Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 19 страница




В настоящее время единый курс рубля устанавливается Цен­тральным банком РФ на основе результатов операций по куп­ле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже.

Предприятия обязаны продавать на внутреннем валютном рын­ке России 50% своей валютной выручки, образовавшейся от всех платежей в иностранной валюте, полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Феде-

Глава 20. Валютное регулирование и контроль

39J

рации, за исключением случаев, специально установленных закон дательством.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:

— средства, полученные в качестве взносов в уставный капит (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в питале;

— суммы, полученные в виде привлеченных кредитов (депози­тов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предо тавленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленны проценты;

— поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

— валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на о -новании лицензии Центрального банка Российской Федерации

Установлен порядок обязательной продажи предприятиями час­ти экспортной выручки. В этих целях в уполномоченном банке ка­ждому предприятию открываются два счета: транзитный валютньГ счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранн " валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающих°И в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспо ной выручки. Сначала все валютные поступления зачисляются н транзитный валютный счет.

После этого уполномоченный банк обязан не позднее следу щего рабочего дня известить об этом предприятие. Оно должно не­замедлительно дать поручение банку о продаже части валютной вы­ручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуще­ствляет продажу валюты, а если ее сумма не достигает минималь­ной суммы сделки, предусмотренной правилами проведения топго на соответствующей межбанковской бирже, покупает эту валюту счет лимита открытой валютной позиции. В случае если предпри­ятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 7 дней с момента ее зачисления на транзитный счет клиента банк как агент валютного контроля обязан продать 50% валютной вы ручки предприятия по своей инициативе.

Порядок совершения банками сделок купли-продажи наличной валюты урегулирован Центральным банком РФ. Для совершения указанных операций уполномоченный банк должен открыть и заре­гистрировать обменный пункт в Банке России. Курсы обмена лют устанавливаются банками самостоятельно. Обменный пунк может совершать сделки только с валютой, котируемой БанкоТ России.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валют­ном контроле (с изменениями и дополнениями) граждане-резиден ты имеют право иметь в собственности валютные ценности, полу­ченные или приобретенные на территории России в законном по

Раздел VI. Банковское кредитование, расчеты

рядке. К ним относятся валютные ценности, приобретенные на внутреннем валютном рынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли; полученные в каче­стве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодатель­ном порядке; приобретенные в целях коллекционирования единич­ные иностранные денежные знаки и монеты в порядке, установ­ленном законодательством. Кроме того, гражданин может стать собственником иностранной валюты при разделе валютного вклада супругов в уполномоченном банке или в том случае, если на содер­жание российского гражданина, работающего за границей, перево­дятся валютные средства не в полной сумме, а по его поручению часть средств зачисляется в России на валютный счет в уполномо­ченном банке.

Средства граждан в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, могут быть про­даны за рубеж уполномоченному банку, переведены (вывезены) за границу с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу. При этом гражданин должен получить в уполно­моченном банке справку, являющуюся подтверждением для тамож­ни законности вывоза валюты за границу. При этом необходимо иметь в виду, что физические лица — резиденты могут единовре­менно вывозить из Российской Федерации при соблюдении тамо­женных правил наличную иностранную валюту в размере, установ­ленном законодательством.

Валютное законодательство регламентирует также порядок от­крытия российскими гражданами валютных счетов за границей на период их пребывания за рубежом.

Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполно­моченных банках и свободно ими распоряжаться.

Валютное законодательство регулирует порядок осуществления валютных операций нерезидентами. Так, нерезиденты имеют право:

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту Россий­ской Федерации в порядке, установленном Банком России;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос­сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен­ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с законодательством на­шей страны. При этом физические лица — нерезиденты могут вы­возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной на территорию стра­ны и зачисленной на его текущий валютный счет в уполномочен­ном банке.

_________ Глава 20. Валютное регулирование и контроль ______ 397

Помимо регулирования валютных операций валютное законода­тельство предусматривает особый порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями. Правовую основу образует Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»1 и Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 г № 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов»2, а также-иные нормативно-правовые акты.

Под драгоценными металлами понимаются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.

Под драгоценными камнями понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг в сыром и обработанном виде. К драгоценным камням при­равниваются уникальные янтарные образования в порядке, кото­рый устанавливается Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

В соответствии с валютным законодательством установлен осо­бый порядок совершения сделок с золотом и серебром:

— в стандартных и мерных слитках;

— с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;

— с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящи­мися к ювелирным и иным бытовым изделиям;

— с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и ис­пользуемыми для изготовления изделий, содержащих золото и се­ребро (включая ювелирные и другие бытовые изделия).

Сделки с названными объектами вправе совершать, в частно­сти:

— Министерство финансов Российской Федерации, к которому перешли функции Комитета Российской Федерации по драгоцен­ным металлами и драгоценным камням;

— Центральный банк Российской Федерации;

— уполномоченные банки;

— пользователи недр;

— скупочные предприятия;

— предприятия-заготовители и предприятия-переработчики;

— аффинажные заводы;

— промышленные потребители;

— инвесторы.

В целях предотвращения нарушений валютного законодательст­ва, совершения незаконных сделок с валютными ценностями и со-

1 СЗ РФ. 1998 № 13. 2СЗ РФ. 1997. №30

Раздел VI. Банковское кредитование, расчеты

крытия средств в иностранной валюте государство осуществляет ва­лютный контроль.

§ 4. Правовое регулирование валютного контроля Валютный контроль является одним из видов финансового кон­троля, который осуществляется при проведении валютных опера­ций.

Основными направлениями валютного контроля выступают:

— определение соответствия проводимых операций действую­щему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контро­ля и их агентами. К числу органов валютного контроля Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит Цен­тральный банк Российской Федерации, о чьих полномочиях в данной сфере говорилось ранее, федеральные органы исполнительной вла­сти в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, в настоящее время относятся Госу­дарственный таможенный комитет Российской Федерации, Министер­ство РФ по налогам и сборам. Уполномоченным Правительством страны федеральным органом исполнительной власти является Де­партамент валютного контроля Министерства финансов РФ.

Созданная в 1993 г. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в мае 2000 г. была реорга­низована. Часть ее полномочий как органа валютного контроля пе­редана Министерству финансов России. Полномочия в сфере ана­литической деятельности и органов экспортного контроля переда­ны Министерству экономического развития и торговли РФ. В на­стоящее время Департамент валютного контроля Министерства финансов России осуществляет следующие функции органа валют­ного контроля: контролирует соблюдение резидентами и нерези­дентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выпол­нение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установ­ленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономи­ческим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением

Глава 20. Валютное регулирование и кс

порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностран­ной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений; осуществляет иные функ­ции, связанные с валютным контролем.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответст­вии со ст. 198 и 199 Таможенного кодекса Российской Федерации и иные таможенные органы как агенты валютного контроля осуще­ствляют валютный контроль за перемещением лицами через тамо­женную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через ука-I' занную границу товаров и транспортных средств. ' Агентами валютного контроля являются организации, подотчет­ные соответствующим органам валютного контроля, которые в со­ответствии с законодательством могут осуществлять функции ва­лютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее вре­мя отнесены уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполни­тельной власти в соответствии с законодательством. Помимо упол­номоченных банков агентами валютного контроля являются, на­пример, налоговые инспекции, таможни, таможенные посты.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного кон­троля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, ус­ловиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов ва­лютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны пред­ставлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанно­сти, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и норма­тивных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполно­моченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействи­тельным сделкам или взыскания в доход государства необоснован­но приобретенного не по сделке, а в результате незаконных дейст­вий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и ин­формации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не учтена, учтена ненадлежащим обра­зом или по которой документация и информация не были пред­ставлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний орга-

Раздел VI. Банковское кредитование, расчеты

нов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сдел­кам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридиче­ских лиц — нерезидентов, виновные в нарушении валютного зако­нодательства, несут уголовную, административную и граждан­ско-правовую ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответствен­ность: за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192), за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 15.25 предусматривается административная ответственность за на­рушение валютного законодательства.

Большое значение в совершенствовании валютного контроля играет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем»1, предусмотревший создание Комитета по финан­совому мониторингу в структуре Министерства финансов РФ, на который возложены функции финансового, в том числе валютного, контроля.

Контрольные вопросы:

2. 3. 4. 5. 6. 7. той?

9.

Какие существуют типы валютных режимов?

Какова структура валютного правоотношения?

Кто является субъектом валютного правоотношения?

Что может быть объектом валютного правоотношения?

Что относится к валютным ценностям?

Охарактеризуйте понятие «валютная операция».

На какие виды делятся валютные операции с иностранной валю-

Какие валютные операции могут совершать резиденты? Какие органы вправе осуществлять валютный контроль9 Какие организации относятся к агентам валютного контроля?

СЗ РФ. 2001. № 33.

РАЗДЕЛ VII.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Глава 21. Основы бюджетного права и бюджетного процесса

§ 1. Понятие бюджета

Прежде чем перейти к рассмотрению бюджета и бюджетного права, необходимо отметить, что бюджетные отношения связаны с государственными финансами.

Под государственными понимаются финансы различных госу­дарственных образований, в то время как частные финансы вклю­чают в себя финансы частных лиц и предприятий. Для лучшего по­нимания предмета бюджетного права представляется интересным сравнить частные и государственные финансы.

Изучение финансовых проблем любого физического или юри­дического лица частного или публичного права сводится к изуче­нию проблем управления денежными фондами, формирования и распределения доходов и расходов и составления бюджета. Но на этом их сходство заканчивается. Как показывает более глубокое изучение проблемы, финансы государства существенно отличаются от финансов частного лица и предприятия. Для иллюстрации рас­смотрим более детально отдельные моменты.

С тонки зрения поступлений различие проявляется в источнике финансирования и объеме доходов и средств.

Государственный бюджет финансируется за счет множества ис­точников (налоги, сборы, поступления от государственной собст­венности), в то время как частное лицо или предприятие имеют один или два источника доходов (заработная плата, дивиденды или прибыль). Кроме того, в исключительных случаях государство мо­жет прибегать к заимствованию денежных средств для финансиро­вания своего бюджета, как и частное лицо или предприятие. Одна­ко здесь различие заключается в уровне значимости размера долга.

Что касается объема доходов и средств, необходимо отметить, что доходы государства, как правило, намного превышают доходы частных лиц и предприятий.

С точки зрения расходов разница вытекает из подхода к расходо­ванию средств. Так, государство сначала исчисляет свои расходы и лишь затем определяет необходимые для их покрытия доходы, в то время как частные лица и предприятия поступают наоборот.

Безусловно, в объемном отношении расходы государства значи-

26 - 9677

402 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

тельно превышают расходы частных лиц и предприятий, но необ­ходимо признать, что манера действий государственной власти не создана для «улаживания дел» и не побуждает государство к сокра­щению расходов. Часто государство тратит больше, чем может по­крыть, настолько больше, что не опасается таких серьезных послед­ствий, как признание несостоятельности, применяемой к коммер­ческим предприятиям в случае прекращения ими платежей. Ука­занная ситуация обусловлена тем, что современное государство не может быть доведено до банкротства

С точки зрения задач различия между государственными и част­ными финансами еще более явные. В то время как частные пред­приятия ищут прибыль, а физические лица — материальное удовле­творение для своих личных нужд, государство, наоборот, стремится защитить то, что оно считает общественным интересом. И этот об­щественный интерес, содержание которого непостоянно, изменяет­ся с приходом нового правительства

Посему сложно поднимать проблему издержек и доходности го­сударственных финансов, ибо государство, представляемое прави­тельством, обречено расходовать свои денежные ресурсы для ус­пешной реализации своей политической программы во имя интере­сов общества.

Однако сегодня в государственном секторе, как и в частном, стали руководствоваться принципом уменьшения издержек. Изме­няется также и содержание контроля: классический контроль за за­конностью расходных и доходных операций в настоящее время до­полняется контролем за качеством управления, представляющим собой контроль за целесообразностью использования денежных средств и призванным оценить эффективность использования госу­дарственными служащими государственных денежных средств.

С точки зрения метода финансовые операции частных лиц (фи­зических или юридических) базируются на договоре, в то время как государство применяет метод принуждения, властный метод. Прин­цип авторитарного распределения денежных средств является ос­новным в управлении государственными финансами. Помимо ис­ключительных полномочий в области налогообложения государство осуществляет контроль за кредитами, но более всего за денежным обращением.

Таким образом, бюджет представляет собой свод доходов и рас­ходов государства и кроме того, является документом политиче­ским, юридическим и финансовым.

Бюджет как политическая категория

Как политическая категория бюджет воздействует на политиче­ский режим, на его политику и стабильность.

Политическая власть и бюджетная власть всегда были тесно взаимосвязаны.

Первоначально бюджет, (от старофранцузского «bougette» — не­большой мешок с деньгами) представлял собой королевскую казну

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса403

и выражал баланс между властью политической и нацией, и рас­сматривался в качестве источника государственного дохода. Позд­нее термин «бюджет» приобрел финансовый смысл и стал пред­ставлять собой портфель с финансовыми документами, а затем и сам финансовый акт, ограничивающий королевскую власть в час­ти, касающейся взимания налогов. Право передачи бюджетной вла­сти стало затем объектом длительных политических баталий. Разви­тие бюджетного права проходило параллельно с развитием полити­ческого права.

Два наиболее ярких примера позволяют проиллюстрировать борьбу за финансовую власть между исполнительной властью и парламентами.

В Великобритании политическая организация монархии отно­сится к периоду нормандских завоеваний XI в. Поделив террито­рию покоренной Англии между вассалами, Вильгельм Завоеватель обязал их не только военной службой, но и денежными взносами, носившими постоянный характер. В XIII в., в период расцвета фео­дального строя, в Англии развернулась острая политическая борьба: сильной королевской власти стали противостоять оформившиеся сословия. Итогом этой борьбы стало подписание Иоанном Беззе­мельным Великой Хартии вольностей 15 июля 1215г., ст. 12 и 14 которой устанавливали, что ни «щитовые деньги», ни какие-либо иные пособия не должны взиматься в королевстве иначе, как по общему совету королевства — собрания всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип будущей Палаты лор­дов. В 1297 г. английский парламент принимает статут «О ненало­жении податей», согласно которому обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. взимание косвенных налогов также было поставлено в зависимость от согла­сия парламента. Таким образом, монархия вынуждена была признать, что согласие на налоги является уже и формой контроля за расходами. Парламент добился того, что рассмотрение новых на­логов стало ставиться в зависимость от трех королевских уступок:

— использование новых доходов для конкретных расходов;

— издание ряда законов;

— право контроля счетов короля.

В XV в. установился порядок, согласно которому дела, связан­ные с налогообложением, первоначально должны рассматриваться в нижней палате. Также помимо разрешения налогов предусматри­валась возможность парламентского утверждения расходов.

Однако парламентские полномочия в финансовой сфере вскоре привели к конфликту между королем и парламентом, когда король требовал вернуть ему отобранные права под угрозой роспуска последнего. В 1628 г. парламент подал королю «Петицию о праве», в соответствии с которой никто впредь не принуждался платить на­логи и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента». На следующий год парламент возобновил со-

26-

404 Раздел VII. Финансово-правовые институ5ы за рубежом --------

тасование субсидий, чтобы показать временный характер их дейст­вия. Так был введен принцип ежегодности бюджета.

Окончательно бюджетное право в Великобритании сформиро­валось в конце XVII в., когда бюджетный конфликт закончился превосходством парламента над Короной с принятием Ьилля о пра­вах 1689 г., закрепившего за парламентом право утверждения дохо­дов и расходов с их годовой периодичностью.

Во Франции идея согласования налогов реально появилась лишь в XIX в. в результате революционной политической борьбы.

В 1302 г. впервые было созвано общефраниузское собрание со­словий - Генеральные штаты, которые являются прототипом французского собрания. Уже в соответствии с «Великим мартов­ским ордонансом» 1357 г. Генеральные штаты имели исключи­тельное право не только на введение новых налогов, но и на кон­троль за расходами правительства. Однако на тот период налогами облагалось только третье сословие, а духовенство и дворянство оо-ладали налоговым иммунитетом. Отдельные попытки Людовика XIV, Ришелье и Людовика XV не привели к созданию единого

бюджета.

Лишь революция 1789г. привела к зарождению бюджетного права во Франции. Так, Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г., в ст. 13 и 14 установила необходимость общественного обложения для содержания государственной силы и на расходы по содержанию администрации, принцип равномер­ного обложения между всеми гражданами согласно их состоянию, а также право граждан лично или через своих представителей уча­ствовать в обсуждении, утверждении и контроле за обложением и расходованием средств.

Далее Конституция 3 сентября 1791 г. ввела годовое утвержде­ние парламентом бюджета и его планирование. Конституции i/yj, 1795 и 1799 гг. внесли соответствующие дополнения к бюрж&р.

В 1801 г. появился первый настоящий бюджет и 24 апреля 1Шэ r. -первый закон, касающийся государственного бюджета.

Реставрация Бурбонов заложила основные принципы бюджет­ного права:,

- необходимости утверждения расходов парламентом (закон от

25 марта 1817г.); тяПгУ

— специализации кредитов (закон от 25 марта loi/ 1.;,

— универсальности доходов (закон 15 мая 1818 г.).

Для подтверждения своей финансовой прерогативы парламент использовал процедуру голосования бюджета по главам и парла ментскую инициативу в области общественных расходов. Ьюджет^ ная процедура в эту эпоху характеризовалась разделением компе тенций между парламентом и правительством.

Конституция V Республики и органический закон от L ЯНВДРЯ 1959г. ознаменовали поворотную точку в бюджетном праве. Ооа этих акта ограничили компетенцию парламента в бюджетной сфер в пользу исполнительной власти.

Глава 21. Основы бюджетного права и процесс

40!

Бюджет как экономическая категория

Роль государства в XIX в. была ограниченной. Бюджет позволял регистрировать доходы и расходы государства и давал возможность учитывать и контролировать его расходы, затраты на администра­тивные нужды и использование государственных ресурсов.

Государство выполняло большие общественные функции: безо­пасность, общественный порядок, оборона, дипломатия. В эконо­мическом плане функции государства соответствовали либеральной доктрине: ничего не должно мешать свободной конкуренции и ры­ночным механизмам для обеспечения спроса и предложения.

Три характеристики бюджета иллюстрируют классическую кон­цепцию государственных финансов:

нейтральный бюджет — экономический порядок не должен на­рушаться государственными инициативами;

непродуктивный бюджет — бюджет должен ограничиваться по­крытием непродуктивных расходов государства;

взвешенный бюджет — государство не должно тратить или взи­мать более, чем это необходимо. Профицит, как и дефицит, осуж­даются.

Сегодня как экономическая категория государственный бюджет выполняет тройственную миссию.

Во-первых, бюджет регулирует экономическую жизнь страны. Бюджетные приоритеты могут влиять на экономическую актив­ность. С помощью бюджетной политики государство имеет возмож­ность способствовать экономическому подъему или бороться с ин­фляцией путем изменения конъюнктуры. Для достижения своих целей государство может:

— уменьшить налоговое бремя (признав дефицит) и распреде­лить часть доходов между частными лицами (социальные пособия) или предприятиями (кредиты, инвестиции) для увеличения потреб­ления продукции;

— ограничить вмешательство государства, чтобы действовали законы рынка для регулирования возникшего дисбаланса (инфля­ция, депрессия);

— уменьшить долю государственных расходов в экономике для уменьшения потребления и производства с целью ограничения ин­фляции и импорта.

Во-вторых, бюджет предоставляет средства. Государство должно обеспечивать нормальное функционирование своих органов. Для этой цели государство использует денежные средства, собранные с населения (налоговые поступления). Кроме того, государство принимает участие в финансировании промышленности и торгов­ли, а также некоторых частных проектов.

Государство осуществляет финансовую поддержку в двух фор­мах:

— на безвозмездной основе (дотации на покрытие дефицита, на закупку оборудования, и др.);

406 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

— на возвратной основе (казначейские ссуды, частичная оплата процентов по займам, обеспечение займов).

В-третьих, бюджет перераспределяет государственные средства При получении доходов и распределении расходов государство применяет к своим субъектам дифференцированный подход для со­блюдения принципа социальной справедливости.

Бюджет как юридическая категория

В юридическом плане бюджет понимается как основной фи­нансовый план государства, предусматривающий и устанавливаю­щий расходы и доходы централизованного денежного фонда на год. Бюджет имеет форму правового акта, принимаемого представитель­ным органом власти, в связи с чем он имеет силу закона. Кроме того, помимо распределения денежных средств государства на бюд­жет возложена задача по закреплению решений органов государст­венного сектора в области финансов и по установлению юридиче­ских прав и обязанностей участников бюджетных отношений. Так­же бюджет является средством контроля законодательной власти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.