Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 28 страница




«Совет по предложению Комиссии и после консультации с Ев­ропейским парламентом и с Экономическим и социальным коми­тетом принимает единогласно директивы о сближении таких зако­нов и правовых актов исполнительной власти государств-членов, которые оказывают непосредственное воздействие на создание и функционирование внутреннего рынка».

На сегодняшний день на основе ст. 100 институты ЕС приняли лишь две директивы, направленные на сближение законодательства государств-членов в области прямого налогообложения. Соответст­венно основная нагрузка по регулированию прямых налогов в госу­дарствах — членах ЕС по-прежнему возлагается на национальные законы, имеющие свои особенности в каждом государстве. При этом создание Общего рынка требует принятия обших правовых правил функционирования налогов. В этих условиях наиболее эф­фективным принципом правовой политики ЕС в области налогов считается принцип гармонизации национального налогового зако­нодательства.

Гармонизация налогового законодательства государств-членов осуществляется в процессе создания и применения различных пра­вовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС. Это — практически все существую­щие формы интеграционного права: регламент, директива, решение Суда ЕС.

Глава 22. Основы налогового права

Гармонизация национального законодательства идет по двум направлениям:

1) применение интеграционных норм, содержащихся в юриди­ческих актах прямого действия, например в Учредительных догово­рах и регламентах Совета;

2) принятие обязательных решений, направляющих нормотвор-ческую деятельность национальных государственных органов по гармонизации законодательства государств-членов, например ди­ректив Совета и Комиссии и решении Суда ЕС, принятых в пре­юдициальном порядке.

Акты, принятые в рамках первого направления, оказывают воздей­ствие на национальное право, так же как и любой нормативно-право­вой акт в государстве, т.е. устанавливают новые правовые нормы.

Акты, принятые в рамках второго направления, имеют значи­тельные особенности и являются определяющими в правовом меха­низме гармонизации национального законодательства госу­дарств-членов. Особое место среди них занимает директива.

Директивы, регулирующие косвенные налоги

Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: а) директивы в отношении акцизов; б) директивы в от­ношении НДС.

Директивы в отношении акцизов

В соответствии с программой гармонизации законодательства, определенной в Белой книге 1985 г., 19 октября 1992 г. был принят ряд директив: Директива Совета № 92/78/СЕЕ об изменении дирек­тив № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и № 79/32/СЕЕ от 18 декаб­ря 1978 г. о налогах на табачные изделия (кроме налога с оборота); Директива Совета № 92/79/СЕЕ о сближении ставок налога на сига­реты; Директива Совета № 92/80/СЕЕ о сближении ставок налога на иные, чем сигареты, табачные изделия; Директива Совета №92/81/СЕЕ о гармонизации структуры налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/82/СЕЕ о сближении ставок налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/83/СЕЕ о гармони­зации структуры налогов на алкоголь и алкогольные напитки; Ди­ректива Совета № 92/84/СЕЕ о сближении ставок налогов на алко­голь и алкогольные напитки.

Табачные изделия стали первым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов: Директива № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и Директи­ва № 79/32/СЕЕ от 18 декабря 1978г. Они определили основные понятия и принципы налогообложения табака и табачных изделий.

Основным предметом гармонизации стала структура налога, в частности объект налогообложения и налоговые ставки.

Вторым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов, стали мине-

492 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

ральные масла. Налогообложение акцизами минеральных масел регламентируется двумя директивами: №92/81/СЕЕ; № 92/82/СЕЕ и Решением Совета №92/510/СЕЕ от 19 октября 1992г. о полно­мочиях государств-членов по сохранению сниженных ставок или освобождении от налогообложения минеральных масел, применяю­щихся для определенных целей.

Третий вид товаров, в отношении которых были приняты ди­рективы, направленные на гармонизацию акцизов, стали алкоголь­ные напитки.

Налогообложение алкогольных напитков регламентируется двумя директивами, гармонизирующими структуру акцизов (№ 92/83/СЕЕ) и ставки акцизов (№ 92/84/СЕЕ). Директивы при­меняются в отношении пива, вина, смешанных напитков, винного спирта.

Для всех товаров, перечисленных в директиве 92/83/СЕЕ, пре­дусматривается единая форма налогообложения — взимание акциза. Каждому виду алкогольных напитков в директиве отводится от­дельная статья. Перечень алкогольных напитков, содержащихся в директиве, тесно привязан к Комбинированной номенклатуре то­варов, где для каждого вида спиртных напитков определен номер.

В блоке принятых в 1992 г. директив о гармонизации законода­тельства об акцизах особое место занимает Директива Совета №92/12/СЕЕ от 25 февраля 1992 г. об общем режиме, хранении, движении и контроле за товарами, облагаемыми акцизом.

Если структура и минимальные ставки акцизов на табак, мине­ральные масла и алкогольные напитки являются предметом регули­рования специальных директив, применяемых к отдельным видам товаров, то определение налоговой задолженности и порядка взи­мания акцизов регулируется едиными правилами, установленными для всех видов товаров Директивой № 92/12/СЕЕ от 25 февраля 1992г. Имея своей целью установление общего режима, порядка хранения, перемещения и контроля за определенными подакциз­ными товарами «на уровне Сообщества» (ст. 3), Директива подроб­но регламентирует те стороны возникающих правоотношений, ко­торые по-разному регулируются или вовсе не отражаются в законо­дательстве государств-членов.

По своему содержанию директива сравнима с налоговым зако­ном государства, устанавливающим порядок уплаты акцизов. Отли­чие, по существу, заключается лишь в том, что элементы налога, устанавливаемые национальным законом, в директиве регулируют­ся двумя видами правовых норм: а) нормами, устанавливающими определенные правила поведения, т.е., по сути, нормами прямого действия, но формально требующими имплементации путем при­нятия соответствующих национальных законов; б) отсылочными нормами, адресующими к действующему налоговому законодатель­ству государств-членов. Например, порядок исчисления акцизов, налоговый период регулируются законодательством государств-чле­нов. Объект, предмет налогообложения, налоговые льготы устанав-

Глава 22. Основы налогового права

ливаются директивой. Некоторые элементы налога регулируются и нормами ЕС, и нормами национальных законов. Например, субъекты налоговых правоотношений, ставки акцизов, порядок, способы и сроки уплаты налогов. Именно эти «комбинированные» статьи директивы представляют особый интерес с точки зрения правового механизма гармонизации законодательства госу­дарств-членов, регулирующего акцизы.

Директивы в отношении НДС ^*,

На момент вступления в силу Римского договора для налога с оборота, взимаемого в государствах-членах, было характерно мно­гообразие налоговых ставок и различия в структуре самого налога.

За исключением НДС, взимаемого во Франции, в других госу­дарствах-членах применялись различные системы исчисления этого налога. Такое различие подходов и стало одним из оснований для принятия ст. 95 (н.н. — ст. 90) Договора о ЕС, призванной нейтра­лизовать отрицательное воздействие национальных особенностей правового регулирования НДС на товарообмен внутри Сообщества. Институты ЕС наметили и осуществили ряд мер, направленных на преодоление различий в функционировании налога с оборота.

Решение этой проблемы можно представить в виде следующих этапов: 1) нивелировать различие структуры налога с оборота и на­логовых ставок в государствах-членах путем введения системы ком­пенсационных выплат у границ; 2) гармонизировать структуру на­логов с сохранением различий в налоговых ставках и усовершенст­вовать систему компенсаций у границ; 3) утвердить единую струк­туру налога, гармонизировать налоговые ставки и отменить систему компенсаций. И как следствие этого — создать единый механизм правового регулирования налога с оборота.

Осуществление этого плана нашло свое выражение в принятии серии директив: Первая директива Совета № 67/227/ЕЕС от 11 ап­реля 1967 г. о гармонизации законодательства государств-членов о налогах с оборота; Вторая директива Совета № 67/322/ЕЕС от 11 апреля 1967г. о гармонизации законодательства государств-чле­нов о налогах с оборота — структуры и процедур по применению общей системы НДС; Третья директива Совета № 69/463/ЕЕС от 9 декабря 1969г. о гармонизации законодательства государств-чле­нов о налогах с оборота — введение налога на добавленную стои­мость в государствах-членах (эта директива разрешила Бельгии и Италии отложить введение НДС до 1 января 1972 г.); Четвертая директива Совета о НДС № 71/401/ЕЕС от 20 декабря 1971 г.; Пя­тая директива Совета о НДС № 72/250/СЕЕ от 4 июля 1972г.; Шестая директива Совета № 77/288/ЕЕС от 17 мая 1977 г. о гармо­низации законодательства государств-членов о налогах с оборо­та — общая система налогообложения добавленной стоимости: еди­ные условия исчисления налога.

Эти и другие директивы Совета, принятые позже, установили единый правовой режим НДС на территории государств — членов

494 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

ЕС. Основополагающими среди них являются Первая, Вторая и Шестая директивы о НДС.

Первая директива о НДС учредила НДС в Сообществе и закрепи­ла принципы его функционирования. Основные положения директи­вы можно представить тремя пунктами: а) требование к государст­вам-членам заменить действующие налоги с оборота единой формой НДС; б) закрепление принципа исчисления НДС, который отличает­ся от действующей схемы исчисления налога с оборота; в) определе­ние порядка имплементации положений данной директивы.

Вторая директива о НДС2 дополняла положения Первой дирек­тивы, конкретизируя порядок их реализации.

Первые директивы положили начало единой системе НДС. Од­нако целый ряд вопросов остался вне конкретного регулирования директив, в частности определение сферы применения данного на­лога (номенклатуры товаров и услуг, в отношении которых дейст­вует НДС). В соответствии с директивами этот вопрос остался в компетенции государств-членов, которые самостоятельно и, есте­ственно, без согласования с другими участниками ЕС, определяли перечень товаров и услуг, облагаемых НДС и исключаемых из сфе­ры его действия.

В дополнение и во изменение первых директив Совет принял еще ряд решений, но лишь после принятия в 1977 г. Шестой дирек-тивъ? в развитии системы НДС произошли заметные изменения. Шестая директива, вобрав в себя опыт прошедших десяти лет, должна была заменить Вторую директиву и закрепить систему норм, определяющих единый механизм функционирования НДС на уровне государств-членов и ЕС. Основные задачи, поставленные перед Шестой директивой, были решены, и она по праву считается основополагающим актом Сообщества в системе правового регули­рования НДС. Впоследствии Шестая директива неоднократно из­менялась и дополнялась, так же как и закрепленная ею система об­щих правил функционирования налога на добавленную стоимость. Был принят целый ряд директив, подробно регулирующих различ­ные вопросы, связанные с взиманием НДС4.

Безусловно, важную роль в становлении и правильном приме­нении системы правовых норм, регулирующих НДС, впрочем, как и в других областях европейского права, сыграли решения Суда ЕС.

Первое дело по НДС было рассмотрено в 1975 г.5 Сейчас соот­ветствующая судебная практика насчитывает десятки дел. Напри­мер, при определении необходимых условий для применения НДС в отношении товаров возникали споры о правильном толковании

1 ЕС Council Directive 67/227/EEC.

2 ЕС Council Directive 67/228/EEC.

3 ЕС Council Directive 77/388/EEC of 17 May 1977 - O.J. № L. 145/!

4 См., например, EC Council Directive 77/799/EEC of 19 December 1977 — O.J № L 336/15. EC Council Directive 79/1072/EEC of 6 December 1979 - OJ. № L 331/11. EC Council Directive 89/465/EEC of 18 July 1989 - О J. № L 226/21.

5 Marralai Case 111/75 1976. ECR. 657.

Глава 22. Основы налогового права ___________ 495

понятий «встречное удовлетворение» (consideration), «экономиче­ская деятельность» (economic activity) и др. Соответствующие разъ­яснения были даны Европейским Судом1. Эти и иные решения, в которых Суд уточнял и дополнял законодательство о НДС, явля­ются неотъемлемой частью правовой основы данного налога, по­скольку содержат положения, определяющие весь механизм право­применения соответствующих директив.

Директивы, регулирующие прямые налоги ^

Цель налоговой политики ЕС в области прямых налогов — соз­дание для компаний разных государств-членов в рамках общего рынка правовых условий, соответствующих аналогичным условиям внутреннего рынка. Одной из основных составляющих этой поли­тики стало определение налоговых правил, которые, с одной сторо­ны, являются нейтральными с точки зрения конкуренции в ЕС, а с другой — повышают конкурентоспособность европейских ком­паний на международном уровне.

Предмет гармонизации составляют законы государств-членов, регулирующие подоходный налог, уплачиваемый юридическими лицами. Правовой основой принятия соответствующих решений Комиссии и Совета является ст. 100 (н.н. — ст. 94) Договора о ЕС, предусматривающая возможность гармонизации прямых налогов в той мере, в которой они прямо затрагивают создание и функцио­нирование общего рынка. Налогообложение доходов физических лиц, таким образом, остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европей­ского рынка. При этом гармонизация прямого налогообложения компаний косвенно затрагивает доходы физических лиц, являю­щихся их акционерами и получающих часть своего годового дохода в форме распределяемых компанией дивидендов.

В целом гармонизация налогообложения доходов юридических лиц направлена на решение следующих задач: а) устранение нало­говых препятствий процессу концентрации европейских организа­ций и предприятий и стимулирование, таким образом, создания транснациональных европейских компаний, способных более ус­пешно конкурировать с компаниями третьих стран; б) принятие общих подходов в отношении методов исчисления облагаемой базы корпорационных налогов и устранение двойного налогообложения. Для решения этих задач были приняты две директивы: а) Ди­ректива Совета 90/435/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компа­ниям в разных государствах-членах»2; б) Директива Совета

1 Case 102/86, Apple and Pear Development Council v. Customs and Excise Commissioners, [1988], ECR 1—443. Case C-16/93, Tolsma v. Inspecteur der Omzetbelasting Lsceuwarden, [1994], ECR 1-743. Case 186/89, van Tiem v. Staatsecretaris van Financien, [1990], ECR, 1-4363. Case C-60/90, Polysar Investments BV v. Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen, [1991], ECR 1-3111.

2 cm:. O.J. № L 225, 20 Aug. 1990. P. 6.

496 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

90/434/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложе­ния, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и об­мену акциями, в отношении компаний в разных государствах-чле­нах». Позже эти директивы были дополнены Договором о приня­тии Австрии, Финляндии и Швеции и Решением Совета от 1 янва­ря 1995 г.1 Столь скромные, по сравнению с косвенным налогообложением, результаты нормотворчества институтов ЕС в сфере прямых налогов и выбор для их гармонизации той право­вой формы, которая в наименьшей степени ограничивает налого­вый суверенитет государств-членов, объясняется двумя взаимосвя­занными причинами. С одной стороны, налоговое законодательст­во государств-членов имеет серьезные различия и содержит нормы, препятствующие формированию общих подходов, а затем и общих правил налогообложения доходов компаний, а это отрицательно влияет на их инвестиционные возможности2, с другой стороны, на­логовый суверенитет является той частью суверенитета, которую государства-члены готовы ограничить лишь в последнюю очередь. Принимая во внимание то, что государственный суверенитет в от­ношении косвенных налогов во многом разделен с институтами ЕС, государства-члены стремятся сохранить в своем полном веде­нии прямые налоги, занимающие вторую, а в некоторых странах и первую позицию среди налоговых поступлений бюджета. Тем не менее именно первый фактор определяет поведение государств в вопросах налоговой политики, поскольку в условиях международ­ного разделения труда и конкуренции европейская интеграция дает им серьезные экономические выгоды.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «налог» и назовите признаки, отли­чающие его от других видов обязательных платежей.

2. Какое место занимает закон в системе источников налогового права?

3. Что общего и особенного в правовом регулировании основных видов налогов?

4. Назовите основные виды налоговых правонарушений.

5. В чем состоит особенность правового регулирования налогов в государствах-членах ЕС?

1 См.: OJ. № L 225, 20 Aug. 1990. Р. 1.

2 Исследования, проведенные в 1990г., показали, что национальный налого­вый режим является важнейшим фактором принятия решений о размещении ин­вестиций. В случае создания производственного предприятия 48% опрошенных европейских бизнесменов назвали этот фактор как определяющий их выбор места инвестиций; в случае с финансовыми учреждениями значение налогового факто­ра достигает 78% (см.: Ruding's Committe Recommendations. Chapter 5. P. 22).

Глава 23. Правовые основы банковской деятельности

В зарубежных странах в вопросах кредитно-денежной политики ведущая роль отводится Центральному банку как основному госу­дарственному институту, способному во многом независимо от>.по­литической власти осуществлять свои функции. В любом государ­стве Центральный банк является государственным банком или бан­ком, обслуживающим государственную власть. Однако тесные свя­зи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является не­обходимым условием эффективности его деятельности по поддер­жанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая не­редко вступает в противоречие с краткосрочными целями прави­тельства.

§ 1. Банковская система: понятие и элементы

Прежде чем перейти к изучению Центрального банка как ос­новного элемента банковской системы, необходимо определить само понятие «банковская система» и ее элементы.

Традиционно под банковской системой понимают совокупность ее элементов или банков, которые представляют собой денеж­но-кредитные учреждения или организации, выполняющие депо­зитные, расчетные и кредитные операции. Однако это лишь одна характеристика банковской системы государства. В действительно­сти понятие «банковская система» помимо совокупности ее эле­ментов включает в себя также и взаимодействие составляющих ее элементов, которое выражается в первую очередь в возможности взаимозаменяемости элементов в случае недееспособности одного из них. Поскольку за банками закрепляются, как правило, сразу три основных функции: аккумулирование денежных средств, регу­лирование денежного оборота и посредническая функция, при ис­чезновении любого, в том числе и высшего, элемента банковской системы оставшиеся могут выполнять функции, прежде принадле­жавшие исчезнувшему элементу.

Правовое положение банка как элемента банковской системы определяется многими факторами, в частности:

— в зависимости от формы собственности банки бывают госу­дарственными, частными, смешанными;

— в зависимости от функционального назначения различают банки эмиссионные, депозитные, коммерческие;

— в зависимости от сферы обслуживания банки делятся на на­циональные, региональные, межрегиональные и международные;

— в зависимости от характера выполняемых операций выделяют

32 - 9677

498 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

банки универсальные (выполняющие весь набор банковских опера­ций) и специализированные.

При определении роли и места конкретного банка в банковской системе государства могут учитываться и иные, помимо перечис­ленных, критерии.

Практически во всех государствах законодательство устанавли­вает двухуровневую структуру банковской системы, где на вершине находится Центральный банк страны, а на втором уровне — иные банки, отвечающие требованиям, предъявленным национальным законодательством.

Так, в Великобритании сегодня второй уровень банковской сис­темы составляют депозитные банки, торговые банки, банки Содру­жества, иностранные банки, консорциальные банки, а из небанков­ских кредитных учреждений — страховые компании, учреждения, занимающиеся сберегательными операциями, финансовые компа­нии, строительные кооперативы и общества, пенсионные фонды, доверительные паевые фонды и др.

Основными элементами нижнего уровня банковской системы Франции являются депозитные банки, инвестиционные или дело­вые банки, банки среднесрочного и долгосрочного кредита.

В Германии на втором уровне осуществляют свою деятельность коммерческие банки, сберегательные банки и кассы, кредитные кооперативы, ипотечные банки, различные специализированные банки.

Банковская система Японии помимо Центрального банка — Банка Японии включает общенациональные частные банки, кре­дитные ассоциации, правительственные финансовые институты, филиалы иностранных банков.

Специфические особенности присуши банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской деклара­ции прав человека в частности закрепила, что «для обеспечения развития сбалансированной экономики и зашиты общества от экс­плуатации исламский закон запрещает... ростовщичество...». Ростов­щичество (получение ссудного процента «риба») в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и «друж­бы с врагами бога». II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцент­ной основе. В последнее время в мусульманских странах намети­лась тенденция не только к образованию специализированных ис­ламских банков, но и реорганизации деятельности обычных бан­ков, за исключением иностранных. Так, например, с 1 января 1981 г. все отделения государственных пакистанских банков наряду с обычными операциями стали оказывать банковские услуги право­верным мусульманам в соответствии с Шариатом. Но в ряде му­сульманских стран разрешено действовать и обычным банкам, од­нако выплаты по процентам могут запрещаться законом.

Как видно из вышесказанного, банковская система каждого го-

_____ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 499

сударства обладает присущими только ей особенностями, которые складываются под влиянием национальных традиций, историческо­го опыта, товарно-денежных отношений, политики.

§ 2. Центральный банк: правовой статус, структура, полномочия

Первоначально функции по обмену, сохранению, учету товар­ных денег выполняли храмы. Постепенно с развитием товарно-де­нежных отношений, появлением чеканной монеты отдельные де­нежные операции стали выполняться специальными финансовыми посредниками, деятельность которых строго регламентировалась и контролировалась государством. Так появились банки. В конце XIX — начале XX вв. в большинстве стран наиболее крупные бан­ки, пользовавшиеся всеобщим доверием, стали обслуживать прави­тельство, в результате чего они получили исключительное право на эмиссию и стати выполнять функции контроля и надзора за други­ми кредитными учреждениями. Первым центральным банком был Центральный банк Швеции — Риксбанк, основанный еще в 1668 г.

Банк Англии был основан в 1694 г. и выступал как частная ком­пания, хотя и являлся финансовым органом правительства. В 1718г. он начал контролировать эмиссию правительственных ценных бумаг, и в 1844г. в соответствии с Законом Пиля (Bane Charter Act of 1844) получил монопольное право банковской эмис­сии. Кроме того, исключительный статус Банка Англии определял­ся также тем, что в отличие от других банков мог объявить подпис­ку на акции для любого числа инвесторов, являлся кредитором в последней инстанции для всех иных банков и кредитных учреж­дений, которые взяли за правило хранить свои резервы в Банке Англии. В 1946г. Банк Англии был национализирован.

Во Франции первая попытка создания Центрального банка была предпринята еще в 1716 г., но позднее в результате резкого падения курса акций банк был объявлен банкротом. Вторая попытка была предпринята по инициативе первого консула — Наполеона. Так, в 1800 г. был основан Банк Франции как акционерное общество, частью акций которого владел сам Наполеон. Первоначально в со­ответствии с уставом эмиссионные полномочия Банка ограничива­лись лишь Парижем, а уже с 1848 г. Банк Франции получил право на эмиссию денежных знаков на всей территории Франции. Банк Франции был национализирован в 1945г.

Центральный банк Германии — Рейхсбанк был создан в 1876 г. с целью регулирования денежного обращения на территории страны. Первоначально Рейхсбанк не обладал исключительным правом бан­ковской эмиссии. До 1924 г. руководство Рейхсбанком осуществля­лось Рейхсканцлером. Закон 1924 г. признал Рейхсбанк независи­мым от правительства органом. В 1939г. Рейхсбанк был подчинен фюреру. В 1948г. в Западной Германии были созданы Банк немец­ких земель и Центратьные банки земель по примеру Федеральной Резервной Системы США. а в Восточной Германии — Немецкий

32'

 

500 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

Эмиссионный Банк и Немецкий Жиро Банк, которые после валют­ной реформы в июле 1948 г. были преобразованы в Немецкий Эмис­сионный банк, а в 1968 г. — в Государственный банк ГДР. В 1957 г в Западной Германии Банк немецких земель и Центральные банки земель в ходе слияния были реорганизованы в Немецкий Федераль­ный Банк.

Банк Японии был создан в 1882 г. и на сегодняшний день госу­дарству принадлежат 55% его акций.

В Италии функции Центрального банка — Банка Италии вы­полнял Итальянский национальный банк, созданный в 1893 г.

Федеральная Резервная Система США была учреждена Кон­грессом США в 1913г.

Одним из последних в Европе статус Центрального банка полу­чил Банк Испании, несмотря на свою двухсотлетнюю историю. Так, в 1782 г. был создан Банк де Сан Карлос, переименованный в 1856г. в Банк Испании. Банк Испании был национализирован в 1962г.

Правовой статус

Сегодня правовой статус Центрального банка закрепляется в первую очередь в конституции государства. Так, например, в Гер­мании ст. 88 Основного закона предусматривает создание валют-но-эмиссионного банка в качестве федерального банка, а также за­крепляет возможность передачи задач и полномочий федерального банка в рамках европейского союза Европейскому Центральному банку. Конституция Швейцарской конфедерации в ст. 99 учреждает Национальный швейцарский банк в качестве центрального незави­симого банка и наделяет его правом проводить денежную полити­ку, «служащую общим интересам страны».

Помимо конституций правовую основу деятельности Цен­тральных банков составляют специальные законы о Центральных банках и банковских системах государств. В Великобритании в 1999 г. был принят новый Билль о Банке Англии (Bank of England Bill's), закрепивший правовой статус Банка Англии, его функции и полномочия. Во Франции деятельность Банка регла­ментируется Законом № 73-7 от 3 января 1973 г. о Банке Франции и Декретом № 73-102 от 30 января 1973 г. о Банке Франции. В Германии 28 марта 2002 г. были внесены новые изменения в За­кон о Немецком Федеральном Банке от 26 июня 1957 г., вступив­шие в силу с 30 апреля 2002 г. Япония в настоящее время прово­дит банковскую реформу, а сегодня Банк Японии осуществляет свою деятельность на основании закона 1942 г. Правовые основы деятельности Федеральной Резервной Системы США содержатся в Законе о Федеральной Резервной Системе 1913 г. с последующи­ми изменениями, в Законе Хамфри-Хоккинса 1978 г. «О полной занятости и сбалансированном росте». Европейскому Центрально­му банку и Европейской Системе Центральных банков посвящен! положения раздела VII Договора о ЕС.

ены

J

Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 501

Регулирование деятельности Центрального банка является од­ним из аспектов взаимоотношений Центрального банка с органами государственной власти. Центральные банки в странах Европы соз­давались с целью установить контроль за кредитно-денежной поли­тикой, обеспечить стабильность цен. Позднее в большинстве стран стал устанавливаться контроль Центрального банка над экономи­кой страны, что привело к недовольству правительства. В середине XX в. многие банки, создававшиеся первоначально как частные, были национализированы, но уже в 80—90-х гг. произошел отказ-«т полного контроля правительства над Центральными банками, и принцип независимости Центральных банков стал одним из ос­новополагающих принципов стабильной экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.