Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая часть 1 страница. Раздел I. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации




 

Раздел I. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. В комментируемой статье закреплено важнейшее положение уголовно-исполнительной политики российского государства о направленности законодательства и практики его применения на решение задачи первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. При всех трудностях и недостатках воспитательного процесса, особенно в местах лишения свободы, достижение именно этой цели позволяет рассчитывать на долговременное и позитивное изменение поведения осужденного. Именно поэтому УИК РФ расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.

2. Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Если сравнить ч. 2 ст. 43 УК РФ, в которой определены цели наказания, и ч. 1 ст. 1 УИК РФ, то они в целом совпадают. В данном случае проявляется единство и взаимосвязь указанных отраслей законодательства, базовый характер уголовного законодательства, устанавливающий общность целей с уголовно-исполнительным правом.

3. Одна из основных задач этой отрасли права - исправление осужденных. Впервые это понятие, достаточно сложное с точки зрения его юридического оформления, закреплено в уголовно-исполнительном законе (ч. 1 ст. 9). Под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались в теории пенитенциарной педагогики. На указанном понятии базируются многие нормы УИК РФ, из них вытекают основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9), определение степени исправления осужденных (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 109, ч. 4 ст. 113 и др.).

4. Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охраны и надзора за осужденными - ч. 1 ст. 82, оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, мер поощрения и взыскания и т.д. - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы. Чем строже наказание, тем интенсивнее и разнообразнее такого рода меры, применяемые к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. Например, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных.

5. Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан. Однако в данном случае имеет место психологическое воздействие не только на неустойчивых, но и на правопослушных граждан, поскольку в их сознании таким образом реализуется социальная справедливость и формируется уважение к закону.

Предусмотренная ч. 2 ст. 43 УК РФ цель восстановления социальной справедливости перед уголовно-исполнительным законодательством не ставится, так как она уже достигнута в процессе назначения наказания.

6. Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем достижения поставленных перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ они сформулированы достаточно четко и конкретно. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права, включают в себя регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

7. Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в определении предмета правовой регламентации порядка и условий применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере. Указанная задача нашла свою реализацию во всех разделах и главах Особенной части УИК РФ.

8. Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона, а затем в определении правового механизма их реализации. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ закреплены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В Особенной части УИК РФ применительно к порядку и условиям исполнения и отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм реализации этих средств.

9. Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных выражается в определении общих требований и принципов правового статуса осужденных, детальной регламентации специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения реализации. В гл. 2 УИК РФ, посвященной правовому положению осужденных, определены основы их правового положения, основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания (см. комментарии к ст. 10-15).

10. Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Социальная адаптация этих лиц включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за этими лицами. Эта задача реализуется в гл. 22 УИК РФ путем регламентации помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания (см. комментарии к ст. 180-183).

 

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовно-исполнительного законодательства находится в ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Данная позиция является важной гарантией единства подхода государства к определению порядка и условий отбывания наказания. Она важна для выполнения Россией международных обязательств в сфере обращения с правонарушителями, реализовать которые значительно легче в условиях федерального регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.

Субъекты Федерации не вправе принимать законы, регламентирующие исполнение (отбывание) наказания, что не исключает их участия в регулировании отдельных правоотношений в случаях, прямо указанных в нормах УИК РФ.

2. Основным законодательным актом, регламентирующим исполнение (отбывание) наказания, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 8 января 1997 г. и введенный в действие с 1 июля1997 г. К уголовно-исполнительному законодательству следует отнести Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

Отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральных законах от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и от 4 июня 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

3. В ч. 2 ст. 2 УИК РФ определен предмет правового регулирования данной отрасли права. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний. Это сделано в УИК РФ, где в общей части регламентированы общие положения (гл. 1), правовое положение осужденных (гл. 2), учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (гл. 3).

Уголовно-исполнительное законодательство, и прежде всего УИК РФ, регламентирует исполнение всех перечисленных в ст. 44 видов наказаний: штрафа; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ; исправительных работ; ограничения по воинской службе; ограничения свободы; ареста, содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определенный срок; пожизненного лишения свободы; смертной казни.

Кроме исполнения (отбывания) наказаний, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует применение иных мер уголовно-правового характера. Это осуществление контроля за поведением лиц, осужденных условно (ст. 187-190), в меньшей степени урегулировано применение принудительных мер медицинского характера (ст. 18). Не нашло отражения в УИК РФ и других федеральных законах исполнение принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних осужденных, а также введенной Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" в качестве иной меры уголовно-правового характера конфискации имущества. Это является пробелом законодательства.

4. Уголовно-исполнительным законодательством регламентируется применение основных средств исправления осужденных. К их числу закон относит: режим и установленный порядок исполнения и отбывания наказания; воспитательную работу; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональную подготовку; общественное воздействие. Наиболее полно указанные средства исправительного воздействия регламентированы применительно к лишению свободы, ограничению свободы, исправительным работам, содержании в дисциплинарной воинской части и другим срочным наказаниям (см. комментарий к ст. 9 УИК РФ).

5. Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определен в большей степени в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Имеются такие нормы и в УИК РФ (см гл. 3).

6. Порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных частично регламентирован в ст. 23, 141-142 УИК РФ. Вместе с тем такое участие, в том числе в виде общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, нуждается в дополнительном регулировании. В 2004 г. проект федерального закона об осуществлении общественного контроля принят в первом чтении Государственной Думой РФ, но до настоящего времени в окончательной редакции не принят.

7. Порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам урегулирован в гл. 22 и 21 УИК РФ. Однако эти нормы устанавливают обязанности по оказанию помощи лишь для администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Оказание помощи освобожденным от отбывания наказания в трудовом и бытовом устройстве со стороны других государственных органов, организаций должно регулироваться отдельным федеральным законом, который до сих пор не принят.

Необходимо также принятие федерального закона, регулирующего порядок осуществления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

 

Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты

1. В комментируемой статье подтвержден известный правовой принцип о приоритете международных соглашений над национальным законодательством. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Именно в этом контексте следует понимать положения ч. 1 и 2 комментируемой статьи.

2. Международные договоры делятся на два вида: двухсторонние и многосторонние. Двухсторонние посвящены в основном урегулированию вопросов правовой помощи по уголовным делам либо передачи осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. В таких договорах имеются нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории России, либо об отдельных условиях исполнения наказания в отношении лиц, которые передаются в нашу страну для отбывания наказания.

Многосторонние договоры (соглашения, конвенции, пакты), как правило, заключаются в рамках международных универсальных (например, ООН), либо региональных (Совет Европы, СНГ) организаций. К числу таких договоров следует отнести Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 1984 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и т.п.

3. В ч. 3 комментируемой статьи презюмируются строгое соблюдение Российской Федерацией гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Указанные гарантии основаны на общепризнанных нормах и принципах международного права и закреплены как в общих (ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), так и специализированных международных актах. Для этой цели Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения или наказания предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.

Наиболее действенные гарантии против пыток закреплены в Европейских региональных международных актах. Так, в Европейской конвенции по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания установлено, что создается Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП).

Государства - участники Конвенции обеспечивают ЕКПП: доступом на свою территорию и правом передвижения без ограничений; полной информацией о местах содержания лишенных свободы лиц; неограниченным доступом в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничений; другой информацией, которой располагает государство - участник Конвенции и которая необходима ЕКПП для выполнения своих задач. При этом ЕКПП вправе беседовать с лицами, лишенными свободы, наедине, а также вступать в контакт с любым лицом, которое может представить ему соответствующую информацию.

4. Существует ряд международных актов, которые содержат как общеобязательные для государств принципы, общие положения, таки нормы-рекомендации, которые в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

В их число следует включить целый комплекс минимальных стандартов ООН: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.), а также Свод принципов защиты всех подверженных заключению или задержанию в какой бы то ни было форме (1989 г.) и т.д.

5. Особое место в числе международных актов занимают Европейские пенитенциарные правила, ранее они действовали в редакции от 12 февраля 1987 г. Кабинетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г. утверждена новая редакция Европейских пенитенциарных правил (долгое время она разрабатывалась Советом пенологического сотрудничества Европейского комитета по криминальным вопросам). Правила явились результатом согласования интересов государств, входящих в Совет Европы, базирующихся на значительных социальных переменах, произошедших в Европе за последние два десятилетия. Нормы правил в своем большинстве отражают условия отбывания наказания в западно-европейских странах, тем более актуальна их реализация в пенитенциарной системе России.

6. Степень обязательности Европейских пенитенциарных правил для государств Европы, в том числе для России, следует рассматривать через их взаимосвязь с другими европейскими конвенциями. В Правилах закреплен ряд норм, несоблюдение которых может быть квалифицировано как нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) Европейской конвенции по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Тогда указанные нарушения могут стать предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека, ЕКПП, руководящих органах Совета Европы. Механизмы, предусмотренные для устранения нарушений указанных выше конвенций, носят для государств-участников директивный или общеобязательный характер. Поэтому можно лишь отчасти говорить о рекомендательном характере конкретных предписаний Европейских пенитенциарных правил.

 

Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний

1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний основываются на нормах не только комментируемой статьи, но и нормах других статей УИК РФ. Необходимость принятия таких нормативных правовых актов объясняется, с одной стороны, нецелесообразностью регламентации в федеральном законе отношений организационно-технического характера. С другой стороны, принятие нормативных правовых актов, их изменение и дополнение является более гибким и оперативным, чем внесение соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

При этом надлежит соблюдать правило о том, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны быть основаны на федеральном законе, в данном случае на нормах УИК РФ.

2. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний подразделяются на следующие виды: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты.

Наибольший объем нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний принят Правительством РФ и министерствами, в ведении которых находятся учреждения и органы, исполняющие наказания. Это Министерство юстиции РФ и Министерство обороны РФ.

На необходимость принятия определенным субъектом нормативного правового акта нередко указано в нормах УИК РФ. Например, в ч. 3 ст. 99 УИК РФ требуется, чтобы минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливались постановлением Правительства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 5 УИК РФ Правила отбывания наказания осужденными военнослужащими принимаются Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В ч. 3 ст. 82 УИК установлено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

В тех случаях, когда нормы УИК РФ указывают на необходимость действия нормативного правового акта, но не указывают на субъект его принятия (ч. 4 ст. 82, ч. 3 ст. 83 и т.д.) вопрос решается в соответствии с нормами Конституции РФ, определяющими компетенцию и полномочия органов государственной власти. Аналогичным образом решается вопрос в тех случаях, когда в законе вообще отсутствует указание на нормативный правовой акт, а необходимость в его принятии имеется.

3. Нормативные правовые акты, поскольку они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат регистрации в Минюсте России. Кроме того, они подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие регистрации и опубликования в официальных источниках нормативные правовые акты юридической силы не имеют и применяться не могут. Контроль за тем, чтобы нормативными правовыми актами не были нарушены или ущемлены права и законные интересы граждан, отбывающих наказание, а также за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных нормативных правовых актов, осуществляет Минюст России.

4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти дополняют регулирование отношений в сфере исполнения (отбывания) наказаний, осуществляемое федеральными законами, прежде всего УИК РФ. В этом понимании все эти акты и законы составляют уголовно-исполнительное законодательство, трактуемое в теории уголовно-исполнительного права в широком смысле этого слова.

5. В числе важнейших нормативных правовых актов следует указать на Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302 и т.д.

 

Статья 5. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих

1. В соответствии с уголовным законодательством военнослужащим за совершение преступлений могут назначаться все виды уголовных наказаний, перечисленные в ст. 44 УК РФ, за исключением исправительных работ. Вместо исправительных работ, согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ, назначается ограничение по военной службе. Закон также исключает назначение обязательных работ и ограничения свободы к военнослужащим, проходящим службу по призыву.

Назначение военнослужащим отдельных наказаний влечет прекращение статуса военнослужащего и исключает сочетание военных и уголовно-исполнительных отношений. Это такие наказания, как ограничение свободы (может быть назначено военнослужащим, проходящим службу по контракту), лишение свободы и смертная казнь. Аналогичные последствия может повлечь назначение такого дополнительного наказания, как лишение осужденного военнослужащего воинского звания. Назначение иных уголовных наказаний не влечет безусловного увольнения осужденного военнослужащего с военной службы. Военнослужащий проходит военную службу в соответствии с военным законодательством и отбывает уголовное наказание согласно нормам уголовно-исполнительного законодательства.

2. Ранее действовавший УК РСФСР предусматривал применение одного связанного со службой уголовного наказания для военнослужащих - направление в дисциплинарный батальон, а также замену им исправительных работ содержанием на гауптвахте. УК РФ расширил перечень специально предусмотренных для указанных субъектов наказаний, включив в него ограничение по военной службе. Кроме того, законодатель изменил подход к регулированию порядка и условий исполнения (отбывания) воинских наказаний. Если ранее они регламентировались отдельным Положением о дисциплинарном батальоне и общевоинскими уставами Вооруженных Сил (в частности, приложением N 14 "О гауптвахте" Устава гарнизонной и караульной служб), то теперь порядок и условия исполнения (отбывания) воинских наказаний урегулированы в едином федеральном законодательном акте - Уголовно-исполнительном кодексе РФ (см. разд. V).

Наряду с действием норм Общей части УИК РФ законодатель установил специальное регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Оно касается трех наказаний - ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части. Причем если арест может применяться и к гражданским лицам, и к военнослужащим, то два остальных наказания являются специализированными, согласно ст. 51 и 55 УК РФ они могут применяться лишь в отношении военнослужащих.

3. Согласно ч. 1 ст. 5 УИК РФ исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих осуществляется в соответствии с нормами УИК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В качестве примера последних следует указать Положение о дисциплинарной воинской части, разработка которого в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" была возложена на Правительство РФ. Во исполнение законодательного предписания Правительство РФ постановлением от 4 июня 1997 г. N 669 утвердило упомянутое Положение и ввело его в действие с 1 июля 1997 г.

Кроме того, детализация процедуры исполнения наказаний в отношении военнослужащих осуществляется общими для военных субъектов всех министерств и ведомств федеральными Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми Минобороны России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Во исполнение требований ст. 5 УИК РФ приказом министра обороны от 29 июля 1997 г. N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих" утверждены указанные Правила и объявлено для руководства в войсках Положение о дисциплинарной воинской части. Правила имеют уголовно-исполнительный и военно-административный характер. Они детализируют общие положения, конкретизируют исполнение в отношении военнослужащих уголовных наказаний, связанных с дальнейшим состоянием осужденных на службе, регламентируют осуществление контроля за военнослужащими, осужденными условно.

Наличие указанных Правил не препятствует федеральным органам исполнительной власти, имеющим в своем составе воинские формирования, в соответствии со ст. 4 УИК РФ принимать ведомственные нормативные акты по вопросам исполнения наказаний.

4. При осуждении к уголовным наказаниям, исполняемым в условиях службы, военнослужащие не утрачивают своего правового статуса, однако имеются ограничения их правового положения, предусмотренные уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. На указанные категории военнослужащих распространяются порядок прохождения службы (воинский правопорядок), требования военного законодательства, в частности Законов РФ "О безопасности", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей", Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе"; "О статусе военнослужащих", общевоинских уставов, других специальных нормативных правовых актов военно-административного характера. Конкретизация правового статуса указанных отдельных категорий военнослужащих осуществляется в нормативных правовых актах Российской Федерации различного уровня, например: в Законах "О Государственной границе", "О пожарной безопасности", "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О Железнодорожных войсках Российской Федерации", "О внешней разведке", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и др.

5. Не признаются военнослужащими и не приговариваются к специальным наказаниям сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций и сторожевых подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана и другие представители военизированных формирований), члены казачьих обществ и др.

 

Статья 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

1. В ч. 1 ст. 6 УИК РФ определено, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории России. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами Федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК РФ), не могут применяться на его территории, как противоречащие п. "о" ст. 71 Конституции РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи впервые установлены правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени: исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Для определения условий действия закона во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия, а также придания ему обратной силы.

3. Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно которому законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поэтому в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 мая 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания Российской Федерации" федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем законе, определяющем порядок введения его в действие. Так, Закон "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что он вводится в действие с 1 июля 1997 г. (ст. 1). Одновременно в указанном Законе с учетом изменений, внесенных в 2001 г., предусмотрено, что положения Кодекса об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2004-2006 гг. В полном объеме УИК РФ должен был вступить в действие в 2006 г., однако до настоящего времени нормы, регламентирующие арест и ограничение свободы, не применяются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.