Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 30 страница




1 В научном обороте часто используются также термины «Дирекция», «Ис­полнительная Дирекция», «Исполнительный Совет».

I

512 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

шения на основе простого большинства голосов, хотя Устав преду­сматривает здесь и возможность иного порядка принятия решений. При равном распределении голосов голос президента ЕЦБ является решающим. Президент ЕЦБ осуществляет общее руководство дея­тельностью секретариата банка и представляет ЕЦБ в отношениях с другими организациями.

Наряду с основными органами. ЕЦБ были образованы специаль­ные комитеты, состоящие из представителей ЕЦБ и национальных банков государств-членов с целью «содействия в работе Европей­ской системы центральных банков» (ст. 9 Правил Процедуры). Совет Управляющих определяет мандаты комитетов ЕСЦБ и назначает их руководителей. По общему правилу, возглавляют комитеты предста­вители ЕЦБ. Как Совет Управляющих, так и Правление имеют пра­во требовать от комитетов изучения определенных вопросов. Коми­теты ЕСЦБ отчитываются перед Советом Управляющих через Прав­ление. Исключение установлено для комитета по надзору за банков­ской деятельностью, который не обязан передавать доклады в Правление в случаях, когда он является форумом для консульта­ций по вопросам, не относящимся к компетенции ЕСЦБ, как это определено в Договоре и Уставе (ст. 9.3 Правил Процедуры).

Еще один орган ЕЦБ — Генеральный Совет (General Council) — создан в целях координации кредитно-денежной поли­тики на территории всех стран ЕС. В его состав входят президент ЕЦБ, вице-президент ЕЦБ и управляющие всеми Центральными банками стран — членов ЕС. Генеральный Совет наделен полномо­чиями, которые в 1994—1998 гг. принадлежали Европейскому валют­ному институту (предоставление статистической отчетности, подго­товка годовых финансовых отчетов, правила приема на работу в ЕЦБ и др.), и, в принципе, будет существовать до тех пор, пока все страны ЕС не станут участницами Еврозоны. Очевидно, что роль Генерального Совета возрастет с перспективным расширением ЕС.

ЕЦБ является первым общеевропейским квазифедеральным кре­дитно-финансовым учреждением, которое получило наднациональ­ные права в сфере осуществления валютной политики. Во всех странах ЭВС он пользуется национальным режимом, который при­меняется к другим финансовым учреждениям. Кроме того, на ЕЦБ распространяются привилегии и иммунитеты, определенные в До­говоре о ЕС и других нормативных актах.

Помимо своих основных денежно-кредитных функций Евро­банк осуществляет и другие важные функции. В частности, с ЕЦБ необходимо согласовывать все готовящиеся нормативные акты ЕС по вопросам, входящим в компетенцию банка. ЕЦБ собирает и анализирует статистическую информацию по вопросам экономи­ки и финансов. Не реже одного раза в квартал ЕЦБ составляет и публикует отчеты о результатах деятельности ЕСЦБ, а сводный финансовый отчет ЕСЦБ должен издаваться еженедельно. ЕЦБ также предоставляет ежегодные доклады о деятельности ЕСЦБ, де­нежно-кредитной и валютной политике за предыдущий и текущий

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 513

годы Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Евро­пейскому Совету. Все эти доклады и отчеты доступны любому за­интересованному лицу на безвозмездной основе.

С началом третьего этапа построения ЭВС только ЕЦБ имеет исключительное право санкционировать эмиссию банкнот в рамках Европейского Союза. На практике государства-члены сами выпус­кают монеты, но это делается лишь при условии одобрения со сто­роны ЕЦБ объемов эмиссии.

Для полноценной реализации возложенных на него функций Европейский центральный банк располагает необходимым юриди­ческим инструментарием. В соответствии со ст. 108а Договора о ЕС он имеет право:

• разрабатывать регламенты в пределах, необходимых для вы­полнения задач, указанных в Договоре о ЕС и в случаях, которые будут установлены в других актах Совета;

• принимать решения,, необходимые для осуществления задач, возложенных на ЕСЦБ Договором о ЕС и Уставом;

• разрабатывать рекомендации и давать заключения по вопро­сам, входящим в компетенцию ЕЦБ.

Интересен вопрос о взаимоотношении ЕЦБ с другими структу­рами ЕС. Хотя ст. 4 Договора о ЕС не причисляет ЕЦБ к числу «институтов» Сообщества (в качестве таковых называются только Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд ЕС и Счетная пала­та), многие специалисты небезосновательно рассматривают его как институт ЕС1.

В рамках механизма «сдержек и противовесов» деятельность ЕЦБ осуществляется наряду с Советом министров экономики и финансов, Советом Евро—12, Экономическим и финансовым ко­митетом, а также Комиссией и Европейским парламентом.

Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) отвечает за общие вопросы координации экономической политики. Совет Евро—12 состоит из министров экономики и финансов стран ва­лютного союза и отвечает за решение оперативных вопросов разви­тия ЭВС, формирование общей согласованной политики в рамках «Большой восьмерки» и Международного валютного фонда (МВФ). Экономический и финансовый комитет (ЭФЮ) в составе 34 членов (руководители Центральных банков, министры финансов, члены Комиссии ЕС), пришедший в 1999 г. на смену Валютному комитету ЕС, готовит рабочие заседания ЭКОФИНа.

Комиссия в рамках своей компетенции осуществляет общую координацию экономической политики, готовит рекомендации и предложения по различным аспектам макроэкономической поли­тики, осуществляет мониторинг за выполнением необходимых эко­номических и финансовых нормативов. ЕЦБ в своей оперативной деятельности учитывает позицию Комиссии по тем или иным во­просам финансовой политики.

Европейский парламент утверждает руководство ЕЦБ и заслу-

См.: Хартли Т.К. Основы права Европейского сообшестпа. М., 1998.

514 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

шивает ежегодные отчеты Европейского банка и ЭКОФИНа, обсу­ждает рекомендации Комиссии в сфере банковской политики, оп­ределяет стратегические направления развития валютного союза и формулирует соответствующую стратегию в финансовой сфере. Профильные парламентские комитеты поддерживают постоянный контакт с ЕЦБ, и в частности с его Правлением.

Финансовый год ЕЦБ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. Собственный капитал ЕЦБ согласно Уставу составляет 5 млрд евро. На 1 января 2001 г. уставный капи­тал было проплачен в размере 4,049 млрд евро в следующем про­центном соотношении по странам: Германия — 24,49%, Фран­ция - 16,83%, Италия- 14,89%, Испания - 8,89%, Нидерла»-ды — 4,27%, Бельгия — 2,86%, Австрия — 2,35%, Греция — 2,05%, Португалия — 1,92%, Финляндия — 1,39%, Ирландия — 0,84%, Люксембург — 0,14%'. Дополнительно Великобритания, Дания и Швеция внесли в уставный капитал ЕЦБ 47,5 млн евро и таким образом увеличили суммарный уставный капитал ЕЦБ до 4 096,5 млрд долл. Взнос этих трех стран значительно меньше в абсолют­ных размерах взносов стран ЭВС вследствие того, что они пока не входят в еврозону.

Помимо уставного капитала ЕЦБ располагает валютными акти­вами, эквивалентными 40 млрд евро. Эти деньги были предоставле­ны Центральными банками стран еврозоны для решения главных задач ЕЦБ — сохранения стабильности цен и поддержания адекват­ного курса евро на мировых валютных рынках.

История деятельности ЕЦБ насчитывает пока всего несколько лет, но даже за это небольшое время были осуществлены глобаль­ные преобразования в финансовой системе 12 европейских стран. Прошедшие преобразования в рамках процесса формирования ва­лютного союза поражают своим размахом и глубиной. Очевидно, что ЭВС, который продолжает совершенствоваться и развиваться, будет оказывать все большее и большее влияние не только на ми­ровые финансовые рынки, но и на многие политические процессы в Европе и мире в XXI в.

Контрольные вопросы:

1. Что такое банковская система, каковы ее элементы?

2. Каково правовое положение Центральных банков зарубежных стран?

3. В чем заключается политическая и экономическая независимость Центрааьных банков9

4. Какими полномочиями наделяются Центральные банки зарубеж­ных стран?

5. Назовите единые Центральные банки. Какие функции они вы­полняют?

См http //www ecb int.

Глава 24. Финансовый контроль в зарубежных странах

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую го­сударственными органами, а также полномочными негосударствен­ными органами форму государственного контроля за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределе­ния и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Теория финансового права рассматривает следующие формы финансового контроля.

1. В зависимости от времени проведения различают предвари­тельный контроль (a priori), текущий и последующий финансовый контроль (a posteriori)1.

2. В зависимости от места проведения контроль имеет форму выездных или камеральных проверок. Выездные проверки состоят в выезде контролеров к проверяемым с целью ознакомления с ус­ловиями исполнения финансовых операций. Камеральные провер­ки заключаются в проверке подтверждающих документов и бухгал­терских счетов и в их сопоставлении.

3. В зависимости от содержания финансовый контроль подраз­деляется, в частности, на бюджетный, налоговый, банковский, ва­лютный, таможенный контроль.

4. В зависимости от органа, осуществляющего контроль, разли­чают контроль парламентский, административный, судебный и банковский.

Нормативно-правовую основу деятельности по осуществлению финансового контроля составляют: а) конституции; б) регламенты палат парламента; в) законы и подзаконные акты, определяющие организацию, структуру и компетенцию органов финансового кон­троля; г) другие законы, регулирующие порядок получения отчетов об использовании государственных финансовых ресурсов, предос­тавляемых негосударственным организациям (например политиче­ским партиям).

§ 1. Парламентский контроль

Парламент. Парламентский контроль в области финансов осу­ществляется в четырех основных формах.

1. Рассмотрение проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании. Это форма непосредственного контроля,

Предварительный контроль осуществляется при составлении проектов бюд­жетных документов и при открытии кредитов для перечисления бюджетных средств; текущий контроль — в процессе исполнения бюджета, последующий кон­троль проводится по результатам исполнения расходных и доходных статей бюджета с целью установления законности и эффективности произведенных финансовых операции

516 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

осуществляемая парламентом в отношении правительства в целом и отдельных его министров, прежде всего Министра финансов. Данная форма контроля имеет универсальное значение и применя­ется парламентами всех стран мира.

2. Деятельность парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например бюджетные комитеты), и контрольных коми­тетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных во­просов финансовой деятельности различных государственных орга­нов. Комитеты, осуществляющие финансовый контроль, имеют свои особенности в различных государствах как по порядку форми­рования, так и по компетенции. В Великобритании контроль со сто­роны парламентских комитетов осуществляет Комитет публичной отчетности, избираемый в составе 15 человек Парламентом в нача­ле каждой сессии. Во главе Комитета по традиции стоит представи­тель оппозиции. Комитет имеет широкие полномочия в области финансового контроля. В его компетенцию входит: а) рассмотрение докладов Генерального контролера и аудитора с целью определения эффективности и экономической обоснованности различных на­правлений правительственной политики, выявление фактов кор­рупции среди государственных служащих и случаев употребления не по назначению государственных финансовых ресурсов; б) кон­троль за правильностью и необходимостью расходов правительст­венных ведомств, суммы которых испрашиваются у парламента до­полнительно к сметам текущего финансового года. Свои выводы и рекомендации Комитет направляет Парламенту, который посвя­щает один день в ходе каждой сессии их обсуждению. Комитеты публичной отчетности, аналогичные английскому, существуют в Парламентах Австралии и Индии. Следует заметить, что в странах Британского Содружества система финансового контроля в целом в значительной мере воспринимает английскую модель.

Во Франции парламентский контроль осуществляется через по­стоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сена­те контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации. В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за: а) доходами и расходами государства; б) исполнением бюджета; в) использова­нием государственного имущества; г) финансовым состоянием го­сударственных предприятий; д) кредитными операциями государст­венных органов.

Парламент также может создавать временные комиссии для осуществления контроля за финансовой деятельностью национали­зированных предприятий и предприятий с государственным капи­талом свыше 50%.

В ФРГ основные финансово-контрольные функции парламента осуществляет Бюджетная комиссия Бундестага, к полномочиям ко­торой, в частности, относится: а) участие в заседаниях правительст-

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 517

ва, посвященных вопросам исполнения бюджета; б) осуществление текущего контроля за исполнением бюджета, включающего рас­смотрение ежеквартального отчета Министерства финансов о про­изведенных расходах по бюджету; в) решение вопросов открытия кредитов для правительства, предоставление которых влечет за со­бой увеличение расходных статей бюджета.

3. Контроль посредством депутатских запросов осуществляется в парламентах всех стран мира и представляет собой форму текуще­го контроля депутатов за финансовой деятельностью администра-^ ции. Следствием депутатского запроса может быть создание реви-* зионной комиссии палаты парламента с целью проверки финансо­вой деятельности различных правительственных учреждений.

4. Контроль со стороны специальных уполномоченных, изби­раемых парламентом или назначаемых по его представлению. На­пример, в Швеции из состава депутатов Риксдага избирается 12 ре­визоров, в компетенцию которых входит проверка финансовой дея­тельности государственных органов, а по решению Парламента и любой иной деятельности администрации. В Исландии § 43 Кон­ституции устанавливает: «Альтинг выбирает на началах пропорцио­нального представительства трех платных ревизоров, которые еже­годно проверяют национальные доходы и расходы в целях установ­ления, все ли доходы включены и не было ли неразрешенных рас­ходов. Ревизоры (аудиторы) могут, каждый отдельно или совместно, требовать предоставления всяких докладов и докумен­тов, которые они сочтут необходимыми. Отдельные отчеты за дан­ный финансовый год объединяются после этого в одну общую от­четность и вносятся на рассмотрение альтинга с замечаниями реви­зоров». Аналогичные функции выполняют ревизоры в Парламентах Дании и Норвегии.

В Великобритании наряду с Комитетом публичной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором. В функции Генерального контролера и аудитора входит: а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряже­ние в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства преду­смотрены законом и все требования закона в этой связи соблюде­ны; б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных публичных корпораций (например университе­тов). Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить эко­номическую обоснованность и эффективность расходования денеж­ных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих за­дач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финан­совые документы. По результатам проверок Генеральный контро­лер и аудитор направляет в Палату общин доклад, который

518 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

составляет основу для работы Комитета публичной отчетности. Ау­диторская служба во главе с Генеральным контролером и аудито­ром также является частью системы финансового контроля в стра­нах Британского Содружества наций (например в Индии, Австра­лии и др.).

Объектом контроля парламента является не только финансовая деятельность государственных органов и должностных лиц, но и политических партий, получающих финансовые средства от госу­дарства на осуществление текущей и предвыборной работы. Напри­мер, во Франции бюро Национального Собрания или Сената еже­годно рассматривает отчеты политических партий, в которых ука­зываются суммы и источники поступлений, а также расходы в со­ответствии с их характером. Нарушение партиями установленного порядка отчетности влечет за собой утрату права на получение фи­нансовых средств от государства. В Итальянском Парламенте кон­троль за финансовой деятельностью политических партий осущест­вляет председатель Палаты депутатов при участии председателя Се­ната и двух официальных ревизоров. Партии публикуют ежегодный отчет об исполнении своего бюджета. Закон определяет структуру бюджета партии, в соответствии с которой отдельно отражаются статьи доходов и расходов с перечислением их видов. В отчете обя­зательно указываются все добровольные взносы на сумму большую, чем это определено законом, с перечислением имен физических и юридических лиц, предоставивших эти средства. Председатель нижней палаты докладывает о результатах контроля на совместном заседании палат. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины Парламент приостанавливает государственное финан­сирование деятельности политических партий до тех пор, пока не будут устранены допущенные нарушения.

Счетная палата — это государственное учреждение, функциони­рующее в ряде стран континентальной Европы как высший кон­трольный орган финансовой отчетности.

Правовое положение Счетной палаты неодинаково. Так, напри­мер, в Сенегале функции Счетной палаты выполняет Третий отдел Верховного Суда Сенегала (финансовый и счетный отдел). Соглас­но ст. 100 Конституции Италии Счетная палата является содейст­вующим (вспомогательным) органом правительства, но независима от него и обладает согласно ст. 103 юрисдикционными полномо­чиями. В Испании Счетная палата несет прямую ответственность перед Генеральными кортесами и осуществляет свои функции по поручению кортесов (ст. 136 конституции Испании), вместе с тем согласно закону от 5 апреля 1988 г. «О функционировании Счетной палаты» она обладает инспекторскими и судебными полномочиями. Правовой статус Счетной палаты ЕС, независимого института фи­нансового контроля, определен подразделом 5 Договора об учреж­дении Европейского сообщества. В Японии функции Счетной па­латы выполняет Ревизионная палата, создание которой было преду­смотрено еще Конституцией 1889 г. и правовые основы деятельно-

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 519

ста которой закреплены в законе 1947г. «О Ревизионной палате». В Швейцарии контроль за исполнением бюджета возложен на спе­циальный орган Федерального Финансового контроля. Аналогич­ными со Счетной палатой функциями и полномочиями в Велико­британии обладает Генеральный контролер и аудитор, возглавляю­щий Государственное ревизионное ведомство, в Канаде — Главный аудитор и возглавляемое им Управление Главного аудитора — орган Палаты общин, в США — Главное контрольно-ревизионное управ­ление.

Сравнивая компетенцию счетных палат ряда европейских стран, можно выделить две основные позиции, характеризующие их полномочия: 1) право проверки финансовой документации госу­дарственных органов, организаций и предприятий публичного сек­тора; 2) обязанность ежегодно направлять парламенту отчет о реви­зиях с указанием допущенных финансовых нарушений и мерах от­ветственности за их совершение. Финансовые проверки счетных палат, как правило, включают: а) выявление точности цифровых данных; б) установление соответствия деятельности государствен­ных органов и организаций имеющимся нормативным предписани­ям; в) определение экономичности, рентабельности и целесообраз­ности конкретного вида финансовой деятельности. Анализ нацио­нального законодательства позволяет увидеть особенности финан­совой юрисдикции счетных палат. В Австрии в развитие общих форм контроля Счетная палата проверяет: 1) финансовую деятель­ность, связанную с благотворительными и иными фондами, управ­ление которыми осуществляется органами Федерации; 2) проверяет финансовую деятельность представителей органов социального страхования, а также предприятий, организуемых Федерацией и другими субъектами права, если последним принадлежит не ме­нее 50% первоначального капитала. Председатель Счетной палаты обладает правом подписи всех документов по финансовым обяза­тельствам Федерации. Наличие такой подписи означает правомер­ность соответствующих действий компетентных государственных органов. В Италии в соответствии со ст. 100 Конституции Счетная палата наряду с контролем за финансовой деятельностью государ­ственных органов, организаций и предприятий осуществляет пред­варительный контроль за законностью актов правительства1. Во Франции на основании ст. 47 Конституции и в соответствии с законом Счетная палата не только обладает административной компетенцией, контролируя наряду с парламентом и правительст­вом исполнение финансовых законов, но и в качестве органа адми­нистративной юстиции обладает судебной компетенцией в отноше-

Счетная палата регистрирует декреты правительства в общем порядке или с оговоркой. Регистрация декретов с оговоркой означает, что Счетная палата считает их несоответствующими действующим законам. Такая регистрация до­пускает исполнение декрета под политическую ответственность правительства. См.: § 148—150 Регламента Палаты Депутатов от 18 февраля 1971 г. / В кн.: Ита­лия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

i VII

Финансово-правовые институты за рубежом

нии финансовых операций. Судебный контроль Счетной палаты осуществляется за счетным исполнением бюджета и состоит в том, что Палата дает заключение по финансовым отчетам государствен­ных учреждений. Если в ходе проверки будет установлено наличие нарушений в форме задолженности и главный бухгалтер не покроет ее за счет собственных средств, Палата выносит решение о его лич­ной ответственности. Решения Счетной палаты обжалуются в кас­сационном порядке в Государственный Совет. В Португалии так же, как и во Франции, Счетная палата наделена полномочиями не только органа финансовою контроля, но и обладает судебной юрисдикцией. В Германии в соответствии с законом от 11 июля 1985 г. «О Федеральной Счетной палате» она осуществляет финан­совый контроль за расходованием бюджетных средств наряду с фи­нансово-экономическим отделом аппарата канцлера.

§ 2. Административный контроль

Административный финансовый контроль осуществляется пра­вительством, главой государства и специализированными органами. К административному контролю относится также внутриведомст­венный контроль, представляющий собой контроль министерств и ведомств за финансовой деятельностью подотчетных организаций и предприятий. Правительство может осуществлять финансовый контроль в любой форме, но обычно это текущий финансовый контроль. Для осуществления функций правительства, в том числе и финансово-контрольных функций, создаются соответствующие комитеты или комиссии. Например, в Великобритании — это Эко­номический комитет кабинета и один из отделов секретариата пре­мьер-министра; во Франции —Генеральный Комиссариат Планиро­вания (структурное подразделение канцелярии Президента) и меж­министерский совет по экономическим проблемам при пре­мьер-министре; в Германии функции финансового контроля правительства осуществляет Экономический комитет при канцлере.

Основная роль в сфере финансового контроля исполнительных органов власти принадлежит Министерству финансов.

В структуре Министерства финансов функции финансового кон­троля выполняют как специализированные, так и общие отделы по направлениям деятельности. Например, в Великобритании Мини­стерство финансов (Казначейство) реализует контрольные функции:

а) через свои специализированные отделы, осуществляющие об­щий контроль, контроль за капиталовложениями, валютный кон­троль;

б) через ряд центральных ведомств, работающих под его общим руководством: Управление внутренних доходов; Управление пошлин и акцизов; Управление государственного долга; Нацио­нальный комитет по сбережениям.

Во Франции Министерство экономики и финансов осуществ­ляет функцию финансового контроля через службы и отделы управлений Министерски: службу финансового контроля расхо-

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 521

дов Министерства; Генеральную инспекцию финансов; Генераль­ную инспекцию Администрации, в состав которой входит служба государственных контролеров; отдел финансового контроля за дея­тельностью местных органов управления административно-террито­риальных единиц; отдел финансового контроля за участием госу­дарства в деятельности публичных и частных предприятий и бан­ков; управление страхованием и т.д.

В ФРГ Федеральное министерство финансов осуществляет кон­трольные функции через все отделы по направлению их работы, поскольку специализированных отделов контроля в Министерств^ ' нет. Сравнивая финансовую юрисдикцию этих органов, можно вы­делить ряд общих положений: а) финансовые ревизии министерств, ведомств и других государственных учреждений; б) контроль за правильным ведением бухгалтерского учета во всех звеньях сис­темы государственных финансов; в) инспекции исполнения госу­дарственных расходов, их соответствия расходной части бюджета, правильности назначения и наличия соответствующих кредитов.

Наряду с общими положениями, составляющими компетенцию Министерства финансов в области финансового контроля, законо­дательство каждого государства предусматривает иные полномочия, определяемые особенностями национальной системы государствен­ных финансов и сложившимися традициями. Например, во Фран­ции проверка учета осуществляется не только в государственных учреждениях и местных органах администрации, но и в независи­мых от государства частных предприятиях, если их деятельность связана с интересами Министерства финансов (в транспортных компаниях, в системе социального обеспечения). Контроль Гене­ральной инспекции финансов проявляется и в предварительной форме, в частности путем реализации права давать заключения по проектам декретов и иных актов, подготавливаемых в министерстве и влекущих осуществление государственных расходов. В Мексике Министерство генеральной инспекции: а) принимает и рассматри­вает имущественные декларации служащих Федеральной публич­ной администрации; б) издает правила, определяющие порядок осуществления государственного контроля; в) контролирует дея­тельность внешних аудиторов, которых и назначает; г) осуществля­ет контроль за исполнением ведомствами Федеральной публичной администрации правил, касающихся общественных работ, приобре­тений, аренды, отчуждения движимого и недвижимого имущества и других материальных ресурсов министерств, административных департаментов, предприятий с государственным участием и нацио­нальных кредитных учреждений. Наряду с Министерством гене­ральной инспекции функции финансового контроля реализуются Министерством программирования и бюджета, которое осуществ­ляет контроль за исполнением бюджета и за передачей федераль­ных фондов в пользу штатов и муниципий.

В системе государственного финансового контроля функциони­руют независимые специализированные управления, которые рас-

34 - 9677

522 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

сматривают споры, возникающие в связи с осуществлением госу­дарственных расходов, контролируют финансовую отчетность орга­нов администрации и выполняют ряд других задач в процессе осу­ществления финансового контроля.

В США наряду с Административно-бюджетным управлением, осуществляющим надзор и контроль за управлением в области бюджета, функции финансового контроля выполняет Генеральное управление отчетности, возглавляемое Генеральным контролером, который назначается Президентом по совету и с согласия Сената. Система и финансовая юрисдикция Генерального управления от­четности имеют много общего с институтом Генерального контро­лера и аудитора в Великобритании. Но если в Королевстве данное должностное лицо является служащим парламента и работает в парламентской системе финансового контроля, то Генеральный контролер в США является звеном административной системы фи­нансового контроля, хотя его компетенция во многом совпадает с аудиторскими функциями британского коллеги. Генеральный контролер в США: а) рассматривает вопросы, связанные с исками администрации к физическим и юридическим лицам; б) осуществ­ляет аудиторские проверки; в) определяет принципы и одобряет системы отчетности, используемые федеральными органами; г) рас­сматривает все федеральные отчеты; д) по требованию федеральных органов дает предварительные заключения по вопросам, решение которых связано с осуществлением расходов; е) представляет док­лад Конгрессу о работе Генерального управления отчетности, вклю­чая в него предложения законодательного порядка, направленные на обеспечение большей экономичности и эффективности деятель­ности государственных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.