным, почему Фандорин так меланхоличен и равнодушен к жен­щинам, откуда взялся преданный слуга японец Маса (Фандо­рин спасает его от смерти и позора), почему Фандорин так лю­бит японскую культуру и знает японские боевые искусства (отец его возлюбленной, непобедимый вождь ниндзя, стано­вится учителем героя).

Исчерпанность цикла «Приключения Эраста Фандорина», обнаруженная в последнем романе «Алмазная колесница», при­вела автора к созданию нового литературного проекта, который так же, как в свое время «фандоринский цикл», соответствует эстетическим поискам начала XXI в. Б. Акунин, играя с тра­диционными жанрами, активно использовал клише беллетрис­тики советской эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.