Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 27 страница




Место НДС в системе финансирования государственного бюд­жета зависит от проводимой в стране налоговой политики. Однако даже в тех государствах, где налоговые обязательства распределяют­ся примерно одинаково между косвенными и прямыми налогами, на долю НДС приходится заметная часть бюджетных поступлений от косвенного налогообложения. В государствах Европейского Союза качество источника системы «собственных ресурсов» ставит НДС в особое положение, поскольку правовое регулирование сис­темообразующих налогов осуществляется преимущественно норма­ми права ЕС. И хотя этот источник финансирования европейского бюджета наполняется лишь за счет единой процентной надбавки к национальному налогу, тем не менее все его элементы составля­ют предмет законотворчества ЕС. Этим объясняется то, что в пра­вовом регулировании НДС государств — членов Сообществ почти не осталось серьезных различий, поскольку основные вопросы гар­монизации национального законодательства на сегодняшний день практически решены.

Сравнимое положение сложилось в государствах — членах ЕС и в отношении индивидуальных акцизов на отдельные виды това­ров. Европейские Сообщества приняли серию директив, которые гармонизировали национальное законодательство об акцизах на та­бак, алкоголь и минеральные масла, установив общий подход к ре­гулированию основных элементов этих налогов.

В налоговых системах государств — членов ЕС налог на добав­ленную стоимость, индивидуальные акцизы и таможенные пошли­ны представляют собой те виды обязательных платежей, регулиро­вание которых осуществляется на основе норм права ЕС, импле-ментированных в национальный правопорядок.

§ 4. Ответственность за налоговые правонарушения

Во всех государствах предусматривается обязанность граждан уп­лачивать налоги. Это — естественно, поскольку налоги составляют основную часть государственного бюджета. Во многих странах пря­мые налоги, непосредственно уплачиваемые физическими и юриди­ческими лицами, приносят более половины государственных дохо­дов. При этом также естественно и то, что граждане не любят пла­тить налоги, считая, что государство далеко не всегда эффективно

Глава 22. Основы налогового права

использует получаемые финансовые средства для осуществления своих социально-экономических и иных программ. Есть и другие причины, по которым граждане не любят платить налоги, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Государство, в свою очередь, понимает, что лишь убеждением добиться уплаты налогов невозможно, поэтому устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанно­сти. В зарубежных странах предусматривается два основных вида от­ветственности за налоговые правонарушения: административная и уголовная. Однако в каждом государстве решение вопроса ответст­венности имеет свои особенности, определяемые законодательством и доктриной. В настоящем параграфе предполагается рассмотреть общее и особенное в вопросе ответственности за налоговые право­нарушения на примере ряда зарубежных государств.

Прежде всего следует определиться с критерием разграничения административной и уголовной ответственности. Уже здесь возни­кает первая сложность. Дело в том, что принятый в отечественной науке и понятный российскому юристу критерий степени общест­венной опасности противоправного деяния в западноевропейской правовой доктрине не признается как отличительный признак раз­граничения видов правовой ответственности. В странах Европы и США таким критерием является воля законодателя:

• если санкции за правонарушение предусмотрены в уголовном законе, то это означает наличие уголовной ответственности;

• если санкции установлены в административном законе, то это означает административную ответственность за правонарушение.

Однако в ряде европейских государств, в частности в Велико­британии, Франции и Италии, санкции за основные налоговые правонарушения установлены не в административном или уголов­ном законодательстве, а в специальных налоговых законах. В этом случае основной критерий разграничения уголовной и администра­тивной ответственности применяется опосредованно, через сравне­ние суровости санкций за правонарушение:

• если налоговый закон предусматривает арест на срок меньше минимального срока лишения свободы, установленного УК, то речь идет об административной ответственности;

если закон устанавливает штраф, размер которого ниже мини­мального штрафа, предусмотренного УК, то это также означает ад­министративную ответственность.

Различие уголовного и административного штрафа можно прово­дить и по другому критерию, — в зависимости от государственного > органа, налагающего штраф. Соответственно, административный штраф устанавливается административными органами, а уголовный — I только судом.

Таким образом, в доктрине проводится разграничение админи-

icтpaтивнoй и уголовной ответственности за налоговые правонару­шения. Однако лишь анализ законодательства зарубежных госу-31 - 9677

482 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

дарств может дать конкретные примеры решения этого вопроса и определить основные виды противоправных деяний, квалифици­руемых в законе как налоговые правонарушения.

В Германии правовыми актами, предусматривающими ответст­венность за налоговые правонарушения, являются: 1) Положение о налогах 1977 г.; 2) Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1987 г.); 3) Закон ФРГ об административных правонарушениях (в редакции 1987 г.).

Основным источником норм, определяющих ответственность за налоговые правонарушения, является Положение о налогах, закреп­ляющее принцип, устанавливающий соотношение налогового зако­нодательства, с одной стороны, и уголовного/административного законодательства — с другой: в отношении административных пра­вонарушений/налоговых преступлений действуют общие нормы ад­министративного/уголовного закона соответственно, если иное не предусмотрено Положением о налогах.

Положение о налогах (далее — Положение) предусматривает уголовную и административную ответственность за совершение на­логовых правонарушений. Именно в таком порядке нормы права расположены в тексте: сначала параграфы, регламентирующие на­логовые преступления, а затем — налоговые административные правонарушения. Однако рассматривать эти нормы будем в обрат­ном, привычном порядке, начиная с административной ответствен­ности.

Административная ответственность за налоговые правонарушения закрепляется преимущественно в Положении, где в ряде параграфов описываются противоправные налоговые деяния, влекущие за собой административный штраф. К такого рода деяниям отнесены:

• неумышленное уклонение от уплаты налогов в смысле абз. 1 § 370 Положения;

• угроза налоговому порядку: умышленное или «по недосмотру» неправильное ведение бухгалтерской документации, создающее возможности сокращения налоговых выплат и получения незакон­ных налоговых льгот;

• умышленное или «по недосмотру» нарушение законодательст­ва, регулирующего порядок уплаты налога на потребительские то­вары1;

• нарушение законодательства, влекущее за собой создание воз­можности уклонения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Уголовная ответственность предусматривается за налоговые преступления, основные виды которых перечислены в Положении о налогах и Уголовном кодексе: 1) уклонение от уплаты налогов; 2) нарушение таможенных правил; 3) подделка знаков уплаты по­шлин; 4) нарушение налоговой тайны; 5) укрывательство имущест­ва с целью уклонения от налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов проявляется в различных формах:

1 Имеются в виду нарушения, связанные с упаковкой, маркировкой и транс­портировкой товаров, влекущие за собой их неправильное налогообложение

Глава 22. Основы налогового права

48;

а) получение незаконных налоговых льгот для себя и для друго­го лица на основе неверных или неполных данных, представленных в налоговые органы, или сокрытие информации, которую лицо обязано предоставлять в финансовые органы, повлекшее за собой незаконное использование налоговых льгот. Это преступление на­казывается лишением свободы или штрафом. В случае незаконного использования налоговых льгот, которое привело к значительному сокращению налогооблагаемой базы, предусматривается более строгое наказание в виде лишения свободы;

б) получение незаконных налоговых льгот в результате исполь­зования поддельных документов. Это преступление, совершаемое постоянно, также влечет за собой ответственность в форме лише­ния свободы.

Предусматривая жесткие санкции за налоговые преступления, Положение о налогах одновременно сохраняет возможность избе­жания уголовной ответственности в случае осознания правонару­шителем противоправности его действий. Так, если лицо, предста­вившее в финансовые органы неверные или неточные данные о своих доходах, заявит об этом с целью исправить допущенное на­рушение до того, как начнется налоговая проверка его доходов и, тем более, будет возбуждено административное или уголовное преследование, то такое лицо освобождается от уголовной ответст­венности. Не наступает уголовная ответственность и в случае, когда лицо, добившееся незаконного сокращения налогов, добровольно уплатит сокрытую от налогов сумму в установленные законом сроки. Нарушение таможенных правил в соответствии с § 372 Положе­ния выражается в нарушении запрета на ввоз, вывоз или транзит­ный провоз товаров без соответствующего уведомления таможен­ных органов. Наказанием за это преступление является лишение свободы или штраф.

Самостоятельным видом налоговых преступлений считается подделка знаков уплаты пошлины. Признаки этого преступления со­держатся не в налоговом, а в уголовном законе, который преду­сматривает наказание в форме штрафа или лишения свободы на срок до 5 лет (§ 148 УК ФРГ).

Так же как и подделка знаков уплаты пошлины, отдельным ви­дом преступления, предусмотренным Уголовным кодексом, является нарушение налоговой тайны. Субъектом этого преступления может быть должностное или иное лицо (например эксперт, судья), кото­рое будучи официально привлеченным к административному или су­дебному процессу по налоговым делам, стало обладателем информа­ции, составляющей налоговую тайну. Разглашение этой информации влечет за собой ответственность в форме лишения свободы на срок до 2 лет или в форме штрафа (§ 355 УК ФРГ). Наряду с Уголовным кодексом запись о налоговой тайне содержится и в Положении. Частично, без указания санкций, воспроизводя норму УК, Положе­ние устанавливает условия, при наличии которых допускается раз­глашение сведений, составляющих налоговую тайну: а) при согласии

31-

484 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

заинтересованного лица; 6) если это служит целям административ­ного или уголовного процесса; в) если это необходимо для расследо­вания тяжкого уголовного или экономического преступления; г) если это необходимо для опровержения ложной информации, на­носящей вред государству (ч. 2, 3, 4 § 30 Положения).

Укрывательство имущества с целью уклонения от налогообложе­ния. Данный состав преступления предусматривает действия по реа­лизации товаров, укрытых от потребительских налогов или тамо­женных сборов. Лица, совершившие такое преступление в целях личного обогащения или в пользу третьих лиц, подлежат наказа­нию в форме лишения свободы или в форме штрафа. Промысло­вый характер таких действий влечет за собой ужесточение наказа­ния. Законодательство ФРГ предусматривает возможность дополни - тельного наказания за совершение налоговых преступлений. Напри­мер, суд может назначить дополнительное наказание в форме конфискации предметов, укрытых от налогов, или средств, исполь­зовавшихся в качестве орудий преступления. Для лиц, приговорен­ных к лишению свободы на срок более одного года, в качестве до­полнительного наказания может быть установлен запрет занимать публичные должности в течение установленного законом срока (§ 375 Положения; ч. 2 § 45; § 74а УК ФРГ).

Уголовное законодательство ФРГ не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц. Юридические лица привлекают­ся лишь к административной ответственности, предусмотренной Законом об административных правонарушениях1.

В Великобритании правовыми актами, предусматривающими от­ветственность за налоговые правонарушения, являются2: 1) Закон 1970г. об управлении налогами; 2) Закон 1988г. о подоходном и корпорационном налогах; 3) Закон 1979г. о таможенных и ак­цизных сборах; 4) Закон 1981 г. о подлоге и подделке; 5) Закон 1980 г. о магистратских судах и некоторые другие.

В этих правовых актах предусмотрена ответственность за право­нарушения, связанные с уплатой прямых и косвенных налогов, с подделкой документов с целью уклонения от налогов.

1 Ответственность юридических лиц устанавливается в форме административ­ного штрафа в случае, если официальный представитель юридического лица или член его руководящего органа совершили правонарушение, повлекшее за собой невыполнение юридическим лицом своих обязанностей или его незаконное обогащение (§ 30 ЗОАП).

Наряду с парламентскими законами в некоторых случаях ответственность за налоговые правонарушения предусматривается нормами общего права. В частно­сти, умышленное предоставление налогоплательщиком ложных данных налого­вой службе, сопровождаемое мошенническими действиями, является налоговым преступлением по общему праву и наказывается тюремным заключением и штрафом. Нормы общего права могут дополнять налоговые законы. Напри­мер, Закон о таможенных сборах и акцизах 1979 г., предусматривающий ответ­ственность за контрабанду, не содержит определение понятия «контрабанда» Соответствующее разъяснение действий, квалифицируемых как контрабанда, содержится в прецеденте, созданном судом по делу Хуссейна в 1969 г.

Глава 22. Основы налогового права

К такого рода правонарушениям отнесены следующие противо­правные деяния1:

• несообщение о полученных доходах в налоговую службу (Управление внутренних доходов). Это правонарушение наказывает­ся штрафом. Закон 1970г. возлагает обязанность ежегодно инфор­мировать налоговую службу о полученных доходах как физических, так и юридических лиц, плательщиков корпорационного налога;

• неуплата физическим лицом или корпорацией подоходного налога или налога на прирост капитала в соответствии с извещени-ем, полученным от налоговой службы, наказывается основным штрафом и дополнительным штрафом за каждый день просрочки уплаты налога;

• представление в налоговую службу ложной информации или документов, повлекшее за собой неправильную уплату подоходного налога или налога на прирост капитала, наказывается штрафом;

• оказание помощи в представлении в налоговую службу лож­ных счетов или налоговых деклараций наказывается штрафом;

• незаконный импорт и экспорт товаров и связанное с этим умышленное уклонение от уплаты таможенной пошлины. Такое правонарушение подлежит наказанию в порядке суммарного произ­водства или по обвинительному акту. В первом случае виновное лицо наказывается штрафом в размере не менее трехкратной стои­мости товара и (или) тюремным заключением. Во втором слу­чае — штрафом, размер которого определяется судом и (или) тю­ремным заключением;

• неправильное заполнение таможенной декларации и умыш­ленное сокрытие информации об экспортируемых товарах наказы­ваются штрафом;

• представление ложной информации с целью получения нало­говой льготы (освобождения от уплаты таможенных платежей) под­лежит преследованию в порядке суммарного производства и по об­винительному акту. В первом случае виновное лицо наказывается штрафом, предельный размер которого установлен законом и (или) тюремным заключением, во втором — штрафом, размер которого определяется судом и (или) лишением свободы;

• противодействие уполномоченным Управления пошлин и ак­цизов, препятствующее выполнению ими своих служебных обязан­ностей, наказывается лишением свободы и штрафом.

• незаконное изготовление или оказание помощи в изготовле­нии гербовых марок, а также подделка и продажа фальшивых гер-

1 В Великобритании не проводится формальное разграничение между преступ­лениями и проступками. А с 1967г., в отличие от США, отменены все различия между фелонией и мисдиминором (п 1 § 1 Закона об уголовном праве 1967г. /Criminal Law Act, 1967). В соответствии с данным законом «по всем вопросам, по которым прежде существовало различие между фелонией и мисдиминором, применяется закон и практика, относящаяся к мисдиминорам» (п. 2 § 1). Одно­временно закон 1967 г. установил понятие «арестного преступления», которым называется преступное деяние, наказываемое тюремным заключением на срок не менее пяти лет (п. 1 § 2 Закона 1967 г.).

486 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

бовых марок преследуются в порядке суммарного производства или по обвинительному акту. В первом и во втором случаях виновное лицо наказывается тюремным заключением.

Отдельно следует отметить правонарушения, связанные с упла­той местных налогов. Неуплата местного налога (налога с недвижи­мости или обязательного платежа (налога) за обеспечение водой или канализацией) влечет за собой исковое обращение в магистрат­ский суд, который по установлении обоснованности искового заяв­ления издает приказ о взыскании местного налога. В зависимости от обстоятельств судья может издать приказы: а) о наложении аре­ста на имущество налогоплательщика; б) о заключении налогопла­тельщика в тюрьму.

Во Франции правовыми актами, предусматривающими ответст­венность за налоговые правонарушения, являются: 1) Общий ко­декс о налогах 1950г. (с последующими изменениями)1; 2) Уголов­ный кодекс 1992 г.

Основные виды противоправных деяний в сфере налоговых от­ношений описываются в Общем кодексе о налогах. В частности, кодекс определяет следующие виды правонарушений, связанные со всеми видами налогов:

• сознательное пренебрежение сроками подачи декларации;

• представление ложных бухгалтерских данных, из которых сле­дует неплатежеспособность налогоплательщика или иные действия, направленные на уклонение от налогов;

• искажение части суммы, подлежащей налогообложению (ст. 1741);

• составление неточных или ложных записей в бухгалтерских книгах и книгах учета, предусмотренных ст. 8 и 9 Коммерческого кодекса.

Эти правонарушения влекут за собой уголовное наказание в фор­ме штрафа и лишения свободы;

• уклонение от налогов путем заключения сделки купли-прода­жи без надлежащего оформления финансовых документов;

• незаконное получение от государства компенсаций по нало­гам (возврат налогов) (ст. 1741).

Эти правонарушения влекут за собой уголовное наказание в фор­ме штрафа и тюремного заключения;

• подстрекательство граждан к неуплате или к нарушению сро­ков уплаты налогов наказывается штрафом и лишением свободы (ст. 1747);

• создание препятствий для осуществления функций представи­телей финансовых органов.

Глава 22. Основы налогового права

' Ответственность за правонарушения в сфере налоговых отношений преду­сматривается в главе «Наказания», которая состоит из двух разделов. Первый раздел содержит «общие положения», устанавливающие ответственность за пра­вонарушения, связанные со всеми видами налогов, второй включает в себя ста­тьи, закрепляющие ответственность за правонарушения, связанные с отдельны­ми видами налогов (прямыми налогами, налогами с оборота и т д.)

Лица, препятствующие уполномоченным государственным слу­жащим проводить финансовые проверки с целью установления фактов нарушения налогового законодательства, наказываются штрафом по решению уголовного суда1.

Во Франции, так же как и в Италии, законодательство преду­сматривает возможность дополнительных наказаний в отношении лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений. В част­ности, в дополнение к мерам наказания, предусмотренным ст. 1741 и 1747 Общего кодекса о налогах, суд может установить ограниче­ния прав граждан в форме запрета на участие в работе «налоговых» комиссий: центральной комиссии и комиссий коммун по прямым налогам, департаментских комиссий по прямым налогам и налогам с оборота, департаментских согласительных комиссий.

За правонарушения, совершенные в связи с уплатой прямых на­логов, НДС и других налогов с оборота, гербового и регистрацион­ного сборов, суд может установить дополнительные меры наказания в форме временного запрета заниматься коммерческой и производ­ственной деятельностью, а также свободными профессиями. В слу­чае повторного правонарушения срок запрета может быть удвоен.

При нарушении предусмотренных решением суда дополнитель­ных мер наказания виновное лицо подлежит лишению свободы и (или) денежному штрафу.

В Италии правовыми актами, предусматривающими ответствен­ность за налоговые правонарушения, являются: 1) Закон от 7 янва­ря 1929г. №4 «Общие положения об ответственности за наруше­ние финансовых законов»; 2) Декрет-закон2 от 10 июля 1982г. № 429, преобразованный в закон от 7 августа 1982 г. № 516, изме­ненный законом № 154 1991 г.; 3) Положение № 602 «О взимании подоходного налога», утвержденное Декретом Президента3 Респуб­лики от 29 сентября 1973 г.; 4) «Свод законодательных положений в области таможенных правил», утвержденный Декретом Президен­та Республики от 23 января 1973 г. № 43.

Уголовный кодекс Италии не содержит норм, предусматриваю­щих ответственность за налоговые правонарушения. Эти нормы со­ставляют содержание вышеперечисленных специальных законов.

Термин tribunal correctionnel переводится в юридическом словаре Г.И. Мач-ковского как «исправительный суд» (суд, рассматривающий дела об уголовных проступках). Р. 666.

Декрет-закон представляет собой принимаемый Правительством норматив­но-правовой акт, который должен быть обращен в форму обычного закона по истечении 60 дней, на протяжении которых он обладает юридической силой равной парламентскому закону. В случае неутверждения Парламентом в форме обычного парламентского закона декрет-закон теряет свою силу с момента его издания (ст. 77 Конституции).

3 Декрет Президента Республики или законодательный декрет представляет собой акт делегированного законодательства, издаваемый от имени Президента на основе делегирующего парламентского закона, в котором устанавливаются л) принципы и критерии регулирования; б) круг регулируемых вопросов, в) вре­мя, в течение которого такого рода акты могут издаваться (ст. 76 Конституции)

488 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

Однако деление налоговых правонарушений на преступления и про­ступки осуществляется на основе общей нормы УК, определяющей понятие преступления и проступка1.

В соответствии с действующим законодательством налоговым преступлением является:

1) уклонение от уплаты налогов с совершением мошеннических действий, выражающееся в следующих противоправных деяниях:

• незаконное изготовление или распространение бланков со­проводительных документов для перемещения ценностей или пере­вода денежных средств; а также приобретение, хранение или ис­пользование таких бланков. Это правонарушение наказывается2 ли­шением свободы;

• представление в финансовые органы или в налоговую поли­цию поддельных или искаженных документов, прилагаемых к годо­вой декларации о доходах (например справок о доходах, именных списков и т.д.);

• уничтожение или утаивание бухгалтерских документов с це­лью сокрытия доходов;

• изготовление или использование бланков финансовой отчет­ности и других документов с целью искажения данных, на основе которых рассчитывается сумма НДС или подоходного налога, под­лежащего уплате;

• искажение данных в финансовых документах, влекущее за со­бой незаконные компенсации или другие персональные выплаты налогоплательщику.

Эти правонарушения, совершенные в своих интересах или в интересах третьих лиц, квалифицируются как мошенничество и наказываются тюремным заключением и штрафом;

2) уклонение от уплаты налогов с совершением мошеннических действий в области таможенных правил:

незаконное восстановление налоговых льгот для товаров, ра­нее импортировавшихся, а теперь производимых на местных пред­приятиях и поставляемых на экспорт;

• осуществление в отношении импортируемого или экспорти­руемого товара искусственных операций с целью уклонения от уп­латы таможенных пошлин.

Эти налоговые преступления наказываются уголовным штра­фом, который устанавливается в размере, пропорциональном нане­сенному ущербу.

Итальянское законодательство предусматривает помимо основ­ного дополнительные наказания в отношении лиц, виновных в со­вершении налоговых преступлений, в частности:

Преступление — это противоправное деяние, наказуемое тюремным заклю­чением и 'штрафом. Проступок — противоправное деяние, наказуемое арестом или штрафом.

2 Уголовная ответственность наступает как за фактически совершенное пре­ступление, так и за приготовительные действия, т.е. при наличии «усеченного состава» преступления

Глава 22. Основы налогового права

1) пожизненный запрет на работу в финансовых учреждениях-

2) временный запрет на замещение должностей, перечисленных в ст. 28 УК; на участие в финансовых делах; на замещение должно­стей в руководящих органах юридических лиц и предприятий; на ведение переговоров с публичной администрацией; на участие в'ра­боте биржи; на работу биржевым маклером и биржевым комиссио­нером.

К налоговым проступкам закон относит следующие противо­правные деяния:

• нарушение сроков уплаты налогов, влекущее за собой наказа-" ние в форме штрафа;

• непредставление декларации о доходах, влекущее за собой на­казание в форме ареста (лишения свободы) и (или) штрафа в зави­симости от суммы сокрытого дохода;

• непредставление в финансовые органы документов финансо­вой отчетности лицами, занимающимися продажей товаров или оказанием услуг, влекущее за собой уголовную ответственность в форме ареста (лишения свободы) или штрафа;

• искажение в годовой налоговой декларации размера суммы, подлежащей уплате в качестве подоходного налога, влекущее за со­бой ответственность в форме ареста (лишения свободы) или штрафа.

Деяния, связанные с неуплатой налогов без совершения мо­шеннических действий, квалифицируются законодателем как нало­говые проступки. Те же деяния, сопровождаемые мошенническими действиями, будут квалифицироваться как налоговые преступления.

В заключение представляется необходимым сказать следующее:

во-первых, не во всех зарубежных государствах законодательство четко разграничивает административную и уголовную ответствен­ность за налоговые правонарушения;

во-вторых, наиболее распространенной санкцией за нарушение налогового закона является штраф. Это обусловлено принципиаль­ным подходом к определению меры наказания: имущий гражданин должен нести прежде всего имущественную ответственность; не­имущий — в виде лишения свободы. Сочетание санкций (штраф и лишение свободы) отражает лишь отношение законодателя к тя­жести совершенного противоправного деяния.

§ 5. Особенности правового регулирования налогов в государствах — членах ЕС

Правовое регулирование налогов в государствах — членах ЕС во многом определяется сложившимися подходами к проведению ин­теграционной налоговой политики и выбором наиболее эффектив­ных правовых средств достижения целей Сообщества, установлен­ных в ст. 2 и ст. 3 Договора о ЕС. Налоговый суверенитет является той частью государственного суверенитета, в отношении которой государства-члены проявляют наибольшую сдержанность. Это свя­зано не только с тем, что налоги являются важнейшей составляю­щей финансовой системы государства, но и тем, что они устанав-

490 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

ливаются, изменяются и контролируются Парламентом. Это закре­пляется в конституциях государств-членов как важнейший прин­цип национального налогового права. Европейский парламент не обладает соответствующими полномочиями. В то же время созда­ние Общего рынка невозможно без единых стандартов в сфере на­логообложения государств — членов ЕС.

Решение задачи устранения налоговых барьеров при пересече­нии границ товаров и услуг государств-членов требовало измене­ний национального законодательства и создания обшей правовой базы прежде всего в сфере косвенного налогообложения (НДС, ин­дивидуальные акцизы, таможенные пошлины). В значительной сте­пени эта задача была решена путем принятия соответствующих рег­ламентов и директив Совета и Комиссии.

По мере формирования интеграционного законодательства, ре­гулирующего косвенное налогообложение, государства-члены все меньше уступали ЕС свой суверенитет в области прямого налогооб­ложения.

В отличие от косвенных налогов, которым в Договоре было по­священо пять статей (ст. 95—99; н.н. — ст. 90—93), прямые налоги не упоминаются непосредственно в Договоре. Единственной стать­ей Учредительного договора, которая может рассматриваться в ка­честве правовой основы сближения законодательства в этой облас­ти, является ст. 100 (н.н. — ст. 94), предусматривающая общие по­ложения механизма гармонизации, в том числе и в отношении на­логового законодательства:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.